Школа волнуется раз

Откуда шум и как все на самом деле?

«Среднее образование в России станет платным с 2013 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость», — так начинается опус, который на днях появился в Интернете. Якобы отныне ребенок в школе сможет получить бесплатно лишь несколько базовых предметов: русский язык, английский, математику, физическую культуру и историю. Это, мол, 1-2 часа на каждый предмет в неделю, а за все остальное придется платить.

А вот текст, который разгуливал по Cети в 2011 году: «Среднее образование в России станет платным с 2011 года. Согласно принятому закону большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Единственное, что ребенок может получить бесплатно, — это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю)».

Словом, нынешняя страшилка, говоря языком современной молодежи, — «боян». Два года назад «РГ» уже рассказывала, откуда «росли ноги» у этой фальшивки. Тогда как раз шли бурные дискуссии о 83-м Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он дает госучреждениям, в том числе и школам, право становиться автономными, то есть получать больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство. И плюс к этому — на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход. При этом весь объем знаний, который давала школа, как финансировался из госбюджета, так и продолжает финансироваться. До сих пор. На сегодня многие школы уже второй год работают в таком режиме. И ни о какой платности нет и речи.

— Практически три года назад, когда был принят другой закон, а именно 83-ФЗ, начались рассылки через Интернет этих страшилок, — прокомментировал ситуацию ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Заир-Бек. — Но апокалипсис не наступил. Так вот теперь авторы этой откровенной «дезы» и провокации привязали ее к принятому недавно новому закону об образовании, в котором вообще нет ничего про самоокупаемость, зато есть все о государственных гарантиях бесплатного общего и дошкольного образования.

Еще одна волна возмущений поднялась после того, как был подписан документ, в котором якобы говорится об увольнении в ближайшие годы 140 тысяч преподавателей вузов и 100 тысяч учителей школ. О чем речь?

В минобрнауки «РГ» пояснили: речь идет о так называемой «дорожной карте», правительственном документе «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Главные его исполнители — региональные власти. «В документе нет требований — это лишь общий взгляд на ситуацию, которая может сложиться в стране с учетом реальных демографических прогнозов, — убеждают в министерстве. — Говорить о конкретных объемах сокращения численности учителей или увеличении нагрузки более чем преждевременно. Дело в том, что в настоящее время мы ждем ответа на эту «карту» от регионов. Они должны составить собственные «путеводители» с учетом региональных особенностей — количества учащихся, слияния школ и вузов, ухода части педагогов на пенсию».

Александр Дегтярев, председатель Комитета Госдумы по образованию:

— Документ, о котором идет речь, утвержден распоряжением правительства и рассчитан на срок до 2018 года. Он отражает инфраструктуру системы образования и ее перспективу с учетом демографической ситуации. Здесь отражены идеи, которые давно обсуждаются в профессиональной среде, в т.ч. по вопросам повышения качества образования, по уровням образования, в частности, заложены сроки апробации и внедрения через 5 лет прикладного и академического бакалавриата, предусмотрены новые подходы к оценке соотношения преподавателей к студентам. В ходе этого 5-летнего марафона какие-то установки могут быть изменены. Но что мы не можем, к примеру, изменить, так это численность нашего населения в возрасте от 17 до 25 лет. Если, конечно, не произойдет чудо, когда в Россию вдруг приедут миллионы граждан из бывших союзных республик или вдруг в стране родится неимоверное количество детей.

Все вычисления в «дорожной карте» сделаны исходя из демографической ситуации. Мы знаем, сколько у нас детей, и просчитали, сколько станет обучаться на каждом уровне образования. Молодых людей от 17 до 25 лет будет не 18, а 13,5 млн. Исходя из этого планируется и число бюджетных мест, и соотношение преподавателей и студентов. Возможно небольшое увеличение нагрузки на преподавателей: если сейчас 10 студентов на одного преподавателя, то предполагается 11,5, или 23 студента на двух преподавателей. Это может привести к изменению числа профессорско-преподавательского состава.

Подчеркиваю, это не норма, не закон и не обязательства, это лишь ориентиры, которые заданы с учетом демографии.

Вопросы, связанные с будущим наших детей, всегда обсуждаются наиболее остро. На этот раз многих родителей шокировала информация о том, что все государственные образовательные учреждения (детские сады и школы) якобы станут предлагать свои услуги лишь на коммерческой основе. Многие утверждают, что школа уже давно перестала быть бюджетной ступенью образования, ведь учителя вынуждены систематически собирать с родителей деньги на определенные школьные нужды. Но неужели в 2020 году россиянам придется оплачивать даже занятия по базовым предметам? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Откуда появился слух о платном образовании?

Данная “новость” уходит корнями в далекий 2011 год, когда председатель Государственной думы выступил с сенсационным заявлением: государство неспособно выплачивать такое большое количество денег каждой школе на территории РФ, и потому образовательные учреждения вскоре вынуждены будут частично перейти на самоокупаемость. Это означает, что государство будет выделять лишь определенный минимум денежных средств, а о том, где взять дополнительное финансирование, школа должна позаботиться самостоятельно.

Можно сказать, что такая система уже функционирует во многих государственных образовательных учреждениях, и именно поэтому родителей так часто просят сдать деньги на новые учебные пособия, на ремонт кабинета и так далее. Дело совсем не в том, что школа хочет на этом подзаработать, а в том, что оплачивать всё это учитель или директор из своего кармана просто не в состоянии.

За что родителям придется платить в 2020 году?

Что же касается последних новостей, то появились слухи о скором внедрении в школьное расписание платных и бесплатных предметов. Якобы государство оставит бесплатным определенный образовательный минимум (несколько часов математики, русского, истории и английского языка, а также урок физического воспитания). Остальные предметы ребенок может выбрать из профильного списка, но за их преподавание родителям придется заплатить деньги. По предварительным подсчетам, ежемесячная оплата может варьироваться в пределах от 5000 до 7000 рублей (в зависимости от количества выбранных предметов).

Министерство образования комментирует это следующим образом: школы и ранее собирали с родителей дополнительные деньги, и никто не мог отследить, уходит ли финансирование действительно на нужды школы, или же в карман педагогическому составу и администрации. Теперь у государства появилась возможность легализовать сбор денег с родителей, и при этом избежать злоупотреблений. Все собранные финансы будут перечисляться на специальный школьный счет, расходы с которого будет контролировать государство.

Многим может показаться, что 7000 рублей – это действительно небольшая сумма. Пожалуй, многие родители уже сегодня готовы отдать ее, лишь бы ребенку на должном уровне преподавался предмет. Однако большое количество семей в Российской Федерации являются многодетными или живут за чертой бедности. Для них озвученная правительством сумма более чем существенна! Именно потому новость о введении платного образования так быстро обрела огласку.

Реакция государства на слухи о платном образовании

В Министерство образования и науки заявляют, что пока что ни о каком платном преподавании предметов речь не идет. Единственное, что обсуждают в правительстве – это модернизация текущей системы финансирования школ со стороны родителей. То есть Конституция гласит, что каждый имеет право на среднее общее образование, и данный закон не может быть никак нарушен.

Также Министерство образования уверяет родителей, что все предметы так и будут преподаваться в школе совершенно бесплатно. А вот те деньги, которые учителя собирают с родителей на дополнительные нужды школы, станут подконтрольны государству. Оплата всех дополнительных занятий и приобретение учебной литературы также будет регулировать Министерство образования. Возможно, будет создан специальный счет школы, куда родители будут направлять деньги.

За что в школе необходимо платить уже сегодня?

На самом деле, сегодняшнюю образовательную систему уже можно считать отчасти платной. Каждый родитель не по наслышке знает, сколько денег необходимо выделить школе, чтобы ребенок смог спокойно и комфортно учится. Вот перечень школьных услуг, за которые необходимо будет заплатить в 2020 году:

  • посещение дополнительных сверхнормативных часов по предметам;
  • факультативные занятия;
  • кружки и секции;
  • некоторые школы взимают с родителей плату за установку различного оборудования (турникетов, компьютеров, видеокамер и так далее);
  • в ряде учебных заведений работает платный гардероб;
  • родитель может оплатить питание в столовой для своего ребенка;
  • многие учителя оплачивают из родительского кармана дополнительную учебную литературу (что особенно актуально при изучении иностранных языков или при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).

На самом деле, перечислять можно до бесконечности, ведь количество платных услуг в каждой школе может существенно отличаться.

Многие родители знают: чтобы их ребенок смог успешно сдать выпускные экзамены, подготовиться к важному конкурсу, принять участие во всероссийской олимпиаде или поступить в престижный ВУЗ, необходимо посещать репетитора. Чаще всего такие педагогические услуги оказывают школьные учителя, которые за дополнительную плату преподают и объясняют материал на должном уровне. По статистике, более 70% абитуриентов посещают или посещали репетитора.

Подводя итог, следует отметить, что среднее общее образование в школах России в 2019-2020 учебном году так и останется бесплатным, и государство готово выделять каждый школе минимальный размер средств из федерального бюджета. Но, к сожалению, качественное среднее образование бесплатно можно получить далеко не в каждой школе. Родители должны быть готовы к тому, что за качество и добросовестность им придется платить из своего кармана.

Весной 2020 года в связи с пандемией коронавируса школы и вузы в России вынужденно перешли на дистанционный режим работы. Как отметил в конце апреля в беседе с представителями СМИ российский министр просвещения Сергей Кравцов, не все школы и учителя оказались к этому готовы, в том числе из-за возросшей нагрузки на трафик.

Однако уже 21 мая на совещании, посвященном проблемам системы образования в нынешних условиях, президент России Владимир Путин указал, что в условиях распространения коронавируса Россия приобрела «уникальный опыт» при организации дистанционного обучения, который должен работать на развитие образовательных технологий. При этом гарант Конституции отверг полный переход российского образования на «удаленку».

«Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию», — заявил он, добавив, что телекоммуникации не способны заменить живое общения учителя и ученика, поскольку система образования «не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество».

Вслед за главой государства в подобном ключе поспешили высказаться региональные чиновники, работающие в системе образования.

«Пока каких-то юридических или фактических оснований для этого нет абсолютно. Конечно, элементы дистанционного обучения показали свою состоятельность в определенных моментах. Нельзя сказать, что это абсолютная панацея, и мы радостно все перейдем на дистанционку. Здесь нужно аккуратно балансировать между формами, актуальными для одного вида занятий, и формами для другого вида занятий. Нельзя говорить, что только очное — это отлично, а дистанционное — плохо. Или наоборот. Дистанционка показала, что мы можем закрывать слабые места. Система зум-конференций, скайп-конференций прекрасно работает, когда нет возможности очных встреч. У дистанционки есть свои плюсы, которые мы сможем использовать в „мирной“ жизни», — ответила, в частности, начальник Управления образования подмосковной Коломны Лариса Лунькова на неутихающие опасения родителей выпускников школ муниципалитета о превращении «удаленки» в основной метод образования.

Между тем, 15 мая 2020 года в Госдуму был внесен весьма интересный законопроект за № 957354−7 как раз о дистанционном образовании, предлагающий внести изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Принятие законопроекта потребует корректировки подзаконных нормативных актов, уточнения обязанностей педагогов, определения перечня предметов, преподаваемых дистанционно, продолжительности уроков. «Речь идёт о донастройке дистанционного образования в таких нестандартных условиях, как сегодня, когда по‑другому в условиях распространения коронавирусной инфекции просто невозможно обеспечить непрерывность образовательного процесса», — пояснила член Совета Федерации Лилия Гумерова.

Согласно документу предполагается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе будут применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. При этом порядок и границы применения электронного обучения устанавливаются Министерством науки и высшего образования РФ, а также Министерством просвещения РФ.

— Интересно, что почти никто не обратил внимания на эту инициативу. Преподаватели сейчас на самоизоляции, ведут занятия онлайн, что касается близкой мне высшей школе — в вузах преподаватели готовятся к онлайн участию в проведении ГАКов и защит ВКР. И всем как будто не до этого. На самом же деле введение электронного обучения в России в самое ближайшее время — поворотный момент не только в образовательной и научной сфере, но и в развитии всего российского государства. Считаю, что это дорога к пропасти, но кому-то эта дорога очень выгодна, — прокомментировала в беседе с «СП» эту новацию доктор юридических наук, профессор, зампред президиума Московской городской коллегии адвокатов «Московская гильдия адвокатов и юристов» Людмила Грудцына.

«СП»: — Поясните свою позицию.

— В высшей школе я, как преподаватель, с 2005 года, так что ответственно заявляю — электронное обучение не сможет заменить очное обучение, когда ребенок общается с преподавателем, когда идет не только передача знаний, напичкивание школьника или студента информацией, но идет обмен, если хотите, энергией, когда преподаватель, учитель видит, понимает его ученик или нет. Когда сам ученик может спросить преподавателя, когда преподаватель, видя реакцию ученика, может найти другие примеры и способы для объяснения материала. Когда идет дискуссия в классе или аудитории, когда студенты общаются друг с другом, когда преподаватель не просто направляет их, а, самое главное, учит их мыслить.

Электронное обучение не учит мыслить. Это просто запоминание некоторой информации и сдача тестов. Думающего человека, умеющего анализировать и сопоставлять факты, имеющего широкий кругозор, умеющего вести дискуссию со сверстниками и учителями, после такого обучения просто не получится. Это подтвердит любой психолог и преподаватель. Однако власть вообще и Госдума в частности, принимая к рассмотрению такой неоднозначный законопроект, не посоветовалась с учителями, преподавателями, психологами. Наше мнение никого не интересует!

«СП»: — И что все это означает?

— То, что впереди — новые поколения, которые будут «зомбированы», оболванены электронным обучением. Получается, что власти не нужны думающие граждане. Свободными и умеющими принимать решения, мыслить, гражданами, как известно, тяжелее управлять.

«СП»: — Откуда у вас такая уверенность?

— Школа должна заниматься воспитанием посредством учителей и наставников, с которыми дети проводят значительную часть дня на протяжении многих лет. А современный ребенок, сидя около компьютера, не в состоянии самостоятельно (в силу возраста и эмоциональной неустойчивости) войти в режим обучения. Рядом с ним обязательно должен быть учитель. Следовательно, коэффициент полезного действия образовательного процесса сведется в итоге к отрицательным показателям, а впоследствии — к полной безграмотности наших детей, а значит — к превращению нашей страны в территорию малообразованных людей.

«СП»: — А как же родители? Они не смогут направить дистанционное образование своего ребенка в нужное русло? В СССР они занимались воспитанием и обучением параллельно со школой.

— Да, в Советском Союзе воспитанием и обучением детей занимались и родители. Но важно отметить, что тогда у них было на это время, потому что была стабильная работа и зарплата, уверенность в завтрашнем дне, свободное время на семью. Сейчас же родители настолько сильно загружены работой (у кого она есть!) и перегружены стрессами в условиях отсутствия уверенности в завтрашнем дне, что просто не успевают заниматься воспитанием ребенка. Максимум, что удается большинству современных родителей — накормить, одеть и обуть своих детей.

Поэтому то, что происходит сейчас, я считаю, целенаправленная политика по воспитанию будущих поколений весьма недалеких в интеллектуальном отношении людей. А очное образование со временем превратят в привилегию обеспеченных людей, сделав его образованием для избранных.

«СП»: — Почему же не поднимают волну негодования университеты, академии и прочие вузы? Они что, не осознают в полной мере последствий этого шага?

— Я прекрасно понимаю, почему молчат наши крупнейшие университеты. Как говорят, бизнес, ничего личного. Для большинства вузов, перешедших на самоокупаемость, ставших автономными, а потому — самостоятельно зарабатывающими деньги, переход на электронное образование банально выгоден!

«СП»: — Чем же именно?

— На протяжении последних 15 лет я работала в ряде крупных федеральных вузов в Москве. Уже сейчас преподавателей начинают активно записывать онлайн. Как правило, это курсы лекций. То есть преподаватели один раз на камеру зачитывают курсы лекций по всем дисциплинам, а потом эти преподаватели уже оказываются не нужны. Зачем платить доктору юридических наук или кандидату зарплату каждый месяц, если можно, записав один раз курс, потом «крутить» его студентам? Когда информация, законодательство устареют, можно попозже пригласить другого преподавателя, который за небольшое вознаграждение «обновит» этот курс актуальной информацией.

И поверьте, еще очереди будут стоять на такие онлайн-лекции из желающих их прочитать. Потому что многих преподавателей успеют к этому времени уволить, они будут не нужны. Много будет безработных докторов и кандидатов, мест для всех уже будет мало, вузы умеют считать свои деньги и оптимизировать бюджет. А научные сотрудники будут выкинуты на улицу. Вот один из вариантов развития событий.

Это лишний раз доказывает, что проблема есть. Давайте ее обсуждать, давайте сделаем так, чтобы власть (сенаторы, депутаты) пригласили научную общественность к дискуссии и прислушались, а не бездумно принимали все подряд.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Почему вдруг заговорили о платном образовании?

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов в эфире программы «Познер» на Первом канале ТВ заявил, что принципиально выступает против платного обучения в школе.

«Против платного обучения, против школьного однозначно. Общее образование необходимо всем школьникам вне зависимости от достатка семьи». С этим трудно спорить, но, в то же время, он высказался и против закрытия частных школ. «Нет, абсолютно, и смысла в этом нет», – сказал министр. По его словам, родители могут отправить ребенка учиться в частную школу, если имеют такие возможности и считают, что там лучше …

Почему именно сейчас?

Многие могут подумать, что сейчас не подходящее время для рассуждений о перспективах платного и бесплатного образования. Есть более интересные темы.

Например, очередной перенос ЕГЭ с 29 июня на 03 июля, о рекомендациях Роспотребнадзора к образовательным учреждениям, о подготовке школ к дистанционному образованию, о введении добровольно-обязательной вакцинации детей, без которой их не возьмут ни в одно образовательное учреждение, о летнем отдыхе и закрытых на карантин летних детских лагерях и т.д.

Почему именно сейчас министр просвещения затронул эту тему?

На самом деле, наступивший кризис, вызванный эпидемией COVID-19 — именно тот период, когда надо принимать трудные и часто непопулярные решения.

Сергей Кравцов начал рассуждать о платном и бесплатном образовании в период, когда страна теряет доходы от продажи нефти, а экономика России уверенно стремится к отрицательным значениям. Доходы падают и финансовых возможностей стало не хватать.

Несмотря на недавно проведенную пенсионную реформу, связанную с увеличением возраста выхода на пенсию, резко упавший рынок нефти, а с ним и курс рубля, свел на нет все финансовые преимущества этого. Необходимо продолжать изыскивать пути снижения государственных затрат.

Рассуждения насчет платного и бесплатного образования пришлись очень кстати и могут быть вызваны они не столько праздными размышлениями, сколько насущной необходимостью перемен направлений движения финансовых потоков государства.

На фоне разразившейся пандемии COVID-19 трогать медицину никто не решится. После медицины большим ресурсом для государства в плане возможной экономии средств может быть образование.

Приведем пример.

Как мы знаем, в письме Роспотребнадзора даются рекомендации всем образовательным учреждениям, как должен быть организован образовательный процесс.

Понятно, что данные рекомендации возникли не от хорошей жизни, а были вызваны пандемией коронавируса и желанием минимизации негативных последствий процесса обучения.

Однако многие школы не могут организовать такие условия, т.к. не имеют для этого физических и материальных возможностей. Под физическими возможностями мы понимаем, в первую очередь, недостаток помещений для размещения школьников согласно предписанию.

После последней оптимизации образования много школ было закрыто, слито воедино, уменьшено количество ставок учителей и проведен ряд других мероприятий с целью уменьшить экономические затраты на их содержание. Сегодня мы сталкиваемся с последствиями такой оптимизации. Нехватка всего и вся в образовательной сфере ограничивает возможность правильного ведения образовательного процесса в период пандемии.

Как выйти из такого положения?

Самое очевидное — уменьшить количество школьников.

Сделать это можно несколькими путями:

  • В первую очередь — частичное дистанционное обучение, когда на него переходит не вся школа, а только ее часть. Например, при преподавании гуманитарных наук в старших классах. Это поможет разгрузить школы и классы.
  • Второй вариант — подтолкнуть родителей школьников для определения детей в частные школы. Причем многие открытые недавно частные школы предлагают весьма привлекательные цены на обучение, подстраиваясь под сложившуюся ситуацию.

Какая-то часть родителей сможет себе позволить перевести детей в такие частные школы.

Правильный подход и все получится!

Вопрос этот закономерно вызывает большой общественный резонанс, поэтому подходить к нему надо ответственно и с большой осторожностью, по всем правилам продвижения непопулярного предложения.

Сначала о нем надо просто заговорить. Затем — гневно отклонить, а потом, учитывая большое количество мнений, начать диалог с населением, который закончится разрешением для всех желающих переводить своих детей в современные и перспективные частные школы.

Процесс постепенного увеличения доли частного образования в России будет только нарастать. Наряду с постепенно внедряющимся дистанционным образованием, это существенно снизит нагрузку на федеральный бюджет и поможет развитию частного школьного образования, в котором заинтересованы многие участвующие в этом процессе лица…

26.05.20г

Принят закон о дистанционном образовании. Люди поделены на 1-й и 2-й сорт.

***

Следите за нашими публикациями.

Дополнительно по теме:

Новые правила для родитетей:

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *