. Совет многоквартирного дома

Часть 1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

Часть 2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

Часть 3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

Часть 4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

Часть 5. Совет многоквартирного дома:

пункт 1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

пункт 2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

пункт 3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

пункт 4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

пункт 5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

пункт 6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

пункт 7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4_2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
(Пункт дополнительно включен с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ)

Часть 6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

Часть 7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

Часть 8. Председатель совета многоквартирного дома:

пункт 1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

пункт 2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

пункт 3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

пункт 4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

пункт 5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

пункт 6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4_3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
(Пункт дополнительно включен с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ)

8_1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ)

Часть 9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

Часть 10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 485-ФЗ.

Часть 11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

Часть 12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

Часть 13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.
(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 18 июня 2011 года Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ)

Судебная практика к статье 161_1

Управление многоквартирными домами

Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При этом стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Следует добавить, что к полномочиям собственника также относятся владение и распоряжение имуществом (п. 1 ст. 201 ГК РФ).

Объектами жилищных прав являются жилые помещения — жилой дом или его часть, квартира или ее часть, комната (ст. 15 и 16 ЖК РФ). Но помимо жилых помещений в многоквартирных домах (особенно современных) имеется значительное количество нежилых помещений полезного назначения, не предназначенных для проживания. Например, встроенно-пристроенные нежилые помещения первых этажей (офисные, торговые, общественного питания, социального назначения — детские сады и центры детского досуга и т.п.), машино-места в подземных автостоянках, складские помещения в подвалах и цокольных этажах. Отметим, что отношения, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения такими нежилыми помещениями, не подлежат регулированию жилищным законодательством.

B то же время собственники нежилых помещений в многоквартирном доме в отношении общего имущества дома обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и собственники жилых помещений:

• им принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество многоквартирного дома (п. 1 ст. 36 ЖК РФ);

• они обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома (ст. 39 ЖК РФ);

• они вправе участвовать в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44—48 ЖК РФ);

• они вправе быть членами товарищества собственников жилья, создаваемого для управления многоквартирным домом (ст. 139 ЖК РФ), и участвовать в управлении самим ТСЖ;

• они обязаны участвовать в управлении многоквартирным домом и выборе способов управления (ст. 161—164 ЖК РФ) и др.

Поэтому собственники нежилых помещений не только обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущество многоквартирного дома и участвовать в управлении им (домом), но и вправе наравне с проживающими в доме гражданами:

• рассчитывать на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования своими нежилыми помещениями;

• получать необходимые коммунальные услуги.

Выбор способа управления — это прежде всего выбор системы договорных отношений. Законодательно собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлены два варианта принятия решения по выбору способа управления:

• самостоятельное решение (на общем собрании или путем заочного голосования);

• решение органов местного самоуправления о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации, которая будет осуществлять управление многоквартирным домом, собственники помещений которого либо не выбрали способ управления, либо принятое решение не было реализовано.

Реализация первого варианта осуществляется путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 6 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов всех собственников в многоквартирном доме.

Решение принимается большинством голосов от общего числа участников собрания. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, даже для тех, кто не принял в нем участия или проголосовал против такого решения.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления.

• управление непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

• управление ТСЖ либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом;

• управление управляющей организацией.

Реализация второго варианта осуществляется в следующем порядке.

1. Орган местного самоуправления информирует собственников помещений в многоквартирном доме:

• об их обязанности выбрать один из способов управления многоквартирным домом и о последствиях неисполнения этого обязательства;

• сроках проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (один год с момента информирования собственников помещений). B течение года до дня проведения указанного конкурса собственники помещений в многоквартирном доме имеют право самостоятельно выбрать один из способов управления этим домом.

B соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 189-ФЗ) органы местного самоуправления начиная с 1 января 2007 г. вправе провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если до этого срока собственники самостоятельно не выберут способ управления многоквартирным домом.

B частности, в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.

До заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

2. C наступлением срока проведения открытого конкурса органы местного самоуправления информируют управляющие организации о порядке и условиях его проведения, а также о количественных и качественных показателях жилищного фонда, подлежащего управлению, и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее — постановление № 75), проводят конкурс.

3. Орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах конкурса и условиях договора управления.

4. Управляющая организация направляет проект (оферту) договора управления каждому собственнику. Собственники помещений подписывают (акцептуют) договор управления с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.

5. Если иное не установлено договором управления, управляющая организация приступает к выполнению договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем через год после заключения договора между управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома созывает общее собрание собственников для решения вопроса о выборе нового способа управления или сохранении ранее выбранного.

Управление непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме. Выбор этого способа управления домом говорит о том, что собственники готовы самостоятельно осуществлять деятельность по управлению общим имуществом в доме, без привлечения управляющих организаций и создания ТСЖ.

Нетрудно предположить, что реальная эффективность самостоятельного управления лучше проявит себя в условиях небольшого числа собственников помещений. Это связано с тем, что эффективное планирование, организация и контроль всех процессов, направленных на управление домом, возможны при наличии достаточно малого числа собственников, имеющих общие интересы и достаточное моральное стимулирование.

Преимущества данного способа управления (отсутствие необходимости нести управленческие расходы, упрощенный порядок управления) особенно хорошо проявляются в сельской местности, когда отсутствует многоквартирная застройка, а в домах насчитывается от 2 до 30 квартир.

Один из серьезнейших недостатков управления непосредственно собственниками — отсутствие права на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта. Вероятнее всего, это связано с отсутствием расчетного счета, на который бы перечислялись целевые бюджетные средства (коллектив собственников не может открыть расчетный счет на всех, а счет на одного из собственников не вызывает доверия), и ответственного лица, которое могло бы отчитываться за расходование бюджетных средств (ответственны все, а значит, никто конкретно).

Несмотря на это, непосредственное управление может успешно работать в условиях сельской местности, где небольшие дома возможно ремонтировать на средства собственников помещений.

Решение о выборе способа управления многоквартирным домом непосредственно собственниками принимается на общем собрании собственников, которые голосуют большинством голосов от присутствующих. Затем решается вопрос о том, как будет организовываться такое управление. B любом случае все вопросы управления домом решаются на общем собрании, однако практическая реализация решений и взаимодействие с третьими лицами могут осуществляться по-разному.

Варианты непосредственного управления многоквартирным домом напрямую зависят от количества квартир в многоквартирном доме.

Так, в случае если в доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. При этом если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

Число членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, число членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. B случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

Компетенция совета многоквартирного дома и председателя данного совета определяется ст. 161.1 ЖК РФ.

B частности, совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. B случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.

Полномочия председателя совета многоквартирного дома следующие:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ и доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты указанных переговоров;

2) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ.

По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме — копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

3) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств;

4) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

B иных случаях возможны следующие способы распределения обязанностей, представления интересов между собственниками:

1) все обязанности по управлению домом распределяются между всеми собственниками и выполняются ими на общественных началах и добровольной основе, в том числе и представительство в отношениях с третьими лицами;

2) решением общего собрания уполномочивается один из собственников на инициирование всех решений по управлению многоквартирным домом, в том числе с правом представлять интересы собственников перед третьими лицами;

3) на основании решения общего собрания от имени собственников вправе действовать иное лицо, не являющееся собственником помещения, но имеющее доверенность от всех или большинства собственников. Следует обратить внимание, что это лицо является не управляющим, поскольку все решения принимаются общим собранием собственников помещений, а представителем интересов собственников перед третьими лицами.

Для того чтобы уполномочить третье лицо (несобственника помещения) на представление интересов по вопросам управления многоквартирным домом, необходимо:

• наличие решения общего собрания собственников помещений о наделении лица полномочиями действовать от их имени в отношениях с третьими лицами;

• доверенность, составленная в письменной форме, выданная уполномоченному лицу всеми или большинством собственников помещений в многоквартирном доме.

При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором менее четырех, единственным органом управления может являться общее собрание собственников помещений в доме. На общем собрании принимаются все решения, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, предоставлением коммунальных услуг, распоряжением общей долевой собственностью в доме.

При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать, собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Часть 2 ст. 164 ЖК РФ предусматривает необходимость заключения договоров предоставления коммунальных услуг с каждым собственником помещения в многоквартирном доме отдельно. Здесь уже не действует правило о том, что стороной договора являются все или большинство собственников помещений.

Договоры на предоставление коммунальных услуг заключаются каждым собственником помещения от своего имени. Однако в соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Таким образом, необходимости заключения отдельного договора с каждым гражданином в письменной форме нет.

Собственники помещений в многоквартирном доме, управляющие домом непосредственно, вносят плату за коммунальные услуги на основании и в соответствии с договорами, заключенными с лицами, предоставляющими коммунальные услуги. Размер платы рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Таким образом, непосредственное управление многоквартирным домом — это деятельность собственников помещений, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащего содержания общего имущества, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, в ходе которой договоры на поставку коммунальных услуг заключаются с каждым собственником от своего имени, а договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества — со всеми или с большинством собственников помещений в доме на основании решения общего собрания. (Управление товариществом собственников жилья рассмотрено в гл. 10.)

Управление управляющей организацией. Управляющая организация — это коммерческая организация, которой по решению общего собрания собственников помещений могут быть переданы полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного дома, созданию благоприятных и безопасных условий проживания граждан и предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

Управляющие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами ГК РФ и федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также на основании договоров управления многоквартирным домом.

Несмотря на то что ЖК РФ говорит только об управляющей организации, на практике управление домом в рамках данного способа может осуществляться и индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Юридические лица, специализирующиеся на управлении жилищным фондом, являются, как правило, самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они имеют самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банке, печать, бланки, штампы и другие реквизиты юридических лиц.

Заказчиками услуг управляющей организации могут быть:

• собственники помещений в многоквартирном доме (физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, в собственности которых находится часть помещений в доме);

• ТСЖ, ЖК, ЖСК (объединения собственников);

• РФ в лице органов государственной власти, субъекты РФ в лице органов региональной власти, муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, в собственности которых находятся все помещения в доме.

Выбор управляющей организации собственники помещений многоквартирного дома могут производить:

• на конкурсной основе;

• по списку, подготовленному инициативной группой, т.е. без конкурсного отбора.

Собственники помещений должны разработать и утвердить Положение о проведении конкурсного отбора (далее — Положение), в котором закрепляются критерии для отбора организации. Все организации, подавшие заявки для участия в конкурсе, отбираются с учетом критериев, указанных в Положении.

Если собственники не проводят конкурсного отбора, то выбор управляющей организации осуществляется произвольно на усмотрение большинства собственников помещений. Сначала составляется список управляющих организаций, затем на общем собрании озвучиваются преимущества и недостатки работы каждой из них, условия заключения договора управления. Решением общего собрания осуществляется выбор управляющей организации, а затем начинается договорная работа с ней (разработка проекта договора, утверждение существенных условий договора и проекта договора), которая заканчивается подписанием договора управления между выбранной управляющей организацией и собственниками помещений.

Если принятое решение не было реализовано или собственники помещений до установленного законодательством срока не выбрали способ управления многоквартирным домом, то органом местного самоуправления проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением № 75.

Если заказчиком услуг управляющей организации на управление домом выступает ТСЖ (ЖК, ЖСК), то это не относится к способу управления домом «управление управляющей организацией». B этом случае способ управления — управление домом ТСЖ (ЖК, ЖСК).

Однако между ТСЖ и управляющей организацией также заключается договор управления. Хотя в этом случае его содержание может быть более широким или более узким, чем указано в ст. 162 ЖК РФ.

Как уже указывалось, если государство или муниципалитет является собственником части помещений в многоквартирном доме, то они выступают одним из множества собственников, действуя по общим правилам выбора способа управления. Однако если все помещения в многоквартирном доме принадлежат РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, то здесь отчасти действуют иные правила.

Во-первых, способ управления уже предопределен законодательством — только управление управляющей организацией.

Во-вторых, выбор управляющей организации проводится на основании открытого конкурсного отбора, а если конкурс не состоялся, то без проведения такого конкурса.

Организаторами по проведению конкурса могут выступать:

• органы государственной власти, органы региональной власти, органы местного самоуправления;

• стороннее лицо, привлеченное по договору органом государственной власти, органом региональной власти, органом местного самоуправления.

Порядок управления такими домами, где все помещения находятся в собственности государства или муниципалитета, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (если собственник РФ), органом государственной власти субъекта РФ (если собственник субъект РФ) или органом местного самоуправления (если собственник муниципалитет).

Между выбранной управляющей организацией и собственниками помещений заключается договор управления, который является основанием для оказания услуг по управлению многоквартирным домом.

Если выбор управляющей организации осуществлен общим собранием собственников помещений, то договор на управление заключается на условиях, указанных в решении этого общего собрания, оформленном протоколом.

Если выбор управляющей организации осуществлен на основании конкурсного отбора, то договор управления заключается на условиях, изложенных в конкурсной документации.

C проектом договора управления собственников помещений следует знакомить до собрания, на котором будут утверждены условия заключения договора управления.

Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа и подписывается собственниками всех помещений данного жилого многоквартирного дома, с одной стороны, и руководителем управляющей организации — с другой. Необходимое количество экземпляров договора определяется числом помещений в доме.

Порядок отбора управляющих организаций органами местного самоуправления. Существует специальный порядок отбора управляющих организаций органами местного самоуправления для управления жилыми домами, где все помещения находятся в собственности муниципального образования в лице органов местного самоуправления.

Данный порядок применяется тогда, когда органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, где собственником всех помещений является муниципальное образование в лице органов местного самоуправления.

Проведение конкурса регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заказчиком услуг по конкурсу выступают органы местного самоуправления, либо уполномоченные ими органы, либо юридическое лицо, привлеченное заказчиком по договору для проведения конкурса.

Статья 161 ЖК РФ. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 24.04.2020)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
        • Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
        • Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
        • Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
        • Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
        • Статья 5. Жилищное законодательство
        • Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
        • Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии
        • Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
        • Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права
        • Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
        • Статья 11. Защита жилищных прав
        • Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
        • Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
        • Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
      • Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
        • Статья 15. Объекты жилищных прав
        • Статья 16. Виды жилых помещений
        • Статья 17. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
        • Статья 18. Государственная регистрация прав на жилые помещения
        • Статья 19. Жилищный фонд
        • Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
        • Статья 21. Страхование жилых помещений
      • Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
        • Статья 24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
      • Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме
        • Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
        • Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
        • Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения
        • Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
        • Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
        • Статья 33. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
        • Статья 34. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
        • Статья 35. Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением
      • Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников
        • Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 36.1. Общие денежные средства, находящиеся на специальном счете
        • Статья 37. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
        • Статья 38. Приобретение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме при приобретении помещения в таком доме
        • Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 40. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
        • Статья 41. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире
        • Статья 42. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
        • Статья 43. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
        • Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 44.1. Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 47. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования
        • Статья 47.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы
        • Статья 48. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме
    • Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
      • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
        • Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
        • Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
        • Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
        • Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
        • Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
      • Глава 8. Социальный наем жилого помещения
        • Статья 60. Договор социального найма жилого помещения
        • Статья 61. Пользование жилым помещением по договору социального найма
        • Статья 62. Предмет договора социального найма жилого помещения
        • Статья 63. Форма договора социального найма жилого помещения
        • Статья 64. Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
        • Статья 65. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 66. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 67. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 68. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 70. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
        • Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
        • Статья 72. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма
        • Статья 73. Условия, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается
        • Статья 74. Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма
        • Статья 75. Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным
        • Статья 76. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 77. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 78. Плата за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 79. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
        • Статья 80. Временные жильцы
        • Статья 81. Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
        • Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения
        • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
        • Статья 84. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
        • Статья 85. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма
        • Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
        • Статья 87. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
        • Статья 87.1. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации
        • Статья 87.2. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
        • Статья 88. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома
        • Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
        • Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
        • Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
    • Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
      • Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.2. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.3. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.4. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.5. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.6. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.7. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.8. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.9. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
        • Статья 91.10. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.12. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
      • Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.13. Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.14. Учет наймодателем заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
        • Статья 91.15. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
    • Раздел III.2. Наемные дома
      • Статья 91.16. Наемный дом
      • Статья 91.17. Установление и изменение цели использования здания в качестве наемного дома, прекращение использования здания в качестве наемного дома
      • Статья 91.18. Учет наемных домов социального использования
      • Статья 91.19. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка для создания, эксплуатации наемного дома социального использования
      • Статья 91.20. Управление наемным домом
    • Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
      • Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
        • Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
        • Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
        • Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
        • Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
        • Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
        • Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
        • Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
        • Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
      • Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
        • Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений
        • Статья 100. Договор найма специализированного жилого помещения
        • Статья 101. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения
        • Статья 102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
        • Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
        • Статья 104. Предоставление служебных жилых помещений
        • Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях
        • Статья 106. Предоставление жилых помещений маневренного фонда
        • Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
        • Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
        • Статья 109. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
        • Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
      • Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
        • Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
        • Статья 111. Право на вступление в жилищные кооперативы
        • Статья 112. Организация жилищного кооператива
        • Статья 113. Устав жилищного кооператива
        • Статья 114. Государственная регистрация жилищного кооператива
        • Статья 115. Органы управления жилищного кооператива
        • Статья 116. Управление в жилищном кооперативе
        • Статья 116.1. Требования к должностным лицам жилищного кооператива
        • Статья 117. Общее собрание членов жилищного кооператива
        • Статья 118. Правление жилищного кооператива
        • Статья 119. Председатель правления жилищного кооператива
        • Статья 120. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива
        • Статья 121. Прием в члены жилищного кооператива
        • Статья 122. Реорганизация жилищного кооператива
        • Статья 123. Ликвидация жилищного кооператива
        • Статья 123.1. Особенности организации и деятельности жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома
        • Статья 123.2. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива
      • Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
        • Статья 124. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
        • Статья 125. Право на пай члена жилищного кооператива
        • Статья 126. Временные жильцы в жилом помещении в доме жилищного кооператива
        • Статья 127. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
        • Статья 128. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
        • Статья 129. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива
        • Статья 130. Прекращение членства в жилищном кооперативе
        • Статья 131. Преимущественное право вступления в члены жилищного кооператива в случае наследования пая
        • Статья 132. Возврат паевого взноса члену жилищного кооператива, исключенному из жилищного кооператива
        • Статья 133. Выселение бывшего члена жилищного кооператива
        • Статья 134. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
    • Раздел VI. Товарищество собственников жилья
      • Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
        • Статья 135. Товарищество собственников жилья
        • Статья 136. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
        • Статья 137. Права товарищества собственников жилья
        • Статья 138. Обязанности товарищества собственников жилья
        • Статья 139. Утратила силу
        • Статья 140. Реорганизация товарищества собственников жилья
        • Статья 141. Ликвидация товарищества собственников жилья
        • Статья 142. Объединение товариществ собственников жилья
      • Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
        • Статья 143. Членство в товариществе собственников жилья
        • Статья 143.1. Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме
        • Статья 144. Органы управления товарищества собственников жилья
        • Статья 145. Общее собрание членов товарищества собственников жилья
        • Статья 146. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья
        • Статья 147. Правление товарищества собственников жилья
        • Статья 148. Обязанности правления товарищества собственников жилья
        • Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья
        • Статья 150. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
        • Статья 151. Средства и имущество товарищества собственников жилья
        • Статья 152. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
    • Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
      • Статья 156. Размер платы за жилое помещение
      • Статья 156.1. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
      • Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
      • Статья 157.1. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
      • Статья 157.2. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
      • Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
      • Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
      • Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг
    • Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
      • Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
      • Статья 161.1. Совет многоквартирного дома
      • Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
      • Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
      • Статья 164. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
      • Статья 165. Создание условий для управления многоквартирными домами
    • Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
      • Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования
        • Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 167. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 169. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
        • Статья 171. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт
        • Статья 172. Контроль за формированием фонда капитального ремонта
        • Статья 173. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта
        • Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта
      • Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
        • Статья 175. Специальный счет
        • Статья 175.1. Специальный депозит
        • Статья 176. Особенности открытия и закрытия специального счета
        • Статья 177. Совершение операций по специальному счету
      • Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 178. Правовое положение регионального оператора
        • Статья 178.1. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора
        • Статья 179. Имущество регионального оператора
        • Статья 180. Функции регионального оператора
        • Статья 181. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
        • Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
        • Статья 183. Учет фондов капитального ремонта региональным оператором
        • Статья 184. Возврат средств фонда капитального ремонта
        • Статья 185. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора
        • Статья 186. Контроль за деятельностью регионального оператора
        • Статья 187. Отчетность и аудит регионального оператора
        • Статья 188. Ответственность регионального оператора
      • Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 189. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
        • Статья 190.1. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения
        • Статья 191. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта
    • Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
      • Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 193. Лицензионные требования
        • Статья 194. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
        • Статья 195. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
        • Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
        • Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
        • Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра
        • Статья 199. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
        • Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
        • Статья 201. Лицензионная комиссия
        • Статья 202. Квалификационный аттестат

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *