Основания для доставления гражданина в отдел полиции

в каких случаях сотрудники мвд могут забрать вас в отдел без повестки.

Ответ адвоката Карпова

Уважаемый Ленар!

Эти основания указаны в законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Ст.13 «Права полиции» предусматривает, что сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление», чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение полиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

Для несовершеннолетних доставленных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

Проверка документов сотрудниками полиции для любого гражданина сопряжена с малоприятными минутами ожидания и определенными переживаниями. Однако если Вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы, Вам не стоит сразу же пугаться и удивляться.

Проверка документов сотрудниками полиции – не только формальная процедура проверки паспорта, но еще и повод для обращения, определенный способ пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д.

Поэтому держите себя спокойно и уверенно, не грубите, не оказывайте физического сопротивления, просто дайте возможность сотруднику полиции добросовестно выполнить свою работу.

Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: по закону Вы не обязаны носить его с собой. Вы можете предъявить сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п.), или же спокойно продиктуйте ему свои данные, где Вы живете и чем занимаетесь.

Этого бывает зачастую достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о Вас как о законопослушном гражданине, убедился в Вашей трезвости и адекватности.

Согласно п.5 ст.25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает Вам своего удостоверения.

Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Услуги адвоката Карпова

  • Юридические услуги в Ростове
  • Услуги адвоката по уголовным делам
  • Услуги адвоката по гражданским делам
  • Услуги адвката по военным делам

Исполнение полицейскими обязанностей нередко связано с различными рисками. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях – как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции.

Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом.

Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.

Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия.

На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств – начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин.

Перечень ситуаций, в которых сотрудник полиции может применять специальные средства:

  1. для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. для пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  5. для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  6. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  7. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  8. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  9. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  10. для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  11. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  12. в случаях, когда полицейскому разрешено применение огнестрельного оружия;

Вместе с тем, сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не пытаются нападать на посторонних граждан или полицейских группой, либо же если такое нападение угрожает чьей бы то ни было жизни или здоровью. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений.

Наконец, полиция также вправе применять огнестрельное оружие:

  1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  2. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  3. для освобождения заложников;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  6. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  7. для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  8. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  9. для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  10. для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;
  11. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью.

Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц.

Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Вопрос № 2. Правовые основания, цели доставления нарушителя. Сроки доставления.

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 44

Глава 27 КоАП РФ посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

К этим мерам относятся:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

Согласно ст. 27.2 КоАП РФ доставление- это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органов внутренних дел в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Цель доставления: составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Место доставления: служебное помещение органа внутренних дел, органа местного самоуправления, помещение военной комендатуры или иное служебное помещение.

Статья 27.2 КоАП РФ содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление. Так, по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции); при выявлении административных правонарушений на транспорте — должностными лицами органов, на которых возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом и т.п.

При наличии возможности протокол об административном правонарушении может быть составлен на месте совершения правонарушения без применения доставления. С лицами, совершившими малозначительные правонарушения, необходимо тщательно разобраться на месте совершения проступка и принять к ним соответствующие меры воздействия, не доставляя их в помещения того или иного органа.

Основанием доставления является совершение лицом административного правонарушения. Доставлять такое лицо можно лишь при наличии указанных в законе следующих двух условий одновременно:

1) деяние лица должно содержать признаки административного правонарушения, о совершении которого обязательно составляется протокол;

2) должны быть обстоятельства, препятствующие его составлению на месте совершения правонарушения или на месте нахождения нарушителя(у доставляемого отсутствуют документы, удостоверяющие его личность, его поведение препятствует составлению протокола, необходимо проведение дополнительной проверки по выяснению обстоятельств правонарушения).

Часть 2 статьи 27.2 КоАП РФ предписывает осуществлять доставление в возможно короткий срок, то есть законодатель не оговаривает конкретный срок доставления.

Согласно части 3 статьи 27.2 КоАП РФо доставлении составляется протокол (протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение) либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административ­ном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

О доставлении лица, совершившего административное правонарушение, также составляется рапорт на имя начальника ОВД. В рапорте необходимо указать: фамилию, имя, отчество, домашний адрес «доставленного», время, место, обстоятельства правонарушения, основания для доставления, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при доставлении.

Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противоправное действие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств, в протоколе о доставлении и в рапорте это должно быть зафиксировано.

Перед началом проведения доставления сотрудники полиции могут провести наружный досмотр доставляемого лица. Согласно ст. 266 Устава ППСП, наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников милиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются.

Особенности доставления в полицию изложены в ст.ст. 268-269 Устава ППСП.

Вопрос № 3. Административное задержание: понятие, цели и сущность. Протокол об административном задержании. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание. Сроки административного задержания.

Административное задержание также является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии со статьёй 27.3 КоАП РФ административное задержание– это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Сущность административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица.

Защита прав и свобод гражданина во время административного задержания обеспечивается обязательностью исполнения следующих требований: по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учёбы), а также защитник; об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители; задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Согласно ст. 27.4 КоАП РФ, об административном задержании составляется протокол (протокол об административном задержании), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Статья 27.5 КоАП РФ предусматривает, что:

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершённом во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Вопрос № 4. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Лица, уполномоченные производить досмотр. Применение фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Документальное оформление результатов досмотра. Правовые основания и порядок производства осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Досмотр транспортного средства. Правовые основания и порядок производства досмотра транспортного средства. Вещи и документы, подлежащие изъятию при задержании, личном досмотре и досмотре вещей. Должностные лица, правомочные производить изъятие. Место изъятия. Сроки хранения изъятых вещей и документов. Фиксирование результатов изъятия.

Поиск по сайту:

Препроводить гражданина в отделение полиции либо другое служебное помещение допускается не только при совершении им уголовного преступления, но и в случае административного правонарушения. Обычно это происходит в ситуации, когда необходимо составить протокол, а на месте это сделать невозможно. Причины могут быть разные, например, у нарушителя нет документов для установления личности, или он своим поведением мешает оформлению протокола. Доставление в отдел полиции является принудительным действием и должно осуществляться в кратчайший срок.

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Правовые основания для доставления

Прежде всего, следует различать доставление и задержание. Во втором случае на некоторое время ограничивают свободу гражданина. Если необходимо задержать несовершеннолетнего, то об этом уведомляют его родителей в обязательном порядке.

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

Принудительный характер данной меры означает, что гражданин не вправе уклоняться или препятствовать действиям сотрудников полиции или силовых структур. В противном случае его могут привлечь к ответственности по ст. 19.3 КоАП за неповиновение представителю власти, а это влечет за собой административный арест до 15 суток.Читайте: Порядок применения административного задержания

При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

  1. Решение вопроса о задержании. Для этого у сотрудника должны быть основания, которые позволяют заподозрить данного гражданина в каком-либо преступлении или правонарушении. И Закон о полиции и КоАП содержат требование о том, что доставление применяют только в случае, когда невозможно решить вопрос на месте. Это означает, что сотрудник должен принять все возможные меры, чтобы урегулировать ситуацию без применения данной меры;
  2. Установление личности. В данном случае у полицейского должны быть основания полагать, что гражданин схож по приметам с лицом, которое находится в розыске по какому-либо основанию. Доставление необходимо, если у него нет при себе документов, которые удостоверяют личность;
  3. Угроза жизни или здоровью гражданина. Данная мера применяется, если он находится в беспомощном состоянии в силу возраста или заболевания, либо имеет признаки психического расстройства и создает угрозу окружающим;
  4. Доставление несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия, в специализированные учреждения;
  5. Препровождение граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в медицинское учреждение. При этом следует учитывать, что это необходимо только в случае, когда он не может самостоятельно перемещаться и ориентироваться в пространстве.

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Исключение составляют случаи, когда необходимо оказать медицинскую помощь. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции разрешает пользоваться личными автомобилями граждан или организаций только в особых случаях. Такого основания как доставление данная норма не предусматривает, поэтому сотрудник полиции не может это сделать без согласия владельца машины.

Важно!
Досматривать доставленных в помещение граждан, а также их вещи, полицейские не имеют права. Это допускается только в отношении задержанных.

В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции. Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *