1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Комментарий к Ст. 51 ЖК РФ

1. Как уже отмечалось (см. ст. 49 ЖК и комментарий к ней), на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие и иные указанные в законе граждане.

В комментируемой статье названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан (см. комментарий к ст. 49 ЖК). Но в отношении последних в федеральном законе или законе субъекта Федерации могут быть установлены и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (дополнительно к тому, что установлено в комментируемой статье).

2. Среди нуждающихся в жилище в первую очередь (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи) названы граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности, а также члены семьи таких граждан. Это те, кто снимает квартиру (или угол), т.е. пользуются жильем по договорам коммерческого найма или поднайма, проживают в качестве временных жильцов, занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда.

3. Нуждающимися являются граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы (см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 50 ЖК). Естественно, что по указанному основанию могут быть приняты на учет только наниматели по договорам социального найма и собственники жилых помещений, а также члены семей этих субъектов. Все остальные лица принимаются на учет независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения приходится на одного человека (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи).

При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 комментируемой статьи). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.

4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. 5 — 11 комментария к ст. 15 ЖК).

5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживают несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.

Важны лишь следующие обстоятельства:

а) в квартире проживают несколько семей;

б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;

г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 3781. В этом Перечне указываются такие болезни, как активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и некоторые другие заболевания.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года (извлечение):

2. Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г. отменено решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г. об отказе П. в удовлетворении заявления, в котором она просила признать незаконным утвержденное командиром решение жилищной комиссии воинской части от 20 августа 2014 г. о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.

По делу принято новое решение, которым признаны незаконными действия командира и председателя жилищной комиссии воинской части, связанные со снятием П. с жилищного учета, на указанных лиц возложена обязанность по рассмотрению вопроса о восстановлении заявителя на учете с составом семьи из 4 человек (она, муж, сын П.А. и невестка П.Е.).

Рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе командира воинской части, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что П., проживающая по месту военной службы в г. Иркутске вместе с мужем и двумя сыновьями в квартире общей площадью жилого помещения 42 кв. м и жилой площадью 27,5 кв. м на основании решения жилищной комиссии с 1 апреля 1988 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жильем ниже учетной нормы, установленной решением исполкома областного Совета народных депутатов Иркутской области от 1 апреля 1990 г. N 180 (менее 12 кв. м жилой площади на одного члена семьи). Впоследствии, в июне 2010 года, квартира была передана им в общую долевую собственность, с долей каждого в праве 1/4.

Решением Думы г. Иркутска от 5 июля 2005 г. учетная норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В январе 2007 года один из сыновей П., П.А., приобрел в том же населенном пункте в собственность по договору купли-продажи квартиру общей площадью жилого помещения 61,2 кв. м, жилой площадью 44,7 кв. м.

В марте 2011 года П.А. распорядился приобретенной в собственность квартирой. В том же месяце в квартире, занимаемой заявителем, была зарегистрирована супруга ее второго сына, которая впоследствии, 6 марта 2012 г., на основании судебного решения была признана членом семьи собственника жилого помещения.

После поступления в воинскую часть информации о нахождении у сына заявителя в собственности в период с января 2007 года по март 2011 года жилого помещения решением жилищной комиссии от 20 августа 2014 г. П. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и умышленным ухудшением жилищных условий.

Признавая названное решение законным, суд первой инстанции исходил из того, что после приобретения сыном заявителя квартиры П. подлежала исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена ее семьи, исходя из суммарной площади двух квартир, приходилось более учетной нормы как жилой, так и общей площади жилого помещения.

Отменяя решение и принимая новое — о признании решения жилищной комиссии незаконным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие у сына заявителя в собственности жилого помещения не могло явиться основанием для снятия П. с жилищного учета, а могло повлиять лишь на количество членов семьи, состоящих на данном учете совместно с заявителем.

Такой вывод окружного военного суда основан на неправильном толковании закона.

В суде установлено, что сын заявителя П.А., являющийся членом семьи нанимателя жилого помещения и признанный вместе с ней нуждающимся в улучшении жилищных условий, в январе 2007 года приобрел в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган и сохранив тем самым за собой вместе с П. и другими членами семьи право состоять на жилищном учете. В марте 2011 года он распорядился приобретенной в собственность квартирой, также не поставив об этом в известность жилищный орган.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В связи с этим заявление П. в жилищную комиссию о неосведомленности приобретения своим сыном в собственность жилого помещения не могло явиться основанием для исключения этого жилого помещения при определении уровня обеспеченности ее общей площадью жилого помещения. К тому же суд первой инстанции проверил указанное заявление в судебном заседании и обоснованно отверг его с приведением мотивов.

Из изложенного следует, что приобретенная в собственность П.А. квартира подлежала учету.

Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.

Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Последующее распоряжение в марте 2011 года сыном заявителя находящейся у него в собственности квартирой с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения за счет МВД России правомерно было расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет П. с членами ее семьи быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до марта 2016 года.

При таких данных решение жилищной комиссии, утвержденное командиром воинской части, о снятии П. с жилищного учета основано на законе.

Тот факт, что П. принята на учет до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после приобретения ее сыном в собственность квартиры также стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия ее с жилищного учета.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о признании решения жилищной комиссии воинской части является законным, а утверждение суда апелляционной инстанции об обратном — ошибочным.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., оставила в силе решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации

Ст. 51 ЖК РФ об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им жилья по договорам социального найма ( кодекс утвержден 29.12.2004 (№ 188-ФЗ); с изменением и дополнением от 01.01.2017 ).

В жилищном законодательстве Российской Федерации прописаны основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и их применение согласно установленному перечню к малоимущим гражданам и гражданам других категорий, указанных в законах субъектов РФ и федеральных законах.

Оглавление:

  • Признание нуждающимся в жилом помещении
  • Как получить признание нуждающегося в жилье?
  • Как получить признание нуждающегося в жилье жителю г. Москвы?
  • В каких случаях могут отказать?

Данные основания не могут быть созданы искусственно и касаются бесплатного предоставления жилья, а также его выделения гражданам за доступную плату из муниципальных или государственных жилищных фондов.

Признание нуждающимся в жилом помещении

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ люди, нуждающиеся в жилых помещения, могут признаваться нуждающимися и включаться в учет нуждающихся в следующих случаях:

  • если гражданин (граждане), не наниматель помещения, в котором проживает по договору социального найма, член семьи нанимателя, собственник или член семьи собственника (п. 1-й ч. 1-я статьи 51 ЖК);
  • если гражданин (граждане), наниматель помещения, в котором проживает по договору социального найма, член семьи нанимателя, собственник или член семьи собственника, но при этом проживает в квартире, площадь которой занята нескольким количеством семей и в семье находится больной, страдающий тяжелым хроническим заболеванием (перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства за № 378 16.06.2006 ), из-за чего совместное проживание с хроническим больным невозможно и у нуждающегося в жилье не имеется другого жилья, занимаемого по договору или принадлежащего ему на основании права собственности (п. 2-й ч. 1-я статьи 51 ЖК);
  • если гражданин (граждане) проживает в условиях, не отвечающих установленным жилищным требованиям (п. 3-й ч. 1-я статьи 51 ЖК);
  • если гражданин (граждане) наниматель помещения, в котором проживает по договору социального найма, член семьи нанимателя, собственник или член семьи собственника и при этом занимает площадь для проживания меньше учетной нормы на человека; данная норма отражает наименьший размер площади жилья, в соответствии с которой в дальнейшем при зачислении гражданина на учет нуждающихся, определяется уровень общей площади для проживания, которой он будет обеспечен (п. 4-й ч. 1-я статьи 51 ЖК).

Во 2-й части ст. 51 Жилищного кодекса прописано, что в случае, если гражданин (кто-либо из членов его семьи), имеет в наличии несколько помещений по договору социального найма или является собственником жилья, при принятии его на учет нуждающихся будет предусматриваться уровень общей площади предоставляемого жилья исходя из суммированной площади всех имеющихся, указанных выше жилых помещений.

Важная информация! Членами семьи считаются люди, находящиеся в зарегистрированных отношениях (браке) и их дети, не достигшие совершеннолетия, независимо от места нахождения помещения, в котором они проживают; лица, которые объединены признаками родства или свойствами, на основании которых они проживают совместно; иные лица, вселенные как члены семьи в установленном порядке или в связи с имеющимся судебным решением.

К установленным жилым требованиям независимо от учетной площади относятся: наличие электроснабжения, водопровода, канализации, отопления, душа или ванны, горячее водоснабжение, электрическая или газовая плита.

Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью о сути Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости».

Как получить признание нуждающегося в жилье?

Для того чтобы стать на учет нуждающегося на жилье необходимо выполнить самое главное условие — получить признание малоимущего гражданина.

Существует специальный уполномоченный орган, который признает данный статус граждан в целях дальнейшей постановки малоимущих на учет, как нуждающихся. Для этого необходимо обратиться в государственную структуру, занимающуюся данным вопросом, с заявлением и документами, подтверждающими статус малоимущего, так как для его получения также существуют основания: например, имущественная обеспеченность должна быть меньше стоимости всей площади помещения, приобретаемой в дальнейшем для всех членов семьи с учетом нормы выделяемой площади на 1-го человека (вычисляется согласно установленному порядку).

Понадобятся документы:

  • удостоверяющие личность и гражданство РФ заявителя и членов всей его семьи (также о родственных отношениях);
  • документы, подтверждающие место жительства;
  • о наличии жилья, в том числе пригодного для проживания и расположенного за пределами РФ (имеющегося в течение последних пяти лет);
  • в случае необходимости документы о внеочередном праве на получение жилья, о которых говорится в 57-й ст. ЖК;
  • общий жилищный документ; финансово-лицевой счет (копию) с выпиской из домовой книги, если нет общего жилищного документа;
  • документы, которые подтверждают вид и размер доходов за 2 года до подачи заявления; сведения об имуществе;
  • документы, подтверждающие какие-либо доходы и выплаты;
  • иные документы, предусмотренные законодательством;
  • доверенность, в том случае, если подает заявление доверенное лицо.

Как получить признание нуждающегося в жилье жителю г. Москвы?

Жители г. Москвы могут рассчитывать на жилье для нуждающихся, предоставляемое по договору в безвозмездное пользование также если зарегистрированы в государственных органах, как малоимущие в соответствии с законодательством для жителей Москвы (№ 7 от 25.01.2006 о порядке признания жителей столицы нуждающимися и малоимущими ).

Кроме этого, чтобы получить признание нуждающегося в жилом помещении гражданина, нужно:

  • подать заявление о признании его таковым в установленном жилищным законодательством порядке г. Москвы;
  • иметь гражданство РФ;
  • проживать в столице на всех законных основаниях по месту жительства не меньше 10 лет;
  • не совершать действий, которые влекут умышленное ухудшение условий проживания в целях получения признания.

В каких случаях могут отказать?

Комментарии, касающиеся этого вопроса совершенно разные, однако, существует несколько основных пунктов, на основании которых государственные органы отказывают гражданам в зачислении на учет как нуждающихся в жилых помещениях:

  • если не предоставлены требуемые документы;
  • при указании в предъявленных документах заведомо ложных сведений;
  • если имущественное положение нуждающегося изменилось в лучшую сторону.

Стоит отметить, что несмотря на времена, когда многолетние очереди на получение жилья оставляют желать лучшего, и не перестает изъявлять свое мнение жесткая в этой сфере критика, забрасывая государственные структуры разного рода комментариями, многие группы населения получают социальное жилье в безвозмездное пользование, руководствуясь действующим законодательством и, в частности, 51-й ст. кодекса о жилье, а это сегодня единственный возможный способ улучшить жилищные условия граждан РФ, и социальный жилой фонд, в свою очередь, выполняет прописанные в Конституции гарантированные права на жилье.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *