МБОУ Средняя школа № 18

Страничка логопеда

Фадеева Юлия Александровна – учитель-логопед

Персональный сайт: «Логопедушка»

График работы учителя — логопеда

МБОУ «Средняя школа № 18»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

11.00 – 14.30

11.00 – 16.00

11.00 – 14.30

11.00 – 16.00

10.00 — 13.00

Система работы логопеда

Работа логопеда школы строится на основании нормативных документов :

  • Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность логопеда в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.

Логопедическая служба в школе

Основные задачи логопедической службы:

• коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся;
• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
• разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.

Основные функции школьного логопеда:

• диагностическая;
• профилактическая;
• коррекционно-педагогическая;
• организационно-методическая;
• консультативная;
• контрольно-оценочная.

Принципы комплектования групп:

• отграничение учащихся с недостатками речи;
• дифференциация учащихся с учетом возраста, вида и степени выраженности речевых недостатков

Формы работы в условиях школьного логопункта:

• индивидуальные занятия;
• групповые занятия;
• занятия дома с родителями при консультативной поддержке учителя-логопеда.

Этапы работы:

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:

  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Задачи:

  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.

Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

Основные задачи коррекционных занятий:

  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко – слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико — грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Примерная структура логопедического занятия

Этапы

Цели этапа

Организация группы детей к началу занятий.

Создать рабочее настроение.Учить правильно организовывать свое место.

Вводная часть.

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.)

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Формировать и развивать навыки общения в учебной ситуации.

Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом.

Показать детям, что каждое учебное задание требует осмысленного подхода.

Учить отличать новое от неизвестного.

Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться.

Основная часть (устные или письменные упражнения).

Выработать навыки списывания, письма под диктовку.

Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения.

Учить детей планировать свою деятельность.

Прививать и развивать навыки самоконтроля.

Формировать адекватно – позитивную самооценку.

Подведение итогов.

Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы.

Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность его деятельности в ходе занятия.

Стимулировать учебную мотивацию.

III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)

Задачи:

  • проведение анализа коррекционной и учебно – воспитательной работы;
  • выводы и рекомендации на основе анализа;
  • определение перспективы дальнейшей работы.

Паспорт логопедического кабинета смотреть

Советы родителям

  • Советы логопеда
  • Памятка для родителей
  • Нужен ли ребенку логопед?
  • Нормативы речевого развития детей
  • Как развивать читательский интерес у детей?
  • Дисграфия и дислексия
  • Артикуляционная гимнастика

Советы педагогам

  • Памятка 1
  • Памятка 2

Распределение рабочего времени учителя-логопеда

Обследование устной и письменной речи учащихся
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2—4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2—4-х классов.
Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.
Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете в течение второй половины дня, т.е. после уроков. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.
Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1—3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.
Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости.
Коррекционно-образовательная работа
К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10—15 минут, между подгрупповыми занятиями — 5—10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками), подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т.п.
Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (одно- или двухсменный), от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т.п.
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики) (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели этих групп направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня.
Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине; учитель начальных классов также не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятых мер — инспектору отдела образования.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
— не менее трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;
— не менее двух-трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи;
— не менее одного-двух раз в неделю — с обучающимися, имеющими фонетический дефект;
— не менее трех раз в неделю — с заикающимися обучающимися.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной — дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

Интересует на услуги логопеда цена? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *