Протяжённость железных дорог в России исчисляется сотней тысяч километров. Но много ли мы знаем о полосах отводов железных дорог? Разбираемся с этим вопрос в нашей статье.

Что такое «полоса отвода железной дороги»?

Стоит начать с определения того, что же скрывается под понятием «полоса отвода железных дорог». Итак, полоса отвода железных дорог (далее — полоса отвода) – это земельные участки, которые прилегают к ж/д путям, заняты ими или предназначены для них, а также необходимые для различных объектов ж/д транспорта. К таким объектам относятся ж/д станции, укрепительные сооружения, канализации, трансформаторные подстанции и иные устройства электроснабжения, линии связи, а также иные строения, сооружения или устройства, необходимые для обеспечения функционирования железнодорожного транспорта и всех процессов, связанных с его движением. Иными словами, полоса отвода необходима для того чтобы разместить на ней всё то, что нужно для обеспечения нормального и бесперебойного движения поездов и электричек. Основная цель установление полос отвода – обеспечение безопасности как перевозочного процесса ж/д транспортом, так и проживающего вблизи ж/д путей населения.

Отличие полосы отвода железной дороги от ее охранной зоны

Кроме полосы отвода, выделяют охранную зону железных дорог. Она определяется как «территория, с обеих сторон прилегающая к полосам отвода, на которой установлен особый режим её использования». Полоса отвода и охранная зона различаются пространственным расположением, то есть первые непосредственно прилегают к железной дороге (или находятся под ней), вторые же располагаются далее за ними. Но главное их различие заключается в том, что полосы отвода устанавливаются при любых железных дорогах, а охранные зоны только при тех, которые проходят по территориям с особыми природными условиями, например, где есть овраги, водоёмы, песок, возможны сходы лавин. Также полосы отвода и зоны охраны различаются порядком их установления, о чём более подробно поговорим далее.

Установление полосы отвода

Правила установления полос отвода закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог». Установление полос отвода отдано на откуп так называемым «заинтересованными организациями». К ним Постановление относит владельцев и строителей ж/д путей и объектов, расположенных в непосредственной близости к ним. Они должны провести кадастровые работы для образования земельного участка, а также поставить его на кадастровый учёт. Эти процедуры подробно описаны в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Размеры полосы отвода

Существуют определённые правила установление границ полос отвода. Они содержатся в Приказе Минтранса РФ от 06.08.2008 N 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог». Подробно остановимся на этом вопросе.

По-разному ширина полос отвода определяется для земельных участков:

  • С высотой насыпи до 12 м;
  • С выемкой глубиной до 12 м;
  • С особыми природными условиями местности.

Для первых двух пунктов ширина полосы отвода устанавливается на основе таблиц, в которых основными параметрами, влияющими на ширину, являются категория железнодорожного пути, уклон местности, высота насыпи/ глубина выемки. Категория железнодорожной линии определяется исходя из её назначения, объёма перевозок груза, скорости движения пассажирских составов и т.д. Какие есть категории и как они определяются, в то числе фигурирующие в приказе Минтранса I – IV категории, можно посмотреть в «СП 119.13330.2017 Железные дороги колеи 1520 мм». Так, для ж/д дороги III категории при поперечном уклоне местности 1:7 и высоте насыпи 6 м ширина полосы отвода будет составлять 37 м. Зная параметры, по таблице определить ширину зоны отвода довольно просто. Но есть некоторые нюансы в зависимости от особенностей железной дороги. Так, для размещения насыпей из некоторых видов грунта (скального, дренирующих песков) ширина полос отвода может быть уменьшена на 1 метр. Если ж/д пути I и II категорий размещаются на землях, не пригодных для сельского хозяйства, то к ширине из таблицы прибавляется ещё 10 м.

Чтобы определить ширину полосы отвода на земельных участках, отличающихся различными природными особенностями (например, находящиеся в районах вечной мерзлоты, в болотистых местностях, рядом с водоёмами, на оползнях и пр.), нужно посмотреть в таблицу 3 приказа Минтранса. В ней ширина полосы отвода зависит от того, насколько часто происходят неблагоприятно влияющие на ж/д инфраструктуру природные явления. Если по таблице 3 ширина полосы отвода будет больше, чем установленная в двух рассмотренных ранее таблицах, то дополнительная часть полосы (то есть та, которая превышает размер, установленный в таблицах 1 и 2) выделяется в охранную зону железной дороги (о который вы можете почитать в нашем самостоятельном материале). Поясним на примере. Допустим, железная дорога пролегает по местности, в которой частота образования оврагов составляет 1 раз в 10 лет. При такой частоте ширина полосы отвода составляет 60 м. При этом у железнодорожного пути II категории высота насыпи равна 3 метрам при поперечном уклоне местности 1:10. По таблице 1 ширина полосы отвода составит 27 м. Поскольку полоса отвода с учётом природных особенностей участка на 33 м больше, то эта часть территории должна считаться уже охранной зоной, а не полосой отвода. По специальной формуле рассчитывается ширина полосы отвода, если на ней располагается лесные насаждения, препятствующие схождению снега. Если железная дорога пролегает по территории покрытой печками, то полосы отвода в таком случае буду фиксированными: не менее 200 м — в пустынных и полупустынных районах; не менее 100 м — в остальных районах.

При этом необходимо учитывать нормы не только установленные в рассмотренном Приказе Минтранса, но и нормы землеустроительной, градостроительной и проектной документации, генеральные схемы развития железнодорожных линий, узлов и станций и пр.

Деятельность в полосе отвода

Полоса отвода необходима, чтобы обеспечить хорошую работу ж/д инфраструктуры, а также обеспечить безопасность. Для осуществления этих целей на полосе отвода устанавливается особый режим, предъявляются особые требования к тому, что там делать можно, а чего категорически нельзя. Эти вопросы регулируются уже упомянутым нами ранее Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611.

Что запрещено в полосе отвода?

  • Рядом с с/х угодьями не допускается разрастание сорняков (сорных травы, кустов, деревьев);
  • Рядом с лесами не допускается скопления горючих материалов (сухостоя, валежника, щепок и пр.). Также лес от полосы отвода должна отделять распаханная или минерализованная полоса шириной более 3 м;
  • Нельзя размещать капитальные здания и сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, ухудшающие видимость железной дороги;
  • В местах расположения инженерных коммуникаций стоить здания и сооружения нельзя, если это угрожает безопасности движения;
  • В местах расположения канализаций и водопроводов запрещается проводить сельскохозяйственные работы.

Что разрешено делать в полосе отвода?

  • Можно размещать объекты капитального строительства, инженерных коммуникаций (если они не ухудшают видимость и не угрожают безопасности), линии электропередач, связи, магистральных газо-, нефтепроводов, но только по согласованию с заинтересованной организацией, то есть владельцем ж/д пути или объекта инфраструктуры.
  • Допускается размещать на заборах, строениях и других объектах наружную рекламу, если это не угрожает безопасности движения.

Заключение

Теперь Вы знаете немного больше о том, о чём даже, скорее всего, не задумывались, путешествуя поездами. Необходимо также помнить, что железная дорога – место небезопасное, нужно быть предельно аккуратным, находясь рядом с ними.

Статья 39. Санитарно-защитные зоны железных дорог

Статья 39. Санитарно-защитные зоны железных дорог

Регламентирующий документ.

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 8.20.

Порядок установления и размеры.

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Режим использования территории.

В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.

Статья 39 . Санитарно-защитные зоны железных дорог

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 8.20.

Порядок установления и размеры.

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Режим использования территории.

В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.

>
Зоны минимальных расстояний объектов магистральных трубопроводов углеводородного сырья

Содержание
Решение Козельского районного Собрания Калужской области от 15 февраля 2017 г. N 155 «Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Санитарно-защитная зона выполняет функцию защитного барьера, который обеспечивает уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

От линий железнодорожного транспорта устанавливается санитарный разрыв. Величина разрыва определяется по расчету рассеивания загрязняющих веществ, расчету уровня шума и вибрации. (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03)

На сегодняшний день существует два методических указания по определению выбросов от железнодорожного транспорта:

1. «Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)», 1992 г.

2. «Определение массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в атмосферу (РД 32.94-97)», 1998 г.

Размер санитарно-защитных разрывов для железнодорожного транспорта

В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина сан.зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.

В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади сан.-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, пионерских лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха — не менее 300 м. (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).

Здравствуйте! В связи с расширением семьи хотел построить новый дом рядом со старым, после чего его снести. Обратившись за разрешением на строительство, оказалось, что мой участок расположен в санитарно-защитной зоне от железной дороги и от гаражей индивидуального транспорта (которых, кстати рядом нет вообще). Ответ из мэрии был, что строить новый дом со сносом старого, пришедшего в ветхое состояние не предусмотрено. Посоветуйте как мне поступить и к кому обратиться за помощью, у меня трое не совершеннолетних детей, один из которых инвалид. Нас в трех комнатах живет шесть человек, а дом 1952 года постройки, уже реально ветхий.

Здравствуйте! Уважаемый коллега абсолютно прав. По факту вы можете строить новый дом (лишь бы хоть более менее в границах старого), но оформлять это надо как реконструкцию. Реконструкцию должны разрешить, а если откажут, то вы сможете обжаловать отказ в суде, даже несмотря на то, что дом находится в санитарной зоне

Или можете снести старый дом и построить новый без разрешения. Жить в нём и пользоваться им вам это не помешает. Просто по документам он будет числиться как старый. Проблема может возникнуть только в случае его продажи. Но и в этом случае сможете легализовать «реконструкцию» в судебном порядке, это займет где-то полгода, но проблем не будет.

Другой вариант — нанять юриста и разбираться с тем, как получилось, что жилой дом оказался в санитарной зоне. Нужно смотреть градостроительный план, кадастровую карту, наверное, делать межевание и уточнять границы, либо обжаловать муниципальные или ведомственные акты. Заочно сказать невозможно. Может быть, можно в судебном порядке изменить целевое назначение земельного участка или вывести ваш участок из санитарных зон. Но это уже будет сложно, долго, хлопотно и дорого.

В Вашем случае самым уместным вариантом, позволяющим без лишних хлопот решить эту проблему будет реконструкция имеющегося дома. Заявление о получении разрешения на реконструкцию оформляется тем же порядком, как и заявление о сносе. Срок его рассмотрения не может превышать 30 дней с момента получения.

Реконструкция частного дома – это практически полное изменение определенных параметров строения, а также его технических составляющих. При такой процедуре допускается внесение существенных изменений в проект дома, в том числе возможна надстройка новых этажей, возведение пристройки к основному жилому блоку, а также изменение или добавление коммуникаций и инженерных систем. По сути это уже будет новый дом на месте старого.

Главное требование, которому должен соответствовать проект реконструкции частного дома, состоит в том, что не должны полностью изменяться или заменяться несущие конструкции — их нужно только отремонтировать (во всяком случае на бумаге). Проект должен быть разработан по всем тех. правилам или санитарным нормам, обязательно с учетом требований от пожарной инспекции и некоторых других ведомств.

Помимо самого заявления о реконструкции и проекта надо приложить план по реконструкции строения, который должен быть составлен организацией или ИП, имеющим для этого соответствующую лицензию. Кроме того, понадобится подробная опись всех работ и мероприятий по изменению технических параметров, а также согласие на данный процесс всех членов Вашей семьи (зарегистрированных в доме), как проживающих, так и отсутствующих, а также план с техническим паспортом данного дома.

К числу обязательных справок, предъявляемых в соответствующий отдел, относятся также нотариально заверенные копии документов, доказывающих право собственности на дом с приусадебным земельным участком, разрешение от районной администрации района, которой подчинена территория, где находится строение, а также справка из БТИ.

Как вариант, Вы можете попробовать возвести новый дом без разрешения мэрии (без сноса старого). Но такая постройка может быть признана самостроем, поэтому если не уложитесь в срок «дачной амнистии» (последний срок март 2018 и не известно продлят ли его), то мэрия может обязать Вас снести новый дом. Риск тут однозначно больше.

Самостроем считается любая разновидность недвижимости (дом, баня, склад, амбар) которые построены на земельном наделе, не предусмотренном для использования в таких целях или постройки, которые были построены без получения согласований на строительство.

Вариант же с обращением в РЖД и вовсе из разряда существующих только на бумаге. На Ваш запрос там точно ответят отказом, да еще и могут инициировать процедуру выселения Вашей семьи из существующей санитарно-защитной зоны (например под предлогом его ветхости и аварийности).

Здравствуйте. Санитарно-защитные зоны предусмотрены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые разработаны на основании ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно указанных СанПиН предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха санитарно-защитными зонами. В соответствии с п.5.1 СанПиН в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: — объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений — подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; — уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств, и связанным с этим изменением класса опасности; — внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания. Исходя из изложенного, вам следует обратиться к руководству железной дороги и санитарно-эпидемиологическую службу Роспотребнадзора. Пред обращением в эти органы изучите данный СанПиН для профессионального разговора. Но, к сожалению, шансов получить разрешение на строительство жилого дома в санитарно-защитной зоне мало. Её надо уменьшить. А для этого потребуется много времени и вашей настойчивости. Просто так идти в суд обжаловать отказ в выдаче разрешения абсолютно бесперспективно. Либо начать реконструкцию старого дома. Но на неё также нужно разрешение. Оставьте, пожалуйста, отзыв.

Отвечу на Ваш вопрос по порядку:

1. В РЖД Вам смогут ответить на вопрос, где именно проходит граница этой охранной или санитарной зоны, так как в соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон, железных дорог (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611), ширина охранной зоны зависит от различных факторов и может меняться.

В соот. с п. 4 Правил в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и т.д.».

В соот. с п 12. Постановка земельных участков, расположенных в границах охранных зон, на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Вашем случае это подразделение РЖД.

В вашем случае вы можете подать в суд. Для справки можете посмотреть дело № 33-6645 по иску Харитонова Г.Т. против ОАО РЖД.

Добрый день! Прошу уточнить — кто является собственником дома? Дом признан аварийным и непригодным для проживания? На балансе в администрации стоит? В данном случае конечно необходимо подавать ещё одно заявление — на реконструкцию дома. Если дом аварийный и подлежит сносу то соответственно можно подавать письменное заявление в администрацию о выделении нового жилья или денежных средств на его приобретение — это в зависимости от того кто являеся собственником.

Здравствуйте, Андрей! У меня к Вам имеются следующие вопросы: является ли земельный участок Вашей собственностью; имеются ли обременения на земельный участок, какова причина инвалидности ребенка? При этом поясняю следующее:

1. Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Обратите внимание: СНИПы только рекомендует установление санитарно-защитной зоны на указанном расстоянии, тогда как сама процедура установления санитарно-защитной зоны железной дороги все равно должна быть пройдена.
И если отсутствуют сведения о том, кем и каким образом установлена санитарно-защитная зона железной дороги и не представляется возможным определить, какая часть земельного участка находится в санитарно-защитной зоне железной дороги, то нельзя утверждать, что новый жилой дом будет расположен в данной части.

В связи с этим советую получить выписку в Росреестре на земельный участок. Если указанных в вопросе ограничений в ней не обнаружится, то отказ в выдаче разрешения на строительство можно оспорить в судебном порядке: так как дом не является самовольной постройкой, стоит на своем месте с 1952 года и право собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке, а также при отсутствии ограничений (обременений) и отсутствии сведений о том, кем и каким образом установлена санитарно-защитная зона железной дороги, отказ в выдаче разрешения на строительство/реконструкцию администрации нечем будет обосновать.

2. Исходя из содержания вопроса, у Вас имеется 3 выхода из сложившейся ситуации: признание существующего дома аварийным (то есть не пригодным к проживанию), признание дома не пригодным для постоянного проживания в связи с неблагоприятным воздействием железной дороги, а также реконструкция старого дома.
При этом следует иметь в виду, что самостоятельная реконструкция частного дома законом запрещена и может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Процедура получения разрешения на реконструкцию регулируется нормами Градостроительного Кодекса РФ. Главное требование реконструкции частного дома состоит в том, что не должны полностью изменяться или заменяться несущие конструкции — их нужно только отремонтировать. В этом и состоит особенность данного процесса: добавление новых помещений – жилых или подсобных – должно осуществляться при условии сохранения основ уже имеющихся стен.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ:
— градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки;
— указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3);
— реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац шестой пункта 4).

С заявлением о признании дома непригодным для проживания (аварийным) советую подать до сентября 2017 года – полагаю, что оно поможет в решении вопроса в целом.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *