Содержание

Проводится ли проверка на основании анонимного обращения?

В связи с участившимися случаями анонимных обращений граждан с требованиями провести внеплановые проверки в отношении «всех хозяйствующих субъектов», которые по их мнению нарушают обязательные требования, поясняем следующее:

Согласно статье 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основаниями для проведения проверки, помимо прочего, могут служить результаты предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, содержащие информацию о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о нарушение прав потребителей. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Кроме того, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о причинении вреда жизни, здоровью граждан, о нарушение прав потребителей, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию.

Помимо этого, согласно статье 7 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Также обращаем внимание граждан, что согласно ч. 4.1 ст. 11 указанного закона в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

Таким образом, проведение проверки на основании анонимного обращения граждан в отношении всех хозяйствующих субъектов, которые по их мнению нарушают обязательные требования, противоречит законодательству Российской Федерации.

Россияне имеют полное право подавать анонимные жалобы, но не все ведомства и органы рассматривают неподписанные обращения.

Разберемся, какую жалобу считают анонимной, какими способами ее можно подать — и при каких обстоятельствах ее рассмотрят или отклонят. А также в данной статье расскажем о том, каков будет результат от подачи жалобы анонимно.

Для чего и кому требуется подавать жалобу анонимно – какая жалоба считается анонимной?

Анонимные жалобы подаются в контролирующие, надзорные инстанции и органы, которые могут провести проверку, пресечь совершение преступлений или противоправных деяний, привлечь к ответственности.

Анонимная жалоба может быть подана без указания персональных и контактных данных в таких целях:

  1. Чтобы сообщить о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении. В нем может быть задействовано одно лицо, так и несколько.
  2. Чтобы указать на злоумышленника, который покушается или уже совершил противоправное действие. Это касается и должностных лиц.
  3. Для оповещения о коррупции, взяточничестве.
  4. Для уведомления о совершенном преступлении со стороны должностного лица или муниципального, государственного служащего, который воспользовался своим служебным положением.
  5. Чтобы оповестить о готовящемся или совершенном террористическом акте, террористической угрозе.
  6. Для пресечения противоправных действий, например, со стороны работодателя, и привлечения его к ответственности.
  7. Чтобы сообщить о неблагоприятной ситуации, которая сложилась в населенном пункте, с целью побудить органы власти решить существующие проблемы.
  8. Для оповещения органов и властных структур о какой-либо важной информации.

Как написать анонимную жалобу в прокуратуру, трудовую инспекцию, полицию, налоговую инспекцию, Президенту РФ – образцы анонимных жалоб

Конечно же, в анонимных жалобах авторы выражают свои эмоции. Стоит понимать, то анонимность — не значит бескультурье и безграмотность. Обратившийся гражданин должен подать жалобу в официальном стиле.

Анонимность документа будет обусловлена непредоставлением личной информации.

Данные, которые не вносят анонимные авторы:

  1. ФИО.
  2. Паспортные данные.
  3. Номер телефона.
  4. Почтовый адрес, в том числе и индекс.
  5. Электронный адрес почты.

Отсутствие этой информации будет указывать на то, что автор жалобы является анонимом.

Стоит ли подавать жалобу анонимно – будет ли результат?

Подавая анонимную жалобу в надзорные, контролирующие органы, обратившийся гражданин желает добиться справедливости и восстановить нарушенные кем-то права.

Анонимность не дает гарантий, что жалоба будет рассмотрена. Наоборот – анонимность позволяет специалистам не отвечать на жалобу, не разбираться в существующих проблемах, а попросту пропустить данное обращение.

Жалобы, поданные от анонимов, могут быть не рассмотрены. И такое право у должностных лиц имеется по закону. Поэтому, ответить на вопрос — будет ли результат от подачи анонимной жалобы, не так просто. Некоторые структуры рассматривают анонимные обращения, а некоторые – отклоняют.

Заметьте, что рассмотрение также зависит от типа жалобы.

Например, если анонимная жалоба будет сообщать о террористической угрозе, то ее, конечно же, проверят. А когда жалоба от анонима подается в целях оскорбить и унизить должностное лицо, без каких-либо на то оснований — то ее вряд ли рассмотрят.

Виды анонимных жалоб – на кого, куда и в каких ситуациях можно пожаловаться анонимно?

Анонимная жалоба бывает нескольких видов. Классификаций несколько.

Расскажем, какие типы выделяют, в зависимости от наличия информации в документе:

  1. С указанием социального статуса обратившегося лица. Например, многодетный родитель, сирота и т.п.
  2. С указанием социальной роли и эмоционального состояния гражданина. Например, обманутый дольщик, недовольный родитель и т.п.
  3. Коллективная. Она может быть оформлена от нескольких лиц, например, от жителей одного дома и т.п.
  4. Именная. В подписи указывается только имя обратившегося гражданина.
  5. С личной подписью. Гражданин может поставить на анонимной жалобе свою подпись, но он не будет указывать свои инициалы и другую личную информацию.

Также жалобы могут подразделяться на другие типы – в зависимости от целей обращения.

Например, о совершенном правонарушении, о коррупции и др.

Подробнее о том, зачем подаются анонимные жалобы, мы писали выше.

Еще одна классификация анонимных жалоб – в зависимости от того, в какой орган она подается.

По сути, подать анонимно жалобу можно в любой орган и ведомство, но будет ли она рассмотрена — зависит от внутренних правил, действующих в инстанции.

Приведем в таблице примеры ситуаций, когда можно или нельзя пожаловаться анонимно, и что делать, если личные данные все же нужны.

Наименование органа/инстанции

Можно ли жаловаться анонимно?

В каких ситуациях анонимную жалобу примут?

Что делать, чтобы жалобу приняли анонимно?

Прокуратура, Полиция

Да

Правоохранительные органы могут принять жалобу анонимно только в случае, если заявитель сообщает о готовящемся правонарушении.

Жалобу можно подать анонимно:

— Онлайн, через форму интернет-сервиса официального сайта органа.

— Письмом по почте.

— Через доверенное лицо.

Суд

Нет

Анонимно жалобу не принимают. Обязательно должен быть указан заявитель или его законный представитель.

При проведении судебного разбирательства гражданин может требовать анонимности. Можно обратиться к представителю, который защити права и интересы в суде.

Роспотребнадзор

Да

Письменное анонимное обращение не рассматривают. Телефонное обращение смогут принять.

Можно воспользоваться телефоном доверия, позвонив, рассказать о сложившейся ситуации. Тогда специалист подскажет вам, как следовать дальше.

Трудовая инспекция

Нет

Заявитель должен быть указан обязательно.

Можно попросить в жалобе не разглашать личные данные заявителя. Жалоба будет анонимна для работодателя, но не для сотрудников Трудовой инспекции.

ФНС

Нет

Для рассмотрения жалобы все-таки придется ввести ФИО, ИНН и номер телефона. В другом случае жалобу не рассмотрят.

Можно совершить анонимный звонок в налоговую службу, но вряд ли его зачтут как анонимную жалобу. Специалист может выслушать и подсказать, что делать.

УФМС

Нет

В жалобе должны быть указаны личные данные, иначе ее не рассмотрят.

Пожаловаться на нелегальных соседей можно не в отделение УФМС, а в УВД вашего города или района.

Мы рассмотрели самые распространенные ситуации с подачей анонимных жалоб.

Анонимная жалоба онлайн, через интернет – где подать?

Воспользовавшись интернетом, можно подать анонимную жалобу онлайн.

Для этого необходимо:

  1. Зайти на официальный сайт органа, ведомства, куда вы собираетесь направить обращение.
  2. Найти сервис по отправке обращений. Зачастую он будет находиться в разделах под названиями «Обращения», «Обратная связь» или «Контактные данные».
  3. Заполнить форму обращения. Например, такую:
  4. Приложить к жалобе документы в подтверждение своей правоты.
  5. Отправить обращение.

Заметьте, что не на всех сайтах можно обратиться анонимно. Например, интернет-сервис есть на сайте Президента РФ или на сайтах глав городов некоторых регионов РФ также имеются интернет-приемные.

Совет: Если в инстанции не принимают жалобу анонимно, то укажите в документе просьбу скрыть личные данные от лиц, которые будут задействованы в решении данного вопроса.

Помните, что анонимные жалобы, отправленные онлайн, будут рассматриваться только в том случае, если они будут оформлены правильно, с соблюдением всех выставленных требований, а также если они будут написаны в официальном стиле, не будут иметь оскорбительных выражений, матерных слов.

Рассматриваются ли анонимные жалобы, и в каких ситуациях – какие жалобы от анонимов не будут рассмотрены?

Закон на стороне специалистов органов и ведомств, в которые поступают анонимные обращения.

В соответствии с законом федерального уровня под номером 59, утвержденным 2 мая 2006 года, анонимные жалобы не рассматриваются. Должностные лица вправе не отвечать на такие обращения.

Если же анонимная жалоба будет принята от гражданина, то есть вероятность, что ее рассмотрят. Но при этом специалист проверит — соблюдает ли она всем требованиям, которые к ней выдвигаются.

Например, жалоба, поданная анонимно, не будет рассмотрена, если она:

  1. Написана не на русском языке.
  2. Не содержит основную суть вопроса. Следует излагать смысл вашего обращения кратко, последовательно.
  3. Написана голословно. Стоит указать на конкретные факты, подтверждающие ваши слова в жалобе.
  4. Имеет нечитаемый текст. Рукописные жалобы должны быть оформлены понятным почерком.
  5. Имеет сокращения, которые невозможно расшифровать. Лучше писать слова полностью.
  6. Не имеет названия инстанции, в которую обращается аноним.
  7. Имеет экспрессивные выражения, передающие негативные чувства и эмоции. Старайтесь писать кратко и понятно, без разговорных слов, жаргонизмов, матов и других слов.

В случае, если в жалобе имеются грамматические или пунктуационные ошибки — это не основание для отклонения документа. Но у специалиста сложится двоякое впечатление об анониме.

Теперь вы знаете, как подать анонимную жалобу, в каких случаях ее рассмотрят или отклонят.

В следующей нашей статье мы рассмотрим, как выглядят анонимные обращения, приведем примеры бланков, которые можно использовать для написания своей анонимной жалобы.

Ответ неизвестному

С другой стороны, а вдруг в письме без подписи сообщается достоверная информация? Поэтому сложилась с годами стандартная практика. В органах власти на такие заявления реагировали вяло: когда примут меры, когда нет. Во всяком случае в правоохранительных органах и спецслужбах анонимки никогда в корзину не выбрасывали. Сообщения о факте преступления обязательно проверяли.

На минувшей неделе президент РФ подписал, а «Российская газета» опубликовала закон, изменяющий порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан в органы власти. Не секрет, что смена строя не изменила ситуации с анонимными посланиями. Они лишь немного видоизменились.

Как говорят специалисты, в эпистолярном жанре с подписью «доброжелатель» исчезли сигналы о неверных женах, наличии любовниц и несдержанность в быту и прочих вещах, которые рассматривали комсомольские и партийные ячейки на местах. Но сигналы с мест без подписи — остались.

Новый закон — это поправки, которые внесены в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Что дали поправки? Желающим отправить послание без координат легче от нового закона не будет. Новые поправки позволят признавать анонимными обращения, в которых не указаны адрес отправителя или его фамилия.

Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с автором многочисленных обращений в переписку или нет

По прежним стандартам ситуация была проще — ответ должен был направляться заявителю даже в том случае, если указана лишь фамилия обратившегося, но не было его адреса. Или наоборот — был указан адрес, но не было фамилии.

Истины ради надо сказать, что, хотя такие нормы в прежнем законе и были прописаны, но грамотные клерки понимали — в обоих случаях доставление ответа адресату было невозможно. Причина одна — отсутствие необходимых данных об авторе послания.

Кстати, в новом законе нашлось место не только анонимам, но и тем, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам в надежде рано или поздно взять чиновников измором. Истины ради надо сказать, что подобное выматывание иногда давало неплохой результат. Уставший от бесконечных жалоб чиновник понимал, что дешевле отреагировать, чем годами отписываться. То есть иногда постоянные письма по одному адресу давали результат. Чаще — нет.

Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с человеком в переписку или нет. Если решит, что — нет, то столоначальник прекращает переписку с гражданином, о чем ему обязательно сообщает.

Такая жесткая мера возможна лишь в том случае, если в обращении человека содержится вопрос, на который письменные ответы уже давались, причем не один и не два раза. И если заявителю по этому поводу отвечали неоднократно и при этом в обращении не приводятся никакие новые доводы или вновь появившиеся обстоятельства.

Это правило действует при неком условии — если и последнее обращение, и ранее направляемые от человека жалобы передавались в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.

Кстати

Анонимность была прописана в законе лишь для судов. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает необходимость принятия мер безопасности для потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного судопроизводства. То же правило распространяется на их родственников или близких . Если есть основания полагать, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, то все данные о человеке засекретят.

Решение суда о раскрытии подлинных данных принимается в совещательной комнате и оформляется в виде постановления (определения), в котором должна быть мотивирована необходимость принятия данного решения.

Надо сказать, что в судебной практике такие меры применяются все чаще.

Анонимные обращения граждан в органы власти: сознательный уход от диалога

Ширинкина Мария Андреевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики Пермский государственный национальный исследовательский университет,
(г. Пермь, Россия)

АНОНИМНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ:

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ УХОД ОТ ДИАЛОГА

В последние годы общим местом большинства рассуждений об отношениях власти и народа является так называемый «диалог власти и гражданского общества». О нем говорят представители разных научных направлений – политологи, социологи, философы, экономисты, культурологи –и сами политики, исследуя и описывая процессы, происходящие в российском обществе. В частности, одним из основных направлений развития демократического общества называют «создание благоприятных условия для осуществления взаимодействия государства со своими гражданами в форме диалога, а не монолога, как это было в Советском Союзе» (Финашко, 2009). Для реализации успешного и эффективного диалога власти с народом создаются отделы по связям с общественностью, по работе с обращениями граждан и т.д.

Понятие диалога очень многогранно и поэтому имеет множество определений: диалог – это «совместная речевая деятельность двух или более лиц» (Кибрик); «особого рода совместная деятельность участников, каждый из которых в какой-то мере признает общую для них обоих цель (цели) или хотя бы «направление» диалога» (Грайс, 1985, 219) и т.д. О. Б. Сладкова, суммируя положения теории диалога различных авторов, пишет: «Под диалогом понимается такое полагание различных смысловых позиций, которое приводит не к их взаимному отторжению или подавлению, а приводит к продуктивному взаимодействию» (Сладкова, 2009). Таким образом, общение в форме диалога всегда предполагает наличие СОбеседников. Это означает, что вступая в контакт, инициатор общения хочет быть услышанным и получить ответ на свою реплику.

Одной из основных форм диалога власти с народом называют обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления – письмо или устное заявление, которое содержит описание неблагоприятной ситуации и имеет целью побудить власть к решению существующей проблемы. По справедливому замечанию С. З. Женетль, «обращение всегда является актом свободного волеизъявления индивидуального субъекта либо групп таких субъектов и, как правило, детерминировано какими-то внешними обстоятельствами, содержащими неблагоприятный оттенок (Выделено нами. – М. Ш.)» (Женетль, 2008).

Среди таких актов свободного волеизъявления граждан встречаются анонимные обращения. Возникает вопрос, для чего их авторы начинают «разговор», какие цели они преследуют, отправляя свое послание представителям государственной власти. Представляется, что дискурсивный анализ анонимных обращений позволит ответить на эти вопросы. Сразу оговоримся: обращения граждан любезно предоставлены отделом по работе с обращениями граждан администрации города Перми, а также взяты с сайта главы города Перми из рубрики «вопрос-ответ» (www.glava.perm.ru/faq/). Имена, фамилии, отчества и адреса авторов изменять не пришлось, так как они и не указаны в письмах.

жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц».

Исходя из этих определений, можно утверждать, что при написании обращения в форме предложения гражданин имеет целью сообщить о недостатках в законодательстве или работе каких-либо органов и предложить, посоветовать представителям власти выход из сложившейся ситуации. Составляя заявление, гражданин хочет реализовать свои законные права либо проинформировать властные структуры о нарушении законов и недостатках в работе государственных органов. И, наконец, подавая жалобу в органы власти, ее автор стремится к восстановлению нарушенных кем-то прав.

Исходя из этого, вполне логичным кажется пункт 1 статьи 11 указанного Федерального Закона: «В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается». Как видно из текста приведенной статьи закона, понятие анонимности в нем отсутствует. Однако авторы многочисленных комментариев к Федеральному Закону № 59 считают, что обращения, в которых не указаны фамилия и адрес заявителя, это и есть анонимные обращения.

Итак, обратимся к анализу этих текстов.

1. Прежде всего выявим, как называют себя авторы анонимных обращений. Оказывается, способы «автономинации» (ср. автопортрет, автобиография) обусловлены каналом связи гражданина и власти. Так, если обращение поступило на сайт Главы города или в интернет-приемную, обнаруживаем следующие варианты самонаименований:

– Почтальон Печкин Почтальонов (налицо связь с известным литературным персонажем) или Иванов Иван Иванович (самое традиционное, с точки зрения обыденного сознания, для русской культуры сочетание фамилии, имени и отчества). Такие письма обычно пишет гражданин, которому в чем-то отказали потому, что «не положено» по закону. Они изобилуют эмоционально-оценочной лексикой, могут содержать также нецензурные, оскорбительные выражения;

– многодетная мать (указание на социальный статус гражданина). Такой автор вкладывает «крик души» в свое обращение в надежде на то, что к этому письму отнесутся индивидуально и обязательно помогут (так как в тексте письма указаны улица и номер дома, в котором долгое время нет горячей воды);

– недовольный родитель (указание на социальную роль и эмоциональное состояние). Отчаявшийся устроить ребенка в хорошую школу родитель, опускается до оскорблений: Как снизить стоимость поступления ребенка в школу №… на ул. С-кой, если В-а Л-на требует не менее 100 тыс. руб? Законно ли это? Или она и с вами делится?;

– все жители дома (имитация коллективного автора). Обычно так подписывается гражданин или небольшая группа граждан, которые сообщают о нарушении общественного порядка (находящийся рядом с домом и работающий всю ночь киоск, в котором продают спиртное даже детям; строительная компания, ведущая работы ночью; соседи, продающие спирт или наркотики). Авторы этих заявлений не подписываются потому, что не доверяют власти в вопросах конфиденциальности информации и боятся преследований со стороны нарушителей.

Если обращение поступило непосредственно в орган власти (в письменном или печатном виде), то анонимным оно оказывается в следующих случаях:

– автор указывает имя без фамилии и адреса: Наталья. Гражданка, испытавшая ужас от езды в городском транспорте, подробно описывает ситуацию, а в заключение ограничивается фразой: На ответ не надеюсь;

– указаны не свои фамилия, имя, отчество и адрес. Анонимность такого обращения обнаруживается лишь после получения ответа на него гражданином, который, оказывается, ничего не писал в органы власти. Авторы таких писем опять же не доверяют власти, боятся разглашения своих данных и преследований со стороны власти;

– есть подпись гражданина (без указания фамилии и адреса). Человеку кажется очевидным: описанная им проблема очень важна, просто ее по каким-то причинам до сих пор не увидели представители «высшей» власти, в частности мэр города/ губернатор/ президент. Нужно «сигнализировать» о существовании этой проблемы, и ее обязательно решат;

– реквизит «Подпись» включает словосочетание жители микрорайона/ города/ дома и внушительный список подписей. Здесь, на наш взгляд, нужно говорить о правовой неграмотности составителей письма. Скорее всего, его авторы – пенсионеры, живущие советскими представлениями о жизни. Они убеждены: власть обязательно решит описанную ими проблему (ведь это так значимо и актуально!), нужно только собрать как можно больше подписей жителей.

В двух последних случаях неправомерно говорить о намеренности сокрытия индивидуальной информации. Чтобы такие анонимные обращения не появлялись вновь, властным структурам необходимо более массово и качественно информировать граждан по вопросам реализации ими своего права на обращение.

2. Что характерно для текстов анонимных обращений? По нашим наблюдениям, анонимные обращения пишут уже отчаявшиеся решить свою проблему люди. Поэтому в большинстве случаев такие письма насыщены эмоционально-оценочной лексикой, выражающей чувства и эмоции: безобразие, нарушение, издевательство, (водитель автобуса) погнал, «ас» вождения, изворотлива (о заведующей детским садом), госпожа (в контексте обращения выражает сарказм), жуткий шум, проблема тупо не решается и мн.др. Во всех этих словах негативная оценка ситуации выражена явно и определенно. То же самое можно сказать о целых высказываниях, выражающих недоверие к власти и сомнение в том, что описанная проблема вообще будет решена, например: На ответ не надеюсь; Просто зла уже не хватает на все эти службы.

Письма граждан, поступившие через средства электронной коммуникации (на сайт Главы города, в интернет-приемную), поддавшись влиянию языка интернет, содержат множество вопросительных и восклицательных знаков, также призванных выразить бурю эмоций гражданина: Сделайте, пожалуйста, что-нибудь!!!; Куда обращаться дальше?!?!? SOS!!!! Отдельные фрагменты или целые предложения могут быть набраны прописными буквами, что, как известно, в языке интернет означает разговор на повышенных тонах: НО СИСТЕМА НИКЕМ НЕ РЕМОНТИРУЕТСЯ УЖЕ НЕДЕЛЮ…; ПОЧЕМУ с детьми работают НЕспециалисты?

Бывает, что в таких обращениях употребляется стилистически сниженная лексика: Жлобы, не даете участковым квартиры и хотите чтоб они вас защищали и работали с вами тесно!!!??? Слово жлоб в словаре имеет помету разг.-сниж. (Большой толковый словарь русского языка, 1998).

3. Почему гражданин не указывает свои данные? Во-первых, гражданин может скрывать индивидуальную информацию потому, что в письме он не описывает реальные факты, а высказывает свои предположения, домыслы. На это указывают и исследования правоведов. В частности, В. З. Женетль объясняет намеренное желание автора анонимного обращения остаться неизвестным его недобросовестностью и злонамеренностью и пишет: «Так как обращение гражданина в орган публичной власти является добровольным волеизъявлением, он должен ответственно подходить к данному вопросу. Если он по каким-то причинам отказывается подписывать свое обращение, то это должно со всей очевидностью свидетельствовать о ложности содержащихся в данном обращении сведений» (Женетль, 2008).

Другим определяющим фактором является то, что «граждане еще не научились доверять государству» (Финашко, 2009). Такие граждане боятся преследования со стороны представителей власти или гнусной мести нарушающих общественный порядок «соседей», которым станут известны имена жалобщиков.

Третьей причиной создания анонимного письма могут послужить эмоции и отчаяние, вызванные нерешаемой в течение продолжительного времени проблемой. В этом случае мы наблюдаем «преобладающее влияние эмоционального момента» (Якубинский, 1986). Автор такого письма просто «выливает» эмоции и не стремится услышать что-либо по существу его проблемы.

4. Таким образом, исследовав особенности текстов анонимных обращений и установив причины, по которым они пишутся, мы попытались определить цели, которые преследуют анонимные авторы:

– вылить эмоции;

– выразить недоверие власти;

– довести до сведения властных структур какую-то важную информацию (скорее всего, даже не достоверную), тем самым побудить эти структуры к конкретным действиям.

Созданный в неблагоприятных для автора условиях, имеющий целью воздействовать на представителей власти посредством выражения чувств и эмоций, текст анонимного письменного обращения гражданина не предполагает продолжения диалога, а становится «менее естественной формой речевого общения» (Якубинский, 1986) – монологом, не требующим ответа по существу вопроса, но с необходимостью ориентированным на слушателя/ адресата.

По словам О. Б. Сладковой, «важнейшим показателем зрелости гражданского общества является его способность вести диалог с властью» (Сладкова). Таким образом, становится очевидным: наше гражданское общество еще недостаточно созрело.

Используемая литература:

Ширинкина Мария Андреевна,

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики Пермский государственный национальный исследовательский университет,
(г. Пермь, Россия)

АНОНИМНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ:

СОЗНАТЕЛЬНЫЙ УХОД ОТ ДИАЛОГА

В последние годы общим местом большинства рассуждений об отношениях власти и народа является так называемый «диалог власти и гражданского общества». О нем говорят представители разных научных направлений – политологи, социологи, философы, экономисты, культурологи –и сами политики, исследуя и описывая процессы, происходящие в российском обществе. В частности, одним из основных направлений развития демократического общества называют «создание благоприятных условия для осуществления взаимодействия государства со своими гражданами в форме диалога, а не монолога, как это было в Советском Союзе» (Финашко, 2009). Для реализации успешного и эффективного диалога власти с народом создаются отделы по связям с общественностью, по работе с обращениями граждан и т.д.

Понятие диалога очень многогранно и поэтому имеет множество определений: диалог – это «совместная речевая деятельность двух или более лиц» (Кибрик); «особого рода совместная деятельность участников, каждый из которых в какой-то мере признает общую для них обоих цель (цели) или хотя бы «направление» диалога» (Грайс, 1985, 219) и т.д. О. Б. Сладкова, суммируя положения теории диалога различных авторов, пишет: «Под диалогом понимается такое полагание различных смысловых позиций, которое приводит не к их взаимному отторжению или подавлению, а приводит к продуктивному взаимодействию» (Сладкова, 2009). Таким образом, общение в форме диалога всегда предполагает наличие СОбеседников. Это означает, что вступая в контакт, инициатор общения хочет быть услышанным и получить ответ на свою реплику.

Одной из основных форм диалога власти с народом называют обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления – письмо или устное заявление, которое содержит описание неблагоприятной ситуации и имеет целью побудить власть к решению существующей проблемы. По справедливому замечанию С. З. Женетль, «обращение всегда является актом свободного волеизъявления индивидуального субъекта либо групп таких субъектов и, как правило, детерминировано какими-то внешними обстоятельствами, содержащими неблагоприятный оттенок (Выделено нами. – М. Ш.)» (Женетль, 2008).

Среди таких актов свободного волеизъявления граждан встречаются анонимные обращения. Возникает вопрос, для чего их авторы начинают «разговор», какие цели они преследуют, отправляя свое послание представителям государственной власти. Представляется, что дискурсивный анализ анонимных обращений позволит ответить на эти вопросы. Сразу оговоримся: обращения граждан любезно предоставлены отделом по работе с обращениями граждан администрации города Перми, а также взяты с сайта главы города Перми из рубрики «вопрос-ответ» (www.glava.perm.ru/faq/). Имена, фамилии, отчества и адреса авторов изменять не пришлось, так как они и не указаны в письмах.

Порядок рассмотрения анонимных обращений граждан правоохранительными органами

17.04.2018 16:41

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).

Во исполнение указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве.

28 января 2014 года вступил в силу приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Закона в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина;

адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России).

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69 Инструкции).

Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией.

Анонимные заявления, террористическом акте, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему указанных выше сведений, принимает руководитель органа внутренних дел (п.п. 129 — 132 Инструкции).

Таким образом, независимо от государственного органа, в которое поступило анонимное обращение, доводы, указанные в обращении должны быть проверены полно и всестороннее в установленные законом сроки, в тоже время, ответ на такое обращение даваться не должен.

Рассматриваются ли анонимки по закону

Россияне имеют полное право подавать анонимные жалобы, но не все ведомства и органы рассматривают неподписанные обращения.

Разберемся, какую жалобу считают анонимной, какими способами ее можно подать — и при каких обстоятельствах ее рассмотрят или отклонят. А также в данной статье расскажем о том, каков будет результат от подачи жалобы анонимно.

Анонимная жалоба рассматривается

  • Рассматривается ли анонимная жалоба на чиновника, написанная в прокуратуру РФ.
  • Должна ли она рассматриваться?
  • Анонимная жалоба без подписи
  • Скажите пожалуйста, рассматриваются ли анонимные жалобы в прокуратуре?
  • Рассматриваются ли анонимные жалобы на школу
  • Анонимные жалобы должны рассматриваться?
  • Могут ли рассматриваться анонимные жалобы на госслужащих.
  • В каком нормативном документе указано, что анонимные жалобы не рассматриваются?
  • Анонимные жалобы
  • Жалоба подается в суд рассматривается
  • Кассационная жалоба рассматривается
  • Как рассматривается апелляционная жалоба
  • Кассационная жалоба как рассматривается

Советы юристов:

Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

8.1. Добрый день. Анонимная жалоба рассматриваться не будет.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

9.1. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

10.2. Возможно, прокуратура не раскрывает Вам источник, потому что анонимные обращения, действительно, не рассматриваются. Ст.6 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан. »
Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

НЕТ, ананимки не рассматриваются

18.1. Здравствуйте! Нет, это незаконно. Вы имеете право написать жалобу в прокуратуру.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Удачи Вам!

23.1. Анонимные обращения не рассматриваются — но это может служить поводом для проведения проверки

Пишите жалобу — подпишите ее как коллективная

29.1. Уважаемый Сергей, г.Плавск !

Если в данном письменном Обращении НЕ указан обратный адресат, то в этом случае НЕ возникает ОБЯЗАННОСТЬ для дачи ответа на данное письменное Обращение .

С уважением Владимир Николаевич
г.Уфа 14.02.2012г
18:53 моск.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *