Ульяновский мост (новый)

Президентский Ульяновский мост (новый)


Ульяновский мост (новый)

Координаты: 54°21′36″ с. ш. 48°26′34″ в. д. / 54.36° с. ш. 48.442778° в. д. (G) (O)

Официальное название

Мост Президентский

Область применения

совмещенный (авто- и рельсовый транспорт)

Пересекает

реку Волгу

Место расположения

Ульяновск

Конструкция моста

Тип конструкции

металлический, двухъярусный, балочный

Основной пролёт

220 м

Общая длина

12970 м

Ширина моста

25 м

Эксплуатация

Открытие

24 ноября 2009 года
(первая очередь)

Полезные ссылки

на Картах Google

Координаты: 54°21′36″ с. ш. 48°26′34″ в. д. / 54.36° с. ш. 48.442778° в. д. (G) (O)

Президентский Ульяновский мост (новый) — совмещенный металлический двухъярусный балочный мост через реку Волгу (Куйбышевское водохранилище). Он соединяет правобережную и левобережную части города Ульяновска и Ульяновской области. Длина моста — 5 825 метров, общая длина мостового перехода — 12 970 метров. Длина стандартного пролетного строения — 220 метров, вес — более 4000 тонн. Ширина моста (верхний ярус) — 25 метров. Высота опор — от 11 метров у левого берега до 60 метров у правого берега.

История

Строительство моста (июнь 2008)

Проектирование мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске начато в 1980 году. Проект строительства утвержден распоряжением Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1988 года № 1251-Р со стоимостью объекта 400 миллионов рублей(в ценах 1984 года) и сроком строительства 9 лет. Проектно-сметная документация с выделением первого пускового комплекса первой очереди строительства мостового перехода утверждена распоряжением Главы администрации Ульяновской области № 405-р от 16 апреля 2003 года.

Непосредственно мост начал строиться в 1986 году со строительства производственных баз и необходимой социальной инфраструктуры. Первая опора моста (№ 14) была забетонирована в 1988 году, а первое пролетное строение (ПС 13-14) было смонтировано в 1992 году.

C 1995 года по апрель 1998 года строительство мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске было приостановлено в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ от 08 октября 1998 года № 1176 было решено возобновить строительство мостового перехода.

Общая стоимость строительства мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске в ценах 2008 года — 38,4 миллиарда рублей. Общий срок строительства мостового перехода составил 23 года, что превысило нормативный период строительства на 14 лет и привело к удорожанию объекта (при среднем инфляционном росте 1 миллиард рублей в год) на 14 миллиардов рублей.

Генеральным подрядчиком строительства с 2002 года является ЗАО «Балтийская строительная компания-Санкт-Петербург», субподрядчиками — с 2002 года ООО «Ремстроймост» (в составе ГК «Волгатрансстрой»), а с 2005 года и ОАО «Волгомост»(в составе группы «СОК»).

Мост включён в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» на 2002—2010 годы и является важным участком транспортного коридора, соединяющего европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

Официальная церемония открытия первой очереди моста состоялось 24 ноября 2009 года. В ней приняли участие Президент России Дмитрий Медведев и Президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Ульяновский мост

Назначение моста

В соответствии с федеральной целевой программой назначением Ульяновского моста является:

  • Обслуживание стратегически важного Ульяновского транспортного узла.
  • Создание основы нового направления автодорожного маршрута в международном транспортном коридоре «Транссиб», позволяющего обеспечить снижение транспортных издержек при доставке грузов и пассажиров за счет переключения на него существенной части автотранспортных потоков.
  • Улучшение транспортного обслуживания районов Ульяновской области и Среднего Поволжья.
  • Разгрузка находящейся в аварийном состоянии автодорожной части существующего совмещенного с железнодорожными путями городского моста.
  • Повышение качества жизни населения города, существенное снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Конструкция

Ширина верхнего яруса — 25 метров, габарит — 21 метр с тротуарами по 1,5 метра, и велодорожками по 1 метру, по две полосы движения в каждом направлении, имеется центральная разделительная полоса, что соответствует трассе I категории.

Ширина нижнего яруса (2-я очередь строительства) — 13 метров. По нему планируется осуществлять 2-полосное движение скоростного трамвая.

Общая ширина земляного полотна на подходах к мосту (левобережном и правобережном) — 34,5 метра. Прогнозная интенсивность движения по мосту до 30 тысяч автомобилей в сутки.

В составе мостового перехода 6 путепроводов. Расчётная скорость движения по мосту — 90 км/ч.

Для вывода транспорта на высокий правый берег исключая серпантин на правобережном склоне устроена выемка глубиной 40 метров и сам мост имеет уклон около 35 промилле.

Инновации

При строительстве мостового перехода в г. Ульяновске применены следующие инновации:

  • При бетонировании буровых свай применен сухой сброс бетона на глубину до 25 метров, что привело к изменению строительных норм и правил, впервые в истории отечественного и зарубежного мостостроения в качестве фундаментов использованы буронабивные сваи диаметром 2,75 метра с уширением в нижней части до 5 метров.
  • Конструкция решетчатого пролетного строения предусматривает соединение элементов на узловых коробках, что значительно увеличило жесткость узлов конструкции и привело к экономии материалов.
  • Для монтажа пролетных строений разработана и применена уникальная технология, заключающаяся в заводке пролетного строения между опорами и подъема, подвозимого на плаву в низком уровне, с помощью гидромодулей «Фрейсине» на высоту до 60 метров. Данный способ монтажа позволил уйти от дорогостоящего полунавесного метода и сократил срок строительства на 12 месяцев.
  • С целью увеличения сроков службы защитных покрытий применены антикоррозийные покрытия с гарантийным сроком службы до 15 лет системы «Высокодисперсные металлические порошки» (ВМП) и «Стилпейнт».
  • Покрытие мостового полотна выполнено из наиболее перспективных и долговечных на сегодняшний день дорожно-строительных материалов: Щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА-15) и литого асфальтобетона. ЩМА применен в верхнем слое покрытия. Литой асфальтобетон, выполняющий защитные функции наплавляемой гидроизоляции, служит одновременно и дополнительным слоем изоляции мостовых конструкций, обладая абсолютной водонепроницаемостью. Оба примененных материала изготавливались с добавлением специальных полимеров, что улучшило их реологические свойства.

Автомобильное движение

Постоянный проезд по новому мостовому переходу открыт 27 ноября 2009 года. Ограничено движение только для большегрузного транспорта с полной массой свыше 80 тонн или нагрузкой на ось превышающей 11 тонн.

В зимний период вводится ограничение по скорости проезда. Оно составляет 40 км/ч. Данная предупредительная мера согласована с органами ГИБДД и направлена на обеспечение безопасного проезда по мосту и предотвращения злоупотребления скоростными режимами. Также в ходе эксплуатации моста в зимних условиях будут изучены психологические моменты поведения водителей, отработаны мероприятия по контролированию и своевременному восстановлению сцепных качеств дорожного полотна на опасных участках, меры по возможной оперативной эвакуации транспортных средств.

Интересные факты

  • На момент сдачи первой очереди строительства Ульяновский мост является самым длинным мостом в России и одним из самых длинных в Европе.
  • Пролетные строения моста начали устанавливать с середины русла реки.
  • Фактическое открытие движения состоялось вечером 13 ноября 2009 года в связи со взрывом на ФГУП «31 Арсенал» Министерства Обороны РФ и закрытием движения по «старому» мосту. Утром 14 ноября 2009 года движение было закрыто.
  • С целью частичного возврата инвестиций, необходимых для завершения строительства мостового перехода, возможно введение платы за проезд после ввода его в эксплуатацию.
  • На строящемся мосту был снят видеоклип группы «Ничья» на песню «Ничья». В клипе можно увидеть 4 построенных к тому времени пролета моста.

См. также

  • Мост
  • Список самых длинных мостовых переходов России
  • Волгомост
  • Воронежстальмост
  • Мост «Свободы» (старый Ульяновский мост)

Ссылки

  • Искусство строить мосты
  • Волгомост
  • Балтийская строительная компания
  • Схема транзитного движения через Ульяновск
  • Ремстроймост
  • Второе официальное открытие моста
  • Инжтехнология
  • Про мосты и мостики
  • Монтаж пролета 4-5 с использованием гидромодулей фирмы «Фрейсине» 11-12 августа 2007 (видео)
  • Вид из космоса на WikiMapia (54°21’36″N 48°26’34″E)

Примечания

Категории:

  • Мосты по алфавиту
  • Мосты Ульяновской области
  • Мосты через Волгу

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Ульяновский мост (новый)» в других словарях:

  • Новый мост (Саратов) — Саратовский мост (новый) Вечерний вид на мост Официальное название Мостовой переход через Волгу у села Пристанное Область применения автомобильный Пересекает Волгу Место расположения … Википедия

  • Мост в Кинешме — Координаты: 57°29′30.31″ с. ш. 42°04′31.46″ в. д. / 57.491753° с. ш … Википедия

  • Октябрьский железнодорожный мост — Сызранский мост железнодорожный мост через Волгу в Октябрьске Самарской области, в 10 километрах от Сызрани. Открыт 30 августа 1880 года на построенном в 1877 году участке Самаро Златоустовской железной дороги (до этого действовала паромная… … Википедия

  • Президентский мост — Президентский мост … Википедия

  • Императорский мост — Вид на мост с правого берега Координаты: 54.316111, 48.443056 … Википедия

  • Мосты через Волгу — Содержание 1 Волговерховье Тверь 2 Тверь Нижний Новгород 3 Нижний Новгород устье 4 … Википедия

  • Список самых длинных мостовых переходов России — Список самых длинных мостовых переходов России, длина которых превышает 2000 метров. Место Общая длина (м) Название моста Дата открытия Место расположения Примечания Изображение 1 13 967 Мост через Каму 2002 У села Сорочьи горы, Республика… … Википедия

  • Список самых длинных мостов России — Список самых длинных мостов России. В список входят мосты длиной более 2000 метров. Место Общая длина (м) Название моста Дата открытия Место расположения Примечания Изображение 1 13 967 Мост через Каму 2002 У Сорочьих Гор Официальное открытие… … Википедия

  • Список транспортных сооружений через Волгу — В настоящий список включены транспортные сооружения (мосты, плотины, насыпи, гидроэлектростанции и канатная дорога), построенные через Волгу. № Название Тип перехода Длина, м Ширина, м Расположение Координаты Примечание Изображение 1.… … Википедия

  • Волжская ГЭС им. В. И. Ленина — Координаты: 53°26′42″ с. ш. 49°29′24″ в. д. / 53.445° с. ш. 49.49° в. д. … Википедия

18+ © Академик, 2000-2020

  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте

Change privacy settings

  • 🔥 Скидки Путешествия

Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP, Joomla, Drupal, WordPress, MODx.

А всё-таки уникальный у нас город, Ульяновск: самое широкое место на Волге (27 км), единственное место в России ниже уровня водоёма (Нижняя Терраса), самый длинный мост в России (до 2018 года). В Европе и Штатах этого было бы уже вполне достаточно, чтобы место появилось на всех национальных туристических картах и проспектах, вроде плотины Гувера или Эресуннского моста. Сегодня мы с вами полетаем над уникальными ульяновскими мостами, увидим их в деталях и в очередной раз скажем:
«Как же всё-таки у нас круто!» 🙂

Императорский мост
Начнём с Императорского, или «Старого моста». Кстати, вы знали, что у него есть и пара других, малоизвестных имён: мост Свободы и Симбирский? Его первая, железнодорожная, часть была построена еще в 1916 году.

фото из архива
А в 1958-м была пристроена и автомобильная часть. Длина надводной части — 2089 метров. За свой век (практически ровно сто лет) мост пережил 3 серьёзных инцидента. Первый случился в 1914 году, когда мост был еще на этапе строительства. Загорелись леса, что привело к обрушению третьей фермы. Повреждены оказались также первая и вторая.

фото из архива
Второй инцидент был связан с крупным оползнем Симбирской горы год спустя (да, не везло строителям). А третий, самый жуткий, случился ночью 5 июня 1983 года. Теплоход «Александр Суворов» на полном ходу зашёл в несудоходный шестой пролёт Ульяновского моста и рубкой задел конструкцию. Удар был такой силы, что пролётом срезало рубку, кинозал и дымовые трубы. В это время на верхней палубе гремела дискотека, и было много людей. Но беда не приходит одна — в это же время по мосту следовал грузовой поезд из 53 вагонов, со скоростью 70 км/ч. В результате удара сошли с рельсов 11 вагонов, гружёных углём, зерном и брёвнами. Часть этого груза упала на теплоход, значительно увеличив число жертв. Погибло в ту ужасную ночь не менее 176 человек.

В память об этой трагедии на бетонной дамбе моста позже был установлен чёрный железный крест и кусок покорёженной конструкции. В 2003-2010 годах были заменены на новые все дореволюционные пролёты моста и укреплены его опоры. Существует городская легенда, которая гласит, что в одну из опор первые строители моста замуровали большую серебряную памятную плиту.

Императорский мост является режимным и особо охраняемым объектом. Пешеходное движение по нему запрещено. Хотя на моей памяти был один случай в 90-х, когда из-за сильной метели было перекрыто движение, и людей пускали на мост, чтобы они могли попасть домой. Подъезды к мосту охраняются вооружённой охраной, на дамбе находятся здания мостотряда, где посменно живут и работают мостовики. У них есть своя площадка для игры в пляжный волейбол, плац, и другая инфраструктура для автономного существования. Отличное место, чтобы переждать зомби-апокалипсис. А еще мне иногда снится сон, будто я иду с другими жителями по полуразрушенному и полузатопленному мосту на другую сторону, и волны в некоторых местах захлёстывают меня с головой.

На территории также держат служебных собак, которых тренируют на специальной площадке. Сверху виден образцовый порядок и чистота.

Левый подъезд к мосту тоже круглосуточно охраняется людьми с автоматами Калашникова.

До 2009 года Старый мост был единственной дорогой, связывающей левобережную и правобережную часть города. Если на мосту случалась авария, то для многих жителей этого оборачивалось мини-катаклизмом.
А когда мост перекрывали на ремонт дорожного полотна, то жизнь в городе становилась в разы сложнее. Попасть на другую сторону можно было только на поезде, который курсировал между берегами по расписанию. Некоторые мои знакомые тогда познали, что такое «свадебный поезд». Это когда тебе надо ехать в ЗАГС жениться, а автомобильный мост перекрыт.
Императорский мост является одним из главных символов города, наряду с Мемориалом Ленина и гостиницей Венец. Ульяновские мосты — неотъемлемая часть жизни каждого горожанина и гостя города.
Президентский мост
Город вздохнул с облегчением, когда в 2009 году открылся второй мост через Волгу.
Новый мост был назван Президентским, потому что на официальной церемонии открытия присутствовали президент России Дмитрий Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Его пригласили, так как в решении о строительстве моста принимал участие его отец Гейдар Алиев, на тот момент — первый заместитель председателя правительства СССР. Но фактическое открытие состоялось за 11 дней до официального. И опять причиной стала техногенная катастрофа. Вечером 13 ноября 2009 года в Ульяновске начали взрываться склады с крупными боеприпасами ФГУП «31 Арсенал» Министерства Обороны РФ. Так как подъездные пути к старому мосту оказались в зоне поражения, Императорский мост перекрыли и экстренно открыли движение для машин «скорой помощи» и городского транспорта по «новому» мосту. Утром его вновь закрыли.
Мост начали проектировать в 1980 году, поэтому можно считать его моим ровесником. Но, к сожалению, период стройки попал на времена разрухи и закончить его смогли только 29 лет спустя. Примечательно, что строить его начали с середины. Поэтому долгое время посреди реки стояло несколько пролётов, отрезанных от берега. В 00-х в СМИ гуляли шуточные предложения устроить на них тюрьму, типа «Алькатрас». Но мост общими усилиями достроили. Его стоимость в ценах 2008 года составила 38,4 миллиарда рублей.
источник фото: misanec.ru
Длина Президентского моста (надводная часть) — 5825 метров. А общая длина мостового перехода — 12 970 метров. Многие путают эти понятия и считают, что только надводная часть составляет 13 километров, но это не так. Этот мост долгое время был самым длинным в России до строительства Крымского моста (16,8 км). Но и сейчас он остаётся одним из длиннейших мостов Европы.
Практически всё детство мы с мальчишками бегали на стройку моста. С пирсов, которые были предназначены для погрузки пролётов на понтоны, мы ныряли в Волгу и ловили с них на «косынки» и «телевизоры» сентю (уклейки) и ершей. Эти пирсы остались до сих пор. Правда, с них были срезаны рубки диспетчеров, откуда выполнялся контроль за погрузкой. В этом районе («Мостотряд») для строителей моста и их семей были построены временные дома-бараки, которые, как водится на Руси, стали для них постоянными.
Перепад высот между левым и правым берегом составляет около 50 метров, поэтому мост с определённых ракурсов похож на большой трамплин.
Максимальная высота моста у правой части — 60 метров.
Президентский мост — двухъярусный. На нижнем ярусе изначально планировалось сделать двухстороннюю линию для скоростного трамвая. Но, учитывая современные приоритеты правительства, и то, сколько лет строилась первая очередь моста, об этой утопии можно было не упоминать.
Мост выглядит очень современным. Кажется, что это где-то далеко, в заморских странах. Тёмный, насыщенный цвет волжской воды не выдаёт в ней речную.
В отличие от старого, на новом мосту разрешено велосипедное движение по обочине. Но любые остановки на нём, как и под мостом, запрещены. Однажды мы потеряли винт на моторной лодке и встали аккурат под левой частью моста. Реакция охраны не заставила себя ждать — нам дали минуту, чтобы мы убрались за пределы охраняемой зоны. Пришлось налегать на вёсла.
При строительстве Президентского моста были использованы новейшие технологии, которые до той поры не применялись нигде в мире. К примеру, при бетонировании буровых свай делали сухой сброс бетона на глубину 25 метров, что привело к изменению строительных норм и правил. И впервые в качестве фундаментов были использованы сваи диаметром 2,75 метра с утолщением в нижней части до 5 метров.
В зимнее время скорость проезда по мосту ограничивается до 60 км/ч. В летнее — до 90 км/ч, так как мост выведен за пределы населённого пункта.
Новый мост значительно разгрузил транспортный коллапс между берегами и продлил ресурс старого моста, так как по нему теперь запрещено транзитное движение большегрузов.
Сверху правый берег с мостом кажется каким-то кусочком Западной Европы.
Если закрыть глаза на всё тот же оползень Милановского, в которой медленно сползают дома северной части города.
У нас очень красивый город в части природы и мостов, правда же?
В следующий раз полетаем над еще одной частью города. Пока не скажу, над какой. Там тоже нашлось много всякого-интересного 🙂
© Алексей Мараховец
Использование (перенос на другой ресурс, репост, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Прочитайте другие рассказы о Нетипичном Ульяновске:
1. Лопасти для ветряков: грузовой порт Ульяновска сверху
2. Необитаемый Пальцинский остров
3. Оползень Милановского, Политех и обманутые дольщики
4. Центр, Ленин, Пионер-парк и Свияжское болото
5. Новый город, Центральный, Грин-парк и новостройки у кладбища
6. Ночной город, мосты и выжигатель мозгов
7. Нижняя Терраса, дамба и разруха патронного завода

Мосты Ульяновска: Императорский vs Президентский

Несмотря на то, что большинство россиян вспоминают Питер при упоминании мостов, Ульяновск тоже может похвататься такими достопримечательностями как два живописных моста, соединяющие половинки города. И, хотя оба моста не разводные и даже не пешеходные, их постройка в своё время стала важнейшей ступенью в развитии города и транспортной сети России.

Императорский мост

Императорский мост, который также неофициально называют мостом Свободы, Ульяновским, Симбирским или просто «старым», был построен во времена правления последнего из российских императоров — Николая II — в 1913-1916 годах. Город в те времена именовался Симбирском, отсюда и пошло одно из названий моста.

Первоначально мост был железнодорожным, позже к нему пристроили автомобильные трассы. Императорский мост относится к балочным конструкциям. Он представляет собой 20 пролетов — полупараболических металлических строений со сквозными фермами из кованого железа с ездой понизу, а береговые пролетные строения длиной 60 см с ездой поверху. В настоящее время имеется две автомобильных и одна железнодорожная полоса. Несколько числовых фактов:

  • Пролет имеет длину 23,5 м.
  • Общая длина аркады — 557 м
  • Общая длина моста — 2080 м
  • Основной пролет составляет 158,5 м.

История Императорского моста в Ульяновске

Первоначально мост был исключительно железнодорожным и соединял Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги, и в те времена считался величайшим в Европе. Идея строительства моста была выдвинута министром П. А. Столыпиным после его визита в Симбирск в 1910 году. Первое полное название моста – «Императорский Его величества Николая II» или же Николаевский. После свержения царской власти мост был переименован в 1917 году в «Мост Свободы», отсюда пошло второе название. Автором проекта стал Белелюбский Н.А., ему также содействовали Пшеницкого А.П., Маддисона О.А. В строительстве было задействован более 3,5 тысяч специалистов.

При строительстве возникали непредвиденные ситуации, такие как пожар в июле 1914 года, ущерб был оценен в 2 млн рублей, и оползень Симбирской горы в 1915 году. Однако, мост был восстановлен, и торжественное открытие было проведено 5 октября 1916 года.

В советский период мост не раз реконструировался. В 50-х годах из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС уровень судоходного горизонта поднялся на 7—8 см, что привело к необходимости укрепить переход и опоры. Кроме того, одновременно была пристроена автомобильная часть моста, куда было перенесено железнодорожное движение на период реконструкции моста. В 1958 году было открыто движение по автомобильной части Императорского моста.

Последняя реконструкция была в 2003—2010 годах. Необходимость починки объяснялась «усталостью металла» и строительная компания «Мост» взялась за капитальный ремонт. Хотя официально считается, что мост полностью не закрывался, горожане помнят, что попасть с левобережья в центр города можно было только по расписанию.

Проезжая по мосту можно увидеть большой крест на островке под мостом. Это место связано с трагической аварией теплохода «Александр Суворов». 5 июня 1983 года произошла катастрофа — теплоход зашел в несудоходный пролет и задел конструкцию моста. В аварии пострадал не только теплоход, но также грузовой поезд весом 3 300 тонн, проезжавший по мосту в то же время. В результате пролетное строение моста было смещено на 40 см, сам теплоход лишился рубки, кинозала и дымовых труб, из 53 вагонов поезда 11 сошло с рельс, часть вагонов опрокинулась вместе с грузом угля, зерна и бревен. Официальное число пострадавших насчитывает 176 человек. На восстановление моста потребовалось 5 суток.

Императорский мост – одна из исторических построек Ульяновска, кроме того, проезжая по мосту можно полюбоваться прекрасным видом на Волгу. В связи с открытием нового Президентского моста Императорский стал менее загружен, и можно позволить себе с удовольствием прокатиться.

Президентский мост

Последнее название Императорского моста — «старый» появилось в ноябре 2009 года вместе с открытием нового Президентского моста. Хотя «новый» имеет значительно меньше названий, а его возраст составляет всего 7 лет, долгая и непростая история у него уже имеется.

Прежде всего, Президентский мост— второй по длине на территории России. Надводная часть имеет длину 5824 метра, общая же длина — около 13 км, пролетов — 220 метров, вес — 4 тысячи тонн. Итоговая стоимость строительства составила 38,4 млрд рублей. Высота опор варьируется от 11 до 60 метров.

Президентский мост был построен для того, чтобы разгрузить уже существующий старый и обеспечить возможность его реконструкции, стал частью важного Ульяновского транспортного узла, положил начало новому автомаршруту в международном коридоре «Транссиб», а также способствовал улучшению транспортной системы города и области.

На подходах к мосту ширина полотна составляет 34,5 метра, высота опор у берегов может достигать 60 м, что равно высоте 16-этажного дома. 25 -метровый ярус состоит из автомобильной трассы, тротуаров по полтора метра и велодорожки шириной в 1 метр с полосами в обе стороны. Пешеходное движение по мосту запрещено. Однако, в отличие от Императорского Президентский мост предназначен для велосипедного движения, но остановки на мосту запрещены.

Ширина нижнего яруса — 13 метров. Первоначально планировался метромост, то есть по нижнему ярусу должен был пройти маршрут скоростного трамвая. В настоящее время об этом ничего не слышно, однако, было бы крайне интересно прокатиться.

Мост может рассматриваться как внегородская трасса, так как на въезде и выезде с моста имеются перечеркнутые таблички с названием города. Расчётная нагрузка моста — до 30 тысяч автомобилей в сутки, ограничение скорости в летний период – 90 км/ч, зимой – 60 км/ч. Также имеется ограничение по весу транспортных средств: максимальная масса — 80 тонн, максимальная нагрузка на ось — менее 11 тонн.

Особенно приятно проезжать по новому мосту ночью, когда фонари по всей длине освещают путь, а впереди широкая полоса движения и скорость до 90 км в час. Днем же можно полюбоваться видами Волги и старого моста. Я считаю Президентский мост полноправной достопримечательностью города, а также его уникальной особенностью.

Коренные ульяновцы помнят долгий процесс строительства, в том числе и период, когда несколько пролетов было «заморожено» со времен СССР. Мост строился целых 23 года. Первые законченные постройки были установлены далеко от берега, из-за чего несколько лет мост казался совершенно заброшенным строением с туманным будущим.

История постройки Президентского моста в Ульяновске

Проектирование началось в 1980 году, утвердили проект в 1988 Советом министров РСФСР. Предполагаемая стоимость моста тогда составляла 400 млн рублей, а завершить проект планировалось за 9 лет. Начало строительным работам было положено в 1986 году. Как было упомянуто ранее, первой построенной конструкцией стала опора №14, законченная в 1988 году, а первое пролетное строение датируется 1992 годом. Строительство было приостановлено в 1995 года на несколько лет из-за прекращения федерального финансирования.

Общая стоимость строительства Президентского моста составила 38,4 млрд рублей. Из-за превышения срока строительства цена постройки выросла на 14 млрд рублей при учете инфляции. Президентский мост является частью федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002—2010 годы» и соединяет европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

Интересным является тот факт, что 13 ноября 2009 года, незадолго до официального открытия, из-за аварии на «31 Арсенал Министерства Обороны РФ» было закрыто движение по императорскому мосту и временно открыто движение по новому. Наутро 14 ноября 2009 движение было остановлено вновь.

В официальной церемонии открытия 24 ноября 2009 года принимал участие Дмитрий Медведев. Для удобства горожан была построена специальная развязка для въезда на мост, что значительно экономит время горожан.

Где посмотреть ульяновские мосты

Если вы хотите увидеть впечатляющую панораму Волги и эти величественные мосты, стоит посетить площадь 30-летия Победы с высокой стеллой и вечным огнем при съезде с Императорского моста в центр города. Здесь открывается замечательный вид на старый мост и водохранилище. Ближайшие места, где можно отдохнуть и перекусить можно найти вдоль улицы Минаева или в сторону улицы Гончарова и центра города:

  • пиццерия Восток-Запад (Минаева, 15, работает ежедневно 9.00—21.00, средний чек — 200 рублей)
  • за сладостями и десертом в Кулинарную Лавку (Минаева, 15, работает ежедневно 11:00—00:00, средний чек — 390 рублей)
  • экспериментальное пространство Хаб-кафе, где часто можно наткнуться на интересное мероприятие и перекусить, (Железной Дивизии, 5Б, 2 этаж, работает ежедневно 10:00—22:00, средний чек — 400 рублей)
  • суши-бар Окинава (Гончарова, 7, работает ежедневно 10:00—00:00, средний чек — 400 рублей).

Ещё одно популярное место – аллеи у мемориала, где также расположен памятник основателю города Симбирска – Богдану Хитрово, педагогический университет, Краеведческий музей, памятник букве ё и другие достопримечательности города Ульяновска. Здесь много туристов и горожан, работает танцующий фонтан и проводится множество различных городских мероприятий. Ближайшие места, где можно отдохнуть и перекусить:

  • ресторан «Венеция» на первом этаже самой высокой гостиницы в Ульяновске – «Венец» (Советская улица, дом 19, работает ежедневно 12:00-24:00, средний чек — 1000 рублей)
  • бар Олимп на верхнем этаже той же гостиницы «Венец», где можно полюбоваться видом Ульяновска с высоты этажа (Спасская, 19/9, работает ежедневно 12:00—23:00, средний чек — 500 рублей)
  • японский ресторан Восточный экспресс (Карла Маркса, 2, ДК Губернаторский, работает ежедневно 12:00 – 01:00, , средний чек — 700 рублей).

В целом место располагается совсем близко к центру города, поэтому выбор заведений большой, вдоль улиц Гончарова и Карла Маркса наибольшее количество кофеен, пиццерий и кафе.

Последнее рекомендуемое мной место – спокойн0е, тихое и менее известное для туристов. Это Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), откуда вы можете увидеть новый мост и Пальцинский остров. Островок небольшой и общественного транспорта там нет, так что при желании туда попасть придется проявить смекалку и договариваться с местными об аренде лодки или катера. Также стоит обратить внимание на оригинальную конструкцию концертного зала университета, который очень напоминает НЛО и имеет соответствующее название – «Тарелка». Сюда можно прийти на студенческие и не только концертные программы, дважды в год проводится студенческая весна/осень, часто бывают благотворительные и праздничные концерты, театральные постановки. Билеты как правило можно купить на входе.

Здесь в отличие от центра города кафе и ресторанов немного, приведу несколько ближайших:

Императорский мост через реку Волгу в Ульяновске

Императорский мост — мост через реку Волгу в городе Ульяновске, предназначенный для железнодорожного и автомобильного сообщения. Мост был построен в 1913—1916 годах и изначально был только железнодорожным. В связи с образованием Куйбышевского водохранилища в середине 1950-х годов мост был реконструирован и по нему было пущено автомобильное движение. В 1983 году в несудоходный пролет моста врезался пассажирский теплоход — в результате катастрофы погибло 176 человек. Осенью 2009 года в 5 км выше по реке Волге был открыт автодорожный мост, строившийся с 1986 года, который получил название Президентский мост.
Вид моста с правого берега. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу возник в конце XIX века, после того, как в Симбирск (ныне Ульяновск) была построена железная дорога. Для переправы через Волгу грузы пришлось вытаскивать из вагонов, а затем переправлять по льду, а летом на баржах до следующей железнодорожной станции и снова грузить в вагоны.
Решение о строительстве моста было принято премьер-министром России Петром Столыпиным в 1910 году. В конце 1910 года император Николай II подписал постановление о строительстве моста. Строительство моста началось 3 марта 1913 года. Автором проекта моста стал инженер Николай Аполлонович Белелюбский, при участии инженеров А. П. Пшеницкого, О. А. Маддисона.
7 июля 1914 года на стройке произошел пожар, в результате которого обрушилась третья ферма, повреждены первая и вторая. 29-31 мая 1915 года произошел оползень со стороны правого берега реки Волги, что также задержало строительство. Оползень разрушил восемь уже построенных опор, аркады на подходе к мосту, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге.

Торжественное открытие моста состоялось 5 октября 1916 года, а постоянное движение началось с 18 октября 1916 года. Поскольку в это время проходило празднование 300-летия дома Романовых, то мосту дали название Императорский. Мост был сдан в эксплуатацию сразу после окончания строительства Романовского железнодорожного моста в районе Зеленодольска (Татарстан). По конструкции оба моста были идентичны, но Императорский был длиннее.
Вид моста с правого берега. 2009 г. Фото: Михаил Архипов
При наполнении Куйбышевского водохранилища в 1952-1958 годы, образованном строительством Куйбышевской ГЭС, мост был реконструирован и приподнят по причине подъёма уровня воды в Волге. Также по нему было пущено автомобильное движение — с северной стороны моста. Открытие обновленного моста состоялось 10 августа 1958 года. Глубина Волги в районе правого берега с северной стороны составляет 26 метров, с южной стороны там же — 32,4 метра. В районе левого берега с северной стороны — 24 метра, с южной — 12 метров. Глубина в районе судоходного пролета моста составляет 26,1 метра с севера, и 32,4 — с южной. Общая длина моста — 2111 метров (2,11 км). В настоящее время по мосту осуществляется железнодорожное движение (Куйбышевская железная дорога), а также автомобильное сообщение, включая городской общественный транспорт. Движение пешеходов по мосту запрещено. С левой и правой сторон моста установлены консоли ЛЭП.
Вид автомобильной и железнодорожной частей моста. 2009 г. Фото: Михаил Архипов
В 2003—2008 годах проводилась реконструкция моста, в ходе которой была проведена замена всех дореволюционных пролетных строений конструкции Белелюбского (полукруглых) на современные прямоугольные, а также происходил ремонт тела опор и устоев моста.
Слева — обновленные пролетные строения, справа — дореволюционные. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
Габаритная высота судоходного пролета моста составляет 13,8 метра — это самый малый габарит среди волжских мостов. Вечером 5 июня 1983 года пассажирский теплоход «Александр Суворов», следовавший вверх по реке Волге рейсом Ростов-на-Дону — Москва, из-за халатности экипажа зашел в несудоходный пролет моста, в результате чего произошел удар об конструкции моста надстройкой судна, со стороны железнодорожных путей. На теплоходе были снесены ходовая рубка и кинозал. В катастрофе погибло 176 человек. В память о жертвах трагедии перед мостом, с северной стороны у правого берега, 31 мая 2000 года был установлен 12-метровый православный крест. Освящение креста памяти состоялось 5 июня 2000 года.
Вид знака в 2012 году. Фото: Михаил Архипов
Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):
— Мигаловский автодорожный мост в Твери;
— Тверской железнодорожный мост в Твери;
— Старовожский автодорожный мост в Твери;
— Нововолжский автодорожный мост в Твери;
— Восточный автодорожный мост в Твери;
— Автодорожный мост в Дубне (Московская область);
— Автодорожный мост в Кимрах (Тверская область);
— Кашинские (автодорожный и железнодорожный) мосты (Тверская область);
— Автодорожный через Угличский гидроузел в Угличе (Ярославская область);

— Железнодорожный мост у станции Волга (Ярославская область);
— Авто-железнодорожный мост через Рыбинскую ГЭС в Рыбинске (Ярославская область);
— Автодорожный мост в Рыбинске (Ярославская область);
— Юбилейный автодорожный мост в Ярославле;
— Ярославский железнодорожный мост;
— Октябрьский автодорожный мост в Ярославле;
— Костромской автодорожный мост;
— Костромской железнодорожный мост;
— Кинешемский автодорожный мост (Ивановская область);
— Автодорожный через Нижегородскую ГЭС в Городце (Нижегородская область);
— Борские авто-железнодорожные мосты в Нижнем Новгороде;
— Автодорожный через Чебоксарскую ГЭС в Новочебоксарске (республика Чувашия);
— Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (республика Татарстан);
— Займищенский автодорожный мост (республика Татарстан);
— Президентский автодорожный мост в Ульяновске
— Императорский авто-железнодорожный мост в Ульяновске
— Авто-железнодорожный мост через Жигулевскую ГЭС в Тольятти (Самарская область);
— Сызранский железнодорожный мост (Самарская область);
— Мост Победы в Балаково (Саратовская область);
— Авто-железнодорожный мост через Саратовскую ГЭС в Балаково (Саратовская область);
— Автодорожный мост у села Пристанное (Саратовская область);
— Саратовский автодорожный мост в Саратове;
— Саратовский железнодорожный мост в Саратове;
— Авто-железнодорожный мост через Волжскую ГЭС в Волжском (Волгоградская область);
— Волгоградский автомобильный (танцующий) мост в Волгограде;
— Автодорожный мост в Астрахани;
— Авто-железнодорожный мост в Астрахани

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *