Как проходит процедура помилования президентом России

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 января 2020 года стало известно, что гражданка США и Израиля Наама Иссахар, осужденная в РФ за контрабанду наркотиков, подала прошение о помиловании и скорейшем освобождении из колонии.

ТАСС рассказывает о процедуре помилования президентом РФ.

Согласно ст. 89 действующей Конституции Российской Федерации право помилования лиц, осужденных российскими судами (или осужденных за границей, но отбывающих наказание в России), принадлежит президенту РФ. Оно осуществляется путем издания соответствующего указа главы государства. Помилованы могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства, процедура при этом одинакова. Ст. 85 Уголовного кодекса РФ определяет, что помилование возможно только в отношении «индивидуально определенного лица». Актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания приговора, также назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено на более мягкое. Кроме того, с лиц, уже отбывших наказание, может быть снята судимость.

Механизм рассмотрения ходатайств о помиловании описан в указе президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года.

Для начала процедуры необходимо личное письменное заявление осужденного на имя главы государства. Оно направляется в администрацию колонии (тюрьмы, СИЗО), где находится заключенный. Затем ходатайства осужденных передаются в территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) субъекта РФ. Для лиц, осужденных впервые за преступления небольшой или средней тяжести, срок передачи заявления в территориальный орган ФСИН составляет не более 10 дней, для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, — не более 20 дней. К ходатайству о помиловании администрацией прилагаются копии приговора и апелляционных решений, справка о состоянии здоровья, анкета, сведения о предыдущих ходатайствах о помиловании, характеристика осужденного и другие документы.

Не позднее чем через 5 дней (в отношении осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления — 7 дней) территориальный орган ФСИН представляет материалы в Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации.

Затем в течение 30 дней Комиссия передает высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору, главе республики) заключение о целесообразности помилования осужденного. В свою очередь, глава региона не позднее чем через 10 дней (для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления — 15 дней) направляет президенту РФ собственное представление о целесообразности помилования осужденного. Список лиц, рекомендованных главой субъекта РФ к помилованию, публикуется в региональных СМИ.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст); другие обстоятельства.

Указ президента РФ о помиловании в течение 2 дней после издания направляется главе субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, в соответствующий территориальный орган ФСИН и в администрацию колонии или тюрьмы.

Об отклонении президентом ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно главой региона либо по его поручению председателем комиссии субъекта РФ. Повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее, чем через год. Исключение составляют случаи возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Помилование

Совершив преступление, человек подвергается наказанию со стороны общества и государства. Но это не означает, что к нему больше нельзя проявить милосердие. Юридическая система также имеет механизмы проявления милосердия. Они выражены в конкретных понятиях закона – амнистия и помилование.

Помилование – что это такое?

На этот вопрос отвечает 85 статья УК РФ. В ней сказано, что Президент России может подписать акт о помиловании конкретного заключённого. В результате он освобождается от наказания за совершённое преступление.

То есть, на практике, такая мера применяется к заключённым, которые отбыли часть срока и по каким-либо причинам могут претендовать на смягчение наказания. Благодаря помилованию они раньше времени выйдут на свободу.

Для тех, кто уже отбыл срок, помилование даёт возможность досрочного снятия судимости.

Важно понимать, что помилование не отменяет приговор суда, не ставит под сомнение доказанность вины преступника и не реабилитирует его. Оно только лишь избавляет преступника от необходимости отбывать наказание.

Касательно помилования часто возникают споры – морально ли это, заслуживают ли преступники такого снисхождения? В связи с этим стоит отметить, что в тюрьмах находятся совершенно разные люди, с разным состоянием здоровья, старики и беременные женщины. И к некоторым из них стоит применять процедуру помилования, так как нахождение в стенах тюрьмы грозит их здоровью.

Законодательная база

Основой правовой базы осуществления помилования являются Конституция и Уголовный кодекс РФ. Помимо этого есть указы Президента о помиловании. Все эти документы формируют порядок и общее содержание понятия помилования заключённых в его практическом применении.

Поскольку основным законом страны является Конституция, то все законы и юридические понятия должны соответствовать её принципам. Помилование основано на ценности прав человека и гражданина, закреплённой в основном законе России. Поэтому преступники вправе просить о помиловании и смягчении наказания.

Также право на помилование имеют лица без гражданства и иностранные граждане, которые отбывают наказание в российских тюрьмах, за преступления, совершённые на территории РФ.

Виды

Помилование зависит от нескольких ключевых факторов:

  • Тяжесть преступления;
  • Личность просителя о помиловании;
  • Отбытый срок.

В реальности существует два вида помилования:

  • Президентское;
  • Материнское.

Материнское помилование – это прошение, которое имеет право подать мать заключённого или его близкие родственники, если матери у него нет.

Важно, что такое прошение рассматривается только, если сам заключённый подал аналогичный документ.

В некоторых случаях о помиловании могут просить общественные организации. Их запрос будет рассматривать территориальная комиссия по вопросам помилования. Такие комиссии существует во всех субъектах РФ.

Президентские помилования, то есть те прошения, что направлены прямо Президенту, рассматривают эти же комиссии, поскольку сам Президент не может рассмотреть все из них.

После рассмотрения прошений, если они составлены верно, комиссии отправляют эти документы в Минюст. К ним прилагают копию приговора по делу заключённого, его характеристику и краткую биографическую справку.

Обращаться за помилованием по закону имеет право любой заключённый, за исключением тех, кто находится под следствием. Эта категория граждан ещё не признана судом виновными и в их отношении не определено наказание.

Условия

Поскольку помилование в РФ осуществляется в отношении совершенно разных заключённых, то уже из этого становится понятно, что положительное решение не зависит от характера преступления, которое совершил этот человек.

Даже приговорённый к смертной казни может просить о помиловании. Но к нему будет применено не освобождение от наказания, а его смягчение в виде пожизненного заключения или 25-летнего тюремного срока. Это прописано в третьей части 59 статьи УК.

Тем не менее, определённые условия, от которых зависит ответ на прошение о помиловании, существуют. Комиссии, которые рассматривают обращения заключённых, учитывают:

  • Поведение в местах заключения;
  • Срок наказания, которое преступник уже отбыл;
  • Насколько опасно для общества преступление, совершённое данным человеком;
  • Возмещён ли ущерб пострадавшим.

Также учитывается совершал ли этот человек преступления, находясь на условном сроке осуждения (если такая мера к нему применялась), а также его личные характеристики – возраст, состояние здоровья, наличие семьи и количество судимостей в прошлом.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

Претенденты

Как уже говорилось выше, право на помилование имеет каждый заключённый. Но поскольку для положительного решения по данному делу необходимо, чтобы заключённый выполнял ряд требований, в том числе касающихся его поведения, то становится ясно – некоторые заключённые на помилование претендовать не могут. Точнее, ответ на их прошение будет отрицательным. Среди таких:

  • Злостные нарушители порядка в колонии;
  • Совершившие умышленное преступление во время испытательного срока;
  • Уже освобождены по амнистии;
  • Были освобождены по УДО.

Если человек уже был помилован, но впоследствии снова совершил преступление, больше помилование к нему не применят.

Также не будут рассматривать заявления тех, кому и так было смягчено наказание по решению суда.

Чем помилование отличается от амнистии?

Главное отличие касается индивидуального характера помилования. Его Президент может подписать только в отношении конкретного человека, а амнистия применяется к большим группам людей. Понятие амнистии описано в 84 статье УК. Она может быть применена также и к подсудимым по определённым статьям уголовного права.

Амнистия предполагает не только освобождение из тюрьмы, но и другие меры смягчения наказания, как и снятия судимости в отношении тех, кто наказание уже отбыл.

В 103 статье Конституции РФ говорится, что принять акт об амнистии может только Государственная Дума. Региональные власти таких полномочий не имеют.

Поскольку амнистия – мера, которая применяется к большому количеству людей, то выделяют её два вида:

  • Политическую;
  • Уголовно-правовую.

Политическая амнистия наступает, когда государство отказывается от преследования кого-либо за массовые преступления.

Уголовно-правовая – смягчение наказания людей, объединённых общими признаками. Например, амнистия малолетних преступников, матерей-одиночек и т.п.

Амнистия может применяться вне зависимости от желания самих заключённых, а помилование только по их прошению.

Кроме Президента решение о помиловании никто подписать не может, в то время, как амнистию принимает Государственная Дума.

Последствия применения амнистии и помилования:

  • С тех, кто отбыл наказание, снимают судимость;
  • Освобождение подозреваемых и осуждённых от уголовной ответственности;
  • Смягчение наказания;
  • Освобождение от наказания.

В случае принятия акта об амнистии, работники колоний должны подготовить документы по заключённым, к которым амнистия может быть применена. Судьи принимают соответствующие постановления, а следователи прекращают ведение их дел.

В случае помилования все эти документы не нужны. Оно вступает в силу с момента подписания и уведомления помилованного.

Кто осуществляет помилование в РФ?

Как уже говорилось, данным правом обладает только Президент. Он объявляет помилование, подписывая соответствующий акт.

Территориальные комиссии лишь рассматривают прошения, оценивают их и собирают дополнительные документы. Но подписать помилование может только Президент.

Статистика

До создания комиссий по прошениям о помиловании, таковых запросов было по нескольку тысяч в год. Многие из них решались положительно.

Но с 2001 года, когда все прошения стали рассматривать специальные комиссии, количество поданных для подписи Президента существенно снизилось.

Сегодня из нескольких тысяч прошений, подаваемых в течение года, подписывается менее 10.

Прошение о помиловании Президенту России: образец

Составить прошение можно в свободной форме, но необходимо отразить всю информацию по существу.

В правом верхнем углу указывается адресат (ФИО Президента, адрес его администрации), а также паспортные данные просителя, дату рождения и адрес места наказания.

По центру листа пишется «Ходатайство».

Далее нужно описать, кто и за что осуждён, время, проведённое в тюрьме и другие (но только основные) нюансы дела.

Далее излагается суть прошения и доводы в пользу возможного помилования:

  • Степень вины потерпевшего;
  • Состояние здоровья или возраст заключённого;
  • Болезнь или смерть кормильца, содержавшего несовершеннолетних иждивенцев осужденного;
  • Отсутствие других судимостей;
  • Характеристику с места учёбы или работы.

Дополнительно стоит получить характеристику из администрации колонии и указать на раскаяние в содеянном.

После рассмотрения такого прошения Управлением по вопросам помилования, и положительного решения, оно попадёт на стол Президенту. Если он подпишет, то будет издан соответствующий указ о помиловании. Его в течение двух дней передадут главе федерального субъекта, и дальше вплоть до администрации колонии.

Если было отказано

В случае отказа в помиловании, заключённого уведомят об этом. Следующий раз обращаться с той же просьбой он может не раньше, чем через год. И только при условии отсутствия причин, по которым помилование не применяется.

Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 1500

<p>У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359; от 19.05.2009 г. N 567; от 25.06.2012 г. N 890; от 07.12.2016 г. N 656) В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, п о с т а н о в л я ю: 1. Образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования. 2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 3. Установить, что: состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); в состав комиссии входят не менее 11 человек; членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию; решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим; состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Предусмотреть, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. 4. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. 5. Упразднить Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. 6. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 7. Признать утратившими силу: Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 17 «О Комиссии по вопросам помилования» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст. 154); распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 г. N 84-рп «О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации»; распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 1994 г. N 137-рп «О некоторых вопросах деятельности Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст. 879); распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 523-рп «О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 216); распоряжение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 410-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3953). 8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в месячный срок представить предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом. 9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 28 декабря 2001 года N 1500 ____________________ УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (В редакции указов Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359; от 19.05.2009 г. N 567; от 25.06.2012 г. N 890; от 07.12.2016 г. N 656) Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость. I. Общие положения 1. Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. 2. В Российской Федерации помилование применяется: а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость. При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием. II. Порядок представления ходатайств о помиловании 3. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. 4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) 5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы: а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров); б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу; в) справка о состоянии здоровья осужденного; г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются); д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении; е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация; ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию. Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании. 6. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя. 7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии. Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании. Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2012 г. N 890) Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2012 г. N 890; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2016 г. N 656) Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2012 г. N 890; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2016 г. N 656) (Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) 10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения. 11. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. 13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2009 г. N 567) 14. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 г. N 359) 15. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии. 16. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. ___________ </p>

Помилование в уголовном праве

Внутренних причин, толкающих человека на совершение преступного деяния, не знает никто. Каждый отдельно взятый случай строго индивидуален и бывают ситуации, когда какие-то детали уголовного делопроизводства были не приняты во внимание и судебным постановлением был вынесен неоправданно жесткий приговор. Хороший уголовный адвокат, разобравшись в ситуации, поможет своему клиенту, своевременно подав апелляционную жалобу. В случаях, когда она не решила вопрос, может помочь только единоличное решение Президента о помиловании осужденного по уголовной статье.

Правовая сущность помилования

Под помилованием в юридической практике понимается акт, постановлением которого отменяется или смягчается наказание, установленное законным судебным приговором в отношении конкретного преступника.

В соответствии со смыслом ст.89 (п.В) Конституции России, право помиловать делегировано исключительно Президенту страны.

Акт о помиловании может быть вынесен только в отношении отдельно взятого осужденного, так как он является документом исключительного право применения и касается лишь гражданина, указанного в нем. Инициировать эту процедуру возможно лишь после вступления в силу судебного приговора.

Помилование в уголовном делопроизводстве

Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.

Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:

  • ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
  • ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
  • ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
  • президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.

В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.

Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).

Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:

  • в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
  • руководством уголовно-исполнительного учреждения;
  • комиссией граждан административной единицы или образования;
  • местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.

Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.

Кто может подать прошение о помиловании

Право на подачу прошения имеет каждый осужденный, являющегося гражданином России вне зависимости от тяжести наказания. Решения о помиловании может приниматься только по каждому отдельно взятому лицу, подавшему прошение. Оно принимается лишь после рассмотрения всех обстоятельств и доказательной базы совершенного преступного деяния.

Прошение отклоняется если:

  • осужденный совершил преступное деяние во время прохождения испытательного срока по условному освобождению;
  • гражданин находится на свободе по условно-досрочному освобождению;
  • осужденный является неоднократным нарушителем порядка содержания;
  • гражданин освободился по амнистии;
  • гражданин уже был ранее помилован;
  • в отношении осужденного уже применялось смягчение тяжести наказания.

Различие и сходство между помилованием и амнистией

Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.

Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.

  • Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
  • Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
  • Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
  • Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.

Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.

Кроме того, следует знать, что осужденный по рядовому преступному деянию скорее всего процедурой помилования воспользоваться не сможет, поскольку для этого должны быть очень веские и значимые причины.

Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании

Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.

Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.

Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.

Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *