Ежедневный междусменный отдых

Обновление: 31 октября 2019 г.

В Трудовом кодексе в качестве одного из видов отдыха назван ежедневный междусменный отдых. Что это такое и какова должна быть продолжительность междусменного отдыха?

Междусменный отдых по ТК РФ

На самом деле Трудовой кодекс не раскрывает понятие междусменного отдыха и не говорит, сколько должен составлять междусменный перерыв (ст. 107 ТК РФ). Но, исходя из логики, междусменный перерыв можно определить как время, отсчитываемое от окончания одной смены до начала следующей смены. Посмотрим, в каких же нормативно-правовых актах определено время отдыха между сменами.

Санитарно-эпидемиологические правила

Во исполнение Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) было принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 N 100, вводящее в действие Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03. Согласно п. 10.24 этих Правил продолжительность ежедневного перерыва между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. То есть если, к примеру, смена работника составляет 24 часа, то междусменный отдых должен составлять не менее 48 часов. Но нельзя забывать и о том, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормальное число рабочих часов.

Меньший отдых допустим только при чрезвычайной ситуации. Но и в этом случае он не может быть менее 8 часов.

Междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени

При таком режиме также действует вышеприведенное правило: время отдыха между сменами должно быть, как минимум, вдвое больше продолжительности работы в предыдущую смену.

Время отдыха при сменном графике работы у водителей

Время ежедневного междусменного отдыха водителей регулируется специальным документом. Так, перерыв между сменами вместе с временем перерыва для отдыха и питания должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). А при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Особые правила действуют на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении, а также на междугородных перевозках (п. 25 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Отметим, что с 1 ноября 2019 г. установлены штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей и за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (ст. 11.23 КоАП РФ).

На кого штраф Размер штрафа в рублях
Компания 20 000 – 50 000
Предприниматель 15 000 – 25 000
Руководитель компании 7 000 – 10 000
Водитель 1 500 – 2 000

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Защита прав работников » Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха

Суть понятия сводится к тому, что работники могут отдыхать от трудового процесса промежуток между двумя рабочими неделями.

При устройстве на работу и после подписания трудового договора работник имеет право на все социальные льготы и компенсации, согласно ТК РФ. Также за ним закрепляется и неизменное право на отдых, куда входят не только перерывы в трудовом процессе для принятия пищи и обогрева (статья №109 ТК РФ), а также и непрерывный еженедельный отдых.

Понятие еженедельного непрерывного отдыха

Регламентированный статьей 110 Трудового кодекса, отдых для работников каждую неделю не должен быть разделен на временные промежутки, не достигающие минимальной продолжительности выходных дней.

Суть понятия сводится к тому, что работники могут отдыхать от трудового процесса определенный промежуток между двумя рабочими неделями. Он должен быть непрерывным, безусловным, в это время отдых законодательно определен и регламентирован. Обязанность работодателя предоставлять всем своим подчиненным такой тип отдыха каждую неделю закреплена в части 1 статьи 111 ТК РФ.

Независимо от того, какова продолжительность рабочей недели, общим выходным днем для всех категорий государственных служащих считается воскресенье. Второй выходной, если он имеет место быть по правилам внутреннего распорядка, принятым в этой организации, определяется произвольно. Как правило, эти дни следуют подряд. Это может быть суббота и воскресенье, либо воскресенье и понедельник.

Главное условие, чтобы продолжительность еженедельного непрерывного отдыха достигала минимальной, установленной нормативными актами.

Однако данное понятие подразумевает и исключения. Сюда входят случаи с работодателями, на предприятии у которых происходит периодическая приостановка трудового процесса по техническим причинам, связанным с особенностями производственной деятельности. Также сюда относятся и некоторые организационные условия, не зависящие от руководителя. Для этого в части 3 ст.111 Трудового кодекса предусмотрено положение о том, что работникам такого предприятия еженедельный отдых (выходные дни) разрешается в различные дни недели, в порядке очередности или другом организационном порядке.

Привлечение к работе в особых случаях

В выходные дни выход на работу запрещается на общих основаниях, это регламентировано частью 1 статьи 113 ТК. Но вызывать на работу, при наличии обстоятельств особой значимости, все же возможно. Для этого руководитель должен соблюсти не менее важные формальности по ч.8 статьи 113 ТК РФ – то есть произвести распоряжение в письменном виде.

С ним должны быть ознакомлены все вызываемые на работу сотрудники, под личные подписи. Это означает согласие работника на привлечение к работе в его законный выходной день, закреплено в ч.2 ст.113 ТК. Сюда относятся случаи необходимости выполнения срочных и непредвиденных работ, от которых зависит нормальное функционирование учреждения в дальнейшем.

Без письменного согласия работника вызов на работу также допускается (ч.3 ст.113 ТК). Это форс-мажорные обстоятельства: предотвращение аварии на производстве или устранение ее результатов, снижение влияния стихийного бедствия или катастрофы техногенного характера.

А также неотложные работы вследствие введения чрезвычайного или военного положения. Тогда процедура вызова становится максимально упрощенной, но также предусмотренной законом.

Также в ч.5 ст.113 ТК РФ упоминается и общее правило, по которому привлечение к работе возможно не только с письменного согласия работника, но и с привлечением выборного органа профсоюза предприятия и с учетом его мнения. Сюда относятся иные случаи, когда продолжительность еженедельного непрерывного отдыха становится короче общепринятой.

Статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает положение о повышенной оплате труда для работников, в случае привлечения к деятельности в выходные дни.

Минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха

Любой гражданин, работающий по трудовому договору, имеет право на еженедельный отдых от профессиональной деятельности. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть как минимум 42 часа. В отдельных случаях она составляет меньшее время, но это законно при условии, что в среднем за расчетный период будет соблюден необходимый минимум еженедельного перерыва в труде для сотрудника.

Такой режим должен приниматься во внимание при составлении графиков и штатного расписания на любом предприятии или в организации, а также для индивидуального предпринимательства с наймом работников по договору. Минимальная продолжительность выходного зависит и от того, какова специфика работы и число сотрудников организации.

Если работа предполагает смены, то рассчитывается посменно, особенно если это производство непрерывного типа.

Надо заметить, что несколько отличается порядок предоставления такого типа отдыха работникам отдельных отраслей. Сюда относится железнодорожная сфера, автомобильный и водный транспорт. Здесь минимальный период отдыха за неделю регулируется правилами внутреннего распорядка, уставом, положением о рабочем времени и часами отдыха.

В график работы отдельного сотрудника (или категории работников) или целого подразделения вносится не только количество часов для отдыха, но и наименования выходных дней. Выходных дней должно быть:

  • два дня – при 5-тидневной трудовой неделе.
  • один день – при 6-тидневной.

Более того, в соответствии со ст.95 ТК, рабочее время накануне выходного дня, при 6-тидневной неделе, сокращается с 8 часов суммарно до 5 часов.

Исчисление непрерывного отдыха

Говоря «продолжительность еженедельного непрерывного отдыха» в практике трудового законодательства обычно имеют в виду время от окончания одного рабочего или календарного периода (недели) до начала следующего. Основаниями для правильного исчисления этого времени являются государственные законодательные акты (Трудовой Кодекс РФ) и локальные акты конкретного предприятия.

Если есть возможность, то непрерывный отдых предоставляется в определенные дни одновременно всему штату сотрудников. Как показывает практика, в большинстве случаев это проблематично и зависит от многих факторов. Поэтому, при расчете отдыха отдельного работника, берется во внимание продолжительность выходных в целом за предыдущий расчетный период.

Расчетный период при суммированном учете не может превышать одного года.

Составляя график сменности, работодатель непременно должен учитывать сопоставление рабочего времени, по трудовому законодательству, и положенного времени отдыха. Надо учесть еще и то, что выходные праздничные дни в расчет входить не должны, за исключением случаев трудовой деятельности в отраслях непрерывного производства. В противном случае такая внеурочная работа компенсируется денежным вознаграждением.

При расчете социальных компенсаций, например, по больничным листам, выходные не входят в расчетный период и выплат за это время работник от учреждения не получает. Тем не менее, это время входит и в трудовой и страховой стаж. Таким образом, любой сотрудник, работающий на договорной основе, получает заслуженный и законодательно обоснованный еженедельный отдых, не теряя при этом положенных ему социальных гарантий.

Требования к продолжительности ежедневного отдыха могут отменить

Минтруд России подготовил проект постановления Правительства РФ о признании недействующими на территории страны ряда советских нормативных актов. В частности, министерство считает нецелесообразной норму о продолжительности ежедневного отдыха работников. Так, сейчас продолжительность отдыха (между сменами и т. п.) работников, указанных в п. 1 постановления СНК СССР от 24 сентября 1929 г. «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» (далее – Постановление от 24 сентября 1929 г.), должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При этом во время отдыха включается и обеденный перерыв.

Между тем сам документ, за исключением абз. 2 п. 3 и п. 11, утратил силу в 1977 году, в том числе и пункт, в котором были перечислены работники определенных предприятий и учреждений, на которые распространяется правило о продолжительности отдыха.

Как рассказали порталу ГАРАНТ.РУ в Минтруде России, признание не действующим п. 11 Постановления от 24 сентября 1929 г. не повлечет ухудшения положения работников и ущемления их трудовых прав – для работников останется все как прежде. Свою позицию представители министерства объясняют тем, что норма о продолжительности ежедневного отдыха относится к утратившему силу п. 1 постановления, которым вводилась пятидневная рабочая неделя (четыре дня работы и один день отдыха). Также не скажется на правах работников и отмена абз. 2 п. 3 постановления, так как это положение сейчас урегулировано ст. 104 и 110 ТК РФ, которыми установлены продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов для всех категорий работников и максимальный срок учетного периода равный одному году.

Отметим, что в Трудовом кодексе не установлен порядок определения продолжительности такого междусменного отдыха, в связи с чем правоприменители руководствуются именно п. 11 Постановления от 24 сентября 1929 г. По мнению экспертов компании «Гарант», тот факт, что указанная норма, изначально устанавливавшая перечень организаций, на которые она распространяется, была признана утратившей силу, означает возможность ее применения к работникам всех организаций. В противном случае сохранение указанной нормы в силе не имело бы смысла.

При этом в судебной практике п. 11 Постановления от 24 сентября 1929 года признается действующим в настоящее время (определение Ростовского областного суда от 31 марта 2014 г. № 33-4219/2014, определение Московского городского суда от 6 ноября 2015 г. № 33-40692/15, решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14 апреля 2014 г. № 2-106/2014). К этому же выводу нередко приходил в своих консультациях и Роструд.

Как рассчитывается денежная компенсация за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику? Узнайте в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что требование к продолжительности ежедневного отдыха установлено кроме того п. 10.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03, согласно которому продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. А меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы). Но исходя из буквального толкования данной нормы, она применяется лишь при сменной работе (определение Ярославского областного суда от 4 июля 2011 г. № 33-3549).

Таким образом, отмечают эксперты, Минтруд России фактически предлагает отказаться от применения единственного нормативного акта, который в данный момент регулирует продолжительность ежедневного отдыха для большинства видов работ

Кроме того, планируется также признать не действующим и постановление Совета Министров СССР от 23 мая 1957 г. № 566, согласно которому размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время. Минтруд России объясняет это тем, что порядок оплаты труда, включая сроки ее выплаты, полностью урегулирован положениями ТК РФ.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОЧЕЕ (СЛУЖЕБНОЕ) ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК

Рабочее время и время отдыха

Рабочее время — это время, в течение которого муниципальный служащий, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора, должен исполнять служебные обязанности, а также иные периоды, которые относятся к рабочему времени в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Статьей 20 Закона № 25-ФЗ определено, что рабочее (служебное) время муниципальных служащих регулируется в соответствии с трудовым законодательством1.

Правовое регулирование рабочего времени состоит в нормировании его продолжительности, т.е. установлении временного отрезка, который необходимо отработать у данного работодателя в определенную единицу времени (день, неделя, месяц и проч.). Законодательно определяются также вопросы режима рабочего времени, его учета и использования, закрепляются права и обязанности работников, а также работодателя по поводу рабочего времени, в предоставлении гарантий (стимулов, ответственности), обеспечивающих реализацию этих прав и обязанностей. Частью 2 ст. 91 ТК РФ определено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

К рабочему времени относятся периоды: в течение которых работник исполнял трудовые обязанности; иные периоды, которые, согласно закону, также включаются в рабочее время. К иным периодам, включаемым в рабочее (служебное) время муниципального служащего, относятся: простой (ст. 30 ТК РФ); перерывы, предоставляемые женщинам для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ); сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ) и другие периоды в соответствии с законодательством РФ.

Режим рабочего (служебного) времени на муниципальной службе должен предусматривать точную продолжительность рабочей недели. Наиболее распространенной на муниципальной службе является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).’

Сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ). Общая продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Режим рабочего (служебного) времени муниципального служащего должен предусматривать время отдыха. Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Виды времени отдыха определены ст. 107 ТК РФ, в том числе: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.

Ежедневный (междусменный) отдых — это перерыв в работе в период после окончания рабочего дня и до начала нового рабочего дня. Его продолжительность зависит от режима работы и продолжительности рабочего дня. Всем муниципальным служащим предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ).

Вопросы предоставления муниципальным служащим ежегодного отпуска регламентированы нормами ст. 21 Закона № 25-ФЗ1. Для муниципальных служащего он состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2 ст. 21).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона №25-ФЗ(в ред. Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 181-ФЗ), предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней, а для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. В частности, ст. 4 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. № 163-30 (в ред. Закона Ульяновской области от 2 декабря 2008 г. № 21-30) «О муниципальной службе в Ульяновской области» муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 21 Закона № 25-ФЗ). При этом порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта РФ (ч. 4 и ч. 5 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). В частности, порядок и условия предоставления муниципальным служащим Ульяновской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, имеющим ненормированный рабочий день, регламентированы ст. 5 Закона Ульяновской области № 163-30 (в ред. Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 91-30), а продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципального служащего за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы.

При исчислении муниципальному служащему общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Их общая продолжительность для муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы, не может превышать 45 календарных дней, для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы иных групп, — 40 календарных дней.

Муниципальным служащим, имеющим ненормированный рабочий день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия его предоставления устанавливаются правовым актом представительного органа муниципального образования, принимаемым по представлению главы местной администрации.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года (ч. 6, 7 Закона № 25-ФЗ). Во время отпуска без сохранения денежного содержания за муниципальным служащим сохраняется должность муниципальной службы.

  • Ульяновская правда. 2007.9 нояб.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *