Содержание

Ответственность учителя за оскорбление ученика

09.06.2017 Преступления против чести и достоинства 0 комментарии

Преподаватель — это сложная профессия. Она требует от человека большого профессионализма, а главное выдержки. У некоторых не хватает терпения, и они срываются на учениках, оскорбляя их, унижая достоинство. Если вы столкнулись с ситуацией, когда учитель в школе или в каком-либо другом учебном заведении систематически оскорбляет вашего ребенка, прилюдно критикует, высмеивает, демонстрируя, таким образом, предвзятое отношение, вы, как любящий родитель, просто обязаны отреагировать.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с оскорблением ученика, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с оскорблением ученика, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Права и обязанности участников учебного процесса

Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Какими должны быть действия родителя, чьего ребенка оскорбили?

Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.

Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.

Что можно предпринять?

  1. Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
  2. Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
  3. Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
  4. Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.

Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.

Последствия нарушения для учителя

При условии того, что факты непрофессионального и неэтичного поведения все же установлены, учитель привлекается к дисциплинарной ответственности, а в некоторых ситуациях даже увольняется. Если грамотно подойти к решению данной проблемы, а именно обратиться к профессиональному адвокату, то можно добиться привлечения обидчика не только к административной, но и уголовной ответственности. Нарушение прав ребенка для учителя может обернуться наложением административного штрафа в размере в пределах 1-3 тысяч рублей. При обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба.

Если вы столкнулись с тем, что вашего ребенка обижают в школе, да еще и учитель, умалчивать об этом не нужно. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. По результатам предварительной проверки может быть вынесено решение об открытии административного дела. Следующим этапом является осуществление более детального расследования прокуратурой, это может длиться около года (крайний срок). Когда доказательная база собрана, дело направляется в суд, чтобы не было допущено никаких ошибок, рекомендуется обратиться к адвокату. Если все сделать правильно, дело будет рассмотрено в одном заседании, а приговор удовлетворит вас как истца.

На чьей стороне закон, если ученик оскорбил учителя

Времена меняются, меняются люди и отношения между людьми. То, что раньше казалось совершенно неприемлемо, сейчас рассматривается как норма. До недавнего времени учитель рассматривался как неизменный авторитет для своих учеников. Невозможно было представить ситуацию, когда дети могли позволить себя какие-либо вольности в отношении педагога.

Сейчас все иначе. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ученики ведут себя неподобающим образом с учителем, могут обозвать или оскорбить его. Как поступить в таком случае педагогу и существует ли в законе статья за оскорбление учителя учеником?

Что такое личное оскорбление

Для начала немного теории. Что такое личное оскорбление? Это действия одного лица по отношению к другому, которые унижают человека, оскорбляют его честь и достоинство.

Оскорбление может выражаться устно. То есть это разные обидные слова и фразы, нецензурная лексика. Также личное оскорбление может выражаться в виде непристойных жестов, пощечин и плевков. Оскорбление может быть как личным, то есть с глазу на глаз, а может быть публичным, когда есть свидетели нанесенного унижения.

В настоящее время за личное оскорбление можно привлечь виновного к административной ответственности. Наказанием в этом случае будет штраф. Но это все применимо к взрослым, совершеннолетним гражданам. Если говорить о школе, то по закону вполне можно привлечь к ответственности учителя за оскорбление ученика. Можно легко найти родителей, которые пользовались этим правом.

Но вполне возможна и обратная ситуация. Ученик оскорбляет учителя. Молчать и делать вид, что ничего не происходит, в этом случае тоже нельзя. Надо знать законные методы воздействия на ребенка. Иначе можно вместо восстановления справедливости самому попасть под суд.

Что говорит закон

В школах нередко можно встретить жестоких и агрессивных детей. Как правило, они растут в неблагополучных семьях и имеют большие огрехи в воспитании. Такие дети часто становятся настоящей головной болью как для одноклассников, так и для педагогов.

Они позволяют себе не только жестокое обращение со сверстниками, но и вполне могут пойти на такой неприемлемый шаг, как оскорбить учителя.

Раньше оскорбление рассматривалось как уголовное преступление. Сейчас такой статьи в Уголовном кодексе нет. Наказание за оскорбительные действия предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. То есть, за такое преступление полагается штраф. Вот только действие Кодекса не применяется к несовершеннолетним.

Таким образом, если нанесенное оскорбление настолько серьезно, что учитель захочет наказать обидчика, сделать это через суд не представляется возможным. Даже если будет написано заявление в суд или в прокуратуру, судья отклонит его, как противоречащее закону.

Единственное, что можно попробовать сделать — подать иск с требованием компенсации морального вреда от родителей провинившегося ученика.

Что можно сделать

Что же делать в ситуации, если ученик оскорбляет и унижает учителя? Как правильно поступить в подобной ситуации? Конечно, самое главное нельзя опускаться до уровня обидчика и пытаться отомстить его же методами. Не надо в ответ оскорблять ученика. Потому что, как сказано выше, ученик от ответственности уйдет, а вот учителю может достаться по полной программе.

Что может сделать обиженный учитель? Поставить в известность о случившемся родителей ребенка, а также руководство школы. Не стоит пытаться решить проблему один на один. Надо попробовать коллективно разобраться в случившемся. Можно собрать по этому поводу педагогический совет. В итоге ученик должен попросить прощения у педагога.

Если это не единичный случай подобного рода, возможно что стоит обратить на этого ребенка более пристальное внимание. Может быть есть необходимость, чтобы с ребенком поработали психологи и социальные педагоги. Ведь если не пресечь такое поведение в начальной стадии, дальнейшее развитие событий может быть абсолютно непредсказуемым.

Это наиболее часто применяемые и, в то же время, достаточно лояльные методы воздействия. Если ситуация не очень запущенная, они вполне могут помочь исправить сложившееся положение.

Советы о том, куда обращаться если сайт оказался мошенническим.

А особенности банкротства МУП.

Комиссия по делам несовершеннолетних

А если описанные выше методы не дали результата? Или обстоятельства оскорбления настолько серьезны, что учитель непременно хочет добиться справедливости? Учитель имеет право обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Это постоянно действующий в каждом регионе орган. Основная функция его — защищать права детей и предупреждать развитие преступности.

Так вот, если несовершеннолетний совершил проступок, который рассматривается как административное правонарушение, это веский повод для обращения в КДН. А личное оскорбление как раз и относится к таким нарушениям.

Когда в Комиссию поступила соответствующая жалоба, ее сотрудники должны разобраться в произошедшем. Необходимо сформировать объективную картину случившегося. И если поводов окажется достаточно, то неблагополучного ребенка поставят на учет.

Конечно, если вина ученика не будет доказана или это был единичный случай, то на учет никто никого не поставит. Но если ребенок регулярно совершает неправомерные действия, у него неблагополучная семья, то скорее всего КДН примет решение не в пользу ученика.

Постановка на учет серьезный повод для ученика задуматься о своем поведении, ведь теперь все его действия будут под пристальным вниманием. И возможно, он станет на путь исправления. Да и жажда справедливости учителя будет удовлетворена.

Конечно, сложно представить ситуацию, когда ученики осмеливаются нанести оскорбление учителю. Ведь это противоречит всем этическим правилам. Но такое, к сожалению, случается. Главное для учителя в этой ситуации поступить максимально грамотно. Чтобы и своего достоинства не уронить, и попытаться помочь ученику сойти с неправильного пути.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся всех образовательных организаций обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников этих организаций.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относятся к нематериальным благам, принадлежащим человеку от рождения или в силу закона.

Если в результате правонарушения гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации данного вреда (ст. 151 ГК РФ).

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением и влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (части 1, 2 ст. 5.61. КоАП РФ).

Обучающийся, оскорбивший педагогического работника, может быть привлечен к административной ответственности, но только если на момент правонарушения он достиг возраста 16 лет. (в более раннем возрасте лица не подлежат административной ответственности.). Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства (ч. 3 ст. 4.7. КоАП РФ).

Если оскорбление педагога допущено обучающимся в возрасте от 14 до 16 лет, он по иску педагога может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности за унижение чести и достоинства как за причинение морального вреда по правилам ст. 1074 ГК РФ.

Несколько сложнее ситуация, если оскорбление допущено малолетним учеником (не достигшим 14 лет). За вред, причиненный малолетним, находившимся под надзором, отвечать должен тот, кто осуществлял надзор, в данном случае – образовательная организация (п. 3 ст. 1073 ГК РФ). Если образовательная организация сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда педагогическому работнику, то отвечать за правонарушение и возмещать моральный вред будут родители (законные представители) малолетнего.

О фактах оскорбления педагогический работник может проинформировать администрацию образовательной организации с целью привлечения виновного учащегося к дисциплинарной ответственности по правилам ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. Кроме того, педагогический работник вправе обращаться в комиссию образовательной организации по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (п. 12 ч. 3 ст. 47 данного Федерального закона).

Таким образом, за оскорбление педагогического работника обучающимся он может быть привлечен к административной и (или) гражданско-правовой ответственности как за причинение вреда чести и достоинству, а также к дисциплинарной ответственности.

В школу пришел агрессивный родитель. Что делать учителю. Мнение педагога

И почему в конфликте «родители — учителя» руководство школы, в лучшем случае, сохраняет нейтралитет?

Почему некоторые родители агрессивно себя ведут в школе? Кто, а главное, как защитит учителей?

Пощечина учителю математики

Я зашла за своей дочерью в школу. Подниматься на третий этаж сегодня было очень легко — наша «классная» классная пригласила меня для приятного разговора. Накануне мы обменялись с ней сообщениями относительно будущего нашей общей подопечной, и я в предвкушении интересных предложений взлетела на третий этаж. Однако, на последнем лестничном пролете мне пришлось приостановиться, чтобы не быть сбитой с ног грузным мужчиной, который пронесся мимо как челябинский метеорит, сметая все и всех, кто имел неосторожность оказаться у него на пути.

Из коридора послышались сдавленные всхлипы, и я поспешила в этом направлении. Картина, которая мне открылась, внушала тревогу: молодая женщина рыдала, прислонившись к распахнутому окну. На приличном расстоянии от нее стояла девочка, очевидно, ее ученица и изо всех сил старалась раствориться в пространстве. В плачущей женщине я узнала Татьяну Алексеевну, учительницу математики, на щеке ее сияло зловещее красное пятно, грозившее приобрести синие оттенки. Девочка тоже была мне знакома — это с ее мамашей все время «закусывались» наши дамы из родительского совета. Заносчивая мама появлялась в школе в окружении солидной охраны. На родительских собраниях продвинутая родительница, вооруженная современными гаджетами, все записывала на диктофон. После общего разговора родительница шла общаться один на один с классным руководителем и тоже все фиксировала. Очевидно, дома, прослушав записанные «репортажи» и подготовив пламенные речи, мадам вновь появлялась в школе и устраивала всеобщий Бэмс, цепляясь к каждому слову и выражая возмущение по малейшему поводу.

Мое появление застало обеих врасплох. На вопрос о том, что произошло, учительница развела руками, а девочка вдруг заревела в голос. Шел последний урок, в пустом коридоре плач девочки и всхлипывания математички отозвались гулким эхом. Из кабинетов стали выглядывать другие учителя и увидев нас, спешили на помощь. Вскоре появилась и директор школы:

  • Ну, что в этот раз? Опять Беловы? — спросила она устало.
  • Папа приходил…, — сквозь всхлипывания выдавила девочка.
  • Я вам говорила, добром это не кончится. Кому нужна ваша принципиальность? Зайдите ко мне в кабинет – собрали тут народное вече?

Сказать, что реакция директрисы шокировала меня — ничего не сказать. Но со своим уставом, как говорится, «в чужую школу не лезут» и я прикусила язычок. Когда участники конфликта переместились в кабинет директора, собравшиеся в коридоре учителя вдруг «обрели голоса». Их возмущение можно было понять. Родительская агрессия и асоциальное поведение стали нормой в последнее время. Не все, конечно, но есть такие родители, которые кричат, угрожают, выражаются нецензурно и даже, как оказалось, способны на рукоприкладство. Неужели на них нет управы? Кто же защитит педагогов?

«Родитель ударил учительницу, выбил зуб адвокату»

На одном из юридических сайтов я случайно обнаружила письмо от школьной учительницы, которое привлекло мое внимание своей беспомощностью и слабостью. Многолетний опыт работы в педагогическом коллективе подарил мне встречи с самыми разными представителями этой благородной профессии. Могу сказать, что беспомощность и растерянность «наставники рода человеческого» обрели только в последнее время.

В своем небольшом письме учительница писала: «Мама одного из моих учеников пришла сегодня в школу и начала скандалить с одним из ребят за то, что он ударил ее сына. Поскольку разговор шел на повышенных тонах, и прозвучали угрозы в адрес мальчика — я вынуждена была вмешаться в конфликт и сказать родительнице, что она не имеет права разбираться с учеником без его родителей. Мамаша сразу же переключилась на меня и начала оскорблять и угрожать, что вышвырнет меня из школы, что я не умею работать с детьми. Я предложила ей пройти в кабинет директора, но она только стала громче скандалить и нецензурно браниться. Перепуганные первоклашки стояли в шоке. Можно ли считать действия родительницы оскорблением должностного лица? И есть ли какой-то законный метод защиты от такой агрессии».

А дальше, очевидно, опытный юрист, дал на сайте свой совет. Он рассказал молодому педагогу о том, что в его школьной жизни будет еще много таких ситуаций. И что, если нет видео или аудио, доказывающих, что скандалистка выражалась при детях нецензурно, угрожала и ей и мальчику, то возможности доказать свою правоту тоже нет. Хотя это было бы теоретически возможно, если бы при этом разговоре присутствовал хотя бы один взрослый человек. Родительница просто подаст встречный иск и заявит о клевете. Поведение учителя юрист оценил как верное, защитить ребенка от нападок взрослого человека педагог был обязан. Но посоветовал просто доложить обо всем руководству школы.

Старания юриста можно расценивать по-разному, но вряд ли его вариант разрешения конфликта применим в реальной жизни. Руководитель, скорее всего, предпримет все меры для того, чтобы замять конфликт и предотвратить его распространение за пределы учебного заведения. И спасибо, если учитель не останется виноватым. Например, как в конфликте с Ольгой Зотовой, который горячо обсуждают в соцсетях. Причина инцидента — апельсин. Один из учеников в школьной столовой стащил с подноса цитрус другого ученика — чего не бывает, это же дети. Однако, учительница увидела проказника, подошла и забрала апельсин. Ребенок выругался на учителя матом и получил подзатыльник. Дальше произошел взрыв! На следующий день, мама юного воришки ворвалась в школу с липовой, как утверждают многие родители, справкой о травме на затылке сына. А дальше все просто. Руководство школы и вооруженный законодательством и опытом юрист просто сразу же открестились от конфликта. Директор, собственно, так и сказал: «Инцидент не зафиксирован. Говорить о том, чему нет подтверждения мы не можем». Однако учительница с 18-летним стажем Ольга Зотова была вынуждена уволиться. Учителя наказали, но неудовлетворенная мамаша написала заявление в прокуратуру. Зато сам мальчик теперь ходит по школе и хвастается, что уволил учительницу.

Конечно, можно и нужно говорить о том, что сейчас в школе работает много случайных людей — государство сделало все, чтобы из нее ушли талантливые педагоги. Но, в основе своей это люди, которые горячо преданы своему делу. Однако, такое отношение к учителю — пример не единичный. Учительские и юридические сайты и журналы просто пестрят заголовками: «Родитель ударил учительницу», «Оскорбление учителя родителями ученика», «Ударил учительницу, выбил зуб адвокату», «Как защитить воспитателя от родителей?». Есть даже много примеров видео на известном ресурсе. Родители угрожают школе уголовными делами, в то время как педагоги бьют тревогу и говорят, что реальная проблема кроется в детской вседозволенности.

«С чего начинается Родина» или закономерности новейшего времени

Для того, чтобы понять истинную причину школьных конфликтов, нужно принять за точку отсчета прописную истину: наши дети — наше отражение. Они транслируют на весь белый свет то, чему учат их в семье. Если папа может дать учителю по физиономии — он молодец, не боится трудностей и защищает свою дочь? Но тогда вряд ли девочке в жизни понравится человек, который будет не конфликтным. А если девочка приврала, как делают многие дети, и наверняка знает, что учитель невиновен — чем грозит такая безнаказанность? Кто сильнее — тот прав? Кто хитрее — тот на коне? Кто громче скандалит — тот молодец! Мама потащила сына в платную поликлинику за липовой справкой о побоях от преподавателя — умница, знает как показать этим ботаникам, что не лыком шита! А что сын? А сын непременно будет горд тем, что благодаря ему уволили училку!

Кто платит — тот нас всех и танцует

Идеального варианта нет и быть не может — к нему можно только стремиться. Можно сколь угодно долго рассуждать об идеальной ситуации в школе, о любви и гармонии между учителями и родителями, принимать новые законы и уставы — ничего не изменится. Наша школа существует по законам социума, в котором сегодня вынуждена выживать. Именно выживать!

Конечно, мы хотим, чтобы учителя и родители разговаривали друг с другом вежливо? Однозначно, мы за то, чтобы никто не оскорблял и не унижал преподавателя. Но есть ли фундамент для таких положительных изменений? Кто еще не понял, или даже не прочувствовал на себе печальные результаты школьной реформы? Опытные практики и теоретики педагогических наук не скрывают своих опасений по поводу того, что школа утратила самое главное, что было ценным все предыдущие годы — сакральное отношение к миссии учителя. Сегодня функция наставника сведена до уровня простого менеджера. Да простят меня эти трудолюбивые специалисты глобального океана дилетантов, но менеджер — это просто поставщик услуг. А раз это обслуживающий персонал — отношение к нему соответствующее. А дальше все просто: «тот, кто платит — то всех нас и танцует»! И не беда, если «барин прогневаются» и даже отвесит пару оплеух нерадивому персоналу прямо при своем ребенке.

Проблему нетрудно обозначить. Гораздо труднее найти выходы из этого тупика. Но для того, чтобы сработали советы юристов, психологов и теоретиков педагогических наук, необходимо, чтобы изменились объективные условия. Должен быть восстановлен статус и авторитет преподавателя, учителя, педагога, наставника, а школа спокойно и уверенно, вновь приняла на себя не только образовательную, но и воспитательную функцию.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *