1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац пятый утратил силу с 1 января 2015 г.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. При этом нормами п. 1 ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12, по смыслу указанной нормы НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

При этом в Постановлении ВАС РФ указывается на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием.

Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, согласно выводам ФНС России, изложенным в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Аналогичные выводы содержатся также и в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также и выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается (Письмо Минфина России от 26 марта 2007 г. N 03-07-11/72). Кроме того, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (Письмо УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2010 г. N 16-15/43541). Также в связи с тем, что стоимость товаров (работ, услуг), реализованных на безвозмездной основе, не соответствует понятию «выручка», стоимость таких товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ не учитывается (Письмо Минфина России от 30 сентября 2013 г. N 03-07-15/40261).

Отметим, что Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопрос о том, включается ли выручка от осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, в выручку для целей применения ст. 145 НК РФ.

В таком случае можно обратить внимание на разъяснения Минфина России, изложенные в Письме от 20 сентября 2012 г. N 03-07-07/94. В нем Минфин России указал, что выручка от реализации земельного участка, не являющейся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ. Отметим, что реализация земельных участков входит в число операций, которые согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС. В связи с изложенным можно прийти к выводу, что выручка от реализации иных товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, также подлежит учету в целях применения ст. 145 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС не вправе пользоваться:

а) организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение 3

предшествующих последовательных календарных месяцев;

б) организации, указанные в ст. 145.1 НК РФ.

Подакцизными товарами, в частности, признаются:

этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком

виде) с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное

вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с Перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; табачная продукция; автомобили легковые;

мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); автомобильный бензин; дизельное топливо;

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин;

топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или)

вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Однако в данном случае следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О, в котором был сделан вывод, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров.

Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Также в силу п. 3 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ.

При толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право

на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Аналогичным подходом следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о продлении использования права на освобождение и необходимых документов (п. 4 ст. 145 НК РФ) (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

— соответствующее письменное уведомление;

— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации); — выписку из книги продаж;

— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Отметим, что Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 г., внес изменения в положения п. 6 ст. 145 НК РФ. Согласно им с 1 января 2015 г. отменяется требование о необходимости представлять в числе прочих копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы и уведомление представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли с «упрощенки» на общий режим налогообложения и собираются воспользоваться предусмотренным правом и получить освобождение от уплаты НДС, уже будучи на общем режиме, предоставляют в налоговую инспекцию выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Напомним: ее форма утверждена Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Для плательщиков единого сельхозналога форма книги утверждена Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 г. N 169н.

Пункт 7 ст. 145 НК РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 8 ст. 145 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинают использовать право на освобождение, предусмотренное данной статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Также хотелось бы обратить внимание на еще одну опасность, которая подстерегает налогоплательщиков, получивших освобождение. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик, пользующийся освобождением в соответствии со ст. 145 НК РФ, оформляет расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если же такой налогоплательщик, уступив просьбе покупателя, выделит в счете-фактуре НДС, этот налог придется перечислить в бюджет. Этого требует п. 5 ст. 173 НК РФ.

Если организация в такой ситуации откажется от уплаты НДС, ей грозит штраф. Согласно ст. 122 НК РФ налогоплательщик за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога будет оштрафован в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Но если нарушение совершено умышленно, штраф составит 40% от неуплаченных сумм налога.

НК РФ Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу О продлении сроков представления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март — май 2020 года, см. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.05.2020) (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)

  • Статья 346.11. Общие положения
  • Статья 346.12. Налогоплательщики
  • Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
  • Статья 346.14. Объекты налогообложения
  • Статья 346.15. Порядок определения доходов
  • Статья 346.16. Порядок определения расходов
  • Статья 346.17. Порядок признания доходов и расходов
  • Статья 346.18. Налоговая база
  • Статья 346.19. Налоговый период. Отчетный период
  • Статья 346.20. Налоговые ставки
  • Статья 346.21. Порядок исчисления и уплаты налога
  • Статья 346.22. Утратила силу
  • Статья 346.23. Налоговая декларация
  • Статья 346.24. Налоговый учет
  • Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
  • Статья 346.25.1. Утратила силу

Открыть полный текст документа

Начинающим предпринимателям. Как начать свое дело?

Предлагаю вашему вниманию серию из трех обзорных статей посвященных базовым налоговым аспектам начала вашего бизнеса.

Индивидуальный предприниматель. Основные понятия.

Итак, для начала давайте ответим на три основных вопроса и определимся с понятиями.

Кто такой индивидуальный предприниматель?

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальный предприниматель (предприниматель без образования юридического лица) — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а также частный нотариус либо адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

Индивидуальный предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе оказывать услуги, заниматься товарно-закупочной и иной деятельностью.

Что такое предпринимательская деятельность?

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.

Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск предполагает экономическую самостоятельность гражданина и тесно связанную с этим ответственность индивидуального предпринимателя за результаты своей деятельности.

Когда можно заниматься предпринимательской деятельностью?

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Дельный совет.

Начните с ознакомления с налоговым законодательством. А еще конкретнее, с Налогового кодекса РФ. Изучение данного законодательного документа, позволит вам правильно выбрать систему налогообложения, а налоговой инспекции определить перечень налогов, которые вам придется уплачивать (налоговые обязательства и налоговая отчетность).

Обратите внимание на следующие разделы НК РФ:
Раздел II Налогового кодекса РФ ознакомит вас с правами и обязанностями налогоплательщиков, представительством в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
раздел IV Налогового кодекса РФ с общими правилами исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
раздел VI Налогового кодекса РФ c налоговыми правонарушениями и ответственностью за их совершение.

Налоги ИП: как начислить и заплатить НДС

Индивидуальные предприниматели чаще всего освобождены от уплаты НДС. Но если бизнесмен использует общую систему налогообложения, выступает в роли налогового агента или выписывает счета-фактуры с выделением этого налога, то он должен исчислять налог на добавленную стоимость и правильно оформлять документы. Как это делать, можно узнать из этой статьи.

На вопрос, кто платит НДС, отвечает пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым любой предприниматель или организация обязаны при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. Таким образом, плательщиками этого налога являются как организации, так и индивидуальные предприниматели (статья 143 НК РФ).

Однако если ИП применяет льготный налоговый режим: УСН, ЕНВД или ПСН, то он не должен платить НДС. Кроме того, ИП может быть освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. Однако предприниматель на спецрежимах может выступать в роли налогового агента. Такие ситуации прямо регламентированы налоговым законодательством. Кроме того, начисление НДС осуществляют все лица, которые перемещают товары через государственную границу России. Такой НДС называют таможенным, и его обязаны оплачивать даже те ИП, которые применяют специальные режимы налогообложения.

Индивидуальные предприниматели уплачивают НДС по месту жительства, поскольку встают на учет в налоговых органах именно там. Сроки и порядок уплаты налога, а также представление налоговых деклараций для индивидуальных предпринимателей особенностей по сравнению с другими плательщиками не имеют.

Налог на добавленную стоимость у индивидуальных предпринимателей

Налог на добавленную стоимость фактически всегда включен в конечную цену товаров (работ, услуг), которую оплачивает покупатель. Поэтому налогоплательщики-ИП и организации получают право на вычет НДС, предъявленных им продавцами и оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), которые предназначены для осуществления хозяйственной деятельности и других операций, подлежащих по закону обложению НДС.

Вычет НДС фактически избавляет от двойного налогообложения, именно поэтому он не положен тем предпринимателям и организациям, которые сами не являются плательщиками этого налога. Для тех же ИП, которые имеют право на вычет НДС, основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению является такой документ, как счет-фактура. ИП с НДС обязаны составлять счет-фактуры, а также вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур и книги покупок и книги продаж на общих основаниях.

Копии этих документов направляются в орган ФНС вместе с налоговой декларацией. Если предприниматель не является плательщиком НДС, но выписал счет-фактуру своему контрагенту, то он должен обязательно заплатить налог, а также сдать отчет в ФНС. При этом право на вычет он не приобретает, а значит, фактически должен платить НДС дважды: в составе полученных от поставщика товаров или услуг и непосредственно в бюджет с выставленного счета-фактуры.

Ставка НДС у ИП

Основная ставка НДС, как у организаций, так и у ИП, составляет 18%. Однако Налоговым кодексом РФ предусмотрена пониженная ставка 10%, применяемая в отношении установленных законодательством видов товаров и услуг (например, детских товаров, медикаментов, продуктов питания, печатной продукции и транспортных услуг). Нулевая ставка НДС используется в основном при экспорте товаров или услуг. Учет НДС по ставке 0% имеет свои особенности и требует наличия пакета документов, регламентированных статьей 164 НК РФ.

Если за 3 календарных месяца сумма выручки (не дохода, а именно выручки) от реализации товаров (исключая подакцизные), работ или услуг в совокупности оказалась менее 2 млн рублей, то в силу статьи 145 НК РФ индивидуальный предприниматель может быть освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС, даже если он применяет общую систему налогообложения. При этом ему больше не нужно вести учет НДС, но и права выделять в счетах-фактурах налог он тоже лишается. Это, как правило, невыгодно тем предпринимателям, которые работают с ИП и организациями, уплачивающими НДС. Ведь таким образом все сделки происходят без права предоставления налогового вычета.

ИП — налоговые агенты

Индивидуальные предприниматели часто являются не только плательщиками НДС, но и налоговыми агентами. Налоговый агент — это предприниматель, на которого, в силу статьи 24 НК РФ, возложена обязанность по исчислению и удержанию у плательщика сумм налога и перечислению его в бюджетную систему РФ. ИП признается налоговым агентом, если он осуществляет следующие виды деятельности:

  1. Приобретает на территории России товары, работы или услуги у иностранных организаций или граждан, не являющихся налоговыми резидентами РФ и не состоящих на учете в органах ФНС.
  2. Выкупает или арендует на территории России имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления федерального имущества, а также муниципальное имущество.
  3. Выступает посредником нерезидента РФ при участии в расчетных операциях.

Предприниматели, признаваемые налоговыми агентами, обязаны вести учет НДС, а также осуществлять начисление НДС и его уплату в бюджет независимо от того, являются они сами налогоплательщиками или нет. Это значит, что ИП на спецрежимах и УСН обязаны сдавать налоговые декларации, если они являются налоговыми агентами, а также вести все положенные регистры учета.

НДС у ИП на УСН

Обычно ИП на УСН не платит НДС. Однако если индивидуальный предприниматель на «упрощенке» самостоятельно выставляет счета-фактуры с выделенным в них НДС, то налог подлежит уплате. Но бывают ситуации, при которых ИП на упрощенной системе налогообложения должен осуществлять начисление НДС по особым правилам. Это касается тех предпринимателей, которые работают по агентским договорам (договорам комиссии и поручения). Если предприниматель вступает в простое (инвестиционное) товарищество или заключает концессионное соглашение на доверительное управление имуществом и выступает в роли доверительного управляющего (концессионера), то он становится плательщиком НДС. Но такие правоотношения возможны только для ИП на «упрощенке», который имеет объект налогообложения «доходы минус расходы».

Право смены объекта налогообложения на УСН у предпринимателя есть один раз в год — с 1 января до 31 декабря отчетного периода. О переходе необходимо письменно известить территориальный орган ФНС. Надо помнить, что в такой ситуации предприниматель должен вести раздельный учет — налоговый и бухгалтерский (по концессионной и по своей деятельности). У ИП на «упрощенке» в результате совместной деятельности входной НДС не образуется, поэтому и права на вычет он не приобретает. При этом важно помнить, что предприниматели, которые применяют УСН и одновременно осуществляют деятельность по агентским соглашениям (договорам комиссии), не являются плательщиками НДС. Однако, начиная с 2014 года, они должны вести учет входящих и исходящих счетов-фактур, а также сдавать отчеты в ФНС.

Кто платит НДС с авансов

Индивидуальные предприниматели, которые являются налогоплательщиками НДС, в силу пункта 1 статьи 167 НК РФ, должны начислять налог с полученных авансов. Поэтому, если ИП получил предоплату по договору в счет будущей поставки, он должен начислить НДС. Налоговой базой в этом случае является сумма предоплаты, а начисление НДС происходит по расчетным ставкам 10/110 или 18/118 в зависимости от объекта налогообложения (реализуемого товара или услуги). Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 164 НК РФ.

Обязательным условием для такой операции является оформление авансового счета-фактуры. Сделать это поставщик обязан в течение 5 дней с даты поступления суммы аванса на счет в банке. Порядок выписки авансового счета-фактуры регулирует постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137.

Бывают ситуации, когда сделка отменяется и продавец должен вернуть полученный аванс покупателю. В этом случае он также должен сделать вычет НДС с авансов, которые были им возвращены. Для этого сторнируют НДС в книге покупок и обязательно отражают эту операцию в бухгалтерских проводках и налоговой декларации.

Важно отметить, что поскольку предоплата может быть получена в одном отчетном периоде, а основные операции по данной сделке пройти в другом, у ИП может измениться статус плательщика НДС. Например, он может перейти на УСН. В силу статьи 346.12 НК РФ, предприниматели на «упрощенке» не платят НДС. Поэтому если ИП-продавец начислил НДС с авансов, а затем перешел на льготный режим налогообложения, после чего произошла непосредственная реализация товара или услуги, то у него нет законных оснований для вычета уже уплаченного в бюджет НДС. Однако и обязанности произвести начисление НДС на сумму реализованных товаров и услуг тоже нет.

Декларация по НДС

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (КНД 1151001) утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@. Именно ее должны сдавать все ИП, которые являются плательщиками или налоговыми агентами. По нормам статьи 174 НК РФ все плательщики и налоговые агенты по НДС (в том числе ИП) обязаны представлять декларации только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Срок сдачи этого отчета — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если ИП опоздает со сдачей декларации более, чем на 10 дней, ФНС имеет право приостановить операции по его банковскому счету.

Индивидуальный предприниматель – НДС

Предприниматель – это такой правовой статус, при котором обычные граждане вправе вести коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли. Зачастую у бизнесменов возникает вопрос: Может ли работать ИП без НДС? Если нет, какие последствия влечет обязанность по начислению и уплате этого налога? Рассмотрим далее нормативные особенности.

В соответствии с п. 1 стат. 163 НК индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС наравне с обычными предприятиями. То есть налог на добавленную стоимость одинаково применяется как ИП, так и юрлицами при реализации товаров или услуг. К примеру, если себестоимость продукта равна 100 руб., при продаже необходимо накрутить сверху НДС по ставке в 18 или 10 % в зависимости от того, чем именно торгует (производит) предприниматель (стат. 164).

Налогообложение ИП с НДС зависит от того, на каком режиме находится бизнес. Некоторые специальные налоговые системы предоставляют предпринимателям возможность законно уменьшить фискальную нагрузку путем замены ряда налогов на уплату единого, взимаемого по ЕНВД, УСН, ЕСХН или патенту. Рассмотрим, платит ли ИП НДС при УСН или других спецрежимах налогообложения.

НДС у ИП при УСН

Согласно п. 3 стат. 346.11 все предприниматели, применяющие упрощенку, освобождаются от обязанности по уплате НДС. Это же касается и тех бизнесменов, которые работают на вмененке (п. 4 стат. 346.26), патенте (п. 11 стат. 346.43), сельхозналоге (п. 3 стат. 346.1). Однако данное утверждение верно в общих случаях, но некоторые отдельные ситуации предусматривают необходимость начисления и уплаты налога с добавленной стоимости даже и предпринимателями. В частности, НДС у ИП на упрощенке и других спецрежимах возникает при:

  • Импорте продукции.

  • Выставлении своим покупателям счет-фактуры с выделенной суммой налога.

  • Оплате арендных услуг владельцам муниципального или государственного имущества.

  • Совершении хозопераций по договорам совместной деятельности, простого товарищества, доверительного управления и другим по стат. 174.1.

  • В ряде других случаев согласно законодательным нормам.

НДС у ИП при ОСНО

При ведении коммерческой деятельности на общем режиме все предприниматели считаются плательщиками НДС. На практике это означает, что ИП придется выставлять счет-фактуры, заполнять декларацию и уплачивать в бюджет налог. При этом ОСНО автоматически возникает у тех ИП, которые не подали заявление о переходе на тот или иной спецрежим; утратили право для его использования или же ведут несколько видов деятельности, в том числе и на общей системе.

Освобождение от НДС ИП на ОСНО возможно в следующих ситуациях:

  • Если ИП осуществляет необлагаемые операции – декларация при этом сдается с формированием разд. 7.

  • Если ИП освобожден от обязанности расчета НДС по стат. 145 – отчетность предоставлять в ИФНС не требуется.

ИП на НДС – какие отчеты сдавать

Основным видом отчетности для ИП на НДС является налоговая декларация. Подается форма за налоговые периоды, которые установлены в один квартал (стат. 163). Способ представления – электронный. Срок подачи – 25-ое число следующего за отчетным месяца. Бывает ли декларация по НДС нулевая для ИП? Такое возможно, если предприниматель – плательщик НДС, но деятельность по каким-либо причинам не вел. В этом случае ИП обязан подать в контрольные органы отчетность по прибыли, а также налогу на добавленную стоимость, чтобы избежать штрафов за несдачу деклараций.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *