Трудовые права и социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам Текст научной статьи по специальности «Право»

Консультант Татьяна Олеговна Шумилина,

заведующая кафедрой профессионального образования Владимирского института повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук

Трудовые права и социальные гарантии, предоставляемые педагогическим работникам

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на сокращённую продолжительность рабочего времени, дополнительное профессиональное образование, ежегодный удлинённый оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года, досрочное назначение трудовой пенсии, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и др.

^ Педагогические работники име-• ют право на сокращённую продолжительность рабочего времени. Какими нормативно-правовыми документами регулируется режим работы и нормы продолжительности рабочего времени педагогов образовательных учреждений?

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) и режим работы педагогических работников образовательных учреждений регулируются: разделом IV (главы 15, 16), разделом V (главы 17, 18, 19) и разделом XII (главы 48, 52) Трудового кодекса РФ (в редакции от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ с изменениями и дополнениями). В статье 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Норматив

«не более 36 часов в неделю» не является общеустановленной и обязательной продолжительностью рабочего времени, а всего лишь её предельной нормой, которая может быть установлена педагогическому работнику, занимающему одну должность или получающему одну ставку заработной платы.

В зависимости от должности и (или) специальности и с учётом особенностей труда постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учётом изменений, внесённых постановлениями Правительства РФ от 01 февраля 2005 г. № 49, от 09 июня 2007 г. № 363)

педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» продолжительность рабочего времени педагогов включает преподавательскую (учебную), воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием.

Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, связана с должностными обязанностями педагогов, предусмотренными уставом, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педработников.

^ На основании каких документов • увеличена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам?

В статье 334 Трудового кодекса РФ определено, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск. Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2003 № 726, от 11.05.2007 № 283, от 18.08.2008 № 617, от 16.07.2009 № 576, от 21.05.2012 № 502) продолжительность отпуска составляет 42 или 56 календарных дней в зависимости от места работы и наименования должностей педагогических работников.

^ Может ли педагогическим ра-• ботникам быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск и какие категории работников ОУ могут претендовать на эту льготу?

Трудовым кодексом РФ не установлено ограничений на предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день работникам, которым действующим законодательством предусмотрены ежегодные основные удлинённые оплачиваемые отпуска, если они вынуждены иногда выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

В соответствии со статьёй 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днём предоставляется ежегодный дополнительный

оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трёх календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Следует учитывать, что согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днём в организациях, финансируемых за счёт средств федерального бюджета» оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днём, производится в пределах фонда оплаты труда.

Правилами «Об очередных и дополнительных отпусках» (изданы на основании Постановления СНК СССР от 02 февраля 1930 г. протокол № 5/331, п. 28; в ред. Постановлений НКТ СССР от 13.08.1930 № 267, от 14.12.1930 № 365,

от 19.01.1931 № 21, от 31.01.1931 № 32, Постановления ВЦСПС от 02.02.1936 № 164, Постановления Совмина СССР от 06.12.1956 № 1586,

Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 29.12.1962 № 377/30, Приказов Минздравсоцразвития РФ

от 03.03.2005 № 190, от 20.04.2010 № 253) определено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не может быть более 14 дней. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска фиксируется в локальном нормативном акте ОУ и не зависит от количества часов, фактически отработанных сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

В правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах ОУ должен быть закреплён перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём. К таким работникам могут быть отнесены: руководители ОУ, их заместители, руководители структурных подразделений, заместители руководителей структурных подразделений, проректоры, заместители деканов факультетов, директора (заведующие) филиалов, заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями, руководители (заведующие) производственной практикой, учёные секретари, заведующие учебными (учебно-методическими) кабинетами образовательных учреждений дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов. При включении работников ОУ в этот перечень работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени не оплачивается, а лишь компенсируется дополнительным временем отдыха. Условие об установлении ненормированного рабочего дня должно быть включено в трудовой договор с работником. Если к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени привлекаются сотрудники, отсутствующие в этом перечне, их труд оплачивается как сверхурочный в соответствии со статьёй 152 Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 120 Трудового кодекса РФ общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска исчисляется путём суммирования дополнительного оплачиваемого отпуска с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Педагогические работники

имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Какие условия его использования закреплены в законодательстве РФ?

В соответствии со статьёй 335 Трудового кодекса РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приказом Министерства образования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» гарантировано сохранение места работы (должность). Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, этот отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения.

Очерёдность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счёт внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные Положением (Приказ Министерства образования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570),

определяются Уставом образовательного учреждения.

^ Каков порядок назначения льгот-• ной пенсии для педагогических работников? Все ли работники системы образования имеют право на эту льготу?

Основания для предоставления досрочных трудовых пенсий и момент приобретения права на их получение определяются законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 этого закона трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждён постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (в ред. от 26.05.2009 № 449) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений», с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Порядок обращения педагогических работников за назначением льготной пенсии определён Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного Фонда России от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб (в ред. от 28.04.2010 № 303н/110п) «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых

пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Какими нормативными документами предусмотрена возможность получения педагогическими работниками ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания? Обязан ли педагог отчитываться за потраченные денежные средства?

Порядок выплаты компенсации разъяснён в Письме Минобразования РФ от 25 ноября 1998 г. № 20-58-4046/20-4

«О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений». В нём указывается, что денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться педагогическим работникам образовательных учреждений ежемесячно. Каких-либо ограничений не установлено, то есть не указано, кому и в какие периоды эта денежная компенсация не выплачивается. Следовательно, денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением.

Также денежная компенсация выплачивается работающим по совместительству при условии, если по основному месту работы они не имеют права на её получение, т.е. компенсация

выплачивается только по одному месту работы. Сотрудникам, работающим на условиях совместительства, компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается в полном объёме, так как ограничений по её выплате не установлено. А вот работникам, выполняющим педагогическую работу на условиях почасовой оплаты без занятия штатной должности, компенсация не выплачивается. Также действующим законодательством не предусмотрена дифференциация размера компенсации в зависимости от нагрузки педагогического работника.

Компенсация на книгоиздательскую продукцию за время нахождения работника в очередном, декретном отпусках выплачивается полностью, так как за работником сохраняется штатная должность. Она должна выплачиваться работнику и во время получения пособия по временной нетрудоспособности, а также если он нахождится в длительном отпуске сроком до года.

Размер ежемесячной денежной компенсации установлен только для федеральных государственных образовательных учреждений. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящимся в ведении субъектов РФ, выплата денежной компенсации и установление её размера производится по решению органа государственной власти субъекта РФ, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа

местного самоуправления. Практически при определении размера компенсации органы государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления устанавливают компенсации, не превышающие утверждённых на федеральном уровне.

Районный коэффициент на денежную компенсацию для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий не начисляется, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

В письмах Министерства финансов РФ от 17 января 2008 г. № 03-04-06-01/5 «По вопросу налогообложения денежной компенсации педагогическим работникам» и от 23 января 2008 г. № 03-04-08-01/4 «По вопросу налогообложения ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на книгоиздательскую литературу» дано разъяснение о правомерности требований документального подтверждения расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий и установлено, что выплата компенсации производится без предъявления педагогическими работниками подтверждающих документов.

Какие предусмотрены льготы по жилищно-коммунальным услугам для педагогических работников?

В пунктах 5 и 8 статьи 47 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусмотрена возможность предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений льгот по жилищно-коммунальным услугам.

К этим льготам относится право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма и право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (федералоьного ОУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций — законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, предусмотрено обеспечение (бесплатно) твёрдым топливом и транспортными услугами по его доставке. Если педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально, иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц (письмо Министерства финансов РФ от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227). НО

Статья 47. Закона об Образовании РФ. Правовой статус педагогических работников

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
  • право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
  • право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
  • право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
  • право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  • право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

  • право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Комментарий к Ст. 47 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее образовательные законы самостоятельной статьи, посвященной правовому статусу педагогических работников, не содержали.

Содержание комментируемой статьи столь же объёмно, как и её название. Правовой статус педагогических работников, определённый комментируемой частью статьи, является частным проявлением общего правового статуса человека, определённого в теории конституционного права, то есть совокупность права, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации. Однако их права разделены Законом на две группы: трудовые и академические. И если источник первых понятен, то откуда берутся вторые и каким нормативным правовым актом, помимо комментируемого Закона, они закреплены, остаётся неясным. К тому же в качестве источника этих прав и обязанностей, в статье указано федеральное и региональное законодательство. Остаётся вопрос: насколько законодательство субъекта Федерации может расширять перечень прав педагогического работника, а главное — его обязанностей, и как это согласуется с конституционным принципом равноправия. Нельзя также забывать, что в понятие «законодательство» в нашей стране традиционно входит не только закон, но и многочисленные подзаконные акты.

Из демагогических словосочетаний, которыми наполнена ч. 2 комментируемой статьи, следует, что педагогические работники обладают каким-то «особым статусом», который, видимо, определён настоящим Законом, но прямо об этом в комментируемой норме не сказано.

Далее следует перечень академических прав и свобод, которые сами по себе не вызывают возражений, кроме неопределённости их юридической силы и гарантий реализации, за исключением права на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. В комментируемой норме речь даже не идёт о судебной защите этих прав. А между тем, цель авторов Закона благая: создать механизм реализации конституционной нормы о свободе преподавания, а вот механизм её воплощения выбран крайне неудачный.

Часть 4 комментируемой статьи важна тем, что устанавливает пределы действия академических прав и свобод педагогического работника. Таким пределом являются права и свободы других участников образовательных отношений, закреплённые в локальных нормативных актов организаций, в которых они служат. Как известно, в соответствии со ст. 8 Трудового кодекса России локальные нормативные акты принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.*(70) Однако хитрость этой нормы состоит в том, что если порядок согласования локального акта с профсоюзной организацией, предусмотренный ст. 372 ТК РФ, соблюдён, то никакой суд, прокуратура, трудовая инспекция не могут это акт опротестовать, а как известно, коллектив не всегда бывает прав.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает перечень трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников. Примечательно, что эти права отличаются от общих прав и свобод работника, установленных Трудовым кодексом России, в сторону увеличения социальных гарантий для педагогических работников. Например, они имеют право на сокращённую продолжительность рабочего времени, право на удлинённый ежегодный отпуск, внеочередное предоставление жилья и др. Примечательно, что перечень этих прав имеет открытый характер. Очевидно, субъекты Федерации вправе дополнять его какими-то индивидуальными правами и социальными гарантиями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (см. комментарий).

Комментируемая часть 6 статьи содержит подробный перечень элементов и видов нагрузки, включённой в рабочее время педагогических работников. Этот перечень также является открытым, а его содержание зависит от занимаемой должности и индивидуального плана работника.

Согласно части 7 комментируемой статьи соотношение режима рабочего времени и времени отдыха педагогического работника определяется коллективным договором, ПВТР, расписанием и актами Министерства образования и науки и/или его территориальных управлений. Такое разнообразие нормативно-правового регулирования этого вопроса, на наш взгляд, чревато перегибами как в лучшую, так и в худшую стороны. Последнее часто проявляется в последнее время.

Частями 8-10 комментируемой статьи установлено, что педагогические работники, работающие в сельской местности, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилья, отопления и освещения, все работники этой сферы имеют право на получение оплаты в размере, установленном субъектом Федерации, за участие в ЕГЭ, а также иные дополнительные меры государственной поддержки, устанавливаемой актами субъектов Федерации.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *