Содержание

СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований

Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2019 года N 20

Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (приложение).

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» вступают в силу с 01.01.2020, за исключением требований главы V, которые вступают в силу с 01.03.2020.

3. Установить срок действия санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» до 01.01.2021.

А.Ю.Попова

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 декабря 2019 года,
регистрационный N 56981

Приложение. санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 5 декабря 2019 года N 20

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19

I. Общие положения и область применения

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 47, ст.6640; 2018, N 52, ст.8297) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156).

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 7, ст.862; 2018, N 28, ст.4228) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155).

1.2. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее — хозяйствующие субъекты).
________________
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

II. Обращение с ТКО

2.1. На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки — места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
________________
Статья 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Статья 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 37, ст.5746).

2.2. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций — не менее 25 м.

2.3. При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25 %, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
________________
Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (зарегистрировано Минюстом России 20.07.2007, регистрационный N 9866), с изменениями, внесенными приказами Роспотребнадзора от 30.04.2009 N 359 (зарегистрировано Минюстом России 09.06.2009, регистрационный N 14054); от 12.08.2010 N 309 (зарегистрировано Минюстом России 07.09.2010, регистрационный N 18366); от 22.07.2016 N 813 (зарегистрировано Минюстом России 26.09.2016, регистрационный N 43802); от 04.04.2017 N 208 (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2017, регистрационный N 46463); от 01.12.2017 N 1117 (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2017, регистрационный N 49281); от 16.11.2018 N 950 (зарегистрировано Минюстом России 25.12.2018, регистрационный N 53135) (далее — приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224).

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

2.4. Для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.
________________
Статья 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст.2100; 2018, N 40, ст.6122) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269).

Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО.

Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.

2.6. Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.

СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.06.2017 N 83 (зарегистрировано Минюстом России 27.09.2017, регистрационный N 48345) (далее — СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017).

СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 N 58 (зарегистрировано Минюстом России 26.02.2015, регистрационный N 36212) (далее — СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014).

Не допускается промывка контейнеров на контейнерных площадках.

2.8. Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций — не менее 25 м, иметь достаточную площадь для установки бункера, водонепроницаемое покрытие, подъездные пути, обеспечивающие доступ для мусоровозов, и ограничена бордюром по периметру.
________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

Не допускается промывка бункеров на контейнерных площадках.

2.10. Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, — прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов.

2.11. Обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания,*

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

2.12. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5°С и выше — не более 1 суток;

плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.
________________
Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.

2.13. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов не допускается в местах (площадках) накопления ТКО.

2.14. Вывоз КГО необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней. Транспортирование КГО от мест накопления к местам осуществления деятельности по обращению с отходами должно осуществляться специально оборудованными транспортными средствами (далее — транспортные средства) на объекты, предназначенные для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов.
________________
Статья 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

2.15. Транспортирование отходов с территорий муниципальных образований и объектов производится с использованием транспортных средств, исключающих потери отходов.

2.16. Транспортные средства для перевозки отходов должны подвергаться мойке с дезинфекцией не реже 1 раза в 10 календарных дней.

III. Обращение с ЖБО

3.1. В населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения (далее — выгребы) с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод.
________________
Пункт 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано Минюстом России 15.10.2003, регистрационный N 5176) (далее — Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 N 170).

3.2. Хозяйствующие субъекты должны обеспечивать ремонт, содержание и эксплуатацию объектов накопления ЖБО, в том числе вывоз ЖБО.

3.3. Выгреб для канализационных стоков должен быть глубиной не более 3 м и оборудован люком с крышкой. Крышка люка выгреба должна быть закрыта и защищена от доступа посторонних лиц. Объем выгребов определяется с учетом количества образующихся сточных вод.

3.4. Расстояние от выгребов до жилых домов, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, детских и спортивных площадок, мест массового отдыха населения, организаций общественного питания, медицинских организаций, объектов социального обслуживания должно составлять не менее 20 м.

3.5. Собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях ЖБО посредством транспортных средств, специально оборудованных для вакуумного забора, слива и транспортирования ЖБО, должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения.
________________
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ.

Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.

Пункты 3.7.8, 3.7.10, 3.7.12, 3.7.20 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 N 170.

Помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть глубиной не более 3 м и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. В целях очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся.

Дворовые уборные должны иметь надземную водонепроницаемую часть и водонепроницаемый выгреб, выполненный из водонепроницаемых материалов, глубиной не более 3 м. При наличии нескольких дворовых уборных выгреб допускается объединять. Дворовые уборные и выгребы должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения. Расстояние от них до дворовых уборных и помойниц должно составлять не менее 20 м и не более 100 м. Расстояние от дворовых уборных и помойниц до жилых домов в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, должно составлять не менее 10 м.

3.7. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать не реже 1 раза в 6 месяцев.

3.8. В условиях отсутствия централизованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев, родников, предназначенных для общественного пользования, на расстояние не менее 50 м.

3.9. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение дезинфекции дворовых уборных и выгребов. Дезинфекция дворовых уборных и выгребов осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».

3.10. Общественные туалеты должны быть обеспечены централизованной канализацией и водоснабжением, теплоснабжением, вентиляцией. В населенных пунктах, в которых отсутствует централизованная система канализации, общественные туалеты должны иметь подводку воды со спуском на локальные очистные сооружения или в водонепроницаемый выгреб с последующим вывозом сточной воды специальным транспортом в централизованную систему канализации.

3.11. Общественные туалеты должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения на расстояние не менее 20 м.

3.12. Установка мобильных туалетных кабин в передвижных автофургонах допускается только в местах, в которых возможно их присоединение к сетям водоснабжения и канализации.

IV. Содержание территории муниципальных образований

4.1. В общественных местах должны быть установлены урны (расстояние между урнами определяется в зависимости от использования данных объектов и должно составлять не более 100 м). Удаление отходов из урн должно производиться не реже 1 раза в день.

4.2. На конечных остановочных пунктах общественного транспорта хозяйствующими субъектами должна обеспечиваться уборка санитарно-бытовых помещений и контейнерных площадок.

4.3. Не допускается сжигание листьев на территориях муниципальных образований. Собранные листья необходимо вывозить на объекты размещения отходов.

4.4. В летний период на проезжей части улиц и площадей с водонепроницаемым покрытием, а также на пешеходных тротуарах, необходимо производить механизированную мойку, поливку и подметание.

4.5. Не допускается заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой и водой из открытых водоемов.

4.7. Не допускается размещение снега и льда, загрязненного противогололедными материалами и реагентами, на площади зеленых насаждений, детских и спортивных площадках и в местах массового отдыха населения.

4.8. Складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
________________
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 25.01.2008, регистрационный N 10995), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2008 N 25 (зарегистрировано Минюстом России 07.05.2008, регистрационный N 11637), от 06.10.2009 N 61 (зарегистрировано Минюстом России 27.10.2009, регистрационный N 15115), от 09.09.2010 N 122 (зарегистрировано Минюстом России 12.10.2010, регистрационный N 18699), от 25.04.2014 N 31 (зарегистрировано Минюстом России 20.05.2014 N 32330).

4.9. Не допускается размещение мест складирования снега в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, сброс снега на поверхность ледяного покрова водоемов и водосборную территорию, а также в радиусе 50 м от источников нецентрализованного водоснабжения.
________________
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2002, регистрационный N 3399).

СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2002, регистрационный N 4059).

4.10. В местах массового отдыха населения должны быть установлены общественные туалеты.

V. Содержание территорий объектов рекреационного назначения

Содержание территорий пляжей

5.2. На территориях пляжей должны быть установлены кабины для переодевания (далее — раздевалки), общественные туалеты или мобильные туалетные кабины, душевые, урны. Количество раздевалок, общественных туалетов или мобильных туалетных кабин, душевых определяется собственником пляжа или эксплуатирующей пляж организацией с учетом максимальной посещаемости пляжа населением, но не менее 1 единицы на 75 посетителей.

5.3. Уборка берега, песка, раздевалок на пляжах должна производиться ежедневно.

5.4. Урны следует размещать на расстоянии не менее 10 м от уреза воды. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 м территории пляжа.

5.5. Накопление ТКО необходимо осуществлять в контейнеры на контейнерных площадках, оборудованных в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 м.

5.6. На каждые 4000 м площади пляжа устанавливается 1 контейнер.

5.7. Общественные туалеты, мобильные туалетные кабины и душевые размещаются на расстоянии не менее 50 м и не более 200 м от уреза воды. Расстояние между туалетами, душевыми должно составлять не более 100 м. При устройстве общественных туалетов, душевых должен быть предусмотрен отвод сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения. При отсутствии централизованной канализации необходимо обеспечить установку мобильных туалетных кабин.

5.8. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин осуществляется собственниками по мере заполнения, но не реже 1 раза в неделю, а в период эксплуатации пляжа не реже 1 раза в день.

5.9. Уборка и дезинфекция общественных туалетов и мобильных туалетных кабин, душевых в период эксплуатации зон рекреации должна проводиться 1 раз в день с использованием дезинфицирующих и моющих средств.

5.10. Не допускается въезд транспортных средств на территории пляжей, за исключением специально оборудованных транспортных средств для вывоза ЖБО и ТКО.

5.11. При организации питьевого водоснабжения на территории пляжа питьевая вода должна соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
________________
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 31.10.2001, регистрационный N 3011), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (зарегистрировано Минюстом России 05.05.2009, регистрационный N 13891), от 25.02.2010 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2010, регистрационный N 16679), от 28.06.2010 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 30.07.2010, регистрационный N 18009).

Содержание территорий парков

5.12. Мероприятия по уборке парков должны проводиться хозяйствующим субъектом ежедневно.

5.13. В парках контейнерные площадки для накопления ТКО должны быть расположены на расстоянии не менее 50 м от мест массового отдыха. При определении числа контейнеров для территорий зон рекреационного назначения хозяйствующему субъекту необходимо исходить из среднего объема накопления отходов за 3 дня.

5.14. При определении числа урн на территории парка хозяйствующему субъекту необходимо исходить из расчета одна урна на 800 м площади парка. Расстояние между урнами должно быть не более 40 м.

5.15. Общественные туалеты на территориях парков устанавливаются, исходя из расчета одно место на 500 посетителей. При отсутствии централизованных систем водоотведения необходимо устанавливать мобильные туалетные кабины. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин осуществляется не реже 1 раза в день.

Уборка и дезинфекция общественных туалетов и мобильных туалетных кабин на территории парков должна проводиться не реже двух раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

VI. Содержание территорий торговых объектов

6.1. Требования к санитарно-техническому состоянию и содержанию территорий торговых объектов, в том числе нестационарных, на которых реализуется продовольственное сырье и пищевая продукция, установлены в санитарно-эпидемиологических правилах к торговым объектам и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
________________
СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 (зарегистрировано Минюстом России 28.09.2001, регистрационный N 2956), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.05.2007 N 26 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2007, регистрационный N 9612).

6.2. На территориях торговых объектов должны быть установлены урны. Накопление ТКО должно осуществляться в мусоросборниках (контейнерах и бункерах). Определение необходимого числа урн и мусоросборников осуществляется хозяйствующим субъектом исходя из нормативов накопления ТКО.

СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017.

СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014.

6.5. На территориях торговых объектов, расположенных в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, должны быть установлены мобильные туалетные кабины. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин, их уборка и дезинфекция проводятся ежедневно.

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома: нормы СанПиН и СНиП

В местах складирования мусора собираются грызуны, тараканы и другие животные и насекомые, распространяющие различные болезни. Чтобы оградить свое жилье от нежелательного соседства, необходимо соблюдать расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома и другие требования нормативных документов СанПиН и норм СНиП. При неправильном хранении отходы могут стать причиной пожара, отравлять воздух ядовитыми запахами, просачиваться в грунтовые воды.

Мусорные баки около жилого дома

Требования к организации места под мусорные контейнеры

Основные требования по расстоянию до различных объектов и организации площадок под контейнеры изложены в СанПиН 42-128-4690-88. В нем указано, что минимальное расстояние от дома до мусорного контейнера предусмотрено санитарными нормами и составляет 20 м. Для удобства пользования рассчитана и максимальная удаленность.

Специалистами определено, что мусорными баками удобно пользоваться, если они стоят не дальше 100 м. На большее расстояние неудобно ежедневно путешествовать с пакетом или ведром отходов.

Во дворе

Место под контейнер должно быть устроено надлежащим образом.

Делается бетонная или асфальтированная площадка, выступающая над уровнем земли на 100–200 мм. Баки ставятся на нее. В контейнеры не должна попадать вода с земли после дождя и усиливать гниение их содержимого.

С одной стороны оставляется свободное пространство, проходит оборудованная для мусоровоза дорога. Она должна быть засыпана гравием или иметь твердое покрытие, позволяющее подъезжать при любой погоде. С трех оставшихся сторон площадка с контейнерами должна быть огорожена.

Количество мусорных баков рассчитывается по числу граждан, проживающих в доме или двух соседних жилых зданиях, для которых ставятся баки. На одной площадке их допускается максимум 5 штук.

Промзона

В порядке рекомендации указано не ставить мусорные баки со стороны парадного входа в дом. Кроме этого, между домом и мусорным контейнером не должно быть:

  • зон отдыха;
  • спортивных площадок;
  • пешеходных и велосипедных дорожек.

Рядом с местом, где расположена мусорка, разрешается выгул собак и других животных на организованных для этого местах. Хозяева должны следить за тем, чтобы животные не забегали на территорию, где хранится мусор.

Баки делаются из листового металла или пластика. Они должны быть герметичными и прочными, выдерживать вес полной загрузки, не разрушаться кислыми и щелочными растворами. Твердое и гладкое дно и боковая поверхность не позволят грызунам проникнуть внутрь в поисках еды. Объем емкостей составляет 2–4 куба. У контейнеров делаются специальные борта или другие приспособления для выгрузки отходов в машину.

Баки из пластика

Расстояние до жилого дома

Независимо от типа строения, если в нем находятся люди, живут или работают, СНиП и СанПиН определяют единую норму, минимальное расстояние до мусорных баков от дома, которое составляет 20 м. Помойка не должна отравлять воздух в комнатах своими миазмами и портить вид двора.

До многоэтажного строения

Расстояние от мусорной площадки до многоквартирного жилого дома составляет 20–100 метров согласно нормам СНиП и СанПиН. Место должно быть организовано позади или сбоку от дома и огорожено непрозрачным забором из профлиста, оцинкованного железа или другого водостойкого и негорючего материала.

Нормы согласно СНиП и СанПиН

Ограждение делается с 3 сторон, с четвертой – дорога для машины. Забор защищает содержимое баков от сквозняка, чтобы мусор не раздувался ветром. Одновременно помойка не должна портить вид из окон жилых комнат, выходящих в ее сторону, и закрывать сектор обзора.

В микрорайонах, застроенных МКД, возможна организация одного места под складирование мусора с общими контейнерами. Если количество квартир большое и по расчетным данным 5 контейнеров под мусор недостаточно, площадки могут оборудоваться рядом. Каждая должна иметь свое ограждение. Подъезд к ним для машины будет общим.

Содержание нормативных документов не указывает на расположение мусоросборников от автомобильных площадок и гаражей. Правило только предписывает, что баки не должны загораживать проезд и мешать маневру машин.

В парке

Запрещено ставить баки рядом с дорогами, где ходит общественный транспорт, а также расположены остановки.

Удаленность от садика, школы и детской площадки

Детский сад не всегда имеет хоздвор, недоступный для детей. Расстояние, на которое должен быть удален мусоросборник, должно отсчитываться от забора двора, где гуляют дети. При наличии хозяйственного двора мусорник должен располагаться на утвержденной СанПиН дистанции, но не ближе 20 метров от границы ближайшей детской площадки или павильона. Максимальное удаление отсчитывается от двери, ведущей к хозяйственным помещениям.

На школьном дворе бак под мусор должен располагаться со стороны черного хода, которым не пользуются школьники. Минимальное удаление рассчитывается непосредственно от здания школы, спортивной площадки, мастерских.

В деревне

Подъезд к бакам должен осуществляться по дороге, расположенной со стороны мусорной площадки и не проходящей через школьный двор.

Все площадки, оборудованные для спортивных занятий, игр и прогулок детей должны располагаться от мест сбора отходов не ближе 20 м. Если вдоль стадиона или места для отдыха с детьми проходит пешеходная дорожка, размер удаления берется от ее наружной границы.

До магазина и общественных учреждений

Мусорные баки магазинов и различных организаций оборудуются по нормативам СНиП. Здание, в котором находится магазин, удаляется от всех мусоросборников на 20 м и больше. Руководители организаций несут ответственность за чистоту участков вокруг их строений. Кроме уборки двора, они должны расставить достаточное количество урн для посетителей.

Нормативная площадь земли под мусорку

Мусорный бак ставится руководством магазина и предприятия отдельно, возможно соседство с контейнерами жильцов ближайших домов с согласия управляющей компании и жильцов. Помойка должна располагаться позади здания, где не ходят покупатели и посетители.

Руководство магазина заключает отдельный договор с коммунальными службами на вывоз отходов из их контейнера. Оно осуществляет должный контроль за своевременностью вывоза мусора.

Смотрите видео ниже на эту тему.

До частного дома

В районах ИЖС, застроенных малоэтажными домами, расстояние от мусорки до жилого дома в 20 м, согласно нормам, выдержать иногда бывает трудно. При расположении контейнеров на улице следует учитывать дистанцию до красной линии, источников питьевой воды, тротуаров.

Небольшой город

Норматив предписывает также мерить расстояние, где стоит жилой дом, от его фундамента, независимо от того, на каком удалении стоит забор. По СНиП отступ от границы участка, то есть ограды, равен 1 м.

При отсутствии централизованного водоснабжения место под мусорный бак оборудуется на расстоянии 20 м от колодцев и скважин. Нельзя ставить контейнеры над проходящими подземными коммуникациями.

Куча мусора

На воздушные сети норма не распространяется, есть только одно условие: чтобы они не мешали машине. Провода электропередачи должны располагаться на высоте более 6 м в месте нижней точки провисания.

Постройка До мусорки, м До дороги, м
Жилой дом 20 5
Хозблок 15 5

Если невозможно соблюсти все санитарные нормы и поставить баки, не нарушая расстояния от домов до мусорных площадок, собирается комиссия для принятия решения по размещению мест сбора отходов. В нее входят:

  1. Официальные лица от местного самоуправления;
  2. Депутаты;
  3. Санитарный врач;
  4. Работники коммунального хозяйства.

Сначала рассматриваются варианты увеличения дистанции до отдельных домов. Баки для мусора при этом следует располагать таким образом, чтобы обеспечить минимальное расстояние до ближайших строений в 20 м. Если это не представляется возможным, то комиссия может сократить дистанцию от дома до 9 м в порядке исключения.

Нормативы размещения построек на участках ИЖС и СНТ

Сельский и коттеджный поселок обычно удален от коммунальных служб. Организацией вывоза мусора и заключением договоров с коммунальными службами занимается сельский совет. В поселках СНТ все вопросы должны решать члены правления.

При расположении дачного и коттеджного поселков рядом с лесом и природным заповедником расположение мест сбора мусора и график их вывоза следует согласовывать с природоохранными организациями.

Поселение, расположенное вблизи железной дороги, должно учитывать ее прохождение рядом. Когда поезд проезжает, пейзаж, который видно в окно, не должны украшать кучи мусора и грязные баки. Располагать их следует на расстоянии 20 метров и более от края насыпи. Со стороны дороги и автомобильной трассы их необходимо закрывать ограждением.

Нормы СНиП для колодца, септика и скважины

Электрическая подстанция и газовый распределительный узел не относятся к жилым зданиям. Но и на них распространяется норма на удаление от мусоросборника. Поскольку мусор может воспламениться, то с целью предотвращения пожара контейнеры ставят не ближе 9 м.

Места исторической застройки

В старых микрорайонах с историческими застройками одно здание от другого стоит очень близко, часто даже они замыкают по периметру пространство вокруг двора. Минимальный отступ разрешается сократить до 9 метров. Баки могут находиться под глухой стеной, в которой нет окон жилых комнат.

В этом случае баки должны иметь крышки и плотно закрываться, чтобы неприятные запахи не распространялись по двору.

Дистанции от забора согласно нормативам

В домах с мусоропроводами их следует ежедневно освобождать, вывозить мусор и проводить дезинфекцию для предотвращения развития микробов, размножения насекомых и грызунов.

Промышленные предприятия

Производственный сектор самостоятельно занимается утилизацией и вывозом мусора, закупает для этого спецтехнику. Отдельное требование для отходов малых и крупных предприятий. Они часто токсичны. Места складирования необходимо минимально приблизить к производству и установить специальные закрытые емкости. Контейнерный склад, где стоят отходы, ожидающие вывоза, должен иметь пожарные щиты и огнетушители и располагаться на удалении от других зданий.

Мусорная свалка

На производстве промышленный мусор складируется отдельно в большие контейнеры с колесами, максимальный объем которых 10 кубических метров. Для многих предприятий экономически выгодно сортировать отходы по видам и сдавать отдельно.

Частный предприниматель заключает договор с коммунальными службами. Если малое предприятие расположено в многоэтажном доме, то следует согласовать вопрос удаления отходов с управляющей компанией.

Вдоль дороги

Дополнения к нормам в новом законе

Новый закон и СанПиН 2.1.2.2645-10 изменил некоторые в требования к оборудованию площадок. В нормах расстояние от мусорных контейнеров до любого жилого дома не поменялось, но появилось дополнение.

Теперь ограждение вокруг мусорных контейнеров должно иметь эстетичный вид.

Рекомендуется обсаживать площадки кустарниками и многолетними декоративными растениями. Их необходимо регулярно подстригать, чтобы высота не превышала 1,2 м. На свободном месте между домом и площадкой следует разбивать газоны и цветники, делать озеленение свободного пространства.

В поселке

Раздельный сбор мусора отменили, все равно коммунальщики ссыпают все в один кузов. Теперь предписано в обязательном порядке вывозить мусор каждый день. Если данная норма нарушена, то ответственность несет управляющая компания многоэтажного дома.

Мусорный контейнер частный сектор

В отличие от городских многоквартирных домов, где вопрос установки мусорных контейнеров решается соблюдением санитарно-гигиенических правил, в частном секторе, ИЖС определить нескольким контейнерам одновременно удобное и безопасное расположение не всегда просто.

По основным требованиям статей СанПиН (№42-128-4690-88) мусорные контейнеры и жилые строения должно разделять расстояние минимум в 20 метров, максимум в 100 м. Но даже это правило часто невозможно соблюсти из-за особенностей застройки территории. У частных домов почти всегда есть индивидуальные огороженные земельные участки, и собственникам территорий и строений вполне предсказуемо не нравится размещение баков для сбора ТБО вплотную к забору.

Усложняют выбор места для установки контейнеров и площадок некоторые дополнительные условия: в загородных населенных пунктах необходимо учитывать множество других параметров:

  • наличие подземных источников воды;
  • границы земельных участков (красные линии);
  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • удаленность от проезжей части;
  • расстояние от ограждения домов.

Запрещено производить установку баков для сбора ТБО / ТКО и над подземными коммуникациями, вблизи сетей электропередач с проводами, провисающими ниже 6 метров (это может помешать машинной выгрузке при вывозе отходов).

Как правильно установить мусорные контейнеры около частных домов

Если учесть все без исключения правила, выбрать место, которое одновременно устроит жителей частного сектора, и не будет противоречить параграфам СанПиН, довольно сложно. И в этом случае одним из решений могут стать индивидуальные мусорные баки небольшой вместимости, поставленные у каждого частного домовладения.

Не стоит забывать и о реформе, проводящейся в России – раздельный сбор твердых коммунальных и бытовых отходов подразумевает установку двух баков минимум: для сухих (синие контейнеры) и пищевых, органических видов ТБО (серые накопители). Сортировка непищевых видов отходов также может производиться в отдельные накопители.

Но ещё один важный аспект, который стоит помнить – наличие в частном секторе возможности самостоятельной утилизации большей части пищевых отходов. Основную часть органических остатков используют для производства компоста, натурального удобрения. Это главная причина, по которой пропорции в составе мусорной массы существенно отличаются для собственников ИЖС и жителей городских многоквартирных товариществ. Такая особенность ведения хозяйства является весомым основанием к расположению около каждого дома только одного, личного мусорного контейнера, для органических отходов.

В «ТоргКомс-Групп» можно заказать любой из представленных баков разной вместимости

120 литров 140 литров 240 литров 360 литров

Если вариант с расположением малых индивидуальных накопителей для пищевых отходов устраивает жителей улицы, для сбора сухих видов ТБО – стекло, пластик, бумага и картон, металл – стоит организовать установку соответствующих (синих) баков в удобном для всех месте. Обратите внимание, что санитарные нормы не будут нарушены, даже если контейнеры для непищевых видов ТБО будут удалены от домов менее чем на 20 метров.

Сухие отходы не разлагаются, не привлекают уличных животных, насекомых в теплые сезоны, не имеют характерного гнилостного запаха.

Что делать, если мусорный контейнер установлен слишком близко к частному дому

Каждая ситуация с установкой накопителей ТБО, особенно имеющая конфликтный характер, должна решаться совместными усилиями администрации и жителей. Ситуации, когда жители недовольны расположением баков, обсуждаются в присутствии комиссии. Для принятия решения, которое удовлетворит всем параметрам СанПиН и не нарушит права собственников, приглашаются сотрудники всех ответственных организаций:

  • Уполномоченный на принятие решения сотрудник управляющей компании;
  • Депутат местного Совета или его официальный представитель;
  • Санитарный врач;
  • Работник коммунального хозяйства.

Удаленность мусорного бака от коттеджей, дачных домов и любых других видов малоэтажных строений определяют те же правила СанПиН, что и для городских условий, но с уточнением именно для ИЖС. В исключительных случаях, когда контейнеры необходимо переместить или поставить новые, расстояние между домом и баком допускается сократить до 9 метров.

Обращаем ваше внимание – это исключительная или временная мера, применяется только в том случае, когда другие варианты объективно отсутствуют. При этом замер удаленности контейнера от жилого строения ведется от фундамента здания.

Если есть серьёзное нарушение требований СанПиН и прав собственников жилья, следует составить заявление сразу в несколько инстанций:

  • в администрацию муниципального образования;
  • в Государственную жилищную инспекцию;
  • в Роспотребнадзор;
  • в Санэпидемстанцию.

Обращение рекомендуется продублировать с указанием в шапке всех перечисленных адресатов, а при получении официальных ответов с описанием функционального, применимого решения о переносе мусорного накопителя (или всей площадки целиком) или о назначении независимой комиссии для ревизии условий оповестить об этом представителей муниципального образования.

Если получен формальный, ничего не решающий ответ, всю исходящую и входящую документацию направляют в Прокуратуру РФ.

Также можно воспользоваться возможностью направить вопросы и обращения онлайн, через официальные сайты перечисленных инстанций. В процессе рассмотрения заявлений консультантами организаций могут быть предложены дополнительные варианты решения конфликтных ситуаций.

Что делать, если мусор не вывозится

Переполненные контейнеры – пока ещё распространенное в некоторых регионах явление, и решить такую проблему можно через единого регионального оператора или обращением в СЭС и Роспотребнадзор. Перед этим необходимо получить ответ от местной администрации, которая заключала договор с компанией, обслуживающей вашу территорию. Договор должен быть заключен по форме в статье 24.7 п. 5 (Федеральный Закон №89-ФЗ). Иные варианты не могут быть полноценной заменой указанной типовой форме и в случае судебного разбирательства могут возникнуть дополнительные вопросы к обеим сторонам договора.

Если твердые бытовые и коммунальные отходы вывозятся по расписанию, но наполняемость баков опережает режим работы обслуживающей организации, стоит попробовать решить вопрос с администрацией населенного пункта или района напрямую и мирно, в порядке переговоров.

Напоминаем: летом отходы должны вывозить ежедневно, зимой – каждые 3 дня. Иное является нарушением санитарно-эпидемиологических норм.

На случай, когда такая возможность себя не оправдает, собственники могут направить жалобы коллективно или индивидуально – на сайты надзорных организаций или лично в приёмные.

В ситуации, когда права собственников нарушает единый региональный оператор, вся информация направляется в местный Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). Именно эта организация выдаёт лицензии компаниям на вывоз ТКО и ТБО, и если баки не опустошаются согласно условиям договора, Росприроднадзор имеет право отозвать лицензию у компании, представляющей единого регионального оператора.

В заключении хотим отметить, что соблюдение дисциплины по раздельному сбору и утилизации отходов – задача и для исполнительных организаций, и для собственников жилья. Уважайте соседей, не нарушайте порядок на площадках для сбора ТБО, отделяйте пищевые отходы от всех остальных. Таких несложных, но эффективных действий будет достаточно, чтобы всего 4-5 лет в масштабах всей России сократить территории свалок на 60% и более. А для того, чтобы контейнеры и урны были полезны и не портили окружающий ландшафт, в «ТоргКомс-Групп» всегда можно приобрести яркие, информативные накопители для разных видов ТБО.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *