В 2012 году Правительством РФ было принято Постановление №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» ( от 04.05.2012г.), которое ознаменовало собой еще одну веху в реформировании государством отрасли энергетики. Было объявлено, что целями принятия данного акта являются: защита интересов добросовестных потребителей и поставщиков, развитие конкуренции на данном специфическом рынке при сохранении должного уровня надежности энергоснабжения.

442 Постановление Правительства РФ об электроэнергетике с последними изменениями 2019 года и комментариями доступно на всех известных площадках, систематизирующих законодательные акты: на портале правовых актов, в системах Гарант, Консультант и т.д. Скачать его можно и на takovzakon.ru по ссылке в конце статьи. В статье будет приведен общий обзор наиболее значимых положений, касающихся потребителей — физических лиц.

Общие положения

Постановлением правительства 442 (действующая редакция в 2019 году) включает два утвержденных документа.

  1. Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии;
  2. Правила полного и/или частичного ограничения режима потребления электроэнергии (именно по этой причине 442 ППРФ неофициально называют постановлением об отключении электроэнергии).

Постановление Правительства 442 от 04.05.2012г. утверждает сразу два важных для отрасли документа, которые в совокупности составляют правовую основу не только для функционирования рынка, но также для организации учета и оплаты потребленной электроэнергии физическими лицами.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране продолжается и упорядочение организации поставки и оплаты электроэнергии имеет большое значение для всей сферы ЖКХ, так как многие изменения стартуют именно с отрасли электроэнергетики.

Перечень услуг ЖКХ – обзор Постановления Правительства РФ №290 от 03.04.2013

Основные положения

В общих положениях первого утвержденного постановлением документа даны разъяснения применяемых терминов. Правилами №442 введена такая фигура, как гарантирующий поставщик. Это коммерческая организация, действующая на определенной территории и обязанная заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся потребителем при наличии принимающих устройств, подсоединенных к сетям и при условии нахождения такого потребителя на обсуживаемой территории.

Потребителем является лицо, приобретающее электроэнергию для собственных нужд, как бытовых, так и производственных. В многоквартирных домах на основании ст. 540 ГК РФ договор заключается при первом подключении гражданина к присоединенной сети, то есть, подписание отдельного письменного документа не требуется. Оплата осуществляется через посредника – организацию, осуществляющую управление домом.

Обзор Постановления Правительства РФ №491 (с последними изменениями 2019 года) о коммунальных услугах

Расчеты за электроэнергию

Поставка электроэнергии разбивается на расчетные периоды, каждый из которых равен одному месяцу. Определение объема поставленной энергии и ее стоимости осуществляется по итогам каждого месяца.

Сроки оплаты для исполнителей коммунальной услуги (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) установлен до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Граждане же обязаны вносить соответствующие суммы на счет гарантирующего поставщика не позднее 10 числа.

Учет производится на основании показаний соответствующих приборов, чье приобретение входит в обязанности потребителей. Показания также потребители обязаны передавать в определенный срок. Прибор измеряет объем потребления. К ним предъявляются требования по:

  • классу точности (сейчас — 2 и выше);
  • целостности конструкции и контрольных пломб;
  • порядку допуска в эксплуатацию.

П. 144 регулирует место установки прибора на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов рынка, то есть, на границе сети потребителя и сетевой организации.

442 Постановление Правительства РФ с последними изменениями 2019 года по ЖКХ (п. 166) определяет порядок расчета потребления в случае непредставления данных учетных приборов в установленный срок (с 15 числа по 26). В этой ситуации показания определяются расчетным способом с применением средних данных. Непредставление показаний два месяца подряд является основанием для внеплановой проверки.

Поставщики вправе отстаивать свои права при нарушении условий договора, в том числе, путем самозащиты и ограничивать поставку.

Планируемые изменения

Серьезных поправок в 2019 году в документ не было внесено. Однако в ближайшем будущем планируется начало процедур выравнивания тарифов на электроэнергию на основании введения эталонов нормирования затрат. Эта инициатива Федеральной антимонопольной службы обусловлена тем, что в настоящий момент есть регионы РФ, где местными исполнительными органами власти искусственно удерживаются тарифы на стабильно высоком уровне.

Введение эталона, представляющего собой долгосрочный норматив эффективных затрат, по мнению законодателей, сделает процедуру формирования тарифа более прозрачной. В дальнейшем планируется распространить такой метод на всю отрасль ЖКХ.

Кроме того, в конце 2018 года президент подписал ФЗ-522 об «умных счетчиках» на электричество. Закон ввел единые требования к интеллектуальным приборам нового поколения, самостоятельно передающим показания и ограничивающим подачу при наличии большой задолженности. С 2020 года именно на такие приборы будут заменяться вышедшие из строя устройства, также их необходимо будет устанавливать при вводе объекта в эксплуатацию. Расходы по замене возложены на поставщиков и сетевые организации. В дальнейшем такими счетчиками планируется также заменить «обычные» счетчики на воду и газ.

Скачать текст Постановления 442 от 04.05.2012г. об электроэнергетике

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

  • Постановление
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии
    • I. Общие положения
    • II. Правила деятельности гарантирующих поставщиков
    • III. Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках
    • IV. Порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам
    • V. Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
    • VI. Особенности функционирования розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка
    • VII. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии на территориях неценовых зон оптового рынка
    • VIII. Основные положения функционирования розничных рынков в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами
    • IX. Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках
    • X. Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках
    • XI. Порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков
    • XII. Порядок определения регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий
    • XIII. Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения
    • XIV. Особенности регулирования отношений, связанных с функционированием розничных рынков электрической энергии, в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции
    • Приложение N 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 1. Показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
      • Таблица 2. Промежуточные показатели финансового состояния гарантирующего поставщика
    • Приложение N 2. Формы предоставления информации о потребителях электрической энергии (мощности)
      • Таблица 1. Информация о потребителях электрической энергии — физических лицах
      • Таблица 2. Информация о потребителях электрической энергии — юридических лицах
    • Приложение N 2(1). Форма публикации значений конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и составляющих конечных регулируемых цен на электрическую энергию (мощность)
      • I. Первая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период)
      • II. Вторая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода)
      • III. Третья ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • IV. Четвертая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)
      • V. Пятая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении)
      • VI. Шестая ценовая категория (для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении)
    • Приложение N 3. Расчетные способы учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии
    • Приложение N 4. Формулы расчета рейтинга организаций, подавших заявки на участие в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика
  • Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии
    • I. Общие положения
    • II. Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов
    • III. Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики
    • IV. Порядок введения ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций
    • Приложение. Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям
  • Изменения, которые вносятся в Акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии
  • Приложение. Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

Открыть полный текст документа

Предупредить и обесточить

Злостному неплательщику за коммуналку отрезали подачу электроэнергии. Он пожаловался, что его об этой неприятности не поставили в известность, и энергетикам велели возобновить подачу света. И все из-за того, что они неправильно уведомили должника. А как правильно это сделать? На этот вопрос и ответил Верховный суд РФ. Проблема долгов по ЖКХ — одна из самых тяжелых, и это признается уже на государственном уровне. По данным министерства строительства и ЖКХ, на начало этого года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,238 триллиона рублей. Из них 750 миллиардов — это долги населения. Остальное накопили управляющие компании. И должникам, как и тем, кто поставляет услуги ЖКХ, надо четко знать свои законные не только обязанности, но и права.

Просто так, без предварительного предупреждения отключить гражданину- неплательщику коммунальную услугу не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует в такой ситуации некий законный алгоритм действий для организаций, которые поставляют коммунальные услуги и которым человек задолжал. Несоблюдение всех необходимых пунктов предупреждения чреваты тем, что коммунальную услугу заставят поставлять, несмотря на имеющийся долг.

Обычно должнику по почте отправляется заказным письмом предупреждение, что если он не погасит образовавшийся долг, то останется, как в нашем случае, без света. Предупреждение идет по почте и с обязательным уведомлением о вручении гражданину-должнику.

Без письменного предупреждения, отключить коммунальную услугу неплательщику не так просто, как кажется на первый взгляд

В нашем случае такое письмо «счастья» адресатом получено не было. И письмо, пролежав на почте положенный срок, было возвращено отправителю. Так вот главное — по мнению Верховного суда РФ, это «не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги».

Проще говоря, если человек такого предупреждения не получил, то и отключать ему коммунальную услугу нельзя. Подчеркнем — неполученным считается письмо независимо от причин, по которым корреспонденцию получатель не забрал.

Именно к такому выводу пришел Верховный суд РФ, рассматривая жалобу некой ресурсоснабжающей организации. Она ограничила своему должнику неоплаченную коммунальную услугу. А должник нажаловался в местный орган жилнадзора, который предписал возобновить потребителю подачу коммунальной услуги по электроснабжению, потому что свет ему выключили «без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток».

Поставщики электроэнергии пыталась обжаловать такое, незаконное, на его взгляд, предписание в местном суде.

Там энергетики объясняли, что должнику заказным письмом было отправлено уведомление о задолженности и о возможном «ограничении режима потребления электрической энергии». Это они подтвердили, предъявив суду реестр почтовых отправлений с отметкой почтового отделения.

Судя по отчету об отслеживании отправления, письмо прибыло в место вручения. И 1 сентября была сделана неудачная попытка вручения, почтовое отправление выслано отправителю.

«Ограничение режима потребления электрической энергии» — проще говоря, отключение света — произошло12 сентября .

Районный суд признал предписание жилнадзора незаконным, так как энергетики «не обеспечили получение потребителем соответствующего предупреждения» о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Как подчеркнул местный суд, доказательства, подтверждающие факт получения потребителем предупреждения, в материалах дела отсутствуют.

А отсюда вывод — значит, ограничение потребления электрической энергии проведено без соблюдения прописанного в соответствующем законе 20-дневного срока, который начинает отсчитываться с момента получения потребителем предупреждения.

Следующая же инстанция — апелляционный суд, — напротив, сочла предписание энергетикам незаконным, так как, по данным Почты России, уведомление было доставлено 31 июля, но не было ему вручено. А в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса РФ, уведомления или «иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю».

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило гражданину, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Следовательно, сделал вывод Верховный суд, двадцатидневный срок на отключение коммунальной услуги, надо считать именно с даты доставки почтой уведомления потребителю. А отсюда вытекает, что срок соблюден, предписание энергетикам включить свет — незаконное.

Окружной суд посчитал, что применять статью 165.1 Гражданского кодекса РФ в нашем случае нельзя, так как правоотношения по обеспечению коммунальными услугами находятся в сфере регулирования жилищного законодательства и Закона «О защите прав потребителей». А вот нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.

Еще один важный момент — пункт 119 Правил N 354 содержит специальный порядок уведомления должника и требует факта личного вручения почтового уведомления. Сам по себе факт направления в адрес потребителя предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено, причем независимо от причин неполучения, и возвращено отправителю, не свидетельствует, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Значит, 20-дневный срок не соблюден, а предписание включить свет соответствует закону.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *