Содержание

Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов (с изменениями на 15 сентября 2018 года)

Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2016 года N 269

Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов

(с изменениями на 15 сентября 2018 года)

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 апреля 2016 года N 269

(с изменениями на 15 сентября 2018 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно — нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее — уполномоченные органы).

3. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

4. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
(Полпункт дополнительно включен со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094)

5. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.

6. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

7. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа — в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

8. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

9. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.

10. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

11. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

12. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

13. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

14. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

15. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

,

где:
— масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;
n — количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 — продолжительность проведения замеров отходов, суток.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232.

15_1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), для объектов j-й категории определяется по формуле:

,

где:
— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;
m — количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.
(Пункт дополнительно включен с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232)

16. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

,

где:
— объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб.м;
n — количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 — продолжительность проведения замеров отходов, суток.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232.

16_1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), для объектов j-й категории определяется по формуле:

,

где:
— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб.м/сут;
m — количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.
(Пункт дополнительно включен с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232)

17. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:

,

где:
— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;
з, в, л, о — индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 — количество сезонов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232.

18. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:

,

где:
— среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;
з, в, л, о — индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 — количество сезонов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232.

19. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (), определяется по формуле:

,

где 365 — количество суток в году.

20. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (), определяется по формуле:

21. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц (), определяется по формуле:

,

где 12 — количество месяцев в году.

22. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц ( ), определяется по формуле:

.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Нормы накопления ТБО

Примечания:
Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией

Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30…50 % от норм накопления жилых зданий.

Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) «Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора» установлены следующие нормы:
• Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жи­теля г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
• Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.

В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нор­мы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от пред­приятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широ­ких пределах.

Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в горо­де, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопле­ния ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР».

Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой чис­ленностью жителей:

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО опреде­ляют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязатель­но проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3…0,5 % в год, а по объему — 0,5… 1,5% в год.

Что такое нормы накопления ТКО (ТБО)?

О том, что такое твердые коммунальные отходы, кто устанавливает нормы по ним и какие тарифы зависят от норм ТКО, рассказывает эксперт по экологической безопасности ЦОК ЖКХ «ТехноПрогресс» Александр Добров.

Сегодня понятие ТБО (твердые бытовые отходы) заменено на ТКО (твердые коммунальные отходы).

Согласно статье 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ, ТКО – это отходы, формирующиеся в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций, работа которых непосредственно не связана с производством товаров либо выполнением услуг. То есть это бытовой мусор, образующийся в результате жизни человека, а также отходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, схожие по составу с бытовым мусором. К ТКО, например, относятся биологические отходы: кости животных, растительные компоненты (помои, отбросы), – и синтетические отходы: пластик, бумага, древесина, текстиль, кожа, резина, стекло.

Самые чистые города России: рейтинг 150 городов

Что делать, если не вывозят мусор?

Что такое норматив накопления твердых коммунальных отходов?

Так называется среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Другими словами, нормы накопления – это месячное накопление ТКО на одного человека или на один квадратный метр занимаемой площади.

Понятие норматива установлено в том числе для сравнения стоимости содержания собственности с принимаемым ежегодно стандартом, а также для соблюдения единства этой стоимости в регионах. Хотя основная их функция другая.

На что влияют нормы накопления ТКО?

Согласно статье 24.10 ФЗ «Об отходах производства и потребления», нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяют, сколько гражданам придется платить за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. Эти нормативы могут различаться для разных регионов.

На основе этих норм устанавливаются:

  • единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
  • тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Кроме того, эти нормы учитываются в программах оператора ТКО по строительству, реконструкции объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО в разных регионах.

Нормы позволяют управляющим компаниям планировать расходы на сбор и вывоз ТКО. Властям – расходы на переработку. Операторам, осуществляющим вывоз, – парк машин и расходы на топливо. Перерабатывающим и мусоросжигательным заводам, а также полигонам по хранению ТКО – планировать объемы работ и определять территории обслуживания.

Можно ли не платить за вывоз мусора?

Как начать сдавать старые батарейки всем подъездом?

Как считаются нормы накопления ТКО на квартиру?

Как и нормативы потребления горячей и холодной воды, электричества и тепла, нормы накопления ТКО нужны для расчета стоимости содержания одного квадратного метра жилья. И рассчитывается норматив за квадратный метр, а не за человека.

Эксперты видят в этом противоречие: мусор на той или иной площади появляется не самостоятельно, а в результате деятельности человека. Однако цена за вывоз и утилизацию, которую устанавливают органы самоуправления каждого региона, должна учитывать расходы на сбор и транспортировку планируемых объемов ТКО. Эти расходы несет управляющая компания, поэтому она должна предложить жильцам дома цену с учетом фактических объемов. Рассчитывая их на одного человека, можно отталкиваться только от официальной статистики, которая, как правило, не учитывает всех реально проживающих в доме людей. А вот квадратные метры всегда соответствуют действительности. Конечно, у людей, проживающих в одиночестве в больших квартирах, это может вызывать недоумение. Поэтому периодически в отдельных случаях нормы корректируют, исходя из фактических объемов вывоза.

На нормативы накопления ТКО влияет целый ряд факторов. Например, благоустроенность жилья (есть ли в нем система централизованного отопления) или возможность раздельного сбора составляющих мусора (бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок). При раздельном сборе масса ТКО уменьшается в среднем на 20 кг с одного человека, при вторичной переработке ряда компонентов – более чем на 30 кг, и это влияет на размер нормативов.

Кроме того, учитывается:

  • наличие зеленых насаждений в городах;
  • потребление местным населением овощей и фруктов;
  • климатические условия – в северных регионах долго длится отопительный сезон, а значит, тратится больше сырья для отопления, в южных регионах увеличивается число дней уборки придомовых территорий.

Как сделать обычную жизнь экологичной?

Личный опыт: «На деле сортировать мусор чертовски сложно»

Как узнать эти нормы для каждого региона?

Нормативы накопления определяют сами субъекты РФ. Узнать их можно в местных органах власти или у региональных операторов обращения с ТКО, если такие созданы в регионе.

Стоит помнить, что норматив – всегда неточная величина, власти могут его менять, чтобы компенсировать предприятиям действительные расходы, в том числе возмещать долги неплательщиков за счет жильцов, которые дисциплинированно оплачивают счета.

Почему растут тарифы на обслуживание дома?

На сколько снижает цены близость мусороперерабатывающего завода?

Владею долей в квартире, но не живу там. За что я должен платить?

Реинкарнация батарейки

Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека

В 2016 году было принято постановление Правительства №256 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». В силу оно вступило с начала 2019 года. Теперь каждый собственник имущества обязан оплачивать счета по сбору, вывозу, утилизации отходов. Размер платежа регламентирован и зависит от конкретного региона.

Что такое нормативы накопления ТКО


Норматив накопления твердых коммунальных отходов представляет собой совокупный годовой объём ТКО, приходящийся на 1 человека. Данное значение закреплено Постановлением Правительства №256, которое вступило в законную силу с 1 января 2019 года.
Согласно законодательному акту, показатель оказывает влияние на:

  • сумму, взимаемую с граждан за утилизацию 1 кубометра отходов;
  • график вывоза ТКО с придомовых и дворовых участков;
  • количественный и качественный состав технической базы (контейнера, автотранспорт и т.д.);
  • определение стоимости топлива, затрачиваемого на работы спецтехники;
  • подбор полигона для временного складирования или утилизации;
  • разработка мероприятий по вторичной переработке продукции.

Данный показатель учитывает все виды отходов, в т.ч. бытовой, крупногабаритный мусор, строительные отходы.

Кто устанавливает нормативы твердых коммунальных отходов


Норматив ТКО регламентируется Постановлением правительства. В соответствии со статьей 6 Федерального Закона №89-ФЗ полномочия по его установлению имеют все субъекты РФ. Именно законодательный акт является определяющим при реализации планов обращения с отходами.
Нормативные цены устанавливаются региональной службой по тарифам. Её деятельность регулируется Жилищным кодексом и Постановлением Правительства №354, касающегося правил предоставления коммунальных услуг населению.

Примерные значения норм

Среднеарифметический норматив по накоплению твердых бытовых отходов от 2,0 до 2,6 кубических метра на человека. Причем норма различна для различных типов зданий: многоквартирный или частный дом, заведение общественного питания, школы, детские сады и так далее.
Норматив ТКО на 1 человека в 2020 году для многоквартирных и индивидуальных домов установлен Постановлением правительства и приведён в таблице.

Норма рассчитывается индивидуально для каждого субъекта с учетом многих факторов:

  • география, природный и растительный мир конкретной местности;
  • степень развитости территории в плане обслуживания граждан: наличие предприятий, заводов, производств, готовых предложить бытовые товары и услуги;
  • уровень благоустройства земель субъектов РФ, качество развития инженерных сетей;
  • количественное соотношение возрастных категорий населения, основные демографические показатели;
  • порядок устройства мероприятий по сбору ТКО с придомовых, дворовых участков.

Как рассчитывается норма накопления ТКО на одного человека в год

Нормы накопления ТБО на 2020 год на 1 человека складывается в зависимости от следующих параметров:

  • наличие коммунальных, инженерных сетей, мусоропроводов;
  • количество этажей в застройке;
  • демографическая составляющая, уровень жизни, благосостояние жильцов;
  • климатические и географические параметры конкретного района.

По совокупности данных параметров определяется норма накопления ТКО для одного человека. Согласно ей устанавливаются тарифы, расценки. Всё это регламентируется федеральными законодательными актами и Методическими пособиями, разработанными под руководством Минстроя.
Норматив рассчитывается на участках, где проживает:

  1. Более 2% граждан от общего количества населения, если оно не более 300 тысяч человек.
  2. Свыше 1% населения при численности населения от 300 до полумиллиона жителей.
  3. Свыше 0,5% при численности населения свыше полумиллиона жителей.

В эту категорию попадают не только жилые объекты, но и административные, торговые, общеобразовательные, пункты общественного питания.
При этом среднесуточный норматив определяется по формуле:

G = 0×7,

Где:

  • 0 – количество отходов, полученных за период замера;
  • n – количество расчетное единиц;
  • 7 – количество дней проведения замеров в сутках.

Исходя из полученных результатов, определяют месячный и годовой параметры.

Особенности нормативов ТКО для организаций и юридических лиц


Нормы ТКО для юридических лиц рассчитываются на основании двух параметров:

  1. По объемам мусора, складируемого на личных полигонах компаний. Стоимость объединяется по фактическому количеству ТКО.
  2. По определенным нормативам, устанавливающихся по виду деятельности предприятия. Расчет также ведется по показателям, как для жилого многоэтажного или одноэтажного здания.

Юридические лица могут заключить договор с региональным оператором, если в распоряжении нет личных полигонов складирования или утилизации. Замеры ТКО для установления норматива будут производится специалистами.

Порядок обжалования установленных норм накопления

Претензии по расчетам нормативов предъявляются региональному оператору, если с ним заключен договор, или ЖЭКу, если речь идет о многоэтажных или одноэтажных застройках. Конфликт решается в административном порядке. Если дело решить мирным путем не удается, то документы могут быт переданы в суд.
Введение расчетных нормативов ТКО призвано улучшить экологическую ситуацию в стране. Полученные средства должны идти на усовершенствование мероприятий по сбору, транспортировку, утилизации и переработке бытовых отходов.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *