Что такое материальное право?

Понятие материальное право обозначает правовые нормы, благодаря которым обеспечивается воздействие государства на социальные отношения, а также их прямое и непосредственное регулирование. Нормы материального права служат для закрепления форм собственности, установления правового статуса граждан, определения структуры и порядка образования государственных органов, пределов ответственности за правовые нарушения и т. д.

Материальный вид права и применение его норм

Материальное вид права объединяет правовые отрасли и подотрасли, которые основываются на установке обязанностей и прав субъектов.

Применение норм материального права предполагает:

  • регулирование фактических связей, представляющих собой содержание процессуального права;
  • гарантирование прав и свобод человека;
  • поддержку правопорядка;
  • организацию общественных отношений;
  • защиту и регулирование прав.

Для норм материального права, в сравнении с процессуальными, характерна большая динамичность, их определяют материальные обстоятельства социальной жизни. Отмена этого вида правовых норм происходит в официальном порядке.

Предмет материального права

Нормы материального права обеспечивают правовое регулирование социальных отношений в материальном аспекте, тогда как процессуальные необходимы для регулировки социальных отношений, которые возникают в ходе реализации вышеуказанных прав.

Это особая группа правовых норм, за счет которой в государстве нормы материального права воплощаются в жизненные отношения. Применение норм материального права связано с областью процессуального права. У материального права есть специфические процессуальные формы. За счет процессуальных норм (институтов, подотраслей и отраслей) обеспечивается регулирование общественных отношений, которые возникают при реализации норм других отраслей права, определяются права и обязанности субъектов правовых отношений, устанавливается процедуры и порядок использования норм материального права. Посредством процессуального права в некотором смысле осуществляются нормы материального права. При этом состояние законности не обусловлено нормами материального права, значение процессуального права в данном случае весомее.

Функция норм материального права – регулирование уже существующих социальных отношений. Процессуальные нормы – специфическая форма существования материального права для обслуживания процессов действия норм материального права. Таким образом, взаимосвязь, дополнение и согласованность этих норм определяет законность и правопорядок в стране.

Объект и субъекты материального права

Объектом данного вида права являются разного рода отношения: семейные имущественные, трудовые и т. п. Их фактическим содержанием определяется объективная основа, согласно которой нормами материального права определяется комплекс прав и обязанностей участников.

Субъектами материального права выступают носители обязанностей и юридических прав, которые потенциально участвуют в этих правоотношениях.

Материальные правовые нормы выступают первичным регулятором социальных отношений и служат для закрепления обязанностей и прав правовых субъектов, на основании которых, в частности, разрешаются дела по существу.

Основы материального права

Нормы материального права напрямую регулируют социальные отношения и гарантируют реализацию правовых функций, служат для закрепления правового положения лиц и имущества, неимущественных отношений и отношений собственности, определения структуры, компетенции и порядка деятельности разных государственных учреждений и органов.

В материальном праве выделяют несколько специфических отраслей.

Конституционное

Основная функция – закрепление основ государственного конституционного строя, правовых статусов граждан, системы государственных органов и их полномочий. Главный нормативный акт – Конституция. В последнее время для этой отрасли характерно динамичное развитие, в связи с чем появились подотрасли: гуманитарное, парламентское и избирательное право.

Финансовое

Состоит из бюджетного, банковского и налогового права, служит для регулирования государственных доходов и расходов государства, регулируется Бюджетным и Налоговым кодексами.

Административное

Служит для регулирования социальных отношений, связанных с деятельностью исполнительных государственных органов, регулируется Кодексом об административных правонарушениях.

Гражданское

Служит для регулирования различных имущественных отношений и неимущественных прав (чести и достоинства граждан). Главным нормативным актом является Гражданский кодекс.

Подотрасли: патентное, авторское, жилищное (основной нормативный акт – Жилищный кодекс), семейное (главный нормативный акт – Семейный кодекс), торговое и наследственное право. Ряд ученых относит их к самостоятельным правовым отраслям.

Предпринимательское

Предпринимательское право – это комплекс норм для регулирования экономических рыночных отношений, в частности корпоративных (внутрифирменных) и отношений управления хозяйственным комплексом. Регулируется Законом об акционерных обществах и т. п.

Трудовое

Служит для регулирования социальных отношений, связанных с использованием наемного труда. Регулируется Трудовым кодексом.

Право социального обеспечения выделяется в отдельную подотрасль трудового права (главный нормативный акт – Закон о государственных пенсиях).

Природоресурсное

Служит для определения порядка владения и использования природных ресурсов: земли (главный нормативный акт – Земельный кодекс), недр (Закон о недрах), воздуха (Воздушный кодекс), воды {Водный кодекс), лесных богатствам (Лесной кодекс).

Экологическое

Служит для регулирования социальных отношений во взаимодействии социума и природы для ее сохранения и улучшения состояния окружающей среды. Нормативные акты: Земельный, Водный и Лесный кодексы.

Уголовное

Объединяет нормы для определения преступного характера деяний (общественно опасные деяния, разного рода преступления) и применение наказаний за их совершение. Регулируется Уголовным кодексом.

На данный момент происходит становление также административно-процессуального и конституционно-процессуального права.

Необходимое условие регулятивной функции и эффективности действия права – тесная взаимосвязь процессуального и материального видов права.

Материальные и процессуальные нормы права

Материальные и процессуальные нормы права — материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, а процессуальные нормы устанавливают правила реализации норм материального права.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права

Материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов права.

Материальные нормы отвечают на вопрос, что регулируют нормы права?

Пример материальных норм права

1) Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

3) Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации)

Процессуальные нормы права

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права.

Процессуальные нормы регулируют вопрос, «как реализуются нормы права?»

Примеры процессуальных норм права

1) Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) состоит из разделов:

Вопросы применения норм материального права

Вопросы применения норм процессуального права

Связаные темы

Процессуальное действие — предусмотренное нормами процессуального права действие, совершаемое участниками производства по делу.

Процессуальный срок — промежуток времени, установленный законом или назначенный судом для совершения определенных процессуальных действий.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Материальные и процессуальные нормы

В зависимости от содержания норм международного права и их функций их можно разделить на материальные нормы и процессуальные.

В материальных нормах воплощается содержание международного соглашения, они устанавливают права и обязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.

Процессуальные нормы, хотя и относятся к нормам вторичного порядка, играют первостепенную роль в обеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя механизм разработки материальных норм, их временную и пространственную сферы действия, порядок их изменения и прекращения и механизм обеспечения их выполнения взаимодействующими субъектами. Содержательно и структурно процессуальные нормы могут быть весьма широкими, представляя комплекс норм, регулирующих весь процесс правотворчества, начиная от разработки норм и кончая их реализацией, либо его отдельный этап (например, механизм обеспечения норм). В таком случае процессуальные нормы определяют содержание международного договора, аналогично материальным нормам, а самому договору придает процессуальный характер. К числу таких относятся: Венские конвенции 1969 г. и 1986 г., регламентирующие порядок разработки, исполнения и прекращения действия договоров; Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., устанавливающая виды и формы ответственности государств и международных организаций при причинении ущерба их космическими объектами другим государствам; Римский статут Международного уголовного суда 1998 г., регулирующий порядок формирования, компетенцию Суда, процедуру судебного разбирательства и обладающего юрисдикцией в отношении физических лиц, совершивших международные преступления.

Большой массив процессуальных норм составляют нормы, содержащиеся в документах международных организаций, регулирующих статус органов международных организаций, обладающих компетенцией в нормотворческой и правоприменительной сфере деятельности международной организации, обеспечивая ее функционирование как субъекта международного права. Однако большинство процессуальных норм имеет более узкое применение и сферу действия. Они закрепляются в нескольких заключительных статьях международного договора и регулируют вопросы, связанные со сроком действия договора, вступления его в силу, процедурой присоединения и денонсации договора. Целевая направленность процессуальных норм на регулирование процесса правотворчества и правоприменения определила их специфику. По сравнению с материальными нормами они отличаются высокой степенью диспозитивности, что объясняется схожестью их объекта регулирования с национальным правом, в компетенцию которого также входит регламентация процедуры разработки и особенно реализации норм международного права. Поэтому процессуальные нормы регулируют процесс нормотворчества лишь в общей форме, определяя условия, основные этапы, предлагая на выбор государствам перечень форм признания юридической силы договорных норм, способы разрешения споров, касающиеся их применения и толкования, виды и формы ответственности при их нарушении. Государство, руководствуясь указанными нормами, конкретизирует их содержание в национальном законодательстве (например, Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь») либо заключает договоры, устанавливающие конкретные формы ответственности за нарушение норм международного права (мирные договоры 1947 г.). Взаимозависимость процессуальных норм международного и внутреннего права подчеркивается в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой государство может признать недействительным международный договор, если «его согласие на обязательность для него или иного положения его внутреннего права касается компетенции заключения договора» (ст. 46).

Специфика проявляется и в режиме ответственности за несоблюдение процессуальных норм. Если нарушение материальных норм, особенно относящихся к категории международных преступлений, влечет применение санкций (принудительных мер) к государству-нарушителю вплоть до привлечения к уголовной ответственности физических лиц — исполнителей таких преступлений, то нарушение процессуальных норм согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. дает право заинтересованной стороне оспаривать действительность международного договора, например, если он заключен представителем государства, не имеющим таких полномочий (ст. 8).

Кроме того, к особенностям процессуальных норм относится их определяющее влияние на эффективность функционирования международного права. Поэтому усиление роли международного права как регулятора современных международных отношений сопровождается активной кодификацией процессуального права, осуществляемой как в рамках региональных, универсальных международных организаций, так и на международных конференциях. Примерами могут служить: Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г., Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств 2003 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. Вопросы процессуального характера находятся в центре внимания КМП ООН, завершившей в 2001 г. работу над Проектом статей об ответственности государств, в 2002 г. над Проектом статей о международной ответственности за трансграничный ущерб при правомерной деятельности.

Активная разработка процессуальных норм является хорошей юридической основой для формирования новой отрасли международного права — международного процессуального права.

В доктрине международного права получает признание классификация материальных и процессуальных норм в зависимости от функций, которые они выполняют. В рамках материальных норм выделяются определительные, компенсационные и охранительные нормы.

К определительным нормам относятся нормы, либо устанавливающие модели поведения, являющиеся основополагающими для всех субъектов международного права в любой сфере сотрудничества, либо регулирующие поведение субъектов в конкретной сфере сотрудничества. Исходя из общей характеристики определительных норм можно сделать вывод, что, во- первых, к ним относится абсолютное большинство материальных норм; во-вторых, важнейшую их категорию составляют принципы международного права как основные, так и отраслевые, являющиеся базовыми в конкретной сфере сотрудничества (например, принцип свободы открытого моря в международном морском праве).

Компенсационные нормы — это нормы, устанавливающие обязанность субъекта международного права возместить материальный ущерб, нанесенный применяемым им источником повышенной опасности другому субъекту. Такие нормы закреплены в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., причиненный в результате аварии на атомной станции либо транспортировкой ядерного топлива.

Охранительные нормы регулируют режим ответственности субъектов международного права в результате нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров или обычных норм международного права. Такие нормы в общей форме закреплены в таких универсальных конвенциях, как: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 235); 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (ст. 3). Они составляют содержание Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, подготовленного КМП ООН в 2001 г. Охранительные нормы в отличие от определительных и компенсационных имеют вспомогательный характер, так как вступают в действие только при нарушении первых. В то же время направленность на охрану международного правопорядка подчеркивает их значимость в системе международно-правового регулирования.

Классификация материальных норм

В зависимости от организационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:

— запретительные;

— обязывающие;

— уполномочивающие;

— программные;

— оперативные.

Запретительный, обязывающий либо уполномочивающий характер свойствен определительным нормам. Запретительные нормы содержатся, например, в принципах неприменения силы и угрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств, что следует из трактовки этих принципов Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (далее — Декларация о принципах международного права). Так, относительно принципов неприменения силы и угрозы силой указывается, что «они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных споров». Содержание принципа невмешательства раскрывается следующим образом «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние или внешние дела другого государства».

Термин «запрет» непосредственно используется в Женевских конвенциях о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., базирующихся на принципе гуманности — отраслевом принципе международного гуманитарного права. Так, ст. 3, идентичная по содержанию во всех четырех Женевских конвенциях, устанавливает: «…запрещается и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность;

б) взятие заложников;

в) посягательство на человеческое достоинство;

г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения».

Обязывающий характер носят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешения международных споров. В частности, последний излагается Декларацией о принципах международного права следующим образом: «Государства должны… стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров». Уполномочивающий характер носит принцип равноправия и самоопределения народов, который Декларацией о принципах международного права трактуется как право всех народов «свободно определять без вмешательства извне свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Определительные нормы по своему содержанию могут устанавливать цели и направления международного сотрудничества, т.е. квалифицироваться как нормы-программы. Как уже указывалось выше, все принципы международного права содержат программный элемент. Такие нормы могут закрепляться в международных соглашениях и в актах международных организаций. Так, очевидный программный характер носит Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Республики Армения о сотрудничестве в области образования от 26 мая 2001 г., в котором определяются принципы и конкретизируются направления сотрудничества в сфере образования. Так, в Соглашении предусматривается, что «стороны… будут развивать и поддерживать сотрудничество между соответствующими организациями и учреждениями обоих государств в области образования на основе принципов равноправия и взаимного уважения» (ст. 1) и далее в ст. 2 перечисляется, на каких направлениях сотрудничества они «сосредоточат свои усилия». К программным документам относится и Декларация тысячелетия ООН 2000 г., а также Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников Содружества Независимых Государств 1996 г.

Программные нормы могут регламентировать способ реализации иных определительных норм, содержащихся в международном договоре. Иллюстрацией может служить ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., устанавливающая, что «государства-участники обязуются… принять… меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав»1.

Более сложную структуру имеют оперативные нормы, которые включают все виды материальных норм. Их особенностью является то, что они действуют только в отношении конкретных субъектов и регулируют определенную сферу сотрудничества и рассчитаны на систематическое применение. Оперативные компенсационные и охранительные нормы начинают применяться между взаимодействующими субъектами только при наличии специальных юридических фактов. Компенсационные — при аварии источника повышенной опасности, охранительные — при нарушении международного обязательства.

В качестве примера оперативной охранительной нормы можно привести положение ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о свободной торговле 2003 г., касающееся недопущения реэкспорта товаров определенной категории. В ней закрепляется, что в случае несоблюдения указанного положения стороной государство, интересы которого нарушены, «вправе в одностороннем порядке вводить меры по регулированию вывоза таких товаров на территорию государства другой стороны, допустившей несогласованный реэкспорт».

Разновидностью оперативных норм являются унификационные нормы, целью которых является установление единообразного поведения субъектов в различных сферах сотрудничества. Унификадионные нормы, хотя и регулируют права и обязанности субъектов международного права, могут содержать предписания, ориентированные на применение физическими и юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией. Подобного рода унификационные нормы особенно характерны для нормотворческой деятельности Европейского Союза и будут рассмотрены далее.

Среди унификационных норм, адресованных только субъектам международного права, заслуживают внимания технические нормы, получившие распространение в связи с усилением научно-технического сотрудничества между государствами. Технические нормы (международные стандарты) — это юридические предписания научно-технического характера. Они широко применяются в практике некоторых специализированных международных организаций, таких, например, как: Международный Союз Электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Отличаясь упрощенной процедурой разработки и вступления в силу по сравнению с договорными нормами, они направлены на эффективное использование новейших достижений науки и техники с целью обеспечения предотвращения возможных негативных последствий их применения.

По содержанию технические нормы весьма разнообразны, что можно проиллюстрировать на примере технических норм, закрепляемых в Регламентах ИКАО. Согласно Конвенции о международной авиации 1944 г. ИКАО принимает и по мере необходимости изменяет международные стандарты, касающиеся:

а) систем связи и аэронавигационных средств, включая их земную маркировку;

б) характеристик аэропортов и посадочных площадок;

в) правил полетов и практику управления воздушным движением (ст. 37).

Классификация процессуальных норм

В рамках процессуальных норм выделяются согласительные и принудительные нормы.

Наиболее значимыми и сложными по составу являются согласительные нормы, регулирующие механизм применения мирных средств разрешения международных споров, к которым согласно Уставу ООН относятся переговоры, обследование посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбирательства, обращение к региональным органам или соглашениям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сторон (ст. 33).

Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мирных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу. Особая важность норм этой категории определяется тем, что они направлены на реализацию основополагающего принципа международного права — принципа мирного разрешения международных споров, поэтому как обязательный элемент содержатся во всех международных договорах, включая уставы международных организаций.

Традиционно согласительные нормы излагаются в договоре в следующей формулировке: «Споры относительно толкования и применения настоящего Договора подлежат разрешению путем консультации и переговоров между Договаривающимися сторонами» (ст. 17 Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г.). Согласительные нормы могут быть закреплены в специальной главе, если они регулируют механизм разрешения споров в полном объеме (например, глава XIV Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Среди согласительных процессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы. К организационным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международной конференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядок принятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоров либо сессий органов международных организаций. Такие нормы, в зависимости от объекта регулирования, содержатся либо в правилах, предварительно принимаемых государствами — инициаторами созыва международной конференции либо разработанных в рамках международной организации, созывающей международную конференцию (например, Правила процедуры для созыва международных конференций государств, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.), либо в уставах международных организаций или в специальном документе, регулирующем процедурные вопросы, связанные с деятельностью конкретного органа международной организации (Правила процедуры ГА ООН, Правила процедуры ЭКОСОС ООН). Из содержания организационных норм следует, что они играют важную роль в системе согласительных процессуальных норм, обеспечивающих функционирование механизма международно-правового регулирования.

Процедурные нормы — это разновидность согласительных норм. Процедурные нормы регулируют порядок формирования органов международных конференций и международных организаций, процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов. Они фиксируются так же, как и организационные нормы, в уставах международных организаций, правилах процедуры соответствующего органа, разработанных в рамках международных конференций и международных организаций. Процедурные нормы весьма схожи по юридической природе и функциям с организационными нормами (например, Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического Совета Содружества Независимых Государств 2002 г.; Правила процедуры и доказывания Международного уголовного суда 2000 г.).

Согласительные процессуальные нормы играют главенствующую роль в обеспечении правотворчества и правоприменения всех материальных норм, особенно определительных и компенсационных. Что касается охранительных норм, то для их реализации могут использоваться принудительные санкционные нормы. Их специфика заключается в том, что они применяются в случае необходимости, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательства, вытекающие из ответственности такого государства. Такого рода принудительные нормы содержатся в главе VII Устава ООН и регулируют механизм применения Советом Безопасности ООН принудительных мер (санкций) невоенного и военного характера по отношению к государству- агрессору, не выполняющему его резолюции о прекращении военных действий против другого государства. Значимость согласительных норм состоит в том, что они создают благоприятные условия для применения в дальнейшем согласительных мер.

64. Материально-правовые и коллизионные нормы

Нормы международного частного права подразделяются на:

– отсылочные (коллизионные);

– нормы прямого действия.

Нормы прямого действия делятся на:

– материально-правовые;

– процессуально-правовые.

Материально-правовые нормы – нормы, прямо и непосредственно регулирующие поведение субъектов МЧП, определяющие содержание их прав и обязанностей. Материально-правовые нормы содержатся в международных соглашениях, а также во внутреннем законодательстве, специально предназначенном для регулирования отношений с иностранным элементом. К таким нормам относятся нормы:

– регулирующие внешнеэкономическую деятельность;

– определяющие правовое положение различных обществ с иностранными инвестициями, учрежденных на территории России;

– касающиеся режима инвестиций. Инвестиционной деятельности на территории РФ;

– определяющие статус граждан в России за рубежом;

– определяющие права и обязанности иностранных граждан и организаций в сфере гражданского, семейного и трудового права.

Вышеуказанных нормы содержат прямое предписание, непосредственно определяющее права и обязанности участников правоотношений с иностранным или международным элементом.

Коллизионные нормы – нормы, указывающие право какого государства подлежит применению к данным отношениям.

Коллизионная норма состоит из объема и привязки. Объем указывает вид частного правоотношения с иностранным элементом, а привязка указывает на закон (правовую систему), которая подлежит применению к данному виду отношений. Международному частному праву известны несколько видов привязок:

1. Личный закон – привязка, применяемая для установления статуса сторон частного правоотношения:

– закон гражданства – применяется право государства, гражданином которого является участник частноправового отношения;

– закон местожительства – применяется право государства, на территории которого участник частноправового отношения проживает.

2. Личный закон для юридического лица или Закон национальности – указывает на принадлежность юридического лица к правовой системе определенного государства и соответственно на его государственную принадлежность. Национальность юридического лица определяется с помощью правил прикрепления;

– по закону местонахождения административного центра (Франция, ФРГ);

– по закону места осуществления основной деятельности (в развивающихся странах);

– по закону места учреждения, регистрации устава (РФ; США).

3. Закон местонахождения вещи – означает выбор права к вещным правоотношениям и предполагает применение права государства, на территории которого находится вещь.

4. Закон, избранный лицом, совершившим сделку – «автономия воли» означает применение права того государства, которое выберут сами стороны-участники частного правоотношения.

5. Закон места совершения акта – применению подлежит право государства, на территории которого совершен частноправовой акт. Выделяются также:

– Закон места совершения договора – применяется право государства, где заключен договор;

– Закон места исполнения договора – применяется право государства, где обязательство, вытекающее из договора подлежит исполнению;

– Закон места совершения брака – применяется право государства, на территории которого заключен брак;

– Закон места причинения вреда – применяется прав государства, на территории которого был причинен вред;

7. Закон места работы – применяется право страны, где осуществляется трудовая деятельность;

8. Закон флага – означает право государства, флаг которого несет судно;

9. Закон суда – к судебному разбирательству применяется право той страны, где рассматривается спор.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *