Л. Г. Соловьёв. Монахи. Не туда заехали. 1870

Знаменито это полотно
И написано так озорно
И весьма лукаво, иронично.
Соловьёв всё написал отлично!
Женщины в нём запечатлены,
И монахи, что вовлечены
В эту ситуацию в тумане.
На реке у женщин будто баня?
Держит вёсла инок молодой,
И его вид голых баб смущает.
Но не отвернулся пожилой
И с улыбкою на них взирает,
И от обнажённых тел он глаз,
Не смущаясь вовсе, не отводит.
Соловьёв ведёт рассказ для нас,
А была туманная погода,
Лодка у монахов приплыла
Не туда, куда троих дела
Плыть по речке в ней поторопили…
А картину все зовут «Приплыли»!
——
Лев Григорьевич Соловьёв прославился бы в веках своей остроумной художественной находкой, не расположи музейная администрация его картину рядом с работами Репина. Посетители, не давшие себе труда разобраться в авторстве полотна, приписали его создание Илье Ефимовичу, а заодно и сократили название произведения до лаконичного «Приплыли!».
——
Элла Бикеева: http://stihi.ru/avtor/elmira27
Конечно — не купанье «дивных Нимф»
В «лагуне счастья» с чудо — берегами …
Не так уж ярок красок колорит —
Пейзаж «Приплыли» (видно к «женской бане»)!
Случайно вряд ли лодку занесло,
Видать — один из инков слишком бойкий…
Он заприметил видимо давно,
Что нагишом здесь плещутся «девчонки».
И не смущает женщин взгляд мужчин …
Для них они — обычные монахи.
Во все века — ответ на всё один —
«Шерше ля фам» — и прочь гоните страхи!

Картина Репина «Приплыли» — наверное, слышали это выражение. На самом деле у Репина нет такой картины. Есть картина Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали» (1870-е гг), действительно очень смешная. Монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним, монахи и голые бабы застыли в полном изумлении, глядя друг на друга.
Лев Соловьев. «Монахи. Не туда заехали». 1870 е гг.

Лев Соловьев — воронежский художник 19-начала 20 в, не особо известный. Если бы не именитый мастер, которому приписали его работу, вряд ли бы шедевр с монахами был оценен по достоинству. Прославил Репин Соловьева, сам того не желая.
Похожая история была с картиной «Опять двойка», помните такую в школьных учебниках? Нарисовал её в 1952 г. Федор Решетников, крупный мастер соцреализма. А также автор разных подобстрастных картин про Сталина («Великая клятва» и проч.). Картина «Опять двойка» хороша, конечно, но вот её «оригинал» 19 века:
Дмитрий Жуков. «Провалился». 1895 г.

Сюжет почти тот же: расстроенная мать, преданный пёс, двойка. Только вот грустно всё тут. Мать — видимо, вдова, небогатая, подрабатывает шитьем. Отец смотрит на сына с портрета на стене… Дмитрий Жуков — тоже не очень известный художник 19 в.. И если б не Решетников, вряд ли б кто оценил всю гениальность сюжета с гимназистом-двоечником.
Вообще русская жанровая живопись ДО 1917 г., т.е. до эпохи тотальной цензуры — один сплошной шедевр. Так живописать жизнь и быт собственного народа, с таким юмором и меткостью — это уметь надо. Ниже — небольшая подборка картин старых мастеров.
Николай Неврев. «Купец-кутила».1867 г.
Шикарная картина. Забухал мужик, сигара, цепь золотая от часов, шампанского взял…

Владимир Маковский. «В швейцарской». 1893 г.
Насмотрелся дед за свою жизнь на таких кутил…

Василий Бакшеев. «За обедом. Неудачники». 1901 г.
Бедность, не повезло им (с отцом).

Фирс Журавлев. «Кредитор описывает имущество вдовы». 1862 г.
Кредитор смотрит свысока: «Допрыгались!». Хотя «прыгал»-то покойный.

Ниже — польская картина, ну не мог удержаться. Украина же кругом, бандеровцы 🙂
Каспер Желеховский. «Неумолимый кредитор. Сцена из галицийской жизни». 1890 г.
Другое название этой картины — «Экспроприация». Одолжил западенец у еврея, галицийская жесть.

Владимир Маковский. «Утомленный…Ею». 1899 г.
Девушка — украинка, судя по наряду. Чем она его утомила?

Александр Красносельский. «Покинутая». 1867 г.
На заднем плане, чуть слева от покинутой, из тумана виднеется верстовой столб, я правильно понимаю?
Николай Ярошенко. «Выгнали». 1883 г.
Прислуга, работала по дому, забеременела.
Молодые служанки, учителя в доме, старый сюжет, вполне интернациональный.
Феликс Шлезингер (Германия). «Поцелуй». 1910 г.
Николай Касаткин. «Кто?». 1897 г.
Родила! А муж на войне был. Процесс установления отцовства в разгаре.
В избе погром, конечно. Но мужик правильно ставит вопрос. Это вам не Гейропа какая-то.
Джон Генри Фредерик Бэкон (Англия). «Соперники». 1904 г.
Слева — Цискаридзе, вылитый.
Николай Пимоненко. «Соперницы». 1909 г.
Там соперники, тут — соперницы. Парень меркантильный, похоже. Выбрал ту, что с коровой.
Василий Пукирев. Прием приданого по росписи. 1873 г.
Картина про широту русской души. Прежде чем жениться — не забудьте пересчитать наволочки.
Хотя, конечно, корова и сундуки в женщине не главное. Главное — чтоб экономная была.
Сергей Грибков. «В лавке». 1882 г.
Молодая хозяйка, босая, симпатичная, грустно смотрит на драгоценности в лавке у еврея. Задумалась. Купила жратву — домой неси, не останавливайся!
Бережливость и аскетизм — это прекрасно для жены. А еще желательно, чтоб охраняла домашний очаг.
Василий Максимов. Кто там. 1879 г.
Ну а если вы жених с прицепом, чтоб вот такого тоже не было:
Фирс Журавлев. «Мачеха». 1874 г.
Ну а если без прицепа — надо цеплять!
Кирилл Лемах.»Новое знакомство». 1886 г.
Братья и сестры пришли знакомится с мелким. Очередным. Я насчитал пятерых (не считая новорожденного).
А теперь о грустном. Родить — полдела, особенно в России 19 века.
Николай Ярошенко. «Похороны первенца». 1893 г.
Это 1893 г. Средняя продолжительность жизни в Российском империи — 32 года. До 40% детей умирало, не дожив до трех лет.
Владимир Маковский. «За лекарством». 1884 г.
Ад русских больниц. Отец с сыном. Лекарство нужно ребенку, у которого перевязана рука.
Виктор Васнецов. «Взятие Карса». 1878 г.
Зато Карс наш! По случаю взятия Карса у турок трактир №31 украшают имперкой и неким сине-желто-красным флагом (княжества Молдавии и Валахии, видимо).
Армянский (ныне турецкий) город Карс, Молдавия, Валахия… Империя! И её братушки. Великий художник Константин Савицкий про эту войну сильную картину написал:
Константин Савицкий. «Проводы на войну».1878 г.
Призывники выписаны хорошо:
Завсегдатаи трактира №31 помянут их , если что.
Дети (если есть) вырастут как-нибудь.
Георгий Белащенко. «Первая папироса». Конец 19 в.
В школу пойдут.
Николай Богданов-Бельский. «У дверей школы». 1897 г.
А там и светлое будущее подоспеет. И живопись начнется совсем другая.
Самуил Адливанкин.»Девушка и красноармеец». 1920 г.
PS. Кому интересно, милости прошу в другие залы моей галереи русской (советской) живописи 🙂
Россия 19.в.: картины маслом.
Свинцовые мерзости дикой русской жизни…
Приколы соцреализма. Часть 1
Приколы соцреализма. Часть 2
Последний Гольштейн (династия Романовых в картинках)
История России в картинах польских художников

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *