Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Главная » Воспитание и развитие ребенка » Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость – далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта – вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало – цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» – неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» – объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично – засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) – это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая – мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» – потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим – лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика – механика – второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Зима нынче выдалась уникальная… Грибы в декабре, почки на деревьях набухают, цветы начинают цвести…

Исходя из этих предпосылок, я не очень удивился вопросу знакомого по телефону:

– Куда мне Марса (собаку его так зовут) для удаления клещей отвезти?

У нас своих два цвергшнауцера (собаки такие) и пара кошачьих, поэтому друзья по поводу зверей иногда советуются, и детей вместо зоопарка к нам водят.

Жена, снявшая трубку, присоветовала клинику в квартале от нашего дома.

Поудивлялись мы напасти в такое время года, но, все необычно этой зимой – решили своим приобрести средство для защиты от насекомых.

Из телефонного рассказа Сереги (хозяина Марса) следовало, что собака начала чесаться… Стал Серега расчесы осматривать – заметил небольшое темное образование, размером чуть больше макового зернышка – ну точно, паразит.

Закапывание маслом, и прочие народные средства, на гада не подействовали и тогда в ход пошел пинцет… Марс орал благим матом, но клещ крепко засел в теле и не хотел терять пайку в это непростое время года…

Когда Марсу удавалось вывернуться из цепких рук добродетелей он забивался под диван или в другое труднодоступное место и тихонько поскуливал…

После нескольких мучительных для всех попыток – было решено отвезти животное в клинику.

Посоветовали мы клинику, и забыли эту историю – пометив, что надо своих обработать. Клещей в прошедшем сезоне и правда – пропасть была, брали Черного с собой в мае на байдарках – дык каждый вечер по несколько десятков выбирал, в основном – дохлых, защита срабатывала, но факт…

Но это был не конец истории…

Через три-четыре дня пересекаемся мы с Серегой… Дела порешали, я его и спрашиваю

– Как Марс себя чувствует?

Надо сказать, что Серегу, как и многих из нас, школьный курс биологии интересовал только в разрезе анатомии и физиологии тела противоположного пола, и в этой связи – сложились у него некоторые стереотипы…

– Теперь уже лучше… в жабо ходит…

И рассказывает продолжение истории, произошедшее в клинике:

– Привожу я собаку в клинику, устраиваю в смотровой на столе, показываю на маковое зернышко и говорю – вот……

Доктор отвечает:

– Это сосок…

И тут Серегу переклинивает,

– Какой сосок? Это клещ…

Доктор поднимает глаза на Серегу и говорит:

– ЭТО СОСОК!!!

Переклиненный Серега отвечает:

– Какой, нафик, сосок, Марс – мальчик!!!

– А ты на себя в зеркало в ванной смотрел???

И тут Марс поднимает голову и смотрит на хозяина взглядом, в котором читается: “Кому же это ты, хозяин, соски тискал, когда строение млекопитающих проходили??? Двоечник, нах…”

А у собаки нашли какое-то раздражение… Теперь он в жабо по дому дефилирует – чтобы мази не слизывал с сосков и прилегающих областей…

Источник: Интернет (если вы знаете автора, напишите пожалуйста)

Все изображения получены через Google изображения, Yandex картинки, Pinterest или где указано иное.

P.S. Понравилась статья? Жмите на кнопку и поделитесь ею с друзьями.

P.P.S. Подпишитесь на наше сообщество в Facebook.

P.P.P.S. Наш канал на YouTube.

Ученик получил двойку за то, что не смотрел «Движение вверх»

Ученик школы №53 в Екатеринбурге получил неудовлетворительную оценку по физкультуре, так как не смотрел кинокартину отечественного производства. Некомпетентный преподаватель счел допустимым поставить ребенку плохую отметку только за то, что он не посмотрел рекомендованную им кинокартину «Движение вверх».

Представитель департамента образования горадминистрации позже сообщил, что ситуация уже урегулирована в пользу ребенка. Тем самым образовательное учреждение признало неправоту педагога, который посчитал, что навязывание собственного мнения является допустимым. Ранее в социальных сетях появилась информация о том, что ученик получил двойку по физкультуре, так как у него нет компьютера и попросту негде смотреть кино.

Физрук счел фильм чрезвычайно важным, так как он повествует о сенсационной победе советской сборной по баскетболу на Олимпиаде-72 в Мюнхене. Владимир Машков, Андрей Смоляков, Марат Башаров и другие известные актеры воплотили героев фильма Антона Мегердичева. Представитель департамента образования заметил, что просмотр кинокартины является добровольным и не входит в школьную программу.

Известно, что поставленную в журнал двойку убрали, но нет данных о том, извинился ли учитель за свое недопустимое поведение перед ребенком, которого несправедливо оценил. Безусловно, младшее поколение должно узнавать о достижениях россиян, но происходить это должно на добровольных основах. Информация о том, что учитель принуждал детей смотреть кинофильм, появилась в социальных сетях, после чего многие родители поспешили возмутиться непрофессионализму педагога.

Картина Мегердичева заняла пятое место в десятке самых кассовых фильмов российского проката. За время ее показа удалось заработать 3 миллиарда рублей в прокате. Безусловно, этот фильм достоин внимания и является хорошим примером нового, качественного продукта, на который способен русский кинематограф.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *