Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.

Для начала следует определиться, что индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Индивидуальный учебный план разрабатывается и реализуется в соответствии с ФГОС в пределах осваиваемой образовательной программы. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией.

Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «»Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Для каких категорий обучающихся разрабатывается индивидуальный учебный план?

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:

  • Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети с высокой успешностью освоения образовательной программы.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 42 Закона).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  • Обучающиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (ст. 58 Закона).

Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.

«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

  • Обучающиеся, которые занимаются по предпрофильной или углубленной программе.

Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе.

Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

Особенности перевода на ИУП

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение педагогического совета образовательной организации;
  • приказ руководителя образовательной организации;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.06.2017
  • Все консультации автора

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Что это такое

Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.

Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план.

Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП? только для конкретного ученика.

Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внешне УП и ИУП почти идентичны.

Слева — типичный школьный УП; справа — пример ИУП

Особенности ИУП

Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках ФГОС.

  • Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы, например, если в школе проходят информатику с 7 класса, то вы можете начать изучать её с 5-го.
  • Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов в неделю математика, четыре часа физика, два история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год английский по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.
  • Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок гуманитарий, вы вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.

<<Форма с консультацией>>

Кто может учиться по ИУП

На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти следующих случаях:

  • Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
  • Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
  • Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
  • Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.

Список не исчерпывающий — локальными актами школы могут быть предусмотрены и другие случаи.

Обучение по индивидуальному учебного плану следует отличать от обучения по адаптивной образовательной программе. Последняя предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, переход на неё осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обучающиеся по адаптивным программам не сдают итоговые аттестации и получают не аттестат, а справку об обучении. По ИУП осваиваются обычные программы, просто в своём темпе. Дети с ИУП сдают государственные аттестации на общих основаниях и могут в любой момент вернуться к обычному обучению.

Как составить

Универсального подхода не существует, однако, при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП ≠ рабочая программа.

Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели.

В ИУП обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана:

  1. Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  2. Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  3. Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  4. Изучение образовательной программы школы.
  5. Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.

На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.

Обучение в Домашней школе и Экстернате Фоксфорда избавляет от хлопот по составлению ИУП. Индивидуальные образовательные маршруты позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка.

Как оформить переход на ИУП

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего придётся поискать другую. Исключение: обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.

В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение):

  1. Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП.
  2. Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
  3. Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.

Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):

  1. Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
  2. Родители выбирают школу для прикрепления.
  3. Родители и школа заключают договор об аттестациях, неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.

Индивидуальный учебный план для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Индивидуальный учебный планов для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Пояснительная записка.

Обращение к вопросу обучения школьников, осваивающих основные образовательные программы по индивидуальному учебному плану не случайно и вызвано требованиями инновационного развития страны в целом, и модернизацией общего образования, в частности. Индивидуальный учебный план (далее –ИУП) является составной частью Основной образовательной программы соответствующего уровня образования и призван обеспечить развитие потенциала молодых талантов и мотивированных учащихся, а также учет индивидуальных особенностей образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель внедрения ИУП: создание образовательной среды, направленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в школе.

Задачи:

  • сохранение конкурентноспособности ОУ

  • более полное удовлетворение запросов обучающихся, их родителей

  • реализация компетентностного подхода к содержанию образования

  • расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между школьным и профессиональным образованием через заключение договоров с высшими и средне-специальными профессиональными заведениями

Нормативное обоснование организации обучения по индивидуальному учебному плану в общеобразовательной организации:

  1. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • п. 23 ст. 2: «индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»;

  • п. 3 ч. 1 ст. 34: обучающимся предоставляются академические права на «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами»;

  • п. 1–2 ч. 1 ст. 43: обучающиеся обязаны: «…выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы»;

  • ч. 6 ст. 59: «к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план».

  1. Анализ содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 19.3), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (п. 18.3.1), утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, показывает, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы; реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, детализирует и (или) конкретизирует отдельные позиции реализации основной образовательной программы посредством учебного плана, в т. ч. индивидуального учебного плана, в частности, в организационном, нормативном и содержательном аспектах. Так, например, в п. 5 настоящего Порядка сказано, что «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можем сделать вывод, что наряду с традиционным учебным планом, индивидуальный учебный план может стать активной формой организации образовательного процесса.

При разработке Положения об индивидуальном учебном плане необходимо учитывать нормы региональных и муниципальных правовых актов а также:

  • требования санитарных правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

  • порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015

Порядок формирования и утверждения индивидуального учебного плана

В п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплена дефиниция (краткое определение понятия) «индивидуальный учебный план». Рассмотрим порядок формирования и утверждения индивидуального учебного плана (далее – ИУП) обучающегося в общеобразовательной организации (далее – ОО).

Основанием формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО на основании заявления / заявки от родителей (законных представителей), как правило, педагогическим советом, закрепленное приказом по организации, например, «О формировании индивидуального учебного плана ОО на 20__ /20__ учебный год», издаваемого в январе – феврале текущего учебного года, т. е. в тот период / сроки, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации, а потому решается в каждом конкретном случае и в каждом отдельном ОО самостоятельно.

Обратим внимание на организационные процедуры, которые могут проводиться в ОО с участниками образовательных отношений при формировании ИУП:

  • анкетирование учащихся и (или) их родителей (законных представителей) по выявлению индивидуальных образовательных запросов

  • анализ полученной информацию в течение срока, установленного в ОО, по итогам которой заместитель руководителя ОО и (или) иное лицо, имеющее соответствующие полномочия готовит соответствующий документ (бланк заказа на ИУП);

  • проведение при необходимости консультаций для учащихся и (или) их родителей (законных представителей);

  • оформление учащимися и (или) родителями (законными представителями) необходимых документов, состав которых определяется ОО, например, бланк заказа на ИУП и (или) заявление и др.;

  • обсуждение и утверждение коллегиальным органом управления ОО проекта ИУП, представленного заместителем руководителя ОО и (или) иным лицом, имеющим соответствующие полномочия;

  • проведение работы по составлению расписания с учетом форм реализации ООП и ресурсных возможностей ОО.

Основания для обучения школьников по ИУП:

  • заявление/заявка родителей (законных представителей);

  • решение коллегиального органа управления ОО (педагогического совета);

  • приказ по ОО;

  • договор об образовании с указанием в обязательном порядке формы образования.

ИУП утверждается в срок до 1 сентября нового учебного года, а при необходимости в иные сроки, на основании решения коллегиального органа управления ОО после его обсуждения и, как правило, закрепляется в составе приказа по ОО «О внесении изменений в основную образовательную программу (соответствующего уровня общего образования) «. Обратим внимание на тот факт, что педагоги, которые будут работать с учащимися, осваивающими ООП по ИУП, разрабатывают рабочую(ие) программу(ы) учебного(ых) предмета(ов), курса(ов), модуля(ей) (дисциплин(ы)) в соответствии с положением о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) в ОО.

В ИУП могут быть внесены изменения и (или) дополнения, как в течение учебного года или в период, когда возникает такая необходимость. Но при этом они в обязательном порядке должны быть согласованы с заместителем руководителя ОО, курирующим данное направление и (или) иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, пройти соответствующие процедуры, предусмотренные локальным нормативным актом и закреплены соответствующим приказом по ОО.

Структура ИУП максимально близка к традиционному учебному плану. ИУП состоит из пояснительной записки и сетки часов.

Пояснительная записка состоит из 2-х разделов:

  • общие положения (в данном разделе прописываются общие подходы к разработке ИУП, нормативные основы его разработки, продолжительность учебного года, начало обучения, форма получения образования, формы освоения основной образовательной программы начального общего образования, формы промежуточной аттестации и др.);

  • индивидуальный учебный план учащегося (в нем прописывается подход к формированию содержания и его особенности, и т. п.).

Сетка часов ИУП представляет собой графическое отображение содержание образования конкретного учащегося посредством определения учебных предметов, курсов с конкретизацией часов на их изучение в том количестве, формах, которых им определены самостоятельно с целью удовлетворения запросов, а также формы промежуточной аттестации.

Внедрение новой модели (ИУП) позволит решить ряд проблем:

  • обеспечит построение индивидуальной траектории развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей;

  • увеличение мотивации изучения отдельных предметов;

  • повышение уровня «комфортности» у участников педагогического процесса;

  • возможность выбора учителя школьником;

  • решение проблемы перегрузки учащихся, понижение уровня школьной тревожности;

  • расширение возможности выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования;

  • рост успеваемости;

  • более успешное участие учащихся в олимпиадах различного уровня;

  • приобретение учащимися навыков проектирования, совершенствования умения планировать и организовывать свою учебную деятельность.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *