В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) “Об образовании в Российской Федерации” (статья № 44, п. 3 (1 и 5)) говорится о том, что мамы и папы имеют право на защиту прав несовершеннолетних обучающихся, а для этого, пока ребенок проходит обучение в школе, выбирать, учитывая его мнение, форму обучения, школу, дополнительные учебные предметы. Поэтому родители имеют право при наличии серьезных причин подать директору школы заявление о переводе ребенка в другой класс. Обязанность руководства общеобразовательной организации – с вниманием отнестись к такой просьбе, разобраться в ее причинах и вынести правильное решение, обеспечивающее несовершеннолетнему обучающемуся комфортное пребывание в школе.

Причины перевода

Причины перевести ребенка в другой класс могут быть самые разнообразные:

  • несложившиеся взаимоотношения с другими учениками;
  • трудности в освоении образовательной программы;
  • сложности взаимоотношений с классным руководителем или с кем-то из педагогов.

Родители нередко считают, что учитель неправильно относится к их ребенку на уроке:

  • некорректно оценивает знания;
  • предъявляет завышенные требования;
  • уделяет недостаточно внимания и др.

В этом случае нужно разобраться в ситуации и не торопиться с выводами, ведь перевод ученика в другой класс может не принести никаких желаемых результатов. Во-первых, достаточно часто ученик сам не желает старательно заниматься, а дома «прикрывает» свою неуспеваемость жалобами на «равнодушного» учителя. Во-вторых, учителя могут быть абсолютно равны по опыту, знаниям, уровню требований к ученикам, и тогда в результате перевода ситуация кардинально не изменится.

В 9-11 кл., где обучающиеся осваивают программу по профильным предметам, причина перевода ребенка в другой класс может заключаться в желании подростка выбрать другой профиль подготовки: например, не социально-экономический, а естественнонаучный, гуманитарный или физико-математический. В данном случае для перевода потребуется не только написать заявление на имя директора и убедить администрацию школы, что просьба о переводе обдуманная и серьезная, но и пройти испытания (тестирование, собеседование, контрольная работа и др.), показывающие, что выбранный профиль ученик сможет освоить.

Сложности во взаимоотношениях с одноклассниками

Чаще всего решение о переводе ребенка в другой класс или школу приходит в голову родителям, но иногда инициатором перевода может выступать сам ученик. Если инициатива исходит от ученика, нужно с ним серьезно поговорить с целью выяснения истинных мотивов такой просьбы. Может быть выявлена серьезная причина перевода в другой класс: например, ребенка обижают одноклассники (унижают его достоинство, угрожают, вымогают деньги, применяют физическую силу, оскорбляют, беспричинно игнорируют, отказываются сидеть с ним на одной парте, работать в паре или группе). Эта ситуация очень серьезная: часто виной такого отношения одноклассников является вызывающее или безнравственное поведение ребенка, реже – его индивидуальные особенности (физические отклонения, психические нарушения, специфические проявления характера, религиозные предпочтения и др.). Если ученику удалось настроить против себя всех одноклассников (например, он ябеда или сам оскорбляет или обижает других детей), то потребуется консультация психолога, который выяснит причины такого поведения. Веские основания перевода в другой класс – это обнаруженные в детском коллективе проявления дискриминации и психологического насилия. В таком случае нужно принимать меры немедленно и в отношении защиты личности ребенка, и в отношении коррекции поведения его одноклассников.

Сложности в освоении программы

Достаточно часто ребенка переводят в другой класс потому, что он не справляется с программой или, наоборот, она оказывается для него слишком простой.

Общеобразовательная организация имеет право выбора программы, по которой будут заниматься обучающиеся. Например, на уровне начальной школы дети могут обучаться по различным программам, имеющим отличия в общих концептуальных подходах к построению курсов дисциплин, их содержанию и предполагаемой методике работы:

  • «Школа России»;
  • «Планета знаний»;
  • «Перспектива»;
  • «Начальная школа 21 века»;
  • РИТМ;
  • система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.

Зачастую ребенка переводят в другой класс, если он не справляется с выбранной программой. Все названные программы, а также соответствующие им предметные линии учебников и учебно-методические комплекты (УМК) рекомендованы Министерством образования и науки РФ, но каждая имеет свою специфику, например, рекомендована для детей, хорошо подготовленных к школе (умеющих читать и др.)
Также и в 5-9 кл. существует несколько программ по русскому языку (под редакцией М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой и др.), по литературе, по иностранному языку, по математике и др. Учителя школы совместно с администрацией выбирают программу по каждому предмету. Иногда параллельные классы обучаются по разным программам (например, в гимназиях и лицеях может быть использована программа углубленного изучения предмета), также различные программы могут использоваться в процессе профильного обучения.

Если родители и педагоги считают, что их сыну или дочери сложно, или слишком легко дается определенная образовательная программа, то можно перевести ребенка в другой класс, и такой перевод будет вполне обоснован. При этом нужно иметь в виду, что содержание разных программ может не совпадать (определенные темы изучаются в разных четвертях), и придется самостоятельно ликвидировать пробелы и «догонять» одноклассников.

Важно! Перевод в другой класс без согласия родителей несовершеннолетнего обучающегося противоречит содержанию «Закона об образовании в Российской Федерации» и поэтому является незаконным.

Перевод в другой класс: «за» и «против»

Перевод ребенка в другой класс организуется исключительно с благими целями. Но при этом нужно понимать, что могут возникнуть временные или постоянные сложности разного характера (таблица).

Положительные факторы Отрицательные факторы
реализация способностей к обучению в соответствии с индивидуальными потребностями трудности перехода на другую программу обучения (потребность в дополнительных занятиях или консультациях)
создание комфортных психологических условий для обучения сложность адаптации в новом детском коллективе
достижение максимально возможного образовательного результата необходимость привыкать к требованиям незнакомых педагогов

Прежде чем решить, переводить ли ребенка в другой класс, нужно взвесить все положительные и отрицательные стороны этого шага и действовать исключительно в интересах человека и его будущего.

Причины отказа в переводе

Часто расстроенные родители сообщают друг другу, что им отказали в переводе в другой класс. Первая и главная причина отказа в переводе ребенка – это отсутствие места. По нормам, установленным «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН, утв. 29.12.2010 г.), наполняемость класса не должна быть более 25 человек. Администрация и директор школы не хотят переводить в другой класс, если для этого нет серьезных оснований, ведь перевод приведет к увеличению количества учеников, что скажется на качестве и результатах образовательного процесса.

Прежде чем начинать хлопотать по поводу перевода ребенка, следует выяснить, есть ли в классе, в который запланирован перевод ребенка, вакантные места, и разобраться, возможен ли перевод в принципе.

Вторая причина отказа в переводе ребенка в другой класс – это подача заявления в середине четверти или триместра, требующая переоформления большого количества документации и поэтому нуждающаяся в очень серьезном обосновании.

Внимание! На официальном сайте каждой школы есть страница «Сведения об образовательной организации», на которой размещается информация о наличии вакантных мест для приема (перевода).

Перевод в другой класс: действия родителей

Рассмотрим пошагово, как переводят в другой класс. Первое действие – это разговор с ребенком. Второе – беседа с классным руководителем и другими педагогами. Третье – подача заявления на имя директора. Директор принимает решение после проведения следующих мероприятий:

  • личная беседа с родителями;
  • обсуждение вопроса на заседании педагогического совета или совещании с классным руководителем, завучем и психологом;
  • проведение необходимых академических испытаний, если рассматривается перевод в классный коллектив с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

После положительного ответа администрации школы издается приказ о переводе в другой класс данного ученика.

Удобнее и разумнее осуществлять перевод ребенка по окончании четверти, триместра или учебного года. Идеальный вариант – перевод в конце года, позволяющий избежать психологического стресса и облегчить адаптацию школьника в новом коллективе. Важно понимать, как перевести ребенка в другой класс, не нанеся ему психологической травмы и не привлекая к нему повышенного внимания бывших и будущих одноклассников и педагогического коллектива.

«Хочу перевести ребенка в другой класс!» – такое решение должно быть взвешенным, обдуманным и обязательно согласованным с самим школьником. Самое важное – чтобы после перевода ребенок испытывал удовольствие от учебы и в наибольшей степени реализовывал свои способности и таланты.

Тема 1 Принципы организации пространственной структуры общеобразовательной школы

1.1 Общие требования

Школьное пространство, как правило, достаточно однообразно и типизировано. Это снижает психосоматический комфорт и творческие способности.

Предлагаются различные пути решения недостатков школьных зданий и организации учебного процесса. Из них в последнее время особенно популярны:

— зелёные энергоэффективные школы, использующие альтернативные источники энергии и не наносящие ущерба окружающей среде;

— компьютеризация и автоматизация коммунально-бытового обслуживания, создание виртуальной среды обучения;

— социальные образовательные программы, ориентированные на долгосрочную перспективу

Главная проблема заключается в том, что данные направления зачастую развиваются по отдельности, для каждого случая используются узко специализированные решения. Для создания высокоэффективной жизненной среды и устойчивого развития системы образования необходимы комплексные решения, позволяющие применить все доступные разработки. При таком подходе возможно создание самоорганизующихся пространственных и социальных систем, эффективно работающих для достижения главной цели – совершенствования интеллектуальных и творческих ресурсов человечества.

Главная цель при проектировании школы – создать комфортное и креативное пространство. Из анализа мирового опыта достаточно очевидно, что в современной архитектурной практике условно существует три основных подхода к решению объёмно-пространственной композиции школ:

— архитектурно-композиционный;

— функционально-технологический;

— интеграция в ландшафт.

Архитектуру каждой школы, выполненной по индивидуальному проекту, достаточно точно можно отнести к одному из этих направлений архитектурного проектирования.

В последнее время намечаются тенденции к увеличению площади классов, включение в состав школы дополнительных помещений для практикумов по различным направлениям, технического творчества, компьютерных классов.

Значительное развитие в перспективе получит группа спортивных помещений, увеличатся размеры гимнастических залов, всё больше школ будут иметь плавательные бассейны, специализированные помещения для различных видов спорта.

Все эти изменения вызовут значительную перестройку архитектурно-планировочной организации школьного здания.

Следует выделить некоторые современные тенденции и направления развития пространственной структуры школ:

1. Организация гибкой планировки зданий, возможностей иного функционального использования помещений путём их трансформации;

2. Стремление к достижению большей компактности зданий, сокращению коммуникаций и обеспечению коротких связей между различными группами помещений;

3. Дифференциация групп помещений для различных возрастов – учебные секции младших, средних и старших школьников будут иметь специфические планировки, в полной мере соответствующие особенностям учебного процесса, потребностям и интересам учащихся разных возрастов;

4. Создание учебных секций с развитым рекреационным помещением, используемым для различных видов деятельности учащихся.

Можно заключить, что в последнее время состав учебных помещений подвергается изменениям. Это связано со стремлением активизировать процесс обучения, сделать его более гибким и разнообразным. Педагоги пришли к выводу, что традиционные фронтальные уроки не должны являться единственным видом школьных занятий, особенно для учеников старших классов. В будущем примерно 25% учебного времени должно быть отведено лекционным курсам, которые будут читать учителя для целого потока учащихся. С другой стороны, должны проводиться самостоятельные исследовательские работы учащихся, на долю которых необходимо отвести ещё 25% времени. Благодаря такому подходу к организации учебного процесса актовый зал становится ещё и лекционной аудиторией, организовываются научно-технические центры с зонами для индивидуальных и групповых занятий, рассчитанные на использование всех современных технических средств: настольных компьютеров, ноутбуков, проекторов и touch-интерфейсов. Следовательно, в будущем в объёмно-пространственной композиции школ будет больше крупных объёмов.

Таким образом, организация многофункционального пространства, допускающего всевозможные трансформации, способного «настраиваться» на определённые виды деятельности, является очень важным аспектом в процессе проектирования школ.

Из вышеизложенного видно, что архитектурно проектирование школ XXI века развивается в различных направлениях: акцент на индивидуальный подход, разработка новых методологических основ обучения, интеграция виртуальной среды, энергоэффективность и долгосрочное развитие. Главными средствами для реализации этих подходов становятся многофункциональность, высокие технологии, комплексное проектирование, инновационная пространственная структура и главное – эстетический образ школы, ориентированный на новое восприятие мира.

1.2 Организационно-педагогическая структура школьных зданий

Структура школьного образования Казахстана направлена на организацию системы воспитания и обучения учеников в возрасте с 6 (7) до 17 (18) лет и отражает основополагающие принципы функционирования целостной системы образования. Структура школьного образования включает три уровня образования: начальное, основное среднее и общее среднее. Каждый из уровней имеет свое целевое назначение.

В целях обеспечения гибкости, мобильности и эффективности структуры школы допускается самостоятельность каждого уровня образования:

— I ступень — начальная школа — начальное образование (1-4 классы);

— II ступень — основная школа — основное общее образование (5-10 классы);

— III ступень — старшая школа, общее среднее образование (11-12 классы).

Параллель классов – число классных групп одного возраста

Организационно-педагогическая структура – соотношение параллелей классов школ I, II и III ступеней обучения:

— возрастные классные группы;

— число параллелей классов.

Например: полная средняя школа

— 1-4:5-10:11-12 классы;

— 1 : 1 : 1 параллели;

— 2 : 2 : 2;

— 3 : 3 : 3.

Состав помещений общеобразовательных учреждений должен содержать учебную и общешкольную группы помещений и дифференцироваться на функциональные группы.

Количество основных помещений классов и классов-кабинетов для всех видов общеобразовательных учреждений принимается равным количеству учебных групп в соответствии с организационно-педагогической структурой.

1.3 Вместимость

Допускается на каждую параллель классов (с 1 по 12) принимать дополнительно классные помещения и учитывать дополнительную часть ученических мест в общей вместимости школы.

Вместимость общеобразовательных учреждений (общее количество учащихся) определяется заданием на проектирование.

Наполняемость классов и групп продленного дня для общеобразовательных учреждений устанавливается не более 25 учащихся. Численные значения расчетной наполняемости классов могут быть изменены в соответствии с требованиями местных органов власти.

В старших классах общеобразовательных школ, профильной школе, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся. При реконструкции и ремонте существующих школьных зданий допускается наполняемость классов определять исходя из площади учебных помещений и удельной площади на 1 учащегося не менее 2,5 м2

1.4 Принципы организации и размещения школ

Школы различных ступеней обучения могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.

Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных зданий могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебнопроизводственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием. Примеры школьных зданий рассматриваются в приложении А и приложении Ж.

Расстояние от зданий школы до красной линии и от границы земельного участка школы до стен жилых и других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с требованиями действующих нормативных документов на территории Республики Казахстан.

На всех этапах проектирования зданий общеобразовательных учреждений необходимо проведение расчетов ожидаемых уровней шума от автотранспорта и других источников шума. В случае необходимости должны быть разработаны мероприятия по защите от повышенных уровней шума с обязательными расчетами по эффективности.

Перевод ученика в параллельный класс без его согласия

Уважаемый Егор,
Порядок перевода учащегося из одного класса в другой или выбора в действующем законодательстве отсутствует.
Решение этого вопроса отнесено к компетенции директора школы, который принимает решение на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению.
Однако есть общие принципы образования и практика, из которой можно вывести аргументацию, которая в свою очередь позволит Вам остаться в Вашем классе.
В большинстве случаев, администрация школы при любых подобных действиях стремится сохранить спокойствие в рядах родителей и учеников и не будет предпринимать каких-либо действий, если с высокой долей вероятности их действия будут оспорены в вышестоящем органе – территориальном управлении министерства образования.
Поэтому, сам факт Вашего несогласия и/или несогласия Вашей мамы с переводом, уже будет означать, что процентов 70 – Вас не переведут. Если Вы выразите свое несогласие в письменной форме, корректно изложив аргументацию относительно необходимости оставить Вас в прежнем классе — 99%, что Вас оставят.
Это мнение я основываю на реальном опыте решения подобных вопросов, т.к. моя жена работает в школе, и я знаю, что администрация всегда старается не доводить ситуации до открытого конфликта, с тем, чтобы никто не жаловался в Минобразование.
В качестве основы для Вашего письменного и/или устного сообщения в администрацию/классному руководителю предлагаю следующее:
Как правило в каждом регионе есть положение о порядке реализации права граждан на образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В этом Положении обычно указывается, что в случае систематической неуспеваемости по профилирующим дисциплинам по решению педагогического совета обучающийся может быть переведен в параллельный общеобразовательный класс (что должно быть предусмотрено в уставе и в соответствующем локальном акте общеобразовательного учреждения).
Таким образом в Вашем обращении рекомендую указать, что Вы не имеете систематической неуспеваемости и поэтому не находите оснований для перевода в другой класс.

В п. 3 ст 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ указано следующее:

«Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Соответственно, Вы можете корректно указать администрации школы на то, что перевод в другой класс с учетом Ваших личностных качеств (привязанность к коллективу, классному руководителю, учителям профильных предметов и т.д.) не в полной мере соотносится с реализацией целей формирования интереса к познанию и формированию личности в условиях стресса, связанного с переводом в другой класс.
Успехов в учебе!!!
Сергей

PS. Я тут первый раз, поставьте мне лайк или плюс, пожалуйста, если ответ показался Вам полным и полезным

Может ли учащийся настаивать на переводе в параллельный класс?

Законодательство не регулирует порядок перевода учащегося из одного класса в другой или выбора учителя по предмету. Решение данного вопроса отнесено к компетенции директора образовательной организации, который принимает решение на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению.

В учреждении может быть принят локальный акт, регулирующий процедуру перевода из одного класса в другой. Настаивать на переводе ребенка в параллельный класс родитель не может, он может только просить.

Обязательный шаг — подача заявления в письменном виде на имя директора о переводе в другой класс. В заявлении нужно максимально корректно обосновать причину перевода (например, не сложились отношения в коллективе, выбрали другую программу).

Может иметь значение согласие педагога взять на обучение учащегося в свой класс, но это согласие не имеет решающего характера.

При принятии решения многое зависит от дополнительных факторов, например: сильный класс или слабый, загруженность одного педагога по сравнению с другим, успеваемость и дисциплина учащегося, которого хотят перевести, и т.п. С учетом этих факторов администрация школы и принимает решение.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *