Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел

Дисциплинарная ответственность занимает важное место в деле укрепления законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. К этому виду юридической ответственности, при наличии соответствующих оснований, наиболее часто привлекаются сотрудники органов внутренних дел. Необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения к соответствующему виду юридической ответственности является совершение сотрудником дисциплинарного проступка, а в случаях, предусмотренных законом, и административного правонарушения.

Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел имеет два аспекта: материальный, состоящий в определении перечня дисциплинарных взысканий, и процессуальный, состоящий в проведении служебной проверки, сборе доказательств, подтверждающих виновность сотрудника, оформлении процессуальных документов и др.

Согласно действующему законодательству нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства РФ, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

При этом грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

  • 1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством РФ;
  • 2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
  • 3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • 4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством РФ;
  • 8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
  • 9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это нс влечет за собой уголовную ответственность;
  • 10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • 11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
  • 12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
  • 13) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • 14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
  • 15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении сотрудников органов внутренних дел в настоящее время регламентируется Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 № 1377, приказом МВД России от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации» и др.

Сотрудник органов внутренних дел привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина, при этом норой не имеет принципиального значения, какой был при этом умысел сотрудника – прямой или косвенный, совершен дисциплинарный проступок по небрежности или по неосторожности.

Исходя из этого, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины соответствующего сотрудника. Таким образом, при определении вида дисциплинарного взыскания должны приниматься во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок; признание им своей вины; его отношение к службе; знание правил ее несения и другие обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность сотрудника. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка начальник может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

При совместном нарушении служебной дисциплины несколькими сотрудниками дисциплинарные взыскания налагаются на каждого из них в отдельности и только за совершенное им нарушение. Также необходимо иметь в виду, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России курсант или слушатель может быть назначен не более чем в один наряд вне очереди.

Обстоятельством, которое отрицательно сказывается на дисциплинарной репутации сотрудника, является неоднократное нарушение им служебной дисциплины. В частности, таковым обстоятельством может являться наличие у него неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.

Говоря о некоторых организационных аспектах применения мер дисциплинарной ответственности, необходимо отметить, что наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения службы на постах и маршрутах, производится только после смены виновного с дежурства, караула, поста, участка патрулирования или после его замены другим сотрудником. В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, для подтверждения факта нахождения сотрудника в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования – показаниями не менее двух сотрудников или иных лиц. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.

На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у пего дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.

Мерами дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел являются дисциплинарные взыскания. На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) строгий выговор;
  • 4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
  • 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

Кроме того, в образовательных организациях высшего образования МВД России на курсантов, слушателей могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
  • 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;
  • 3) отчисление из образовательной организации.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Но это не означает, что сотрудник может быть привлечен только к одному виду юридической ответственности. Так, за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего причинение материального ущерба имуществу органа внутренних дел, сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ, а за совершение административного правонарушения он может понести административную ответственность по месту его совершения и дисциплинарную ответственность по месту своей службы.

Привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности влечет за собой определенные юридические последствия. Например, при применении таких дисциплинарных взысканий, как предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел, сотрудник исключается из книги почета или с доски почета органа внутренних дел.

Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания. Кроме того, неснятое дисциплинарное взыскание не позволяет присвоить сотруднику очередное специальное звание.

Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми начальниками в пределах прав, предоставленных им руководителем органа внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом России. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом России, руководитель органа внутренних дел обязан проинформировать Президента России.

Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему начальнику, обладает и прямой руководитель. Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим начальником.

В случаях когда, по мнению непосредственного руководителя, на сотрудника необходимо наложить дисциплинарное взыскание, наложение которого выходит за пределы сто прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. Ходатайство о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, наложение которого выходит за пределы прав непосредственного руководителя, вышестоящим начальником должно быть реализовано в трехдневный срок. В случае отказа в удовлетворении ходатайства, оно должно быть вместе с материалами, подтверждающими факт нарушения служебной дисциплины, возвращено внесшему его руководителю в срок, дающий ему возможность наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в соответствии с имеющимися у него правами. Вышестоящий руководитель также имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю или непосредственному начальнику стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

До наложения дисциплинарного взыскания, от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя органа внутренних дел в соответствии с законом должна быть проведена служебная проверка, процессуальный и организационный порядок проведения которой определен приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя органа внутренних дел. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ. Руководитель, который применил соответствующее дисциплинарное взыскание, обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника. Следует иметь в виду, что при отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами, как правило, это сотрудники кадровой и юридической службы органа внутренних дел.

Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя органа внутренних дел, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, – в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя органа внутренних дел, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию. Некоторые дисциплинарные взыскания, такие как предупреждение, выговор, строгий выговор, наложенные на сотрудника органа внутренних дел, могут быть сняты до истечении одного года по ходатайству сотрудника, его руководителя, общественных организаций в порядке поощрения сотрудника.

Такие дисциплинарные взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в режиме перевода сотрудника органов внутренних дел. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в режиме прекращения службы в органах внутренних дел.

Сотрудник либо гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к министру внутренних дел РФ или уполномоченному руководителю в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении – в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Необходимо иметь в виду, что обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

Строгий выговор: условия и основания для применения дисциплинарного взыскания

Дисциплинарная ответственность является разновидностью юридической ответственности, которая применяется в отношении работников и военнослужащих во время выполнения ими своих должностных обязанностей.

Специфической формой этой ответственности является строгий выговор, применение которого связано со множеством определенных особенностей. В чем они состоят и в каком случае может применяться данное наказание — ответы на эти вопросы будут даны далее.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательство

Виды дисциплинарной ответственности, предусмотренные в действующем трудовом законодательстве, установлены Трудовым кодексом РФ. В ст. 192 ТК РФ предусмотрены следующие виды дисциплинарной ответственности:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Очевидно, что понятия «строгий выговор» в Трудовом кодексе просто не предусмотрено.

Это означает, что применять это наказание (так же как и любое другое не из данного перечня) работодателю запрещается, поскольку это является нарушением трудового законодательства. Поэтому в большинстве сфер деятельности строгий выговор применяться не может.

Однако, согласно ст. 189 ТК РФ, для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и иные виды дисциплинарных взысканий, установленные отдельными нормативно-правовыми актами. К ним относятся:

  • федеральные законы;
  • уставы;
  • положения о дисциплине.

Примером законодательных актов, в которых предусмотрено применение строгого выговора, являются:

  • ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
  • ФЗ «О статусе военнослужащего»;
  • Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

В отношении лиц, деятельность которых регулируется данными законами, строгий выговор может применяться на законных основаниях. Обычно данная мера предусматривается во внутренней нормативной документации конкретного учреждения или организации.

Понятие и сущность

Строгий выговор представляет собой один из видов наказания, который предусмотрен в действующем законодательстве в отношении определенных категорий работников. Применение этого наказания осуществляется в случае нарушения служащим трудовой дисциплины или ненадлежащего выполнения своих обязанностей.

Данная мера воздействия на работника носит морально-психологический характер, не предусматривая никаких материальных последствий.

Сущность воздействия состоит в выражении работодателем подчиненному своей отрицательной оценки и неудовлетворенности его действий.

Наложение строгого выговора оказывает на работника определенное воздействие, а именно:

  • оценивающее — состоит в выражении негативной оценки действий;
  • предупредительное — состоит в дальнейшем предупреждении возможных нарушений;
  • мотивационное — выговор является стимулом для работника больше не нарушать трудовую дисциплину.

Особых отличий между обычным и строгим выговором нет — последняя мера просто является несколько серьезнее и применяется за более тяжелые дисциплинарные проступки и только в отношении тех категорий работников, которые определены законодательством. В остальных случаях используется обычный выговор.

Основания для применения

Главное основание для наложения взыскания — это совершение подчиненным дисциплинарного проступка. В законодательстве не содержится перечня конкретных нарушений, за которые может применяться наказание, поэтому выбор той или иной меры является правом работодателя.

Примером нарушений, за которые может быть наложен строгий выговор, является:

  • невыполнение служебных обязанностей;
  • длительное отсутствие на работе без уважительных причин (в том числе и прогул);
  • опоздание;
  • выполнение обязанностей ненадлежащим образом;
  • причинение ущерба имуществу работодателя или третьих лиц;
  • появление на работе в нетрезвом виде;
  • острые конфликты с руководством или коллегами и т. п.

В зависимости от тяжести совершенного проступка и других обстоятельств дела (например, наличия или отсутствия умысла со стороны подчиненного) работодатель сам определяет, когда именно он может выносить выговор. В большинстве случаев это является своего рода предупреждением для работника, поскольку в случае повторного нарушения дисциплины он может быть уволен.

Порядок применения

Для вынесения подчиненному строгого выговора руководитель должен придерживаться следующего алгоритма:

  1. Фиксация факта совершения проступка. Обычно это делается путем составления непосредственным начальником нарушителя докладной записки на имя вышестоящего руководства. В отношении военнослужащих составляется рапорт.
  2. Направление уведомления подчиненному о необходимости предоставления объяснений. Оно составляется в письменной форме и либо отправляется по почте, либо отдается сотруднику под роспись. В отношении военнослужащих также проводится специальное служебное расследование.
  3. Получение объяснений от сотрудника. На это ему отводится два рабочих дня, после истечения которых работодатель имеет право составить акт об отсутствии объяснительной. Если документ был предоставлен, руководитель изучает его.
  4. Принятие решения о применении наказания. На выбор той или иной меры влияют конкретные обстоятельства дела.

Издание приказа о вынесении строгого выговора. Помимо обязательных реквизитов (названия компании, даты и места составления, наименования документа, фамилии и инициалов должностного лица), в нем также указывается:

  • описание проступка, который был совершен подчиненным;
  • конкретные обстоятельства дела (например, предоставление сотрудником объяснений или их отсутствие);
  • выбранная мера наказания.

Желательно, чтобы после составления данного приказа с ним был ознакомлен работник, подтверждающий это своей росписью. Стоит учитывать, что вынести выговор можно только в течение месяца со дня обнаружения проступка или на протяжении полугода после его совершения.

За одно нарушение наказание может применяться только один раз.

Последствия наказания

Вынесение строгого выговора несет для виновного лица определенные последствия, а именно:

  1. Лишение премии и прочих поощрений. В течение всего времени, пока действует взыскание, работник лишается права на получение премий или других подобных выплат. Также он вряд ли сможет рассчитывать на повышение в должности или звании.
  2. Занесение записи об объявлении строгого выговора в личное дело. Это происходит не всегда, однако работодатель имеет право это сделать. Что касается записи в трудовую книжку, то она при строгом выговоре не делается.
  3. Возможность увольнения сотрудника в случае повторного совершения им дисциплинарного нарушения. Это может быть как то же самое нарушение, что было совершено ранее, так и любое другое. Однако это касается только ситуаций, когда оба нарушения совершаются в течение одного года, поскольку после окончания этого срока наказание снимается.

В зависимости от специфики деятельности строгий выговор может нести для сотрудника и другие последствия, которые будут распространяться на весь период его действия, вплоть до момента снятия.

Порядок снятия

Прекращение действия наложенного взыскания возможно в следующих случаях:

Истечение установленного срока

Объявленный работнику выговор действует в течение одного года после его вынесения. После этого наказание автоматически снимается, но только в том случае, если на протяжении этого срока он не совершал никаких нарушений.

Досрочное снятие наказания

Это может произойти как по инициативе руководства, так и по просьбе самого подчиненного. В первом случае работодатель может снять наказание, если сотрудник показывает хорошие результаты работы и заслуживает поощрения. При этом делать это может только то лицо, которым было наложено взыскание, либо кто-то, равный или стоящий выше по должности (званию). Одновременно с подчиненного может быть снято только одно взыскание.

Во втором случае работник сам подает руководству заявление с просьбой отменить объявленный ранее выговор. Работодатель рассматривает данный документ и принимает окончательное решение о том, было ли оказано на подчиненного должное воспитательное воздействие этим наказанием или нет.

Депонирование заработной платы это? Ответ на этот вопрос в нашей информативной статье.
Узнайте больше о том, какой срок выплаты пособия по декрету, в нашей подробной статье.
На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете !

Обжалование и ответственность работодателя

Если подчиненный не согласен с примененным к нему наказанием, решение работодателя он может обжаловать. Сделать это можно такими способами:

  • написать жалобу в трудовую инспекцию;
  • обратиться с иском в суд.

Последний вариант доступен также для военнослужащих. Основанием для признания наказания незаконным может быть не только факт отсутствия дисциплинарного проступка как такового, но и нарушения в оформлении процедуры вынесения выговора. Чаще всего это связано с отсутствием необходимых документов: актов, приказов, докладных и служебных записок и т. п.

В случае неправомерного наложения взыскания суд может обязать работодателя отменить его.

Кроме этого, его может ожидать административная ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП, которая заключается в наложении штрафа или даже временном приостановлении деятельности. Также работодателя могут обязать выплатить сотруднику все средства, которых он был лишен из-за взыскания (чаще всего это премии).

Строгий выговор является специфической формой дисциплинарного взыскания, которая может использоваться только в отношении определенных работников и служащих. Ко всем остальным может применяться обычный выговор, который мало чем отличается от строгого, поскольку порядок и основания для их применения идентичны.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Порядок применения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел

Понятие служебной дисциплины и дисциплинарной ответственности

Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.

Дисциплинарная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей при несении службы. Нарушение дисциплины — это противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине (сотрудника) работника возложенных на него обязанностей. Дисциплинарное взыскание — это применение мер дисциплинарного воздействия к сотрудникам внутренних дел в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил службы, не преследуемые в уголовном порядке.

Основные нормативные акты, регламентирующие дисциплинарную ответственность для сотрудников органов внутренних дел

— Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации»;

— Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации»

— Указ президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. №1377 «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»

Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения или обжалования с учетом конкретных условий службы.

Виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения

В соответствии с законом о службе (Ст. 47, 49, 51) в органах внутренних дел установлено, что на сотрудников органов внутренних дел за нарушение служебной дисциплины могут налагаться следующие взыскания:

— замечание

— выговор

— строгий выговор

— предупреждение о неполном служебном несоответствии

— перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел

— увольнение со службы в органах внутренних дел

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание на сотрудников внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах их прав. Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. Вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

Согласно дисциплинарному уставу, сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершение которого установлена его вина, и взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.

При определении вида дисциплинарного взыскания должно быть принято во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношения к службе, знания правил ее несения и другие обстоятельства. Начальник может ограничиться устным предупреждением при малозначительности совершенного проступка.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели после того, как стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждении уголовного дела, не позднее, чем через один месяц со дня заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме или составлен акт при отказе от объяснений.

Если дисциплинарный проступок совершен во время несения дежурства, то наложение дисциплинарного взыскания производится только после смены виновного с дежурства или замены его другим сотрудником.

В случае пребывания сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения, для подтверждения этого факта необходимо медицинское освидетельствование, а при отказе прохождения этой процедуры — показание не менее двух лиц, при этом объяснение с самого сотрудника берутся после его вытрезвления.

Также перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителей может быть проведена служебная проверка в соответствии со ст. 52 ФЗ «О службе в ОВД».

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ подписанный руководителем.

Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В течение трех дней сотрудник должен быть ознакомлен с текстом приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания под расписку. Дисциплинарное взыскание оформленное в виде приказа, действительно в течении одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, в течении одного месяца со дня его наложения. Если сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию, то по истечении срока дисциплинарное взыскание считается снятым.

При переводе на нижестоящую должность или при увольнении сотрудника из органов внутренних дел, исполнение приказа должно быть осуществлено не позднее чем через два месяца со дня его издания.

Сотрудник либо может обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. В этом случае он должен обратиться с рапортом (заявлением) к Министру внутренних дел Российской Федерации или уполномоченному руководителю в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В случае его увольнения- в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

Е.А.РОГОЖКИНА

Статья посвящена характеристике процедурного и процессуального порядка наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий. Раскрывается содержание стадий и этапов производства по дисциплинарным делам как процессуальной формы привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, наложение взыскания, административный процесс, производство по дисциплинарным делам.

В Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342 -ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О службе в органах внутренних дел») привлечение сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности именуется «наложением» дисциплинарного взыскания. В русском языке слово «наложить» используется, в частности, в значении «подвергнуть чему-нибудь, назначить, предписать что-нибудь (то, что обозначено существительным)», например, наложить штраф, наложить запрет, наложить наказание и т.п. . В отличие от термина «наложить взыскание» для характеристики привлечения лица к административной или уголовной ответственности используется словосочетание «назначить наказание».

С точки зрения выделяемых в общей теории права способов реализации норм права в случаях привлечения лица к юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) речь идет о таком способе реализации правовых норм (а именно санкций), как их «применение». Именно данный термин использован в законодательстве о государственной гражданской службе , о военной службе и Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ для характеристики привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, военнослужащих и работников.

В учебной литературе по административному праву порядок наложения (применения) дисциплинарного взыскания к лицам, проходящим государственную службу, рассматривается как составная часть института дисциплинарной ответственности и именуется дисциплинарным производством. В научной литературе по административно-процессуальному праву порядок привлечения к данному виду юридической ответственности называется также «производством по дисциплинарным делам» и рассматривается как вид административного производства, входящего в структуру административного процесса.

В зависимости от степени сложности порядка наложения дисциплинарных взысканий, установленного законодательством о службе в органах внутренних дел, предлагаются различные варианты классификации дисциплинарного производства. Так, по мнению Е.А. Шуруповой, анализ указанного законодательства позволяет выделить три формы дисциплинарного производства:

– упрощенное (возможно применение таких дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, в устной форме);

– усеченное (без проведения служебной проверки);

– полное (с проведением служебной проверки) .

В свою очередь, Е.Г. Беляева считает, что дисциплинарное производство может быть простым (без проведения служебной проверки) и полным (с проведением служебной проверки) .

Приведенные характеристики и классификации дисциплинарного производства как правовой формы привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности свидетельствуют о его вариативности и сложной правовой природе. В связи с этим порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий целесообразно рассмотреть с учетом положений теории административно-правового принуждения и теории административного процесса.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные нормами административного права, как разновидность мер принуждения, следует относить, как справедливо отмечено в научной литературе, к числу мер административно-правового принуждения, а именно к тем установленным административным законодательством мерам принуждения, которые применяются при осуществлении внутриорганизационной управленческой деятельности . При этом под применением меры административного принуждения понимается реализация закрепленного в диспозиции или санкции правовой нормы, устанавливающей принудительную меру, способа воздействия для достижения необходимого юридического результата . Приведенное мнение, на наш взгляд, актуально не только для мер административного принуждения (мер, применяемых во внешневластной деятельности органов государственного управления), но и в целом для мер административно-правового принуждения (в том числе применяемых во внутриорганизационной деятельности).

В зависимости от порядка принятия и оформления решения о наложении дисциплинарного взыскания и формы его объявления ФЗ «О службе в органах внутренних дел» предусматривает два вида наложения дисциплинарного взыскания:

– объявление публично в устной форме;

– объявление приказом путем его издания.

С точки зрения последовательности действий по реализации способа принудительного воздействия, характеризующего содержание мер дисциплинарной ответственности, есть основания в первом случае говорить о процедурном порядке, а во втором – о процессуальном порядке наложения дисциплинарных взысканий.

Исследования порядка применения мер административного принуждения показывают, что, к примеру, процессуальный порядок применения отдельных принудительных мер административного предупреждения, в отличие от процедурного порядка реализации иных мер данной группы, отличается тем, что включает стадию рассмотрения уполномоченным должностным лицом (органом) данного индивидуального конкретного дела и принятия по нему решения в виде юрисдикционного акта управления о применении меры административного предупреждения .

С точки зрения теории административного процесса в устной форме наложения дисциплинарного взыскания отсутствует один из обязательных и ключевых элементов процессуальной формы применения меры принуждения – принятие решения по делу путем издания по результатам рассмотрения дела юрисдикционного акта.

Различия процедурного и процессуального порядка реализации мер дисциплинарной ответственности обусловлены не столько формой, сколько содержанием складывающихся при привлечении к дисциплинарной ответственности правоотношений. Наложение дисциплинарного взыскания за совершение очевидного нарушения служебной дисциплины, не являющегося грубым, как представляется, не требует процессуальной формы реализации таких мер дисциплинарной ответственности, как замечание и выговор.

В данном случае речь идет о том, что тяжести совершенного проступка и степени вины должен соответствовать не только вид налагаемого дисциплинарного взыскания, но и порядок его наложения, который может быть как процедурным, так и процессуальным.

А.Н. Дерюга считает необходимым производить фиксацию объявления устного замечания или выговора в виде рапорта для материального подтверждения факта наложения указанных дисциплинарных взысканий . По мнению О.О. Лебедевой, «фиксация факта применения меры принуждения» является элементом процедурного (материально-правового) порядка реализации тех мер административного принуждения, способ принудительного воздействия которых закреплен в диспозиции нормы права, устанавливающей меру принуждения .

Приведенные мнения о порядке применения мер административно-правового принуждения позволяют сделать вывод о том, что действующее административное законодательство предоставляет субъекту дисциплинарной власти возможность реализации (объявление публично в устной форме) дисциплинарных санкций, способ принудительного воздействия которых представлен двумя «менее жесткими» видами морального осуждения (замечание, выговор), в упрощенном процедурном порядке.

Процедурный порядок наложения дисциплинарных взысканий в устной форме включает следующие этапы:

1) принятие уполномоченным должностным лицом оперативного решения о наложении дисциплинарного взыскания после истребования объяснения в письменной форме у лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

2) практическое исполнение принятого решения, а именно – реализация предусмотренного санкцией 116 нормы права, закрепляющей меру дисциплинарного взыскания, способа принудительного воздействия путем объявления публично в устной форме замечания или выговора как вида осуждения нарушителя.

В свою очередь, процессуальной формой разрешения дел о дисциплинарных проступках являются, на наш взгляд, варианты наложения дисциплинарного взыскания приказом (с проведением служебной проверки и без ее проведения). Для данных процессуальных форм реализации дисциплинарной ответственности, являющихся структурными элементами административного процесса, более точным, как представляется, будет наименование «производство по дисциплинарным делам». Наименование «дисциплинарное производство» целесообразно использовать в качестве обобщающего термина для характеристики как процедурного, так и процессуального порядка наложения дисциплинарных взысканий.

Вместе с тем анализ законодательства о службе в органах внутренних дел показывает, что процессуальные действия, раскрывающие содержание производства по дисциплинарному делу, закреплены в нем в виде общих правил наложения дисциплинарных взысканий, как правило, схематично, в качестве элементов материальной административно-правовой процедуры, без их разграничения на стадии, а иногда и без четкой привязки к субъектам, уполномоченным осуществлять эти действия, что не соответствует процессуальной природе данного производства.

Установленный законом процессуальный порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий с учетом динами- ко-временной характеристики административно- процессуальной деятельности и логико-функциональной последовательности решения задач производства по дисциплинарному делу, по мнению автора, включает следующие стадии:

1) возбуждение производства по дисциплинарному делу;

2) рассмотрение дисциплинарного дела и принятие по нему решения;

3) исполнение приказа о назначении дисциплинарного взыскания.

В научной литературе в качестве факультативных стадий дисциплинарного производства выделяются также:

– пересмотр решения по делу ;

– досрочное снятие дисциплинарного взыскания .

Мнение о выделении в производстве по дисциплинарному делу этих двух стадий представляется спорным по следующим обстоятельствам.

В отношении процессуальной деятельности по пересмотру решения по дисциплинарному делу следует отметить, что законодатель закрепил право сотрудника органов внутренних дел на обжалование взыскания в письменной форме . Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности «со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме». Кроме того, согласно п. 52 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации «в случае обжалования сотрудником дисциплинарного взыскания выше
стоящим руководителям (начальникам) или в суд исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается».

Приведенные положения свидетельствуют о том, что завершение производства по дисциплинарному делу, то есть исполнение принятого по делу решения, не ставится в зависимость от возможности его обжалования и пересмотра. В связи с этим мнение о том, что деятельность по пересмотру решения по дисциплинарному делу следует рассматривать в качестве его стадии, является спорным.

Несмотря на предметное единство процессуальной деятельности по разрешению дисциплинарного дела и по пересмотру принятого по этому делу решения, она в указанных случаях осуществляется в рамках различных самостоятельных процессуальных производств: разрешение – в рамках производства по дисциплинарному делу; пересмотр – в рамках административного производства по жалобе либо в рамках рассмотрения и разрешения судом административного дела об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Что касается досрочного снятия дисциплинарного взыскания, то оно применяется как вид поощрения, для которого установлен особый процессуальный порядок, который в административном процессе рассматривается как самостоятельный вид производства – поощрительное.

Содержание каждой из перечисленных выше стадий производства по дисциплинарному делу в органах внутренних дел представлено процессуальными действиями, которые можно объединить в этапы.

1. Исходя из задач, которые решаются на стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу, а именно «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела», она включает процессуальные действия, которые можно объединить в три этапа:

1) начало производства;

2) установление фактических обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка;

3) фиксация факта совершения дисциплинарного проступка в процессуальном документе и представление его уполномоченному руководителю (начальнику).

При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», проводится служебная проверка.

Служебную проверку, которая проводится на стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу, целесообразно рассматривать в качестве факультативного вида процессуальной деятельности на этапе установления фактических обстоятельств дела.

2. Процессуальные действия уполномоченных субъектов на стадии рассмотрения дела и принятия по нему решения можно объединить в два этапа:

– рассмотрение дела по существу;

– принятие акта о наложении дисциплинарного взыскания.

При этом второй этап данной стадии возможен при условии, что на первом этапе будет принято решение о необходимости наложения дисциплинарного взыскания.

Основное содержание и назначение этапа «рассмотрения дела по существу» состоит в принятии субъектом дисциплинарной власти на основе изучения материалов дела и квалификации действий (бездействия), совершенных сотрудником, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, окончательного решения об их правомерности или неправомерности (противоправности и наказуемости), а также о виновности лица, их совершившего.

На этапе «принятия акта о наложении дисциплинарного взыскания» оценивается общественная вредность действий (бездействия), совершенных сотрудником, привлекаемым к ответственности, и определяется соразмерный вид дисциплинарного взыскания. С точки зрения содержания данный этап включает следующие процессуальные действия:

1) принятие решения об избрании конкретной меры дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел»;

2) оформление принятого решения в виде итогового процессуального документа.

3. Стадия исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания состоит из следующих процессуальных действий (этапов):

– ознакомление с приказом о наложении дисциплинарного взыскания;

– издание акта управления по обеспечению исполнения дисциплинарного взыскания (в виде перевода на нижестоящую должность, увольнения со службы в органах внутренних дел, отчисления из образовательной организации);

– учет наложенного дисциплинарного взыскания.

Перечисленные процессуальные действия направлены на реализацию способа принудительного воздействия, закрепленного санкцией правовой нормы, устанавливающей меру дисциплинарной ответственности, и характеризующего ее содержание.

Изложенный вариант разграничения содержания производства по дисциплинарным делам в органах внутренних дел на стадии и этапы может быть взят за основу при структурировании норм ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», регламентирующих порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий, с учетом выделенных стадий и этапов.

Библиографический список:

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 1304

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *