Профессиональный стандарт вузовского преподавателя действует в России с 2015 года как рекомендательный. Но уже со следующего года документ должен был стать обязательным для исполнения. Однако, как пишут «Известия» со ссылкой на Совет Федерации, внедрение стандарта решили отложить, поскольку он сильно ограничивал работу педагогов, не имеющих ученой степени. В Минобрнауки изданию подтвердили, что его действительно отменят и доработают. Как это отразится на качестве высшего образования, «Росбалт» спросил экспертов.

Зампредседатель комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:

«О таком решении я слышу от вас. Если оно действительно принято, я его одобряю. Мне кажется, что история с профстандартами вполне соответствует формуле Черномырдина: „хотели как лучше, а получилось как всегда“. Например, профстандарт учителя рисует нам некий идеальный образ. Мы действительно хотели бы, чтобы каждый учитель знал иностранный язык, умел работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, владел информационными технологиями, и так далее. Но если этот стандарт буквально применить к современному российскому учителю, задерганному бюрократией, работающему за себя и того парня, а зарплату получающему только за себя, причем — ниже указа президента, то, я думаю, большую часть российских педагогов пришлось бы увольнять. Похожая ситуация и по стандарту вузовского преподавателя. Он, в частности, предусматривает значительные ограничения возможности преподавания профессорами вне магистратуры. Кроме того, есть курсы, которые обязательно должны вести либо доцент, либо профессор. Старший преподаватель право на это не имеет. Хотя мы из опыта знаем, что есть преподаватели, которые читают лекции не хуже профессоров. Накручена масса бюрократических ограничений, которая затруднит реальную работу вузов. Это одна из ключевых проблем. И профессиональный стандарт бюрократизацию только усиливает».

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский:

«Вообще затея с профстандартами в принципе была не очень понятная. С моей точки зрения, это первая ласточка общего кризиса в этой сфере. Изначально обсуждалось, что это будет комплексная история. На основе профстандартов будут строиться программы подготовки преподавателей. По ним же разработают систему аттестации. И четвертый компонент, который в этом комплексе должен работать — оплата труда. Человек проходит аттестацию, ему присваивается категория или должность, и он за это получает зарплату. Но этот комплекс не сложился. Профстандарты, аттестация и оплата труда не связаны между собой. Кроме того, если мы будем выдерживать весь этот цикл: сначала разработаем профстандарты, по ним — аттестацию, а потом начнем писать по ним учебники и утверждать их, процесс затянется на 10 лет. Это огромная бюрократическая волокита. А изменения в мире происходят гораздо быстрее. Три-пять лет — и придется писать стандарты заново.

Сама эта затея изначально была обречена, на мой взгляд, на то, чтобы потерпеть неудачу. Профстандарты тормозят развитие. Система должна быть пластичнее, гибче.

Основная претензия, которую озвучивал Совфед, заключается в том, что стандарт заметно ограничивал работу преподавателей-практиков, и вузы даже начали раздавать должности доцентов людям без научных степеней, чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации. Это действительно так. Более того, в науке и преподавательской сфере так все забюрократизировано, что защита кандидатской или докторской диссертации превращается не в научное исследование, а в бумажную волокиту, которая отнимает массу времени и сил от реального исследования или преподавания. Даже творческие люди махнули на это рукой, и занимаются делом. А это опять же не соответствует требованиям стандарта.

Акцент на ученой степени разработчики стандартов сделали потому, что этот показатель легко проконтролировать: есть степень, нет степени. Поставить галочку в соответствующей графе просто, а на самом деле проверить, готов ли человек чему-то научить или нет, гораздо сложнее.

Кроме того, сейчас очень важно, чтобы людей учили практики, которые достигли каких-то успехов в своем деле. Это касается и бизнеса, и производства, и гуманитарной сферы. Но эта бюрократия с обязательной диссертацией формально отвечает каким-то требованиям, а по существу является издевательством».

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина:

«Профстандарт должен был вступить в действие в начале следующего года, и заменить собой старый квалификационный справочник, который морально устарел. Однако к новому документу изначально было много вопросов. В частности, он закрывал доступ в образование преподавателям-практикам, которых и сейчас, скажем прямо, не много. Профстандарт мог нанести серьезный урон университетам, которые старались привлекать ведущих специалистов в своей области. Особенно это касается IT-специалистов, и вообще высокотехнологичного бизнеса, о чем говорили МИФИ, Физтех, ИТМО, Бауманка, ВШЭ.

Очень многие жалуются, что и сейчас вузы не могут предложить практикам адекватные преподавательские должности из-за отсутствия ученой степени. Как результат: неудобный график работы и отсутствие карьерного роста в образовании. Важно найти адекватный трек карьеры не только для людей с академическими и научными достижениями, учеными званиями и публикациями, но и с богатым опытом в профессиональной сфере. При этом, конечно, должны быть и адекватные критерии оценки профессионального признания, достижений, премий и прочего.

В мире все меняется с такой скоростью, что, конечно, практики очень востребованы. Но стандарт отменили, а точнее — приостановили его действие, не только из-за этого. Там и без практиков было достаточно ограничений. В частности, в стандарте говорилось, что профессура может работать только с магистрами и аспирантами, но не с бакалаврами. Что образование преподавателя должно точно соответствовать тем курсам, которые он ведет. В противном случае он должен пройти не просто повышение квалификации, а профессиональную переподготовку, а это 250 учебных часов. Это тоже вызывало недоумение. Сейчас появляется очень много междисциплинарных специальностей, и требования стандарта, конечно, абсолютно нереальны и неадекватны.

Сама идея для людей столь высокой квалификации, как преподаватели университетов и научные работники, иметь стандарт у меня вызывает очень большие сомнения. Того регулирования, которое есть, достаточно. Это и постановление правительства о номенклатуре должностей, и ведомственные приказы, где основные квалификационные требования и нормы часов за ставку заработной платы тоже прописаны.

Сегодня все вузы и так работают в ситуации конкурса на замещение вакантных должностей как преподавательских, так и научных. Руководство вузов с учетом своей стратегии развития в состоянии справится с кадровой политикой в своем университете. Не нужно больше ничего стандартизировать. Это очень творческая работа уникальных специалистов высокой квалификации. Если профстандарты будут отменены, ничего критичного не произойдет. Напротив — их введение грозило очень многим руководителям университетов штрафами за несоответствие читаемых курсов образованию преподавателей. Но не в этом русле лежит повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, встраивание науки в образование.

Отмена профстандарта не означает, что теперь преподавать в вузе сможет любой. Пока не ввели профстандарт, продолжают действовать профессиональные квалификационные справочники. В них к каждой должности есть требования. Эта сфера без регулирования не останется. Там есть ограничения, причем, довольно серьезные. Например, после бакалавриата преподавать нельзя. Нужно окончить либо специалитет, либо магистратуру. Это, кстати, еще одно ограничение для работников реального сектора, многие из которых после бакалавриата уходят работать, а к 30 годам достигают профессиональных высот. Обычно таких специалистов если и брали, то на непреподавательские должности. Это давало свои ограничения. Поскольку непреподаватели не имеют права вести занятия, могут только ассистировать. Все это, конечно, важно урегулировать, чтобы включить образование в реальную экономику.

Качество образования с отменой профстандарта только вырастет. Для академической профессуры критерии выстроены довольно четко: публикации, защита диссертации, цитирование. Критерии привлечения специалистов-практиков сейчас обсуждаются. Какие профессиональные достижения, опыт работы и признание будут учитываться при приглашении на работу в вуз. Но это точно не значит, что кто угодно сможет стать преподавателем».

Анна Семенец

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru

ПРОФСТАНДАРТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования» — 2019

Недетская заметка

Квалификационные требования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации к должностям профессорско-преподавательского состава

Когда РасПутин был еще крабом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации опубликовало «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» в виде приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н.

скачать с сервера 120Kb

В нём к таким преподавательским должностям вузов, как ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, в качестве одного из требований к квалификации указано как обязательное «высшее профессиональное образование».

Также выдвигалось требование и к стажу работы:
— ассистент — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
— преподаватель — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
старший преподаватель — стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.
— доцент — ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).
— профессор — ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.

Также обратите внимание, что согласно п. 7.1.5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 653 “О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования”:

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

Квалификационные требования профстандарта к должностям профессорско-преподавательского состава

Внимание: 23.12.2019 издание «Известия» после интервью с членами комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а также пресслужба Минобрнауки сообщили, что профстандарт для преподавателей вузов, вероятно, будет отменён, так как данная норма, введённая в 2015 году, ограничивала работу преподавателей вузов без учёной степени и/или не обучавшихся по программам последипломного образования в аспирантуре/ординатуре/ассистентуре-стажировке, хотя и носила до 1 января 2020 года рекомендательный характер.

C 1 января 2017 года уже применяется профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). Его применяют работодатели в вузах при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Принятый профстандарт стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация», а также положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266).

Скачать документ с сервера , 600Kb

В соответствии с этим документом, для занятия должности профессора (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), для преподавания по программам ординатуры (дополнительно к общим требованиям) — высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и , опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы.

Чтобы занять должность доцента (преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность старшего преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо подтвердить следующие квалификационные требования: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо выполнить следующие требования к квалификации: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность ассистента (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации) необходимо соответствовать следующим требованиям: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) , систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Для занятия должности доцента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо соответствовать следующим требования к квалификации: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

Для того, чтобы соответствовать требованиям к должности старшего преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо иметь высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности ассистента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

Нормативные положения профессионального стандарта для ППС

Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового Кодекса, если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Должности педагогических работников описаны в двух разделах Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:
— «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н;
— «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н.

Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Обратите также внимание на концевую сноску № 3 данного профессионального стандарта, в которой указывается, что к обобщенной трудовой функции 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагогический работник ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в том числе овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с обобщенной трудовой функцией 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации.

Структурой профессионального стандарта также предусмотрена обобщенная трудовая функция (пункт 3.9 «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»), которая содержит квалификационные требования к доценту.

Работник, осуществляющий трудовые функции, предусмотренные уровнем квалификации 8, вправе осуществлять трудовые функции нижестоящих уровней квалификации. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры — стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Ограничения для преподавателей

Согласно положениям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Минюстом России 24.09.2015, регистрационный № 38993) (далее — профессиональный стандарт, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»):

— для должности «профессор» предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – подготовкой кадров высшей квалификации, программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ;

— для должностей «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель» предусмотрены трудовые действия и трудовые функции, связанные с реализацией только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ;

— для должности «доцент» — реализация только основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительных профессиональных программ.

Также обратите внимание, что на должность, относящуюся к преподавательскому составу, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением если уголовное преследование в отношении него прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Если преподаватель преподает не по специальности диплома

Дополнительное профессиональное образование для должностей «ассистент», «преподаватель», «старший преподаватель», «доцент», «профессор» будет иметь обязательный характер, если направленность образования не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Согласно статье 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Освоение программы профессиональной переподготовки в данном случае обеспечивает возможность получение новой квалификации, которая соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.

Нововведения уже коснулись многих преподавателей, которые преподают дисциплины не по профилю, указанному в дипломе о высшем образовании или справки об окончании аспирантуры, а также курсов профессиональной переподготовки, например, многочисленные преподы гуманитарных кафедр, читающие 1001 курс по гуманитарной хуете и прочие многостаночники, типа экономисты-менеджеры-IT-шники-юристы. Выход для них только один — получать диплом магистра по всем специальностям, по дисциплинам которых они планируют вести преподавательскую деятельность. Так, профессор СГУ В.В. Афанасьева, известная своей борьбой с ректором говновуза, 17 июля 2017 года опубликовала в Facebook https://www.facebook.com/vera.afanasyeva.9/posts/1266104216820374 сообщение о том, что она планирует стать студенткой магистратуры:

Я поступаю в магистратуру — на свой философский факультет, будучи доктором философии, профессором кафедры философии и методологии науки. … Я физик по образованию, чем очень горжусь, кандидат физико-математических наук — у меня нет базового образования. … Я не одна такая — нас по стране тысячи. А философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили доктора философских наук, которые были до этого уволены из своих вузов именно из-за отсутствия базового образования. Четыре человека учатся сейчас, трое из них — профессора СГУ. … И сейчас намечается конкурс, которые создадут доктора наук, поступающие в этом году. Учиться нам предстоит у наших бывших студентов, у нынешних коллег, которые нередко менее обречены регалиями, чем мы сами, — тут вступает в силу закон компенсации. … Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стОит 86 тыс. рублей в год. Это значит, что поступая на бюджетное место, я забираю примерно эти же деньги из государственного кармана. … Займу, если, конечно, поступлю — говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго. Пятёрки редкость, и при вступительных, и при выпускных экзаменах. Но я буду стараться, мне не привыкать. … Болонская система в нашей стране даёт очевидные сбои, и многие провинциальные магистратуры пустовали, пока их не стали наполнять доцентами и профессорами.

Преподаватели

Рейтинг преподавателей

здесь можно высказать мнение о преподавателе и оценить преподавателя. Каждый посетитель может добавить преподавателя, оставить отзыв о преподаватели и выставить оценки преподавателю по нескольким факторам.
Рейтинг преподавателей на СтудЗоне? На СтудЗону посетители добавляют преподавателей. Для каждого преподавателя создается страничка, где можно узнать рейтинг преподавателя, почитать отзывы, есть форма для добавления отзыва и форма для оценки. Любой посетитель сайта может добавить отзыв о преподавателе и выставить ему оценку. Комментарии и оценки добавляются анонимно и, администрация сайта не разглашает данные об авторах комментариев и оценок. Отзыв о преподавателе может быть положительный или отрицательный т.е. тот преподаватель у которого больше положительных комментариев и меньше отрицательных, тот и «круче». Преподавателя можно оценить по нескольким факторам, главный из них «Общая оценка». Оценка может быть от —5 до +5, оценки выставленные посетителями суммируются и у кого будет больше сумма оценок, тот препод и будет выше в рейтинге.
Где посмотреть рейтинг преподавателя? Позицию преподавателя в рейтинге можно посмотреть в таблице «TOP преподавателей». Если вы на главной странице раздела, то вы увидите TOP 20 всех преподавателей, если выберете страну, то TOP преподавателей в этой стране, если выберете ВУЗ, то можно будет посмотреть TOP преподавателей в выбранном ВУЗе.
Где отзывы о преподавателе? Отзывы о преподавателе можно увидеть на странице преподавателя, для этого нужно найти преподавателя поиском (искать по фамилии).
Как посмотреть рейтинг преподавателей моего ВУЗа? С помощью навигатора выбрать страну и регион, где находится ВУЗ, потом загрузиться список вузов, а потом выбрать ВУЗ, если вашего вуза нет в списке, напиши нам и мы обязательно его добавим. Можете воспользоваться поисков ВУЗов в разделе «ВУЗы»
Что делать если преподавателя нет в рейтинге? Добавить преподавателя 🙂

Новый профстандарт для преподавателей вузов может появиться в течение полугода

Сегодня в СМИ заговорили об отмене профстандарта для высшей школы. Напомним, практически для каждой сферы деятельности в России существует свой профессиональный стандарт. В нем — квалификации, навыки и умения, уровень образования, «трудовые обязанности», которыми должен владеть кандидат на ту или иную должность.

В Минобрнауки «РГ» рассказали, что действующий с 2015 года профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» действительно решено отменить — после долгого обсуждения с экспертами Минтруда, Совета Федерации и Национального совета при президенте по профквалификациям.

Чем не угодил стандарт и что грозит вузовским преподавателям, «Российской газете» рассказала первый заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова.

— Еще два года назад был поднят вопрос о том, что действующий профстандарт ограничивает доступ в вузы специалистов так называемых «реальных» практик, — объясняет Юлия Валерьевна. — Дело в том, что по стандарту к работе, например с магистрантами в вузе, можно было привлечь только «остепененного» специалиста, то есть того, кто не «ниже» доцента. А люди с огромным опытом работы на производстве, например, или просто классные специалисты в той или иной профессиональной сфере без степени могли рассчитывать максимум на позицию ассистента преподавателя — одну из самых простых. С соответствующей оплатой труда. Ясно, что опытные «практики» не спешили в вузы, а студенты, в итоге, не получали важнейших знаний из реальной профессиональной жизни.

По словам Юлии Смирновой, это первый случай, когда стандарт отменен без одновременного ввода замещающего документа. Но это не проблема.

— Следующий шаг — разработка нового профстандарта,- говорит Смирнова. — В этом поможет мониторинг рынка труда, который мы проводим вместе с советами по профквалификациям. Посмотрим, какую работу выполняют на тех или иных позициях преподаватели вузов, кого берут на работу в университеты. Думаю, все заинтересованы, чтобы в ближайшее время был разработан новый стандарт. И наше агентство, и недавно созданный совет по профквалификациям в сфере образования будут помогать в разработке. Главное — чтобы профсообщество договорилось о требованиях к преподавателям. Если сможем быстро договориться, то новый документ появится уже через полгода.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *