Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – законопроект)1. Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ст. 10 Закона № 381-ФЗ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Объем полномочий органов местного самоуправления. Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в Законе № 381-ФЗ, – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков, можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.

Предъявляемые к торговым объектам требования. Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек (ст. 222 Гражданского кодекса) фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (ч. 1 ст. 10 Закона № 381-ФЗ). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (ч. 7 указанной статьи). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова, в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов, требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в Закон № 381-ФЗ, но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.

Реализация прав на размещение торговых объектов. Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли. Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

1 С текстом внесенного Правительством РФ законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

НТО

Смотреть что такое «НТО» в других словарях:

  • НТО НГ — НТО НГ им. И.М. Губкина НТО НГ Научно техническое общество нефтяников и газовиков имени академика И.М. Губкина http://ntong.ru/​ газ., нефт., образование и наука, техн. НТО НГ Источник: http://www.oilcapital.ru/industry/236993.html … Словарь сокращений и аббревиатур

  • нто — сущ., кол во синонимов: 1 • общество (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • НТО — , нескл., ср. (сокр.: научно техническое общество) … Русский орфографический словарь

  • НТО — , неизм., ср. Научно техническое общество. ◘ Число членов в ВОИР составляет 605 человек, а НТО 115. Шубин, 1968, 53. В комиссии представлены все заинтересованные стороны республиканские партийные и советские органы, Академия наук,… … Толковый словарь языка Совдепии

  • НТО — научно техническое общество … Малый академический словарь

  • НТО — научно техническая организация научно технический отдел научно техническое общество научно техническое объединение начальник топографического отдела новое театральное образование … Словарь сокращений русского языка

  • НТО НГ им. И.М. Губкина — НТО НГ Научно техническое общество нефтяников и газовиков имени академика И.М. Губкина http://ntong.ru/​ газ., нефт., образование и наука, техн. НТО НГ Источник: http://www.oilcapital.ru/industry/236993.html … Словарь сокращений и аббревиатур

  • НТО РЕЦЕПТ — Группа образована в 1989 г. в Зеленограде. Последний состав: Александр Кутинов (гитара, вокал), Сергей Небольсин (перкуссия), Константин Шуваев (барабаны), Сергей Лукин (саксофон), Андрей Шу нин (бас гитара), Валерий Градский (гитара). В конце 80 … Русский рок. Малая энциклопедия

  • кватроче́нто — кватроченто, нескл., с.; Кватроченто(итальянское название5 в., период раннего Возрождения) … Русское словесное ударение

  • пронунсиаме́нто — и пронунциаменто, нескл., с … Русское словесное ударение

Аренда нестационарных торговых объектов

Торговая деятельность на территории Российской Федерации только начинает свой путь развития. За несколько прошедших лет были внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности. При этом некоторые вопросы не теряют своей актуальности и на настоящий момент.
Например, отношения, связанные с арендой нестационарного торгового объекта. Есть несколько особенностей, связанных с этим вопросом. Во-первых, не каждый с полной уверенностью может сказать, что же относится к нестационарным объектам, а также каким договором необходимо оформлять отношения по предоставлению данного объекта для осуществления в нем торговой деятельности.
Ответ на данные вопросы вы сможете найти в данной статье.

Понятие нестанционарного торгового объекта

Понятие нестанционарного торгового объекта

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ, Закон о торговле) нестационарный торговый объект (НТО) — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с пунктом 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст (далее — ГОСТ Р 51773-2009), нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение.
Соответственно, к признакам нестационарного торгового объекта мы относим:
Временной фактор — НТО устанавливается на определенный срок и носит характер временного сооружения.
Отсутствие связи с земельным участком — НТО является движимым имуществом (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).
Торговая направленность — данный объект предназначен именно для торговли.
К нестационарным торговым объектам относятся:
— павильоны,
— киоски,
— палатки,
— торговые автоматы,
— нестационарные передвижные торговые объекты,
— иные временные торговые объекты.
Также выделяют нестационарные передвижные торговые объекты — лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты (примечание к пункту 3.14 ГОСТ Р 51773-2009).
Также различают круглогодичные и сезонные НТО (подпункты 4, 5 пункта 4 Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП).
Закон о торговле регулирует отношения, возникающие, в частности, при предоставлении НТО в аренду. При этом, исходя из толкования данного Закона, можно сделать вывод о том, что заключение рассматриваемого договора возможно как с публично-правовыми образованиями (органы власти, бюджетные и казенные учреждения), так и с частными лицами.

Что же касается публично правовых образований, то размещение НТО должно быть утверждено схемой размещения нестанционарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Данная схема размещения НТО была создана специально для того, чтобы упорядочить стихийное расположение торговых точек в местах людных, но препятствующее движению как транспорта, так и людей.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Указанное подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 24.09.2012 по делу N А40-1467/12-16-38, ФАС Поволжского округа от 17.08.2010 по делу N А57-621/2010).
При этом государство с введением данной схемы решило поддержать малое предпринимательство, установив обязательное требование о предоставлении не менее чем 60% нестационарных торговых объектов от общего их количества, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, субъектам МСП, осуществляющим торговую деятельность (пункт 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). В данном случае имеется в виду розничная торговая деятельность.
В то же время арендовать можно не только у государства, но и у лиц, владеющих объектом на праве частной собственности.

И, как поясняет законодатель, порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ (пункт 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Важно:
Арендовать НТО возможно как у государства, так и у частных лиц.
При этом заключение договора с государством имеет свой ряд особенностей.
Об этом поговорим далее.

Аренда НТО, расположенных на государственной собственности.

Отношения, возникающие между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ).
Статьей 10 Закона о торговле установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Так, размещение названных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
При этом договор на размещение нестационарного торгового объекта не регулируется положениями ни ГК РФ, ни ЗК РФ.
Осуществлять торговлю через нестационарные объекты торговой сети (палатки, киоски, автофургоны) можно только с разрешения местных властей — указанные торговые точки должны значиться в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Размещение НТО и осуществление деятельности в нем регулируются законодательством субъектов РФ.
В данной статье рассмотрим правовое регулирование данных отношений в городе Москве.
Нормативно-правовая база для г.Москвы

Е.В. Лабутина, аудитор ООО «АУДИТ-Партнер»

Предприниматель без образования юридического лица

При реализации товаров в розницу для расчета ЕНВД огромное значение имеет применение показателя «торговое место» или «площадь торгового зала», так как от использования конкретного термина зависит и сумма налога. Как правильно определить показатель, чтобы не нарушить Налоговый кодекс и суметь защитить свои интересы в споре с налоговым инспектором или в судебном споре? Разберемся в ситуации.

Отделим мух от котлет

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Имеется в виду потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. 📌 Реклама Отключить

При этом величина вмененного дохода, согласно п. 2 ст. 346.29 НК РФ, рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Законодательно для вида деятельности «розничная торговля» установлено два показателя: «площадь торгового зала (в квадратных метрах)» и «торговое место». Несмотря на то, что положения гл. 26.3 НК РФ содержат подробные указания, включая и понятийный аппарат, о том, в каких случаях какой показатель следует использовать, практическое применение данных норм наглядно демонстрирует, что указания эти нуждаются в доработке.

Например, пункт 3 ст.346.29 НК РФ разделяет торговлю на:

— розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

📌 Реклама Отключить

— розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;

— розничную торговлю через объекты нестационарной торговой сети.

Как видно из данных, приведенных выше в таблице, вариант с оплатой «торгового места» наиболее привлекателен.

Чтобы верно определить физический показатель базовой доходности, необходимо детально рассмотреть понятия ст.346.27 НК РФ.

В соответствии с требованиями ст. 346.27 НК РФ стационарной считается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Иными словами, стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

📌 Реклама Отключить

Конкретно к данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски:

— магазин — это специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;

— павильон — строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;

— киоск — строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

Согласно действующему законодательству на ЕНВД могут переводиться только те магазины и павильоны, площадь торгового зала которых не превышает 150 кв. м. При этом под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей. Заметим, что такая редакция гл. 26.3 НК РФ — четко исключающая из площади торгового зала подсобные, административно-бытовые, складские помещения — вступила в силу с 1 апреля 2005 г.

📌 Реклама Отключить

Однако в тексте гл. 26.3 НК РФ не уточняется, что именно включается в понятие «инвентаризационные и правоустанавливающие документы». Вместе с тем, и Минфин России, и МНС России (ныне — ФНС России) неоднократно высказывали мнение, что к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом, в частности:

— договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения;

— технический паспорт на нежилое помещение;

— планы, схемы, экспликации;

— договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей);

— разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке

📌 Реклама Отключить

— и т.п.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 21.12.2004 № 03–06–05–05/43 и от 07.05.2004 № 04–05–12/25, в письмах МНС России от 02.03.2004 № 22–2–14/336@ и от 01.08.2003 № 22–2–14/1757-АБ026 и в некоторых других разъяснениях финансового и налогового ведомств.

Нестационарной, согласно гл. 26.3 НК РФ, считается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети. Например, открытая площадка и палатка.

По нашему мнению, вопрос о физическом показателе необходимо в каждом конкретном случае решать исходя из особенностей конкретной торговой точки.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ при решении вопроса о необходимости применения ЕНВД рассматривается объект, непосредственно эксплуатируемый налогоплательщиком, и при выборе физического показателя необходимо учитывать характеристики именно этого объекта. Если объект, непосредственно эксплуатируемый налогоплательщиком, не имеет торгового зала, то следует применять показатель «торговое место».

📌 Реклама Отключить

Здесь немаловажное значение будет иметь и содержание договора. Если в нем не определена площадь, то будет проще доказать, что налог нужно платить с торгового места. Кроме того, подтвердить использование того или иного физического показателя можно инвентаризационными и правоустанавливающими документами.

Судебная практика — в пользу налогоплательщиков!

Существует арбитражная практика принятия решений по рассматриваемому вопросу в пользу налогоплательщиков. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.02.2005 № Ф04–495/2005 (8576-А03–19) указал, что торговые площади, непосредственно арендованные предпринимателем (11 и 9,5 кв. м), не имеют торговых залов и соответствуют понятию «торговое место», определенному ст. 346.27 НК РФ. Поскольку налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих использование предпринимателем торговых залов для осуществления розничной торговли, суд отказал в удовлетворении исковых требований (во взыскании недоимки по единому налогу, рассчитанному исходя из показателя «площадь торгового зала»). 📌 Реклама Отключить

Решение о неправомерности использования показателя «торговое место» суды аргументируют обычно наличием торгового зала непосредственно у налогоплательщика. Так, например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.2004 № Ф04–6704/2004 (А46–4853–27) арбитражный суд установил, что именно фактически занимаемая предпринимателем площадь отвечает признакам торгового зала (имеет отдельный вход, место установки контрольно-кассовой машины, рабочее место продавца, стенды и витрины с товаром, проходы для покупателей). Аналогичное решение было принято ФАС Уральского округа (постановление от 30.11.2004 № Ф09–4726/04-АК).

Официальные письма контролирующих органов не содержат каких-либо внятных разъяснений по данному вопросу. Так, Минфин России на вопрос предпринимателя о применимости физического показателя «торговое место» при аренде в магазине выгороженного торгового места в виде киоска (т.е. без торгового зала) ответил весьма неопределенно. Он указал, что показатель «торговое место» следует использовать в том случае, если помещение, используемое для осуществления розничной торговли, не соответствует установленному гл. 26.3 НК РФ понятию магазина (см. письмо от 02.02.2005 № 03–06–05–05/07). А как поступить в случае, когда само помещение соответствует понятию «магазин», а торговля ведется из его части, в которой нет торгового зала, Минфин так и не сообщил.

📌 Реклама Отключить

Другая проблема — это отсутствие в числе определений ст. 346.27 НК РФ самого понятия «торговый зал». Есть понятие «площадь торгового зала», однако оно помогает лишь определить, какие помещения следует исключать из расчета (например, складские, административные и др.) в случае, если применяется показатель «площадь торгового зала», а ответа на вопрос о том, как определить, есть ли в составе площади налогоплательщика торговый зал, не дает.

Формулировка «площадь всех помещений, используемых для торговли», дает налоговикам основания считать торговым залом любую площадь, используемую для торговли в стационарном здании (например, оптовый склад, из которого осуществляется реализация товаров за наличный расчет).

Закон — что дышло, как суд повернул, так и вышло

Некоторые критерии торгового зала пытаются сформировать суды при рассмотрении материалов конкретных дел. 📌 Реклама Отключить

Например, ФАС Северо-Западного округа признал, что в помещении, используемом предпринимателем для торговли, есть торговый зал, на том основании, что оно оборудовано прилавком, витринами и имеет место для обслуживания посетителей (постановление от 14.02.2005 № А26–6098/04–29).

В другом деле суд решил, что используемая предпринимателем часть торгового помещения не соответствует признакам торгового зала, поскольку рассчитана на одно торговое место продавца, в ней отсутствуют зона самообслуживания и площадь проходов для покупателей (постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2004 № Ф09–5266/04-АК). Этот же ФАС в другом деле воспользовался положениями ст. 65 АПК РФ об обязанности налогового органа доказать свои соображения. Поскольку налоговый орган не смог доказать факт наличия торгового зала в используемом налогоплательщиком помещении, суд признал применение показателя «торговое место» правомерным (постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2005 № Ф09–5871/04-АК).

📌 Реклама Отключить

Критерий торгового зала как места, в котором должны присутствовать площади проходов для покупателей, используется и в решениях ФАС Западно-Сибирского округа (см. постановления от 11.01.2005 № Ф04–9232/2004 (7492-А03–19) и от 02.12.2004 № Ф04–8494/2004 (6606-А03–19)). Если таких площадей нет, то использование показателя «торговое место» признается правомерным.

Лабиринты главы 26.3 НК РФ — не для слабонервных

Если торговый объект не соответствует каким-либо критериям стационарной торговой сети, то его следует относить к объектам нестационарной торговой сети. Как следует из определений ст. 346.27 НК РФ, к стационарной торговой сети могут быть отнесены только специально оборудованные и предназначенные для ведения торговли здания (их части) и строения.

Следовательно, если налогоплательщик осуществляет розничную торговлю из помещения, которое не отвечает этим критериям, то вне зависимости от наличия (отсутствия) торгового зала он вправе использовать показатель «торговое место».

📌 Реклама Отключить

Рассмотрим признаки стационарной торговой сети подробнее.

1. Здание (его часть) должно быть специально оборудовано.

Что это может означать? На наш взгляд, наличие витрин, прилавков, стеллажей, холодильных установок (при необходимости) и т.д. Оборудовать помещение таким образом не составляет большого труда, следовательно, это условие выполнимо в отношении любого помещения. При этом степень «оборудованности» определяется в зависимости от характера торговли и желания налогоплательщика.

2. Здание (его часть) должно быть предназначено для ведения торговли.

Кем «предназначено», Налоговый кодекс не конкретизирует. Однако действующее законодательство предполагает обязательный кадастровый и технический учет (инвентаризацию) всех объектов недвижимости, а также государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Следовательно, предназначение имущества следует определять на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на здание (строение). Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219, определено, что в свидетельстве о государственной регистрации прав должно быть указано, в том числе, описание объекта права (п. 74 Правил).

📌 Реклама Отключить

Поскольку описание объекта недвижимого имущества Единого государственного реестра производится с указанием основного назначения объекта, например: жилое, нежилое здание, производственное, складское, торговое помещение и т.п. (п. 30 Правил), можно предположить, что назначение объекта будет указано и в свидетельстве.

Что же касается документов технической инвентаризации (техпаспорт, экспликация и др.), то в них указание назначения объекта недвижимости является обязательным.

Из изложенного можно сделать вывод, что предназначение недвижимого имущества всегда определено заранее. Оно не может быть изменено установкой в помещении торгового оборудования или договором о сдаче его в аренду с указанием торговли в качестве цели использования.

Видимо, аналогичными рассуждениями руководствовался и Минфин, когда отвечал на вопрос налогоплательщика о выборе физического показателя в случае осуществления розничной торговли в помещении, арендованном для этих целей в здании Дома связи (тип здания был определен по документам как производственный).

📌 Реклама Отключить

Как разъяснил Минфин, если правоустанавливающие и инвентаризационные документы не выделяют такое помещение как часть здания, специально оборудованную и предназначенную для ведения торговли, то данный объект следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети и для расчета ЕНВД применять физический показатель «торговое место» (см. письмо Минфина России от 26.03.2004 № 04–05–12/16).

Новая позиция главного финансового ведомства состоит в следующем.

Технический паспорт на помещение является документом, лишь подтверждающим занимаемую площадь, а вот статус помещения определяется исходя из условий его фактического использования. Поэтому к объектам нестационарной торговой сети помещение можно отнести только в том случае, если оно в процессе использования не соответствует установленному гл. 26.3 НК РФ понятию магазина (см. письма Минфин РФ от 31.08.2004 № 03–06–05–05/02, от 01.09.2004 № 03–06–05–05/03, от 06.09.2004 № 03–06–05–04/13, от 15.10.2004 № 03–06–05–05/11).

📌 Реклама Отключить

Однако критерий «предназначено для торговли» присутствует и в определении магазина, данного в ст. 346.27 НК РФ. Поэтому определение статуса помещения только исходя из условий его использования противоречит НК РФ.

Отметим, что «вмененщики», применяющие при торговле из нестационарной торговой сети показатель «торговое место», вправе ссылаться и на вышеприведенное письмо Минфина РФ от 26.03.2004 № 04–05–12/16 (содержащее более выгодную для налогоплательщиков позицию). Согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение письменных разъяснений Минфина является обстоятельством, освобождающим налогоплательщика от налоговой ответственности. Так что от штрафа, по крайней мере, это письмо освободит, а вот доначисление налога и пеней зависит от того, какова будет позиция судов.

Если все же руководствоваться новой позицией Минфина России по данному вопросу, то выбор физического показателя при торговле из помещения, не предназначенного для этих целей, следует производить исходя из иных признаков магазина:

📌 Реклама Отключить

— помещение должно быть специально оборудовано для продажи товаров и оказания услуг покупателям;

— помещение должно быть обеспечено торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Кроме того, как следует из определения «стационарная торговая сеть», помещение должно иметь торговый зал.

На наш взгляд, даже если исходить из такой трактовки Минфином данного вопроса, то единый налог при торговле из офиса все равно необходимо рассчитывать с использованием показателя «торговое место». Что же касается торговли со склада либо из других помещений, не предназначенных по документам для торговли, то здесь все зависит от того, насколько эти помещения будут соответствовать признакам магазина.

Определение понятия «торговое место» в ст. 346.27 НК РФ есть (место, используемое для совершения сделок купли-продажи). Однако сформулировано оно таким образом, что порождает различные трактовки.

📌 Реклама Отключить

Начнем с того, что сделка — это институт гражданскогозаконодательства. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они использованы в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

По сделке купли-продажи (а точнее, по договору) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять эту вещь и уплатить за нее определенную денежную цену (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

Место совершения сделки гражданское законодательство никак не определяет. Говоря о месте совершения сделки, автор данного определения, видимо, имел в виду место, где стороны исполняют свои обязанности по договору. Поскольку купля-продажа осуществляется за наличный расчет, то местом исполнения обязанностей по договору следует считать торговую точку продавца.

📌 Реклама Отключить

Возникает вопрос: как посчитать количество торговых мест? Если один предприниматель сам работает в своем киоске, то все очевидно. А если работают три работника за тремя прилавками, а деньги пробиваются через один кассовый аппарат? Что считать местом совершения сделки — кассу или прилавок? В кассе свои обязанности по сделке выполняет покупатель, а у прилавка — продавец.

Практическое толкование данного определения, на наш взгляд, состоит в том, что торговое место — это рабочее место продавца. Хотя возможна и иная точка зрения.

Другая проблема с торговым местом состоит в том, что владельцы помещений часто используют формулировку «торговое место» в договоре аренды в своем понимании, обозначая таким образом выделенную торговую точку на рынке или в ином торговом объекте. А налоговые органы, увидев такой договор, на основании его и делают выводы о количестве торговых мест.

📌 Реклама Отключить

Например, ФАС Центрального округа рассмотрел ситуацию, когда индивидуальный предприниматель, арендовавший торговый прилавок, платил в соответствии с договором арендную плату за два стандартных торговых места (поскольку этот прилавок, по расчетам администрации рынка, допускал возможность работы двух продавцов). Но работал предприниматель один, поэтому и расчет ЕНВД он производил как за одно торговое место.

Руководствуясь договором аренды, налоговый орган потребовал от налогоплательщика доплатить ЕНВД, однако суд поддержал предпринимателя. Как указал ФАС, в данном случае размер взимаемой с арендатора платы за пользование торговой площадью одного прилавка не может служить определяющим показателем количества торговых мест, являющихся объектами обложения ЕНВД (см. постановление от 05.08.2004 № А54–1153/04-С2).

📌 Реклама Отключить

Аналогичные решения были приняты ФАС Поволжского округа (см. постановления от 09.12.2004 № А12–19074/04-С25 и от 25.04.2002 № А06–1376у–19к/01).

Изменения по ЕНВД, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ расширил виды предпринимательской деятельности, переводимые на уплату ЕНВД.

При этом вновь п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ свидетельствует о том, что, если поименованные в этой статье виды деятельности осуществляются в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то они не могут быть переведены на ЕНВД.

Зато устранены спорные вопросы между плательщиками ЕНВД и налоговыми органами в части:

— расчета площади при решении вопроса о переходе предприятий розничной торговли и общественного питания на ЕНВД, то есть площадь определяется отдельно по каждому объекту;

📌 Реклама Отключить

— определения понятия розничной торговли: предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт), на основе договоров купли-продажи;

— налогообложения автотранспортных организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и грузов. На ЕНВД могут переходить автотранспортные организации, если им принадлежит на праве собственности или ином праве (пользования, владения и/или распоряжения) не более 20 автотранспортных средств;

— определения услуг общественного питания: к ним относятся изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий, создание условий для потребления и реализации производственной продукции, покупных товаров, а также проведения досуга;

— перевода на ЕНВД организаций общественного питания, у которых нет зала для обслуживания посетителей.

📌 Реклама Отключить

С 01.01.2006 г. владельцы киосков, палаток, торговых автоматов и иных аналогичных объектов, предоставляющих услуги общественного питания, будут уплачивать ЕНВД.

Закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ отдельно ввел в качестве плательщиков ЕНВД организации, размещающие рекламу на транспортных средствах, в состав которых включены грузовые и легковые автомобили организаций, а также общественный транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы), водный транспорт (речные суда) и даже прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски. При этом местом размещения информации или установленных рекламных щитов, табличек и электронных табло являются крыша и боковые поверхности кузовов, а базовая доходность с каждого транспортного средства — 10 тыс. руб.

Начиная с 2006 г. на ЕНВД переводятся также:

— услуги по временному размещению и проживанию граждан, то есть гостиничный бизнес, но надо учесть, что общая площадь спальных помещений не должна превышать 500 кв. м;

📌 Реклама Отключить

— деятельность по предоставлению во временное пользование торговых мест на рынках и других местах торговли, которые не имеют зала для обслуживания посетителей. Принцип расчета ЕНВД действует, как и при нестанционарной розничной торговле, и в качестве показателя базовой доходности берется торговое место.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *