Содержание

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 ФЗ

Виды расторжения

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне. Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Скачать

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Скачать

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Скачать

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Скачать

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Когда допускается односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ? Порядок расторжения контракта заказчиком и исполнителем

Решение об одностороннем отказе от расторжения контракта по 44-ФЗ допускается со стороны заказчика и поставщика. При этом сторонам следует придерживаться установленного законом порядка действий.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Правовое регулирование и особенности процедуры

Процесс проведения закупки для государственных и муниципальных нужд состоит из нескольких этапов: начиная с проведения тендера и определения победителя, заканчивая исполнением сторонами своих обязательств. Но сам факт подписания государственного контракта еще не означает его добросовестного исполнения поставщиком или заказчиком.

Односторонний отказ от расторжения договора опирается на положения 44-ФЗ о контрактной системе и на нормы Гражданского кодекса, в частности, на ст. 523 ГК. Процедура отказа заказчика от исполнения контракта по 44-ФЗ проводится при наличии оснований, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

На основании положений ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено по судебному решению, по соглашению сторон и в одностороннем порядке. Получение судебного решения для расторжения договора – процедура длительная и дорогостоящая, достигнуть соглашения по отказу от договора на практике бывает очень непросто, поэтому односторонний отказ в некоторых случаях станет оптимальным решением. При этом законодательство ограничивает право сторон на односторонний отказ от договора: для этого необходимы веские основания.

Последствия одностороннего расторжения контракта весьма негативны для обеих сторон: заказчик не получает нужные ему товар, работу или услугу, что обесценивает всю длительную и сложную закупочную процедуру. Поставщик утрачивает внесенное им обеспечение исполнения контракта, получает неустойку и может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков.

Процедура расторжения государственного контракта никак не будет отличаться в зависимости от способа выбора поставщика, на основании которого он был подписан. Это утверждение применимо ко всем конкурентным процедурам: конкурсу, аукциону, запросу предложений и котировок.

Что касается возможности или невозможности расторжения контракта с единственным поставщиком (который заключен по нормам ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), то по этому вопросу у контролирующих инстанций не сложилось единой позиции. В письме Казначейства от 2015 года №05-07-05/11 специалисты пришли к выводу, что такой контракт может быть расторгнут на основаниях, которые перечислены в Гражданском кодексе. В Минэкономразвития по рассматриваемому вопросу позиция иная. Здесь считают, что контракт на сумму до 300 тыс. р. (на момент формирования письма действовал лимит в 100 тыс. р. для закупок у единственного поставщика) не допускается расторгнуть в одностороннем порядке, так как данные о таких контрактах не попадают в реестр. Такая позиция содержится в письме от 2016 года №Д28и-886.

Причины для одностороннего отказа

Односторонний отказ от контракта по 44-ФЗ по нормам ст. 95 допускается при соблюдении следующих условий:

  1. Нарушение условий договора второй стороной является существенным.
  2. Основание для расторжения договора прописано в Гражданском кодексе.
  3. Государственный контракт предусматривает возможность одностороннего расторжения.
  4. Ущерб от договора превысит выгоду от реализации.

На основании Гражданского кодекса основаниями для одностороннего отказа от подписания договора могут стать:

  1. Поставка товара ненадлежащего качества, оказание услуги или выполнение работы, не отвечающие оговоренным в государственном контракте характеристикам (такое основание расторжения государственного контракта есть и в ст. 95 44-ФЗ).
  2. Поставщик не передал товар заказчику (п. 1 ст. 463 ГК).
  3. Неустранение поставщиком допущенных недостатков в положенные сроки (п. 3 ст. 723 ГК). Например, поставщиком был поставлен товар без должного документального сопровождения (без техпаспорта или сертификата), в установленный срок этот недостаток не был исправлен (по ст. 464 ГК).
  4. Неоднократное нарушение сроков поставки, выполнения работ и оказания услуг (п. 2 ст. 523 ГК).
  5. Срыв сроков для оплаты услуг или существенный срыв сроков поставки товара, при этом результатом срыва сроков может стать то, что заказчик потеряет интерес к получению предмета договора и выполнению обязательств по договору.
  6. Отказ заказчика от приобретения товаров, работ и услуг в объемах, который был заранее оговорен в договоре.

Гражданский кодекс содержит основания для расторжения договора как со стороны заказчика, так и поставщика, так как обе стороны могут допускать нарушения в процессе исполнения своих обязательств.

Основаниями для одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика также могут стать:

  1. Необоснованный отказ заказчика от приемки товаров, работ и услуг, которые полностью соответствуют условиям контракта (по п. 3 ст. 484 ГК РФ). Частный случай такого основания: неявка заказчика в обозначенные сроки для приемки работ по контракту (на основании абз. 2 ст. 496 ГК).
  2. Нарушение установленных сроков авансирования по государственному контракту (п. 2 ст. 487 ГК РФ).
  3. Создание условий, в которых невозможно выполнить условия контракта (например, отказ от передачи проектной документации, непредоставление доступа в помещение для выполнения работ). Указанный факт должен найти подтверждение в заключении независимых экспертов.
  4. Заказчик не оплатил товар, который был предоставлен контрагентом в рассрочку (по п. 2 ст. 489 ГК).
  5. Отказ пересмотреть цену контракта, если по независящим причинам произошло существенное удорожание товаров и материалов, которые применяются для выполнения работ. Отказ в одностороннем порядке по этому основанию может вызвать судебное разбирательство и допускается только в отношении долгосрочных контрактов на крупные суммы.

Отдельная группа оснований для отказа от контракта подрядчиком предусмотрена для строительных контрактов:

  1. Заказчик предоставил некачественные отделочные материалы и вовремя их не заменил (по п. 3 ст. 716 ГК РФ).
  2. Заказчик после уведомления поставщика не изменил способ работ, который повлек неблагоприятные последствия (на основании п.3 ст. 716 ГК РФ).
  3. Заказчик не выполняет свои обязательства: не предоставляет необходимые материалы и оборудование, техническую документацию либо препятствует исполнению контракта (ст. 719 ГК РФ).
  4. Заказчик предоставил стройматериалы, которые нельзя использовать для работы и отказывается их заменить (п. 3 ст. 745 ГК РФ).

Заказчик также может расторгнуть государственный и муниципальный контракт в одностороннем порядке, если поставщик не приступает к выполнению работ и поставке товара или выполняет работы настолько медленно, что становится очевидно, что они не будут исполнены в положенные сроки (п. 2 ст. 715 ГК).

При возникновении судебных споров заказчик должен доказать, что поставщик существенно нарушил условия контракта, выполнил работы с недостатками, которые невозможно устранить в положенные сроки. Этот вывод следует из п. 2 ст. 450 и п. 3 ст. 723 ГК. Поэтому заказчику необходимо заранее позаботиться о сборе доказательной базы в отношении некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.

Для доказательства факта некачественно выполненной работы заказчик может сослаться на экспертное заключение. При этом экспертиза должна быть проведена с учетом требований законодательства. Эксперты обязаны уведомить поставщика о выполнении таких работ, иначе контролирующие инстанции не примут экспертный договор в качестве доказательства позиции заказчика.

При соблюдении норм закона контракт допускается расторгнуть и на основании результатов внешней экспертизы. Если экспертиза подтвердит существенный характер нарушений, то контракт расторгается на основании ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

В ч. 15 ст. 95 44-ФЗ есть еще одно основание для расторжения контракта: если заказчику стало известно, что поставщик не соответствует требованиям закупочного извещения и закупочной документации, и этот факт невозможно было установить в момент рассмотрения заявок на участие в закупке.

Пример такого основания расторжения контракта: участник выиграл тендер, но предоставил недостоверные сведения о товаре или компании. Также если контракт был заключен в рамках национального режима, и в закупке применялись такие ограничения, то поставщику строго запрещено поставлять товар другого производителя (например, на основании Постановлений Правительства №102, 968, 1289 и других, регулирующих применение национального режима), иначе это станет основанием для расторжения контракта.

При несоответствии поставщика требованиям контракта или требованиям национального режима заказчик не вправе, а обязан расторгнуть контракт. В 44-ФЗ предусмотрены и другие причины, когда расторжение контракта – прямая обязанность заказчика. В их числе:

  1. Заказчик закупал товар, который был произведен в рамках специального инвестиционного контракта, и данный контракт был расторгнут на основании п. 47 ч. 1 ст. 93 и ст. 111.3 44-ФЗ.
  2. Заказчиком был подписан контракт по п. 48 ч. 1 ст. 93, но контракт по инвестиционным обязательствам был расторгнут по ст. 111.4 44-ФЗ.

Если товар не соответствует требованиям извещения о тендере и закупочной документации, то заказчик обязан его расторгнуть по требованиям контрактной системы, даже если он походит заказчику.

Исключением выступает поставка товара с характеристиками, которые превосходят указанные в техническом задании. Замена товара в этом случае должна быть согласована с организатором закупки и одобрена им.

Заказчик может отказаться от исполнения контракта, если основания для этого перечислены в Гражданском кодексе и 44-ФЗ. Но существует позиция, согласно которой, в контракте необходимо перечислить полный перечень оснований для расторжения контракта и строго его придерживаться. Такие мнения подкрепляются ссылкой на письма МЭР №324-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/9777/16 от 2016 года. Но в них лишь приводятся целесообразность указания таких оснований, а не обязательность этого.

В гражданском праве есть статьи, которые разрешают заказчику отказаться от договора на выполнение работ или оказание услуг даже при отсутствии нарушений со стороны исполнителя или подрядчика. Это указано в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК. Этими нормами без существенного нарушения условий исполнения обязательств пользоваться не рекомендовано, так как подрядчик может легко обжаловать такой отказ заказчика от договора.

Если указанные основания для расторжения контракта у сторон отсутствуют, значит, им необходимо прибегнуть к расторжению контракта по решению суда. Расторгать государственный контракт без указания оснований принятого решения строго запрещено.

Контракт в одностороннем порядке можно расторгнуть, только если одна из сторон нарушила его условия. Этот вывод следует из ст. 95 44-ФЗ и подтверждается судебной практикой. Так, Арбитражный суд Северо-западного округа подчеркнул, что произвольно расторгнуть контракт не получится и это является нарушением (на основании постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2015 года №Ф07-3203/2015).

Расторгнуть государственный контракт по тому основанию, что в него нужно внести поправки, а 44-ФЗ это запрещает, не допускается. Для этого можно прибегнуть к расторжению контракту по соглашению сторон.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения договора со стороны заказчика предполагает прохождение следующих действий:

  1. Принятие решения о расторжении контракта. При этом заказчику необходимо оформить официальный документ, где будет указано: кем принято данное решение, на каких основаниях (какие договорные или законодательные условия были нарушены поставщиком), информация о заказчике и закупочной комиссии, на каком основании допускается остановить процедуру расторжения, в какой срок решение вступает в силу и пр. Законодательством не утверждена форма решения об одностороннем отказе, поэтому оно готовится в произвольном формате. Образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ можно посмотреть здесь.
  2. Сведения о принятом решении заказчик в обязательном порядке размещает в ЕИС в течение 3 рабочих дней на основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Информирование исполнителя. Отправить поставщику уведомление нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения заказчиком. Заказчик должен использовать для уведомления способы, которые бы позволили ему зафиксировать факт получения уведомления. На практике заказчики используют одновременно два способа уведомления: направляют в адрес поставщика заказное письмо и обеспечивают отправку по электронной почте. Дата уведомления исполнителя будет совпадать с датой получения документа о принятом заказчиком решении о расторжении контракта в одностороннем порядке. Если уведомление поставщику вручить не удалось, например, он отсутствует по указанному адресу, то поставщик считается должным образом уведомленным по истечении 30 дней с даты размещения сведений в ЕИС.
  4. Исполнителю отводится 10 дней на устранение недостатков, на которые указал заказчик в своем письме. Сроки начинают отсчитываться со следующего дня за датой вручения уведомления (по нормам ГК). Если последний день срока попал на выходной, то он переносится на первый рабочий день исходя из положений ст. 191, 193 Гражданского кодекса.
  5. Расторжение государственного контракта или отмена решения. В первом случае сведения размещают в ЕИС в течение трех дней по п. 12 ст. 95 44-ФЗ. Никакие дополнительные документы для установления даты расторжения контракта готовить не нужно (например, акт о признании государственного контракта расторгнутым). Заказчику достаточно расторгнуть контракт с учетом всех установленных требований. Этот вывод можно сделать из положений ч. 13 ст. 95 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-540. Окончательное решение о расторжении контракта допускается размещать только после истечения десятидневных сроков с даты уведомления поставщика. Если в указанные сроки исполнитель исправит нарушения и компенсирует заказчику затраты на экспертизу, то заказчик обязан свернуть процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке. В этом случае контракт продолжит реализоваться на оговоренных условиях.
  6. Информация о расторжении передается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней после вступления решения в силу по ч. 3 ст. 103 44-ФЗ.
  7. Заказчик передает сведения о допущенных поставщиком нарушениях в антимонопольную службу (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ). На это заказчику отводится не более 3 дней с момента расторжения контракта. На основании данной информации ФАС принимает решение о включении информации о поставщике в РНП. Передача сведений в ФАС является обязанностью заказчика, и в случае ее невыполнения ему грозит ответственность по КоАП.

После расторжения контракта заказчик может подписать контракт с участником, который стал вторым. Новая сделка может быть подписана без проведения повторных торгов и подписывается со вторым участником, если тот согласен исполнить условия контракта и предоставить обеспечение. В данном случае на второго участника не возлагается обязанность подписать контракт, он может сделать это по своему усмотрению.

После расторжения госконтракта, в котором отмечалась недопоставка, либо в случае, когда контракт исполнен частично, заказчик может докупить недопоставленные товары, работы и услуги через запрос предложений (упрощенную процедуру закупки) на основании ч. 18 ст. 95 44-ФЗ. Для того чтобы у заказчика появилась возможность подписания нового контракта в ускоренном режиме, необходимо, чтобы победителя внесли в РНП.

Если, по мнению поставщика, его права были нарушены (например, заказчик инициировал расторжение контракта без веских оснований, им был нарушен порядок расторжения, не обеспечено уведомление и пр.), то он может пожаловаться на незаконные действия заказчика в ФАС в течение 5 дней после принятия решения о расторжении. Если антимонопольная служба обнаружит факты допущенных нарушений заказчиком, то она аннулирует решение поставщика.

Порядок расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке при расторжении инвестиционного контракта следующий:

  1. Представитель государственной власти уведомляет заказчика о расторжении инвестиционного контракта с поставщиком. Уведомление поступает по почте заказным письмом с извещением о вручении.
  2. Заказчик расторгает контракт в течение 3 дней после получения уведомления по общим правилам.

Ответственность поставщика

Если антимонопольная служба посчитает, что действия поставщика при исполнении контракта сопровождались с существенными нарушениями, то информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков. Сведения о компании будут находиться в реестре в течение 2 лет. В этот период нарушитель не сможет принимать участие в закупках, так как подавляющее большинство заказчиков ограничивают компании из реестра в участии в торгах.

Стоит отметить, что решение включать или не включать сведения о компании в РНП принимает ФАС в индивидуальном порядке, и это не происходит автоматически. Расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе заказчика не всегда является основанием для включения поставщика в данный реестр.

Если обеспечение исполнения контракта при одностороннем расторжении было внесено в виде денежных средств, то при неисполнении условий контракта поставщику грозит ответственность в виде удержания суммы обеспечения заказчиком. Условия такого удержания оговариваются в государственном контракте.

Если обеспечение имело форму банковской гарантии, то заказчик обращается в банк для получения выплаты по гарантийному случаю. В дальнейшем поставщик должен выплатить банку сумму компенсации.

В случае если контракт предусматривал авансирование, то необходимость возврата аванса зависит от того, отработал ли сумму аванса поставщик или нет.

Заказчик вправе взыскать с поставщика неустойку и пени независимо от того, закончились ли сроки действия контракта или нет. Окончание таких сроков не снимает с поставщика ответственности за нарушения на основании п. 4 ст. 425 ГК.

Ответственность заказчика за нарушение порядка расторжения

Заказчику необходимо четко придерживаться процедуры расторжения контракта.

На основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ можно сделать вывод, что заказчик считается исполнившим свою обязанность о расторжении контракта, если он одновременно исполнил три действия: опубликовал уведомление в ЕИС, отправил заказное письмо поставщику и использовал еще один способ отправки решения по своему усмотрению. Арбитражная практика указывает, что уведомление участника только посредством заказного письма является нарушением, например, по Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2017 года №Ф01-814/17 по делу А29-396/2016.

За неисполнение своей обязанности по уведомлению поставщика заказчику грозит ответственность в виде административного штрафа. Так, по ч. 3 ст. 7.30 КоАП за неразмещение сведений в ЕИС должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 50 тыс. р., юридическому лицу – до 500 тыс. р.

Но Верховный суд указал, что контракт можно расторгнуть на законных основаниях и без публикации решения в ЕИС. В Обзоре судебной практики от 2017 года (п. 16) ВС сделал выводы, что для расторжения контракта достаточно доказать факт вручения заказного письма поставщику, в частности, предоставив уведомление о вручении письма. Для этого необязательно действовать в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.

Также поставщик может добиться отмены решения о расторжении договора в ФАС при нарушении заказчиком установленного порядка.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Поставщик наделяется правом на одностороннее расторжение контракта, если такая возможность закреплена в контракте за заказчиком (такое право предоставляется ему автоматически с учетом ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Если же упоминания о возможности одностороннего расторжения нет, то контракт расторгается только через суд.

Поставщик должен пройти схожие с заказчиком этапы для расторжения договора:

  1. Принять решение о расторжении, оформить его в письменной форме и уведомить об этом факте заказчика.
  2. Отправить уведомление заказчику в течение 3 дней после принятия решения. Уведомление можно передать лично или направить по почте с уведомлением о вручении. Главное, чтобы у поставщика остались на руках подтверждающие документы о том, что заказчик получил уведомление. Дополнительно уведомление направляется посредством факса, электронной почты или иными способами, позволяющими удостоверится в получении решения поставщика заказчиком.
  3. Заказчику отводится 10 дней на устранение нарушений. Например, он должен в эти сроки перечислить аванс, заменить некачественные материалы или передать нужную поставщику документацию. В случае если заказчик исправит недочеты, то поставщик аннулирует свое решение о расторжении и продолжит реализацию контракта: он обязан это сделать исходя из ч. 22 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Поставщик отказывается от исполнения контракта через 10 дней после надлежащего уведомления второй стороны (не раньше). По истечении десятидневного срока госконтракт считается расторгнутым, и все обязательства по нему поставщика аннулируются.

Заказчик вправе обжаловать незаконные действия подрядчика по отказу в реализации контракта в судебной инстанции.

При нарушении контрагентом порядка расторжения контракта в одностороннем порядке ответственный сотрудник перечислит штраф в размере 50 тыс. р., а организация – 200 тыс. р. (на основании ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Возможна ли отмена решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

При устранении поставщиком допущенных нарушений, которые стали основанием для расторжения договора, заказчик должен отменить вынесенное им решение. Для отмены решения о расторжении договора должно одновременно соблюдаться два условия: поставщик устранил недостатки и компенсировал заказчику расходы на проведение экспертизы. Несоблюдение одного из этих условий позволяет заказчику отказаться от отмены решения.

Решение об отмене одностороннего отказа заказчику следует отменить в ЕИС уже на следующий день после устранения поставщиком всех допущенных нарушений. Для этого в ЕИС закупке присваивается статус «недействительная» через личный кабинет заказчика. Для отмены решения нужно выбрать опцию «Дополнительная информация о закупке, контракте», перейти во вкладку «Документы» и нажать на гиперссылку «Отметить дополнительную информацию, как недействительную».

Отмена решения об одностороннем отказе составляется в письменной форме и должна содержать следующие сведения:

  1. Реквизиты контракта, который предполагалось расторгнуть: его номер и дата подписания.
  2. Вид процедуры закупки, по результатам которой был подписан контракт, дата и номер протокола.
  3. Указание на устранение существенных нарушений: перечисляются ранее неисполненные или исполненные не надлежащим образом обстоятельства, которые на данный момент были выполнены.
  4. Указание на компенсацию затрат в пользу заказчика на проведения экспертизы.
  5. Подпись ответственного лица заказчика.

Право на отмену решения об одностороннем отказе предоставляется заказчику только единожды. При повторном нарушении со стороны поставщика решение о расторжении уже изменить нельзя: на это указывается в ч. 14 ст. 95 44-ФЗ.

Поставщик также вправе отказаться от расторжения, если заказчик исполнил свои обязательства. Для этого ему необходимо составить официальное письмо об отказе.

Таким образом, одностороннее расторжение государственного и муниципального контракта по нормам 44-ФЗ выступает одним из способов для прекращения выполнения обязательств по договору. Право на расторжение принадлежит как заказчику, так и поставщику. Но стороны не должны злоупотреблять своим правом на односторонний отказ, так как расторжение договора без веских оснований будет считаться нарушением и грозит заказчику и поставщику привлечением к административной ответственности в виде штрафа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Возможно ли частичное расторжение контракта, заключённого по 44-ФЗ?

Здравствуйте, Татьяна!

Нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность частичного расторжения контракта. Данной позиции придерживается Минэкономразвития России (см. письмо от 16.01.2017 № д28и-130).

Вместе с тем в данной ситуации Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта в его неисполненной части. В этом случае прекратятся все неисполненные обязательства, возникшие из контракта (в частности, обязательства по замене испорченного товара). Исполненные к этому моменту обязательства (в частности, обязательства по поставке товара, который принят Заказчиком) следует считать уже прекращенными ранее.

Для такого одностороннего отказа Заказчик должен потребовать от Поставщика замены испорченного товара. Данное требования следует изложить в претензии и направить ее Поставщику.

В случае отказа заменить испорченные товары Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта предусмотрен ч. 9-18 ст. 95 Закона о контрактной системе.

По данному вопросу также рекомендую посмотреть вот этот материал: http://www.garant.ru/consult/g…

С уважением,
Голубушина Лариса

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

Когда возможен односторонний отказ от исполнения контракта

Закон № 44-ФЗ допускает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ в соответствии с гражданским законодательством.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта могут принять и заказчик и поставщик.

ВАЖНО. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть прописана в самом контракте. В противном случае стороны смогут прекратить отношения только через суд.

Основания для одностороннего отказа

Расторгать контракт в одностороннем порядке можно только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Об этом сказано в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса.
Заказчик может пойти на одностороннее расторжение контракта, если поставщик (подрядчик):

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.

Для поставщика (подрядчика) существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика будут:

  • необоснованный отказ в приеме товаров (работ, услуг);
  • отказ в выплате аванса или оплате всего контракта.

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Приведем алгоритмы одностороннего расторжения госконтракта для заказчика и поставщика.

Как действовать заказчику

  1. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Это можно сделать с помощью экспертов или экспертных организаций.
  2. При выявлении нарушений со стороны поставщика заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и оформляет соответствующий документ. Решение о расторжении госконтракта составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование заказчика, его адрес, контакты и информация о закупке. Далее следует описательная, мотивировочная и резолютивная части, указываются сроки размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС и проставляются подписи всех членов комиссии заказчика.
  3. В течение трех рабочих дней с даты принятия решения заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Документ можно отправить по электронной почте, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Необходимо дождаться, когда поставщик получит уведомление. В любом случае поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС.
  5. Решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней после уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Но если в течение этих десяти дней поставщик успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.
  6. В течение трех дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением поставщика в РНП.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

СПРАВКА. Поставщик может только один раз исправить допущенную ошибку. Заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушит условия одного и того же госконтракта.

Как действовать поставщику

  1. При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
  2. О принятом решении необходимо уведомить заказчика. Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.
  3. У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.
  4. Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
  5. Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Нюансы одностороннего расторжения государственных контрактов

Привет всем!

На сегодняшний день, участились случае злоупотребления государственными заказчиками, предоставленной им Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), возможности одностороннего расторжения контрактов с подрядчиками.

Односторонне расторжение контракта влечет для подрядчика – включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), т.е. потерю репутации компании и как следствие потерю возможности участия в государственных торгах, проводимых по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ, сроком на срок 2 года, а также несет для подрядчика финансовые потери в виде наложенных заказчиком штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта.

С целью повышения правовой грамотности подрядчиков, считаю весьма полезным обозначить основные нюансы порядка расторжения контракта, которые чаще всего нарушаются стороной заказчика и как следствие, дают грамотным, с правовой точки зрения, подрядчикам возможность оспорить расторжение контракта в судебном порядке.

Правовые основания для расторжения контракта стороной заказчика

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рамках контрактов, заключаемых по итогам проведения торгов по Закону о контрактной системе, чаще всего устанавливаются следующие основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

  • выполнение работ ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
  • неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов выполнения работ, предусмотренных контрактом, включая график выполнения работ (календарный план);
  • подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный срок;
  • если отступления в выполнении работ от условия контракта или иные результаты выполненных работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
  • в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта;
  • если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам данной закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки;
  • в случае если подрядчик отказывается от согласования новых условий контракта при наступлении обстоятельств, установленных законодательством или контрактом.

Нюансы порядка расторжения контракта

Расторжение контракта в одностороннем порядке должно осуществляться с обязательным и четким соблюдением заказчиком, требований частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На протяжении нескольких лет, суды и антимонопольные органы придерживались мнения о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, как это и требуется в соответствии с ч. 12 и ч. 13 ст. 95 44-ФЗ, не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

При этом, согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *