Закон о трудовых выплатах устанавливает условия выплаты гражданам Российской Федерации. Право на такой вид гарантий имеют и государственные гражданские служащие, но только при соблюдении ими параметров, предусмотренных пенсионным законодательством.

Пенсии федеральным государственным служащим

Пенсионная выплата госслужащим представляет собой ежемесячную выплату государством при условии наличия у будущего пенсионера необходимого стажа госслужбы и достижения соответствующего возраста. Государственные служащие могут при этом быть муниципальными и федеральными. От такого статуса зависит размер получаемой выплаты.

Рассматриваемая категория граждан имеет право на следующие виды социальных доплат:

  • по старости;
  • пенсию по инвалидности;
  • по потере кормильца – социальная.

Но назначение социальной выплаты в этом случае имеет свои нюансы: статус служащего, срок службы, район выплаты и т. д.

Право на получение пенсии как государственный служащий

Закон о пенсионных выплатах госслужащим вступил в силу с 2002 года. Исходя из его положений, право на пенсию в качестве служащего имеют лица, со стажем в соответствующих органах более 15 лет либо на замещении подобной должности (не менее 12 месяцев).

При этом первая категория имеет право на получение денег по выслуге лет, а вторая – на трудовую выплату.

Условия назначения социальных гарантий федеральным государственным служащим определены статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Условия назначения

К условиям назначения трудовой части относятся следующие:

  • достижение возраста 56 и 61 год (по законодательству РФ возраст выхода на отдых прибавляется ежегодно на полгода, что позволит к 2026 году довести возраст выхода до 60 и 65 лет);
  • наличие стажа госслужбы – от 15 лет и более;
  • наличие стажа в органах, приравненных к статусу государственных – не менее 12 месяцев.

Это обобщенные положения назначения пенсий. Стоит учесть, что для разных видов доплат есть свои условия.

Днем назначения считается день, когда соответствующие органы приняли заявление от гражданина с полным списком необходимых документов:

  • трудовая книжка;
  • паспорт.

Если оформляются документы по выслуге лет, то список следующий:

  • трудовая книжка – заполненная полностью;
  • приказ об увольнении – возможна копия;
  • справка о заработной плате за полный предыдущий год;
  • копии пенсионного удостоверения и справки о размере пенсии;
  • копия военного билета;
  • реквизиты счета в банке, куда будет поступать ежемесячное пособие.

Прочие документы могут быть запрошены сотрудниками Пенсионного фонда.

Возраст выхода на пенсию

Возраст выплаты социальных гарантий у госслужащих несколько иной чем у прочих категорий граждан. По Указу Президента РФ с 2018 года осуществляется постепенное повышение возраста, что способствует к 2026 году установлению границ в 60 лет у женщин и 65 лету мужчин.

Виды пенсий государственных служащих

Существуют разные виды соцгарантий для госслужащих. Одни из них гарантированы государством, а другие служащий может заработать, исходя из стажа.

Пенсия за выслугу лет

Право на оплату выслуги лет имеют госслужащие, которые имеют стаж на соответствующих должностях не менее 16 лет, либо служащие, уволенные по основаниям главы 6 статьи 33 закона «О государственной гражданской службе в РФ»:

  • по соглашению сторон;
  • по истечению срока действия;
  • при отказе служащего переводиться на иную замещающую должность или в иное место службы;
  • при обстоятельствах, не зависящих от воли служащего и работодателя;
  • смена гражданства.

Отдельным замечанием является то, что даже если служащий уволен за нарушение контрактных пунктов или за нарушение дисциплины, он все равно имеет право на доплату по выслуге лет при достижении временных порогов. Также отметим, что планируется увеличение срока выслуги до 20 лет, а затем и до 25 лет (по аналогии с военными пенсионерами).

Пенсия военнослужащих в 2019 году

Доплата за выслугу лет причисляется к обычной трудовой доле и выплачивается совокупно с ней. Однако, если сотрудник продолжает проходить госслужбу или замещать госдолжность, то соцвыплата не назначается. При этом гражданин мог ранее получать ее, но если он снова устроился и официально оформился, то переводы прекращаются.

Главным поводом для выплаты за выслугу лет является выплата трудовой пенсии. Без нее награда за отслуженные года невозможна.

С 2018 года пенсионер имеет право на доплаты за выслугу лет, на ежемесячное пожизненное содержание, на материальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.

При этом оплата выслуги – обязательна, а вот остальные доплаты пенсионер выбирает самостоятельно.

Пенсия госслужащих по старости

Этот вид соцгарантий назначается каждому гражданину России. Это гарантированная выплата небольшого размера, которую получает пенсионер, достигший соответствующего возраста. Для госслужащих по состоянию на 2019 год это 56 и 61 год.

Страховая пенсия госслужащих

Это часть, которая может устанавливаться к соцгарантии по старости или по выслуге лет. Это возможно если стаж на службе составил более 15 лет. При этом если пенсионер является работающим, то доля страховой части может возрастать благодаря индивидуальным пенсионным коэффициентам.

Это баллы, назначаемые исходя из стажа работы и размера заработной платы.

Сегодня они составляют примерно 1 балл за 10 тыс. руб. зарплаты.

Все что нужно знать про пенсионные баллы.

Если гражданин получает 30 тыс. руб., то за год он накопит 3 балла. Ежегодно количество баллов, необходимых для получения начислений растет, пока не составит 15.

Пенсия по инвалидности

Гарантия по инвалидности начисляется только по результатам медицинской комиссии, которая присуждает госслужащему ту или иную степень. При этом группа инвалидности имеет значение только в случае, если человек становится нетрудоспособным.

Размер пенсии государственных служащих

Размер оплаты госслужащих, несмотря на их федеральный статус имеет различное значение в регионах. Расчет производится одинаково, однако существуют увеличивающие коэффициенты.

Правила расчета и пример

Расчет производится с учетом всех видов доплат, предназначенных для госслужащих. Базой является среднее значение, рассчитываемое исходя из размера заработной платы государственного служащего за последний год.

Для расчета также важны:

  • 45% заработка – это база расчета. Из нее вычитаются страховые выплаты;
  • выработка лет после минимальной выслуги;
  • 3% от усредненной зарплаты за каждые вне срока отработанный год;
  • доплаты от региональных властей.

Расчет будет выглядеть следующим образом:

Госпенсия = (Средняя оплата труда *45% – (соцвыплаты, фиксированная государственная часть, соцпособие по инвалидности)) + средняя заработная плата * 3% * стаж и срок службы сверх выслуги.

Произведем расчет пенсии госслужащего с заработной платой в 42 тыс. руб. Инвалида II группы с соцпособием 8700 руб. и фиксированной госвыплатой в 4300 руб.). Отработка после выслуги 2 года.

ГП = (42000 *0,45 – (8700+4300)+(42000*3%)*2 = 17020 руб.

Соцгарантия составит 17020 руб. С учетом всех надбавок суммарный размер государственных и страховых выплат не может превышать 75% средней зарплаты чиновника.

42000*75%= 31500 руб.

Рассчитанная величина не превышает это значение. При этом к ней могут быть установлены добавки.

Индексация пенсии

Индексация госслужащим, в отличие от прочих категорий граждан производится не ежегодно. Последняя индексация проведена в 2018 году, когда пенсии возросли на 4%. Индексация коснулась оклада госслужащих.

С 2014 года в стране действует мораторий на индексацию пенсий, поэтому увеличение производится редко. Именно поэтому в новостных изданиях появились сведения об увеличении окладов в 2019 году на 38%. Соответственно проиндексируются и пенсии.

В январе 2019 года была проиндексирована выплата по возрасту на 3,7%, а значит ждать значительного повышения размера пособия в 2019 году не стоит. В среднем возможно увеличение на 1000 руб.

Доплаты к пенсии федеральным государственным служащим

Доплаты к федеральному значению зависят от региона:

  • Хабаровск и Приморье: до 95% денежного содержания госслужащего плюс северный коэффициент.
  • Калининградская область: доплата в 25% при превышении выслуги лет.
  • Тамбовская область: 15% доплат при превышении выслуги на 5 лет и далее – увеличение доплат на 3% за каждый год.
  • Камчатка: в оплаты включается материальная помощь, отпускные, различные премии.
  • Магадан: учитывается районный коэффициент. При этом размер в отличие от большинства регионов России может достигать 75% от оклада, если гражданин превысил выработку на 10 лет.
  • Ивановская область: доплата может составлять 35%, если гражданин превысил выслугу на 12 лет.
  • Белгородская область: сама выплата может достигать 80% от оклада, но есть ограничения исходя из размера заработной платы.

Доплаты зависят от региона: есть области, где необходима прибавка северного коэффициента, есть районы, доплачивающие к рассчитанной сумме 35-40% от оклада и т. д.

Таким образом, оплата по возрасту служащим представляет собой вид социальной гарантии. Однако в отличие от обычных граждан, госслужащие могут существенно влиять на ее размер. Законодательство позволяет получать массу доплат, а также большой бонус за превышение выработки.

Пенсия госслужащим и муниципальным служащим с 2020 года и надбавка за выслугу лет

Реформирование системы пенсионного обеспечения российских чиновников началось еще в 2017. Сейчас длится переходный период, во время которого постепенно растет возрастной порог и требования относительно стажа претендентов на содержание. Предусмотрены особые правила, согласно которым осуществляется доплата к пенсии госслужащим. Возрастание начислений происходит за счет плановых ежегодных индексаций.

Кто считается государственным служащим

Определение понятия содержится в ст. 10 закона №58-ФЗ. Главным критерием выступает факт совершения государственной профессиональной деятельности. К этой категории относятся субъекты федерального уровня, а также лица, занятые в муниципальных и региональных структурах. Соответственно материальное обеспечение кадров осуществляется из государственной казны или бюджета региона.

Нанимателем в этих отношениях признается государство Российская Федерация или определенный регион РФ. Закон определяет порядок приема на работу и увольнения, оплаты труда и особенности финансирования пенсионеров из числа бывших чиновников.

Виды пенсионных платежей

В России существуют несколько типов пенсионного содержания — страховое, накопительное и по гособеспечению. Финансирование пенсионера-госслужащего зависит от многих факторов. Главными критериями выступают продолжительность работы в госструктурах и других образованиях, вид профессиональной деятельности. Служащий после завершения карьеры может претендовать на получение пенсионного начисления:

  • по выслуге лет;
  • страхового.

Важно! Обеспечение в связи с выслугой назначают при условии наличия минимально необходимого стажа госслужбы и при достижении установленного возраста. Начиная с 2017, эти показатели постепенно увеличиваются.

Страховое довольствие чиновник вправе получать, если в его трудовой истории существовали периоды работы в негосударственных структурах. В течение этого времени работодатель был обязан перечислять за нанятого работника страховые взносы. Именно за счет этих отчислений формируется страховое пенсионное обеспечение, которое выплачивается ПФР.

Пенсия по госслужбе начисляется с фонда нанимателя. Федеральным сотрудникам средства выделяются из госбюджета, а тем, кто служит в учреждениях субъектов РФ, положено региональное финансирование. Согласно ст. 10 закона №58-ФЗ в отдельных случаях вознаграждение местным чиновникам может выплачиваться и с федеральных фондов.

Как рассчитывают сумму

Расчеты размера платежей осуществляются исходя из значения среднего заработка лица. СЗ в свою очередь определяется за последний год, предшествующий выходу на заслуженный отдых или появлению законного на это права. Учитывают все возможные выплаты — премии, поощрения, должностной оклад, довольствия и надбавки за ранги, звания. В расчетный период не включают время отпуска за свой счет, отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком, а также пребывание на лечении.

Важно! Минимальный размер регулярных компенсаций пенсионерам-служащим не может быть меньше 45% средней заработной платы. Существует также максимально допустимый объем выплат — 75% от средней заработанной суммы за последние 12 месяцев.

Что нового в 2020

В текущем году продолжают меняться требования к спецстажу и возрасту потенциальных пенсионеров. До 2016 завершить работу и в дальнейшем получать материальную поддержку разрешалось при 15-летнем рабочем опыте. С 2017 порог требуемого стажа поднимают на 6 месяцев ежегодно. Оформить содержание в 2020 разрешено при 16,5-летней продолжительности профессиональной активности. До 2026 это значение вырастет до 20 лет.

Реформа затронула и требования к возрасту, с достижением которого обращаются за выплатами. Возрастание началось 2 года назад и продлится до 2034. Сначала темпы добавления составят 6 месяцев, а с 2021 — 12 месяцев в год. В конечном итоге для женщин к 2034 установят пенсионный возраст — 63 года, а для мужчин он до 2028 составит 65 лет. Возраст выхода на пенсию госслужащих в 2020 выглядит следующим образом:

  • сотрудники-мужчины — 61 год;
  • служащие женского пола — 56 лет.

Доплаты и надбавки

Повышение пенсионных выплат происходит за счет предусмотренных законодательством доплат. Надбавка к пенсии госслужащим зависит от наработанного спецстажа. Рост финансирования может быть вызван:

  • регулярной индексацией по указанию центральных органов власти;
  • продолжением службы после оформления содержания;
  • увеличение компенсаций в связи с инвалидностью, почтенным возрастом и др.

В 2020 для лиц, отработавших 17 лет и более в государственных или региональных структурах, предусмотрена возможность получить доплату. За каждый сверхнормативный годовой период труда добавляют 3% от основной суммы.

Вопрос:

Вправе ли пенсионер-госслужащий претендовать сразу на два вида пенсионных платежей — страхового и по выслуге?

Ответ:

По общему праву гражданин должен выбрать только один тип будущего содержания. Однако если лицо решило оформить начисления по выслуге, то можно рассчитывать на доплаты при наличии общестрахового стажа. В некоторых регионах РФ закреплен противоположный принцип — при выборе страховой пенсии доплачивают компенсации за спецстаж.

На что обратить внимание

Выплаты по выслуге возможны только в том случае, если заявитель перед обращением за компенсацией непрерывно работал в сфере государственной службы в течение 12-месячного срока. Это условие действует для работающих в федеральных госорганах. Исключение из правила составляют субъекты, которых уволили в связи с ликвидацией юрлица или по сокращению штата. Если же речь идет о чиновниках Госдумы и Совета Федерации, минимальный непрерывный стаж этих субъектов для назначения пенсии должен составлять не менее 36 месяцев.

Читайте также: Прибавка к пенсии ветеранам труда в 2020 году

Индексация

Увеличение объемов пенсионного обеспечения производится с целью приведения получаемых гражданами сумм в соответствие с ростом цен на товары и услуги. В 2020 произошло повышенное индексирование страховых и социальных выплат. Индекс роста составил 7% и 2% соответственно. Что касается пенсионеров-чиновников, им также следует ожидать улучшений.

13.03.2020 утверждено распоряжение Правительства РФ №415-р. Процент, на который планируется увеличить месячные платежи, составляет 4,3%. Этот показатель устанавливается исходя из уровня инфляции. Планируемое повышение коснется федеральных гражданских государственных служащих. Ощутить последствия принятых актов можно будет уже с 01.10.2020.

Получателям страховых выплат

Работающим пенсионером пенсии не индексируют. Однако они вправе получать ежегодные доплаты за счет перечисления накопленных баллов. Максимальная прибавка равна суммарной стоимости 3 ИПБ. Учитывается цена балла на момент обращения за содержанием. Поэтому чем быстрее человек оформляет выплаты, тем меньше дополнительных денег ему выделяют. Регулярная корректировка проходит в августе.

Граждане, занятые на государственной службе и обладающие необходимым стажем, вправе оформить содержание по выслуге лет. Если сотрудник также работал в негосударственных организациях, он может претендовать на обеспечение за счет взносов по ОПС. С 01.10.2020 будет проведена индексация платежей для пенсионеров-служащих. Выплаты увеличат на 4,3%.

Достойная старость: какую пенсию получат высшие российские чиновники

Формально на премьерскую надбавку могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Право на максимальную премьерскую доплату (427 500 руб.) есть у Примакова и Степашина: первый возглавляет совет директоров коммерческой компании ОАО «РТИ», общий стаж замещения им госдолжностей близок к десяти годам; второй — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия развитию ЖКХ. Степашин исполняет свои обязанности на общественных началах, ни госслужащим, ни лицом, замещающим госдолжность, не является, сказал РБК представитель фонда. Получает ли Степашин премьерскую пенсию, собеседник уточнить не смог. Комментария представителя Примакова получить не удалось. Оба имеют право на премьерскую доплату, подтверждает источник РБК.

Максимальная премьерская выплата будет полагаться и возглавлявшему правительство почти четыре года Михаилу Касьянову. Это подтвердил РБК и сам политик. «Но не думаю, что Путин когда-нибудь позволит мне получать такую пенсию», — говорит Касьянов. Он не исключает, что будет найден какой-нибудь предлог, чтобы лишить его выплат. В похожей ситуации в 2003 году оказался экс-председатель Центробанка Виктор Геращенко, напомнил политик. Президент Путин своим распоряжением поручил ЦБ установить выплаты для бывшего председателя, но особенности формулировки документа позволили руководству органа отказать Геращенко, сообщал «Коммерсантъ».

Президенты России — не чета Горбачеву

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам РБК, эта доля превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Закон о гарантиях экс-президенту России не распространяется на президента СССР Михаила Горбачева. Документ о социальных гарантиях Горбачеву РБК обнаружить не удалось.

Министром лучше работать долго

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 тыс. руб., с 1 сентября этого года — до 420 тыс. руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17–18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55–75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.

После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 тыс. до 90 тыс. руб.

«Мне еще далеко до пенсии, и я еще не интересовался этим вопросом», — говорит РБК 54-летний Борис Немцов, дослужившийся до первого вице-премьера. Немцов предполагает, что стаж госдолжностей (шесть лет, не считая губернаторства) позволяет рассчитывать на 75% от денежного вознаграждения нынешнего первого зампреда правительства (сейчас около 62 тыс. руб., с 1 сентября — чуть больше 97 тыс. руб.).

Парламентское неравенство

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 тыс. руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 тыс. руб.

Парламентарии, проработавшие меньше года, на доплату к пенсии претендовать не смогут. В то же время на максимальную депутатскую пенсию может рассчитывать изгнанный из Госдумы по обвинению в ведении бизнеса бывший «эсэр» Геннадий Гудков — закон лишает права на доплату только осужденных судом.

Сейчас доплаты к пенсиям, положенные лицам, замещавшим госдолжности, из федерального бюджета получают 235 человек, сообщили РБК в пресс-службе Минтруда. Это малочисленная, но растущая категория пенсионеров, отмечает собеседник, близкий к ПФР. Убывающая группа — бывшие советские функционеры. Сейчас таких «персональных пенсионеров» 199, сказано в ответе Минтруда на запрос РБК. Сколько бюджет тратит на пособия бывшим должностным лицам России, СССР и РСФСР, министерство не сообщило. В бюджетных проектировках на 2015–2017 годы нужные средства предусмотрены, говорил ранее РБК представитель Минфина, объясняя, почему данная строка с годами увеличивается.

Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Для расчетов РБК использованы следующие документы: указ президента РФ от 16 августа 1995 года №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим госдолжности…»; постановление правительства РФ от 11 ноября 1999 года №1233; постановление правительства РФ от 10 июля 2014 года №635; федеральный закон от 12 февраля 2001 года №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изменениями и дополнениями); федеральный закон от 8 мая 1994 года №3-ФЗ (ред. от 28.06.14) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2010, N 7

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) государственного служащего зависит сумма ежемесячной надбавки к его должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. В статье автор рассмотрит порядок определения стажа гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Государственная служба Российской Федерации объединяет 3 вида государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба <1>. Государственная гражданская служба, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации <2> (см. таблицу 1).

<2> Части 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ.

Таблица 1

Государственная служба Российской Федерации

Государственная гражданская служба

Военная служба

Правоохранительная
служба

Федеральная

Субъекта Российской
Федерации

Для чего нужен стаж?

Стаж государственной гражданской службы необходим:

— для замещения определенных групп должностей гражданской службы;

— для начисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

— для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

— для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Для замещения определенных групп должностей гражданской службы необходимо иметь соответствующий стаж государственной гражданской службы, государственной службы иных видов или стаж работы по специальности. Требования, предъявляемые к стажу, установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 N 1131.

Должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. В таблице 2 приведены требования к стажу для каждой группы должностей.

Таблица 2

Требования
к стажу <3>

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Требования к стажу
государственной
гражданской службы
(государственной
службы иных видов)

Не менее
6 лет

Не менее
4 лет

Не менее
2 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования к стажу
работы по
специальности

Не менее
7 лет

Не менее
5 лет

Не менее
4 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

<3> Пункт 1 Указа Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации <4>.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе.

Государственным гражданским служащим, имеющим определенный стаж гражданской службы, устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе <5> от 10 до 30 процентов (см. таблицу 3).

<5> Подпункт 1 п. 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ.

Таблица 3

Стаж гражданской службы, лет

Надбавка к должностному окладу
за выслугу лет, в %

От 1 года до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

Свыше 15 лет

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Одним из дополнительных отпусков является ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Он исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год гражданской службы. Однако общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущих, старших и младших групп, — 40 календарных дней (см. таблицу 4).

Таблица 4

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Ежегодный основной
оплачиваемый
отпуск,
календарных дней
<6>

Общая
продолжительность
ежегодного
основного
оплачиваемого
отпуска и
ежегодного
дополнительного
оплачиваемого
отпуска за выслугу
лет, не более,
календарных дней
<7>

<6> Пункты 3, 4 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

<7> Пункт 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Назначение пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные государственные служащие) назначается при одновременном наличии трех условий:

1) стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет;

2) замещение должности федеральной государственной гражданской службы на дату увольнения не менее 12 полных месяцев. Исключение — увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата;

3) увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ).

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В данной статье рассматривается стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

Что входит в стаж гражданской службы?

В стаж государственной гражданской службы для установления надбавки за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска входят 2 вида службы.

К первому виду относятся периоды замещения должностей, предусмотренные Перечнем <8>, утвержденным Указом N 1532 (см. таблицу 5 на нашем сайте).

<8> Перечень периодов государственной службы, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — Перечень), утвержденный Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ» (далее — Указ N 1532).

Ко второму — периоды, не предусмотренные Перечнем, но включаемые в стаж гражданской службы решением руководителя государственного органа. В стаж включаются те периоды работы, когда были приобретены опыт и знания, необходимые государственным гражданским служащим для выполнения их должностных обязанностей в настоящее время.

По Перечню в стаж государственной гражданской службы включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, должностей государственной гражданской службы, прокурорских работников, прохождения военной службы, службы в органах налоговой полиции, таможенных органах и другие.

Кроме того, в Перечень входят годы службы в партаппаратах от ЦК КПСС до райкомов и горкомов на освобожденных выборных должностях в этих учреждениях, периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших отдельные функции государственного управления. В стаж включаются только периоды, в которые замещались должности, отнесенные законодательством соответствующего времени к категории должностей руководителей, специалистов и служащих.

Документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, являются трудовая книжка работника и военный билет.

При наличии ошибок в трудовой книжке или отсутствии записи основанием для зачета стажа является архивная справка, подтверждающая периоды государственной службы. К архивной справке должны прилагаться копии документов о назначении на должность и освобождении от должности.

Документами, подтверждающими отнесение занимаемой ранее должности к категории должностей, осуществляющих отдельные функции государственного управления, являются: запись в трудовой книжке, положение о данном государственном органе, должностная инструкция, позволяющая квалифицировать данную должность как государственную.

В стаж государственной гражданской службы не включаются периоды работы:

— на должностях, включенных в штатные расписания в целях технического обеспечения деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений;

— в высших партийных и зональных комсомольских школах;

— в штабах студенческих строительных отрядов;

— на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

— в качестве члена колхоза;

— в кооперативном предприятии;

— время осуществления индивидуальной трудовой деятельности;

— по гражданско-правовым договорам (подряда и другим);

— по найму у отдельных граждан;

— в акционерных обществах открытого и закрытого типа, товариществах, а также периоды творческой деятельности членов творческих союзов и другие, не входящие в Перечень.

Пример 1. С 01.01.1983 по 01.08.1986 в горкоме КПСС г. Энска работали Кузнецов Е. Н., Дробышев Г. Е. и Сидорова М. Э.

Кузнецов Е. Н. работал первым секретарем горкома КПСС,

Дробышев Г. Е. — инструктором промышленно-транспортного отдела,

Сидорова М. Э. — секретарем приемной, о чем свидетельствуют записи в трудовых книжках.

При расчете стажа государственной гражданской службы Кузнецову Е. Н. и Дробышеву Г. Е. зачли период работы в ГК КПСС г. Энска, а Сидоровой М. Э. не зачли, потому что исполнение обязанностей по должности секретаря приемной не связано с функциями государственного управления.

Также не засчитываются в стаж государственной гражданской службы периоды работы в должности машинистки, библиотекаря и другие.

Включение в стаж государственной службы:

1) периодов замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 01.01.1992 до введения в действие Сводного перечня государственных должностей РФ <9>, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих <10>, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов РФ:

— в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством РФ отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам;

— в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы;

— в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ;

2) периодов замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991, в том числе:

— в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения;

— в аппаратах государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 <11>.

<9> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

<10> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих».

<11> Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532».

Включение в стаж государственной службы вышеперечисленных периодов осуществляется руководителем государственного органа (представитель нанимателя).

В случае необходимости следует обратиться в Минздравсоцразвития России, на которое возложена обязанность по разъяснению применения Перечня и Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденных Указом N 1532 <12>.

<12> Пункт 3 Постановления N 472.

Для получения заключения о возможности включения в стаж гражданской службы отдельных периодов необходимо направить в Минздравсоцразвития России соответствующее представление с приложением нормативных правовых актов и положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции организации.

Минздравсоцразвития России рассматривает внесенное представление и письменно уведомляет представителя нанимателя о принятом решении.

Расчет стажа

При расчете стажа государственной службы периоды службы суммируются.

Стаж государственной службы исчисляется в календарном порядке, то есть из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Исключением являются периоды, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Военная служба

При расчете стажа государственной гражданской службы часто возникают вопросы о включении периодов военной службы. Разберем эту проблему более подробно.

Независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу время военной службы засчитывается в стаж государственной службы государственного служащего <13>.

<13> Часть 9 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ.

С 01.03.1993 по настоящее время военнослужащие проходят военную службу по контракту (в добровольном порядке) и по призыву <14> (см. таблицу 5).

<14> Пункт 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ.

Таблица 5

Военная служба

До 1 марта 1993 г. <16>

С 1 марта 1993 г. <17>

Действительная военная служба <18>

По контракту

По призыву

Действительная
срочная
военная служба

Действительная
сверхсрочная
военная служба

Действительная
военная служба

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины

Солдаты, матросы, сержанты,
старшины

Офицерский
состав

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования,
— мичманы,
— прапорщики,
— офицеры

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
до заключения
с ними контракта
о прохождении
военной службы

<16> Статья 5 Закона Союза ССР от 12.10.1967 N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (далее — Закон СССР N 1950-VII).

<17> Пункты 1, 2 ст. 19 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 4455-1).

<18> Статья 8 Закона СССР N 1950-VII.

По контракту проходят военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы.

По призыву проходят военную службу сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы <15>.

<15> Пункт 1 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы, а для граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, — дата зачисления в указанные образовательные учреждения <19>.

<19> Пункт 10 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части <20>.

<20> Пункт 11 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10) устанавливает следующие соотношения между стажем военной службы и государственной гражданской службы.

Если военнослужащий проходил службу по контракту, то время нахождения его на военной службе включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

В случае нахождения гражданина на военной службе по призыву 1 день военной службы засчитывается за 2 дня гражданской службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, 1 день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также 1 день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за 2 дня военной службы по призыву <21>.

<21> Пункт 8 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Пример 2. Добрынин К. Г. с 21.05.1999 по 21.10.1999 проходил действительную военную службу по призыву, а с 22.10.1999 по 25.07.2000 участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня.

Определим стаж государственной гражданской службы Добрынина К. Г.

1. С 21.05.1999 по 21.10.1999 (5 месяцев 1 день) Добрынин К. Г. проходил военную службу по призыву. В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ один день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, то есть в стаж гражданской службы будет засчитано 10 месяцев и 2 дня (5 мес. 1 дн. x 2 = 10 мес. 2 дн.).

2. С 22.10.1999 по 25.07.2000 (9 месяцев 4 дня) Добрынин К. Г. участвовал в боевых действиях. Один день участия в боевых действиях засчитывается за 2 дня военной службы по призыву, то есть 9 месяцев и 4 дня участия в боевых действиях засчитываются как 1 год 6 месяцев 8 дней прохождения военной службы по призыву (9 мес. 4 дня x 2 = 18 мес. 8 дн., или 1 год 6 мес. 8 дн.).

Так как 1 день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, стаж государственной службы Добрынина К. Г. за период с 22.10.1999 по 25.07.2000 составит 3 года 16 дней (1 год 6 мес. 8 дн. x 2 = 3 года 16 дн.).

Периоды
военной службы

Прохождение
военной службы

Стаж участия
в боевых
действиях

Стаж военной
службы
по призыву

Стаж
государственной
службы

С 21.05.1999
по 21.10.1999

Прохождение
действительной
военной службы
по призыву

0 лет 5 мес.
1 день

0 лет 5 мес.
1 день x 2 =
0 лет 10 мес.
2 дня

С 22.10.1999
по 25.07.2000

Участие в боевых
действиях
на территории
Республики Чечня

0 лет 9 мес.
4 дня

0 лет 9 мес.
4 дня x 2 =
1 год 6 мес.
8 дней

1 год 6 мес.
8 дней x 2 =
3 года 0 мес.
16 дней

Как учитывать стаж работникам, проходившим военную службу

До 1 марта 1993 года?

Продолжительность действительной военной службы до 01.03.1993 включается в общую продолжительность военной службы <22>.

<22> Статья 61 Закона N 53-ФЗ.

Понятия «военная служба по контракту» и «военная служба по призыву» введены Законом РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу с 01.03.1993. Ранее применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава — «действительная военная служба» <23>. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных Законом СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», считались состоящими на действительной срочной военной службе, а проходившие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе <24>.

<23> Закон СССР N 1950-VII.

<24> Часть 3 ст. 8 Закона СССР N 1950-VII.

Законом N 76-ФЗ установлены социальные гарантии и компенсации для граждан, уволенных с военной службы:

— в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, а также

— в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР <25>.

<25> Пункт 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Указания Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У <26> военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

<26> Указание Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (далее — Указание Минсоцзащиты России N 1-4-У).

С учетом положений Закона N 76-ФЗ и Указания Минсоцзащиты России N 1-4-У Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет, что действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, т. е. из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы <27>.

<27> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Прохождение военной службы

Стаж военной
службы

Стаж
государственной
службы

Действительная срочная военная служба

1 день

2 дня

Военная служба по призыву

1 день

2 дня

Действительная сверхсрочная военная
служба

1 день

1 день

Военная служба по контракту

1 день

1 день

Участие в боевых действиях

1 день

2 дня

Пример 3. Иванов П. С. с 04.07.1983 по 31.01.2007 проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Этот период составляет 23 года 6 месяцев 28 дней и засчитывается в стаж государственной гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы в соответствии с п. 9 Перечня и ч. 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ.

О зачете периодов обучения в военных

Образовательных учреждениях

Рассмотрим порядок включения периодов военной службы военнослужащих, зачисленных в военные образовательные учреждения до и после 01.03.1993, то есть изменения, произошедшие со вступлением в силу Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

До 01.03.1993 действовал Закон СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», в соответствии с которым граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе, именуются курсантами и пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы <28>.

<28> Часть 2 ст. 11 Закона СССР N 1950-VII.

Таким образом, если на учебу в военно-учебное заведение поступали лица из числа гражданской молодежи или военнослужащих срочной военной службы, то время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере.

Если гражданин сначала отслужил срочную военную службу, а затем поступил и окончил военно-учебное заведение, то в трудовой стаж засчитываются в двойном размере период срочной военной службы до поступления в учебное заведение и период обучения в качестве курсанта.

Время учебы курсантов из числа прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в военно-учебных заведениях зачету в трудовой стаж в льготном порядке не подлежит <29>.

<29> Статья 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 (в ред. Закона от 27.01.1995).

Пример 4. Грушников А. Л. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 01.08.1985 по 08.07.1991, в том числе с 01.08.1985 по 01.08.1990 в качестве курсанта военного учебного заведения. 23.06.1990 ему присвоено звание лейтенанта. С 24.06.1990 по 08.07.1991 проходил действительную военную службу.

1. Период с 01.08.1985 до 23.06.1990 составляет 4 года 10 месяцев 23 дня. Так как время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере, следовательно, стаж гражданской службы составит 9 лет 9 месяцев 16 дней (4 года 10 мес. 23 дн. x 2 = 9 лет 9 мес. 16 дн.).

2. Период с 24.06.1990 по 08.07.1991 составляет 1 год 0 месяцев 15 дней и засчитывается в стаж гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

3. Общий стаж гражданской службы составляет 10 лет 10 месяцев 1 день (9 лет 9 мес. 16 дн. + 1 год 0 мес. 15 дн. = 10 лет 10 мес. 1 день).

С 01.03.1993 учеба курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта отнесена к военной службе по призыву <30> и включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, а после заключения контракта — из расчета 1 день военной службы за 1 день работы <31>.

<30> Статья 2 Закона N 76-ФЗ.

<31> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Периоды прохождения военной службы (или другой приравненной к ней службе) подтверждаются записями в военном билете, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, послужными списками и другими документами соответствующих государственных органов.

Иные периоды

В соответствии с Порядком исчисления стажа гражданской службы <32> в стаж государственной гражданской службы могут быть включены, в порядке исключения, периоды предшествующей работы на должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, опыт и знания по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет.

<32> Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утв. Указом N 1532.

Решение о включении в стаж государственной службы иных периодов, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, принимается руководителем государственного органа (приказ, распоряжение) на основании протокола комиссии государственного органа по установлению стажа государственной службы.

Комиссия рассматривает личное заявление гражданского служащего, представление руководителя гражданского служащего, трудовую книжку и должностной регламент. Решение комиссии излагается в форме протокола.

В. Аминов

Генеральный директор

ООО «АБС-Консалт»

Подписано в печать

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *