Таможенный контроль ТК ЕАЭС: основные понятия, контроль продукции после выпуска товаров

Таможенный контроль ТК ЕАЭС — совокупность мер, позволяющая отслеживать соблюдение правил ввоза и вывоза товаров (а также других объектов) через границы стран-участниц союза. С января 2018 года все процедуры и условия регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Благодаря созданию общего экономического пространства оформление и перемещение товаров значительно упростилось. Немаловажную роль сыграли современные технологии — теперь подача необходимых документов может осуществляться посредством электронных систем.

Виды таможенного контроля ТК ЕАЭС

Согласно действующему кодексу, который действителен во всех государствах союза, предусмотрено несколько форм контрольных мер. Выбор одной из них зависит от условий процедур, типа товара и других особенностей. Предусмотрены следующие формы таможенного контроля по ТК ЕАЭС:

  • осмотр, досмотр, в том числе личный, а также помещений, территорий;
  • проверка, в том числе различных документов;
  • получение объяснений.

Все эти формы актуальны в момент нахождения объектов под таможенным контролем.

Однако есть процедуры, которые могут проводиться в течение 3 лет после окончания основного оформления.

Таким образом осуществляется контроль после выпуска по ТК ЕАЭС. Он предполагает подтверждение фактов легального ввоза товаров на территории союза, а назначается при возникновении информации о нарушении действующих норм и правил.

Официальное определение таможенного контроля дано в ТК ЕАЭС, как и условия его проведения, прохождения для потенциальных декларантов. Помимо данного документа, необходимо обращаться еще к законодательству той страны, где осуществляется оформление товаров. Оптимальный выход — заключить договор со специалистами в этой сфере. Ошибки при оформлении, например, неполные данные, отсутствие сопроводительной документации, приводят к потере времени и задержкам поставок по договорам.

Особенности таможенного контроля ТК ЕАЭС

Новый кодекс принес приятные изменения и упростил регламенты процессов. Теперь можно оформить товар без личной подачи документации в оригинале, а сделать это через заполнение форм в электронном виде. Также таможенный контроль ТК ЕАЭС проходит намного быстрее — до 4 часов при отсутствии ошибок и подаче полных данных об объекте. В оформлении и некоторых видах проверки должностные лица органов практически не принимают участие. Их функции возложены на автоматические системы.

Однако неизменными остались распространенные проблемы, с которыми сталкиваются заинтересованные лица. Во-первых, законодательство не стало проще для людей без опыта в этой сфере или профильного образования. Иногда приходят запросы с неточными, неполными формулировками от должностных лиц контролирующих (надзорных) органов или не хватает документов об успешной сертификации продукции. А контроль после выпуска товаров по ТК ЕАЭС сопровождается большим количеством вопросов. Быстро разобраться в этом самостоятельно получается не всегда.

Помощь специалистов

Специалисты отслеживают изменения в законодательстве, кодексах и других взаимосвязанных нормативно-правовых актах. Они знают, какие документы подаются на оформление и как без лишних затрат пройти все официальные процедуры. «Ростестстандарт» ответит на вопросы о ТК ЕАЭС, таможенном контроле после выпуска товаров. Поможем оформить недостающие документы. Узнайте о стоимости сертификата соответствия Таможенного союзаи особенности процедурпо телефонам 8 (495) 40-90-165 (Москва) или 8 (800) 100-90-15 (Федеральный).

Субъекты и объекты таможенного контроля

Субъектами таможенного контроля являются уполномоченные таможенные органы. От имени таможенных органов таможенный контроль производится должностными лицами таможенных органов, которые уполномочены на проведение таможенного контроля в силу их должностных (функциональных) обязанностей, закрепленных в их должностных инструкциях (регламентах). Организация государственной службы в таможенных органах не отнесена к предмету межнационального таможенного регулирования, поэтому определение термина «должностные лица таможенных органов» отнесено к компетенции законодательства государств — участников ЕАЭС. Так, в России таковыми являются к ним относятся граждане РФ, замещающие должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ ).

Порядок проведения таможенного контроля устанавливается таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС. На наднациональном уровне соответствующие положения закреплены главой 16 «Формы и порядок проведения таможенного контроля» ТК ТС, главой 19 «Порядок проведения таможенных проверок» ТК ТС. Отдельные вопросы могут регулироваться Евразийской экономической комиссией, например, контроль таможенной стоимости товаров (ч. 5 ст. 64 ТК ТС).

В Российской Федерации правовые основы таможенного контроля наряду с нормами ТК ЕАЭС содержатся в главе 20 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Проведение отдельных форм и видов таможенного контроля детализировано в нормативных правовых актах ФТС России, в частности, в Приказах от 06.07.2012 г. № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки» , от 16.03.2011 г. № 578 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий» , от 15.10.2013 г. № 1940 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС» и др.

Законодательство Евразийского экономического союза закрепляет объекты таможенного контроля. В качестве таковых выступают следующие объекты:

1) товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу и (или) подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС. Понятие товара определено в п. 35 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, транспортного средства — п. 39 этой же части. Товары и транспортные средства являются наиболее распространенными объектами таможенного контроля. Именно в отношении их проводится большинство форм таможенного контроля (таможенный досмотр; таможенный осмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и т.д.);

2) таможенная декларация, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. В качестве самостоятельного объекта таможенного контроля документы и сведения выступают, например, при проведении проверки документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), проведении камеральной таможенной проверки (ст. 131 ТК ТС). Данные проверки проводятся с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления посредством изучения и анализа сведений, содержащихся в документах, их сопоставления с информацией, полученной из других источников, обработки сведений с использованием информационных технологий и иными способами.

Таможенная декларация является основным таможенным документом. Посредством таможенной декларации производится таможенное декларирование перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров (транспортных средств). Она содержит все необходимые сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре, декларанте, отправителе, получателе товара и иные сведения, необходимые для выпуска товаров. Виды таможенных деклараций указаны в ч. 1 ст. 180 ТК ТС.

К иным документам, которые могут содержать сведения о товаре (транспортном средстве), относятся коммерческие документы, содержание которых раскрыто в п. 12 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, транспортные (перевозочные) документы: коносамент, накладная и иные документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (п. 38 ч. 1 ст. 4 ТК ТС).

К иным документам и сведениям могут относиться, в частности, прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; экспортная таможенная декларация страны отправления; сведения о стоимости ввозимых товаров, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре, счете-проформе (инвойсе), и др.;

3) деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также с ее осуществлением в рамках отдельных таможенных процедур. На физических и юридических лиц, вступающих в таможенные правоотношения, могут возлагаться соответствующие обязанности и требования, вытекающие из статуса данных лиц и (или) условий помещения товаров под таможенные процедуры, соблюдение которых выступает самостоятельным объектом таможенного контроля.

В частности, субъекты оказания таможенных услуг (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы СВХ, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли) подлежат включению в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, только при соответствии их определенным требованиям и соблюдении установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательном государств — членов ЕАЭС условий, а таможенные органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением указанными лицами данных требований и условий.

Далее, таможенные органы контролируют соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора. При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, таможенные органы обязаны проводить контроль соблюдения указанных ограничений. Как правило, таможенный контроль в указанных случаях проводится в форме таможенной проверки;

4) лица, пересекающие таможенную границу, выступают самостоятельным объектом таможенного контроля когда, например, у таможенных органов имеются основания полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства ЕАЭС. В этом случае таможенные органы проводят личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС).

Основным местом проведения таможенного контроля является зона таможенного контроля, создаваемая в порядке, установленном ст. 97 ТК ТС. Таможенный контроль может проводиться и в иных местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них. Например, таможенный осмотр помещений и территорий может быть проведен у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, для проверки такой информации (п. 2 ч. 2 ст. 119 ТК ТС).

При ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. Понятие «ввоз товаров на таможенную территорию таможенную территорию ЕАЭС» раскрыт в п. 3 ч. 1 ст. 4 ТК ТС.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории ЕАЭС, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования. Понятие «иностранные товары» дано в п. 10 ч. 1 ст. 4 ТК ТС.

Товары не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств — членов ЕАЭС. Например, в соответствии с п. 26 ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории особой экономической зоны, признаются товарами ЕАЭС не находящимися под таможенным контролем в случае утраты лицом статуса резидента в связи с истечением срока действия соглашения об осуществлении (ведении) деятельности.

Товары ЕАЭС находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории ЕАЭС с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, и до пересечения таможенной границы.

Товары, указанные в части 4 ст. 95 ТК ТС, фактически не вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации.

Частью 6 ст. 95 ТК ТС ЕАЭС предусмотрена обязанность таможенных органов осуществлять контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными комментируемым Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. В Российской Федерации осуществление данного учета урегулирован Приказом ФТС России от 13.01.2011 г. № 74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем» .

Часть 7 ст. 95 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза закрепляет право таможенных органов останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию ЕАЭС без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. Действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС и (или) международными договорами. В частности, ст. 20 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ закрепляет права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов таможенных органов.

Основания и порядок остановки таможенными органами автомобильных транспортных средств конкретизированы в ст. 21 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ. В соответствии с указанной статьей таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров, если на данных автомобильных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле путем проверки товаров и документов на них.

С целью недопущения излишних задержек для лиц, следующих на автомобильных транспортных средствах, срок проведения таможенного контроля товаров и документов на них, осуществляемого в случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля, не должен быть более двух часов. При этом проведение данного контроля должно быть документально зафиксировано в виде акта строго установленной формы. Форма данного акта утверждена решением Комиссии ЕАЭС от 20.05.2010 г. № 260 «О формах таможенных документов». Один экземпляр акта должен быть передан перевозчику.

Итак, субъектами таможенного контроля являются уполномоченные таможенные органы, объектами — товары и транспортные средства, пересекающие таможенную границу.

Что такое таможенный контроль после выпуска товаров? Что проверять, если товар быстро реализуется?

В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС.

После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 — 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.

В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Таким образом, в соответствии со статьей 311 ТК ЕАЭС объектом таможенного контроля после выпуска могут являться товары, находящиеся на таможенной территории Союза, — при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Каковы критерии оценки результативности проверок после выпуска товаров?

Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р, установлен Целевой индикатор развития таможенной службы Российской Федерации: результативность проверок, проводимых на основе информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (с 72 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2020 году). Основными критериями результативности таможенных проверок по их результатам являются: принятие решений в сфере таможенного дела, доначисление и (или) довзыскание таможенных и иных платежей, возбуждение дел об административных правонарушениях, возбуждение уголовных дел, изъятие товаров.

Есть ли возможность понизить категорию риска для добросовестного участника ВЭД?

Для участников ВЭД, осуществляющих определенный вид деятельности, имеется возможность отнесения к категории низкого уровня риска в заявительном порядке. Решение ФТС России об отнесении Лица к категории низкого уровня риска формализуется в форме Распоряжения ФТС России в отношении каждого конкретного участника ВЭД.

Требования к участнику ВЭД, а также документов и сведений, перечень необходимых для проведения проверки и принятия решения об отнесении заявителя к низкому уровню риска, определены следующими нормативными документами:

  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
  • Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. № 1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС).

Участники ВЭД, занимающиеся иными видами экономической деятельности могут быть отнесены к категории низкого уровня риска только на основе автоматического рисккатегорирования. В данном случае определение категории риска участника ВЭД происходит в соответствии с перечнем критериев для автоматического категорирования (приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности»). Данный процесс происходит автоматически, и влияние человека на процесс и его результаты полностью исключено.

Каковы критерии и механизмы при отнесении участников ВЭД к категориям риска? Есть ли возможность у участника ВЭД узнать, к какой категории риска относится его предприятие?

Исчерпывающий перечень критериев и механизмов отнесения участников ВЭД к низкому уровню риска содержатся в приказах ФТС России:

  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №731 – для участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №732 – для участников ВЭД, осуществляющих производственную деятельность;
  • Приказ ФТС России от 11 апреля 2016 г. №733 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз мясной продукции (товаров группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России от 8 апреля 2016 г. №706 –для участников ВЭД, осуществляющих ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории Российской Федерации моторных транспортных средств;
  • Приказ ФТС России от 27 августа 2015 г. №1740 – для участников ВЭД, осуществляющих ввоз рыбной продукции (товаров группы 03, товарных позиций 1604, 1605, товарной субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ЕАЭС);
  • Приказ ФТС России №2256 от 1 декабря 2016 года «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности».

В Личном кабинете функционирует сервис информирования компаний о категории уровня риска. Воспользоваться сервисом могут организации, присоединившиеся к Хартии добросовестных участников ВЭД.

Сервис обеспечивает информирование об актуальной на текущий момент категории уровня риска организации. Также дополнительно содержатся сведения о результатах деятельности организации по наиболее значимым критериям. Кроме того, в сервисе реализована функция предупреждения о возможном повышении уровня риска – если итоговое значение оценки деятельности участника ВЭД менее чем на 10% отличается от порогового значения, предусматривающего переход в более высокую категорию риска.

Таможенный контроль

Таможенный контроль (ТК) – одна из основных функций таможенных органов. Она связана с предупреждением и пресечением нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования. Органами исполнительной власти, на которые возложены функции таможенного контроля являются структурные подразделения Федеральной таможенной службы Российской Федерации: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, управления Центрального аппарата ФТС РФ ().

Уровни таможенных органов по компетенции в сфере осуществления таможенного контроля товаров
Тактический Низовой уровень. Контроль на этом уровне осуществляют таможенные посты и таможни. Именно они определяют области риска, характерные для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц и конкретных грузов.
Оперативный Средний уровень. Контроль на этом уровне осуществляют региональные таможенные управления (РТУ) ФТС РФ. Они определяют локальные области риска в отношении отдельных лиц, товаров или таможенных органов, распределяют компетенции подведомственных подразделений низового уровня.
Стратегический Высший уровень. Управление таможенным контролем осуществляет ФТС РФ. Здесь определяются области риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков. Анализ таких рисков позволяет в дальнейшем разрабатывать и внедрять меры по предотвращению нарушений законодательства и минимизации их последствий.

Перед подразделениями ФТС РФ поставлены цели таможенного контроля.

Цели таможенного контроля

Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Цели таможенного контроля:

  • Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
  • Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
  • Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
  • Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
  • Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.

Документы и информация для таможенного оформления
груза в таможнях РФ

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Зона таможенного контроля

Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).

В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.

Порядок проведения таможенного контроля

На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.

Формы таможенного контроля:

  • Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
  • Проверка документов и сведений;
  • Таможенный осмотр товаров и транспорта;
  • Таможенный досмотр товаров и транспорта;
  • Личный таможенный досмотр;
  • Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  • Таможенная проверка.

Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.

Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:

  • При декларировании соблюдены все формальности;
  • Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
  • Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
  • В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.

При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).

Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.

Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).

При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.

Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.

Степени таможенного досмотра

  1. Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
  2. Взвешивание (полное или выборочное);
  3. Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
  4. Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
  5. Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
    • Без взятия проб и образцов;
    • С взятием проб и образцов;
  6. Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.

Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.

Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.

  1. Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
  2. Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
  3. Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.

Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).

Личный таможенный досмотр. — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.

Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?

  1. Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
    Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица.
  2. Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
  3. Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
  4. Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
  5. К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
    Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники.
  6. Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
  7. После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.

Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.

  1. При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
  2. ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
  3. Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
  4. Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.

Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.

Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).

Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.

Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).

Таможенный осмотр проводится:

  1. На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
  2. В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
  3. На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.

Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).

Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.

При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:

  • Проводить устный опрос;
  • Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
  • Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
  • Использовать технические средства;
  • Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
  • Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
  • Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
  • Вести таможенное наблюдение.

Технические средства таможенного контроля

Для повышения эффективности, сокращения временных и трудовых затрат при проведении ТК могут быть использованы технические средства таможенного контроля (ТСТК): приборы, инструменты, устройства. Порядок их использования регламентируется законодательством. Чаще всего используют специальные зеркала, видеоскопы, щупы и рентгеновские установки. Разнообразие ТСТК очень велико, это обусловлено изощрённостью контрабандистов, пытающихся тайно провезти груз. Техника постоянно совершенствуется, появляются новые средства, новые способы обнаружения контрабанды. Но, как и прежде активно используется обыкновенная рулетка и весы. Сложные устройства позволяют быстро установить состав материала, из которого сделаны украшения.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.

Существуют и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она совершенствуется, растет и число факторов, которые влияют на профиль риска. Внедрение системы СУР позволило сделать более прозрачными и предсказуемыми таможенные операции, добиться баланса между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли и партнерства таможни и бизнеса.

Не рекомендуем участникам ВЭД пытаться испытывать Систему управления рисками, нарушать таможенное законодательство. Если в ходе досмотра выявится незадекларированный или контрабандный товар, выяснится, что часть товара, находящегося под таможенным контролем, была выгружена, выявятся факты недостоверного декларирования, то в отношении участника ВЭД может быть возбуждено административное дело. Мы рекомендуем участникам ВЭД пользоваться услугами добросовестных декларантов, таможенных представителей, СВХ, таможенных складов.

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает услуги таможенного представителя – брокера на любых таможнях и таможенных постах России. Мы оказываем участникам ВЭД услуги по прохождению таможенного контроля.

Наши услуги:

  • Помощь при сборе товаросопроводительных документов (сертификатов соответствия, сертификатов происхождения, деклараций о соответствии и т.д.);
  • Заполнение и подача таможенной декларации;
  • По поручению клиента представляем его интересы на СВХ и таможне, присутствуем при таможенных осмотрах и досмотрах;
  • Производим подсчет таможенных платежей и по поручению клиента оплачиваем на таможню.

Мы работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Сроки и стоимость таможенного оформления товаров в таможне и прохождения таможенного контроля

Срок таможенного оформления товаров и прохождения контроля на таможне в среднем занимает 1 день!

Цена или стоимость услуг прохождения таможенного контроля в нашей компании минимальна по рынку и обсуждается индивидуально с каждым клиентом, в зависимости от конкретных задач.

Узнать стоимость таможенного оформления

Теоретические основы таможенного контроля

Понятие и принципы проведения таможенного контроля

Таможенный контроль представляет собой один из основных институтов таможенного регулирования, которому посвящены нормы раздела III Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЗС) . В соответствии со ст. 4 ТК ЕАЭС под таможенным контролем понимается совокупность мер, которые осуществляются таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС. Таможенный контроль является одной из важнейших функций таможенных органов .

Таким образом, содержание понятия таможенного контроля приведено в соответствие с положениями Киотской конвенции , согласно которым таможенный контроль должен быть направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.

Понятие «таможенный контроль» определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы». В гл. 2 «Определение понятий» Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур ВТО (Киотской конвенции) таможенный контроль трактуется как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Под совокупностью мер следует понимать осуществление таможенными органами специальных действий, как документальных, так и фактических, проводимых в целях обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил. К таким действиям относятся: досмотр товаров, проверка наличия и правильности заполнения документов, проверка бухгалтерских счетов и других записей, досмотр транспортных средств, досмотр багажа и личных вещей, подача официальных запросов и др.

Подобное определение таможенного контроля «способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком» .

Европейский союз определяет таможенный контроль как выполнение определенных действий должностными лицами таможенных органов по контролю за перемещением товаров; проверку наличия и аутентичности документов, счетов предприятий и другой документации; осмотр транспортных средств, багажа и товаров, которые перемещаются лицами или отдельно от них; направление официальных запросов и осуществление других действий в целях обеспечения соблюдения таможенных правил и, если необходимо, других действий относительно товаров, которые являются предметом таможенного контроля .

Значение таможенного контроля в государственном регулировании внешнеторговой деятельности базируется на стандартном правиле 6.1 Киотской конвенции, предусматривающем, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. Большая часть нарушений таможенных правил совершается в целях сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, поэтому таможенный контроль в первую очередь выступает действенным средством предупреждения неполной уплаты таможенных платежей в государственный бюджет или ухода от запретов и ограничений во внешней торговле товарами. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не должны служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и ведения деятельности в области таможенного дела.

Осуществление таможенного контроля предполагает достижение определенных целей. Можно полагать, что целями таможенного контроля являются:

1) обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права;

2) охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;

3) защита общественного порядка;

4) выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

5) предупреждение неправомерных деяний со стороны субъектов внешнеэкономических отношений;

6) защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;

7) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом .

В науке не сложилось однозначное и ясное понятие контроля. Обсуждаются вопросы о системе контроля, его видах и формах, органах контроля. Одни специалисты полагают, что государственный контроль есть «совокупная, кумулятивная деятельность, осуществляемая с помощью различных методов при выполнении единой специфической функции по государственному управлению» . Другие подчеркивают, что в системах социального управления контроль — «важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений» .

Некоторые считают, что контроль состоит из трех элементов: проверки фактического выполнения закона или иного общеобязательного предписания; проверки путей и средств такого выполнения; принятия мер в процессе контроля для оценки и устранения недостатков. Содержание контроля включает в себя:

а) наблюдение за деятельностью подконтрольных субъектов;

б) получение всесторонней и объективной информации о выполнении ими предписаний;

в) анализ таких данных;

г) предупреждение и выявление правонарушений .

Практически все государственные органы и их должностные лица вступают в контрольные правоотношения. Для некоторых из них осуществление контрольных (надзорных) функций является основным видом деятельности. Осуществление таможенного контроля — одна из основных функций таможенных органов в любом государстве. Таможенный контроль объединяет меры административного и финансового характера. На современном этапе развития порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС характеризуется как разрешительный, а не уведомительный. При таком порядке перемещения через таможенную границу важную роль играют таможенные органы как контролирующие субъекты. Государства — члены ЕАЭС стремятся, с одной стороны, ускорить и упростить порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, с другой стороны, эффективно обеспечить соблюдение таможенного законодательства, опираясь на принцип выборочности таможенного контроля, в основе которого лежит использование системы управления рисками. От эффективности таможенного контроля зависит состояние экономики государств — членов ЕАЭС, их внешнеэкономические и внешнеполитические связи, статус и авторитет в мировом сообществе.

Первой и, безусловно, важнейшей функцией, выполняемой таможенными органами, является таможенный контроль, который выступает одним из основных институтов таможенного права. Таможенные органы относятся к числу специализированных органов контроля. Сферой их деятельности признается конкретная область общественных отношений. Группу контролируемых субъектов представляют участники внешнеэкономической деятельности. Для эффективного развития экономики таможенный контроль должен проходить в условиях, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Необходимо отметить, что стандартные правила Киотской конвенции в отношении тех или иных таможенных процедур или операций и применения форм таможенного контроля предоставляют государствам — участникам этой Конвенции возможность самостоятельно определять в национальном законодательстве соответствующие правила в зависимости от состояния экономических отношений в стране, уровня ее развития. Вместе с тем предлагается детализировать стандарты для того, чтобы выработать единые подходы, обеспечивающие прозрачность правовых норм законодательства в области таможенного регулирования и повышающие эффективность таможенного контроля. Рекомендации к стандартным правилам гл. 6 Киотской конвенции акцентированы на наиболее распространенных мерах таможенного контроля, способствующих упрощению таможенных процедур для увеличения объемов мировой торговли .

Итак, таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Основные начала таможенного контроля могут быть, с известной долей условности, объединены в два блока принципов — правовые и организационные . К правовым принципам относятся следующие.

1. Осуществление таможенного контроля исключительно в установленных организационно-правовых формах. Таможенный контроль осуществляется в формах и по процедурам, установленным в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и национальных законодательствах государств — членов ЕАЗС.

Перечень форм таможенного контроля содержится в ст. 110 ТК ЕАЭС и является закрытым, соответственно в национальном законодательстве могут быть закреплены только эти формы. На национальном уровне могут регулироваться процедурные особенности использования тех или иных форм таможенного контроля, которые принимаются во исполнение и развитие норм таможенного законодательства ТС .

2. Самостоятельное регулирование отдельных вопросов таможенного контроля на национальном уровне допускается только в случаях пробельности наднационального регулирования .

3. Непричинение вреда здоровью граждан и их имуществу при осуществлении таможенного контроля. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством государств — членов ТС; причиненные лицам правомерными решениями, действиями таможенных органов и их должностных лиц, по общему правилу, возмещению не подлежат, за исключением случаев, когда возмещение убытков предусмотрено законодательством государств — членов ЕАЭС (ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Статья 193 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» устанавливает, что убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, не допуская исключительных случаев.

Данный принцип нашел свое развитие и в ст. 107 ТК ЕАЭС «Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля», где сказано, что «…технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам».

4. Дискреционный характер осуществления мероприятий по таможенному контролю. Суть данного принципа заключается в том, что в рамках установленных законом контрольных полномочий таможенный контроль осуществляется без предварительных разрешений и согласований.

Следует отметить, что в этом принципе кроется существенное отличие таможенного контроля от налогового контроля, где для проведения ряда контрольных мероприятий необходимо получение разрешения начальника налогового органа или его заместителя .

Легально принцип дискреционного осуществления мероприятий по таможенному контролю закреплен в п. 6 ст. 94 Таможенного кодекса ТС: «При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

Одним из примеров исключения из принципа дискреционного осуществления таможенного контроля является процедура личного досмотра, при осуществлении которого требуются некоторые разрешения и согласования. Разрешения в ряде случаев требуются также при осуществлении таможенного осмотра помещений и территорий.

6. Ограничения правомочий собственника при осуществлении таможенного контроля. Реализация этого правового принципа происходит следующим образом: на контролируемые объекты, обозначенные специальными контрольно-идентификационными средствами (печатями, пломбами и т.д.), накладываются установленные ограничения по реализации правомочий собственника, связанных с владением, пользованием и распоряжением товаров, находящихся под таможенным контролем.

Ограничения снимаются только после завершения таможенного контроля с выпуском товара в свободное обращение или вывозом его за пределы таможенной территории.

7. Возложение бремени содействия контролю на контролируемые лица. Для уяснения этого принципа обратимся к двум статьям Таможенного кодекса ТС. В ст. 108 содержится норма, в соответствии с которой по требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары .

Перевозчик должен способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары. Реализация этой нормы позволяет гарантировать, что грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не создадут для таможенного органа каких-либо расходов.

Норма, содержащаяся в ст. 116 ТК ТС, также подтверждает данный принцип: «По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством» .

Второй блок принципов таможенного контроля — организационные принципы — тесным образом связан с правовыми принципами таможенного контроля, поскольку, как правило, организационные принципы урегулированы правом. Принципы, содержащиеся во втором блоке, раскрывают административные технологии таможенного контроля, организационные аспекты осуществления таможенного контроля, которые позволяют находить баланс между минимизацией административной нагрузки и административных барьеров, с одной стороны, и эффективностью таможенно-контрольных мероприятий, с другой стороны.

1. Принцип выборочности при проведении таможенного контроля. Этот принцип является базовым принципом, соответствующим общепринятым подходам к организации таможенного контроля, сформулированным в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Он означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС ЕАЭС и законодательства государств — членов ТС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы .

2. Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

3. Механизм реализации принципа выборочности связан с системой управления рисками, используемой при выборе объектов и форм таможенного контроля. Система управления рисками призвана обеспечить такую организацию таможенного контроля, которая, с одной стороны, позволяла бы в максимальной степени защитить публичные интересы от рисков несоблюдения таможенного законодательства, с другой, — увеличить скорость совершения таможенных операций в отношении перемещаемых юридическими и физическими лицами товаров и транспортных средств 90, c. 5].

Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшение или компенсацию ущерба для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Быстрое увеличение объема международного товарооборота, усложнение его структуры, ограниченность кадровых ресурсов таможенных органов и требование всех участников внешней торговли свести к минимуму время, которое товар находится в пути, обусловили необходимость использования теории рисков в таможенной практике с целью осуществления выборочного таможенного контроля.

Система управления рисками должна содействовать приведению процедур таможенного контроля в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами Всемирной торговой организации (ВТО).

4. Сотрудничество и взаимодействие как с российскими, так и с иностранными контролирующими органами. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами .

5. Комплексный характер таможенного контроля. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЗС.

6. Специализация таможенного контроля. Таможенный контроль за отдельными видами товаров (нефти и нефтепродуктов, драгоценных металлов и драгоценных камней, химических удобрений и т.д.) требует специализации и профессионального организационно-технического сопровождения.

Специализация таможенного контроля проявляется и при осуществлении экспортного контроля. Так, таможенные органы Российской Федерации участвуют в осуществлении экспортного контроля в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Можно говорить и о специализации таможенного контроля в отношении транспортных средств — таможенный контроль за морскими судами, железнодорожным транспортом, авиатранспортом и т.д.

Таким образом, принципы таможенного контроля призваны обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование механизма таможенного контроля, нацеленного на выявление соответствия таможенных операций и контрольных мероприятий положениям и нормам таможенного законодательства, на соблюдение режима законности в таможенной сфере и обеспечение правопорядка при осуществлении внешнеторговой деятельности. Они направлены также на достижение основной цели создания ЕАЭС — обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создание благоприятных условий торговли государств — членов ЕАЭС с третьими странами, формирование единого таможенного, а затем и единого экономического пространства ЕврАзЭС.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *