Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

На должности прокуроров города, районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.

Ограничения, связанные с приемом и нахождением яиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • – имеет гражданство иностранного государства;
  • – признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • – лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • – имело или имеет судимость;
  • – имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • – состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • – отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре запрещает прокурорским работникам:

  • – заниматься другой оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • – быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • – заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • – состоять членом управления коммерческой организации;
  • – быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  • – использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  • – получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  • – получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Закон о прокуратуре содержит и иные ограничения для прокурорских работников. Так, ст. 4 указанного Закона предусматривает правило, в соответствии с которым прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры. Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших учреждения высшего и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытательный срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность. Если срок испытания истек, а работник продолжает выполнять возложенные на него служебные обязанности, то он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

Присяга прокурора. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры».

После приема на службу в органы прокуратуры прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Оно является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность.

Служебные удостоверения прокуроров подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам.

После приема на службу в органы прокуратуры на сотрудника заводится личное дело прокурорского работника. Оно содержит сведения об указанном сотруднике, прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности прокурорского работника. Последний имеет право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, и приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме.

Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ.

При участии прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно.

Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности. Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности:

а) в Генеральной прокуратуре РФ – начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ;

  • б) прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
  • в) заместителей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
  • г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;
  • д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.

Прокурор субъекта РФ и приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

  • а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;
  • б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

Прокуроры городов, районов, а также приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

прокурорские работники

Смотреть что такое «прокурорские работники» в других словарях:

  • ПРОКУРОРСКИЕ РАБОТНИКИ — в РФ прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания) … Юридический словарь

  • прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. В соответствии с процессуальным законодательством РФ участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения,… … Большой юридический словарь

  • Прокурор — (от лат. procurare заботиться; англ. public procurator, public prosecutor; фр. procureur) должностное лицо в системе прокуратуры РФ, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание… … Энциклопедия права

  • ВЫСЛУГА ЛЕТ — специальный стаж работы с особыми условиями труда, либо стаж специальной профессиональной деятельности, с которым пенсионное и трудовое законодательство связывают предоставление пенсии и льгот. Одним из видов пенсий, предусмотренных Законом РФ от … Энциклопедия юриста

  • Чины классные — в СССР специальные звания, которые присваиваются работникам органов прокуратуры. Ч. к. действительного государственного советника юстиции и государственного советника юстиции 1 го, 2 го и 3 го классов присваиваются Президиумом Верховного… … Большая советская энциклопедия

  • Тайны следствия — «Тайны следствия» Кадр из заставки восьмого сезона … Википедия

  • Чечеватов, Виктор Степанович — Виктор Степанович Чечеватов Дата рождения 15 апреля 1945(1945 04 15) (67 лет) Место рождения … Википедия

  • Чечеватов — Чечеватов, Виктор Степанович Виктор Степанович Чечеватов 15 апреля 1945(19450415) Место рождения Улья … Википедия

  • Военнослужащие — К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее военнослужащие, проходящие … Официальная терминология

  • ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ — в РФ граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных … Юридическая энциклопедия

Понятие прокурорского работника и особенности его статуса

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Институт Прокуратуры

Кафедра трудового права

Контрольная работа

на тему:

Понятие прокурорского работника и особенности его

правового статуса

Выполнила: студентка группы 405

Матвеева Екатерина Сергеевна.

Проверил: доцент Жильцов М.А.

Екатеринбург-2010

1. Служба в органах и учреждениях прокуратуры как особый вид государственной службы

Служба в органах и учреждениях прокуратуры — вид федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. и п.2 ст.4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.

2. Источники правового регулирования труда прокурорских работников

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством о труде и законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Статья 40 Закона, устанавливая основы правовой регламентации службы в органах и учреждениях прокуратуры, закрепляет следующее правило: трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом. Это позволяет сделать два вывода: во-первых, труд работников прокуратуры не может регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации (в отличие от труда других работников); во-вторых, существуют особенности в правовом регулировании труда прокурорских работников, обусловленные их особой ролью в обеспечении законности, защите прав и интересов граждан, общества и государства. Указанные особенности отражаются в источниках, посвященных государственной службе и ее разновидности — службе в органах и учреждениях прокуратуры.

Трудовые отношения прокурорских работников регулируются нормативными актами, которые можно классифицировать по схеме «общее — особенное — специальное». Причем порядок применения источников обратный: сначала используется норма специального нормативного правового акта, при ее отсутствии — особенного. Если отношения не урегулированы ни специальными, ни особенными нормативными актами, применяется общий акт.

Общими источниками являются многочисленные нормативные правовые акты, составляющие трудовое законодательство и регулирующие труд всех работников. Это, прежде всего Конституция РФ и федеральные законы, а также международные акты (декларации, пакты, конвенции МОТ).

Конституция закрепляет единство системы государственной власти в РФ и равенство доступа всех граждан страны к государственной службе (ст.32), основные права граждан в сфере труда (ст. 30, 37 и др.) и гарантии их защиты (ст. 46). Среди федеральных законов важнейший — Трудовой кодекс. Особенным же законом, регламентирующим труд всех государственных служащих независимо от вида государственной службы, является ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации», который определяет принципы организации государственной службы, правовой статус государственного служащего, правила поступления на государственную службу и порядок ее прохождения.

Возможность установления федеральными законами особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников предусмотрена в ч. 5 ст. 11 ТК РФ. Однако в разделе ТК, посвященном таким особенностям, даже упоминающие о прокурорских работниках отсутствует. Вероятно, в этом и нет особой необходимости, поскольку специальный закон «О прокуратуре Российской Федерации» достаточно подробно характеризует порядок и условия прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры.

Отдельные аспекты трудовых отношений прокурорских работников регламентируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также актами Генерального прокурора РФ (приказами и распоряжениями). В некоторых случаях непосредственно в законе в Законе о прокуратуре указывается, какой орган уполномочен принимать нормативные правовые акты по тем или иным вопросам прокурорской службы. Например, по ст. 41.3 Правительство РФ определяет порядок и нормы обеспечения прокурорских работников бесплатным форменным обмундированием. В ст. 41 предусматривается, что Положение о классных чинах прокурорских работников утверждает Президент РФ, а ст. 40.4 указывает, что порядок принятия присяги прокурора устанавливает Генеральный прокурор РФ.

3. Содержание понятия «прокурорский работник»

Слово «прокурор» произошло от латинского «procuro» — забочусь, надзираю. Именно этой надзорной функцией отличается российская прокуратура.

Прокурорские работники — прокуроры, следователи, научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, которым в соответствии с их должностями и стажем работы присвоены классные чины. Законом предусмотрено исключительное полномочие Генерального прокурора РФ, который может в отдельных случаях присваивать классные чины юстиции и другим работникам органов и учреждений прокуратуры.

Иногда понятие «прокурорский работник» определяется как работник органа или учреждения прокуратуры, имеющий классный чин или воинское звание применительно к органам и учреждениям военной прокуратуры, но выполняющим функциональные обязанности, не связанные с надзором или следствием и другой оперативной деятельностью. Таким образом, к прокурорским работникам в правовом значении этого понятия можно отнести научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ и некоторых других работников органов и учреждений прокуратур. Такое определение противоречит Закону о прокуратуре (ст. 41, 54 и др.). Согласно этим нормам, для отнесения любого работника органа, учреждения прокуратуры к числу прокурорских работников и наступления для них определенных в законе правовых последствий необходимо наличие у такого работника классного чина, присвоенного ему в установленном порядке. И естественно, что это, прежде всего прокуроры и следователи, а также научные и педагогические работники учреждений прокуратуры.

Классный чин — квалификационная характеристика работника органа или учреждения прокуратуры, выраженная в присвоении ему в установленном законом порядке квалификационного звания работника юстиции определенного класса в соответствии с занимаемой должностью, уровнем образования, опытом, стажем работы, сложностью и напряженностью и режимом службы.

В законе для обозначения должностных лиц прокуратуры используются понятия «прокурор» и «прокурорский работник», и ст. 54 ФЗ №2202-1 перечисляет должности, подпадающие под эти понятия.

Понятие «прокурор» используется для обозначения руководителей прокуратур различного уровня, а также сотрудников, занимающих должности прокуроров управлений и отделов, прокуроров-криминалистов, помощников прокуроров. Ряд полномочий по реагированию на выявленные нарушения законности и предупреждению правонарушений вправе реализовывать только прокуроры по должности и их заместители, поэтому в п.1 ст. 54 ФЗ №2202-1 указаны конкретные нормы закона, где наименование «прокурор» включает всех вышеперечисленных работников прокуратуры .

4. Отличительные признаки прокурорского работника

Прокурорами могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Высшее образование предполагает совокупность систематизированных знаний в области юриспруденции и основанных на них практических навыков, позволяющих выполнять служебные обязанности прокурора или следователя. Данное обстоятельство удостоверяется наличием диплома о высшем образовании установленной формы.

Моральные и деловые качества

Систематизированные перечни профессиональных качеств прокуроров нормативно не определены в силу сложности этой задачи.

Указание на необходимость таких качеств, а также перечисление отдельных из них содержится в ряде положений, приказов, указаний и инструкций Генерального прокурора Российской Федерации, в некоторых методических указаниях по вопросам кадровой работы в органах прокуратуры.

В аттестационной характеристике, других соответствующих документах обычно отмечаются добросовестность, дисциплинированность, принципиальность и объективность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость, отзывчивость и тактичность, скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и аккуратность.

Помимо этих нравственных свойств личности при установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, соответствующие функциональным задачам, особенностям профессиональной деятельности в соответствующей сфере (участие в суде, надзор за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы), с учетом иерархического уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.

Определенные индивидуальные психологические особенности личности прокурора необходимы для их профессиональной состоятельности, такие как: высокая работоспособность, энергичность, воля, основные черты темперамента, интеллект, инициативность, настойчивость в достижении целей при осуществлении служебных функций, целеустремленность, уравновешенность, общительность и умение устанавливать психологический контакт, способность мыслить творчески, вдумчивость.

Как и в мировой практике, для кандидатов на должность помощника прокурора в качестве критерия пригодности выделяется безупречная репутация. В Законе прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока, если имело или имеет судимость, причем не имеет значения, снята или погашена судимость, важно наличие (отсутствие) самого факта судимости. Ограничение на доступ к службе в прокуратуре распространяется и на лицо, признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Состояние здоровья

С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, нередко связанных с риском для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств, к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению ими служебных обязанностей.

Другие требования

Не может быть принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры, дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Не принимается на службу лицо, которое отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует данное лицо, связано с использованием таких сведений.

Для определенных категорий работников органов прокуратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

При отборе кадров проводится психологическое тестирование, в ходе которого выявляются эмоциональные свойства кандидата, модель его поведения в сложных и неоднозначных ситуациях, реакция на критику и ряд других качеств, необходимых в работе следователя и прокурора, связанной с высокими эмоциональными нагрузками, постоянным общением с людьми, а также такие профессионально значимые качества, как: работоспособность, выносливость, наблюдательность, обязательность, способность логически мыслить, действовать быстро и решительно в нетипичных и конфликтных ситуациях, смелость, настойчивость, целеустремленность, сообразительность, хорошая память. Выводы психолога носят рекомендательный характер.

Кроме того, в установленном порядке делаются запросы в органы МВД для проверки данных о возможном привлечении кандидата к уголовной, административной ответственности.

прокурорский государственный служба правосубъектность

5. Особенности трудовой правосубъектности прокурорских работников

Некоторые особенности трудовых правоотношений прокурорских работников заметны уже на начальной стадии. Так, уже основание их возникновения характеризуется сложным фактическим юридическим составом: кроме обычного трудового договора необходим специфический акт — назначение на должность. Весьма существенны и особенности правового регулирования отношений, возникающих в ходе прохождения службы в прокуратуре, — это ограничения, специально установленные для прокурорских работников в период службы, способы проверки соответствия их занимаемой должности (испытания при приеме на службу, аттестации), присвоение классных чинов, дисциплинарная ответственность, материальное обеспечение, прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры и др.

Профессиональная деятельность служащих прокуратуры является сложной и многогранной. Основные направления, цели и задачи работы, служебные обязанности их определяются функциями органов прокуратуры, перечисленными в ФЗ №2202-1. Анализируя данные функции, а также содержание и условия практической работы, можно вычленить ряд особенностей прокурорской профессиональной деятельности.

Первая особенность, которую необходимо отметить при анализе профессиональной деятельности сотрудника прокуратуры, — это ее жесткая правовая регламентация. Основные направления, цели и задачи прокурорского надзора, служебные обязанности прокурора указаны в ФЗ №2202-1. Кроме того, порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе, иных законодательных актах и нормативных подзаконных материалах (в приказах и распоряжениях Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, в должностных инструкциях и т.д.), конкретизирующих и уточняющих требования законодателя. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют порядок, сроки и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестование приговоров в кассационной инстанции, подачи исков, жалоб и т.д.). Отступление от этих требований рассматриваются как нарушения закона, свидетельствует о низком уровне профессиональной квалификации. Данная особенность прокурорской деятельности способствует формированию у субъекта уважения к закону, стремлению строго придерживаться правовых норм. Потребность соблюдать правовые нормы — одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей служащего прокуратуры.

Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий, использование которых, в случае необходимости — в принудительном порядке, нередко существенно затрагивает интересы граждан, различных юридических лиц, организаций и ограничивает их права. Поэтому применение власти требует от сотрудника прокуратуры высокого уровня персональной ответственности за свои действия, принимаемые решения, их результаты и последствия.

Еще одной характерной особенностью деятельности прокурора является его особый статус, правовая самостоятельность и независимость от влияний, исходящих от любых органов государственной власти и должностных лиц (принцип независимости органов прокуратуры). Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки своим внутренним убеждениям.

«Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством».

Естественно, что правовой статус государственных служащих различается в зависимости от замещаемых должностей, от уровня государственной службы.

Итак, что касается непосредственно сотрудников прокуратуры РФ, то возникновение правового статуса характеризуется сложным фактическим юридическим составом: кроме обычного служебного контракта необходим специфический акт — назначение на должность.

Утрачивается статус государственным служащим с момента прекращения государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры, а именно при увольнении прокурорского работника.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает присягу. Присяга принимается в месячный срок после аттестации на должность прокурора или следователя. Содержание присяги отражено в ст. 40 ФЗ №2202-1. Но присяга не влияет на приобретение определенного правового статуса — это лишь дань традиции. Принятие присяги является обязательным только у военнослужащих, так как с ней связано наступление правовых последствий. Однако существует мнение, что присяга — это не торжественный ритуал, а юридическое обязательство сотрудника прокуратуры, хотя и сформулированное с помощью неправовых категорий. Так, составляющие присяги имеют свойство юридических обязательств, например: «соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ», «строго хранить государственную и охраняемую законом тайну», и за несоблюдение их служащего прокуратуры можно привлечь к ответственности.

Так как служба в органах прокуратуры является государственной гражданской службой, то и основы правового статуса сотрудника прокуратуры регулирует ФЗ №79.

6. Запреты и ограничения, установленные законом для прокурорских работников

Прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 11).

Эти ограничения состоят в том, что государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Иные ограничения, общие для государственных служащих, регламентированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, в ст.4 Закона предусмотрено, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание таких объединений и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность не только с иной оплачиваемой, но и с безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Список использованных нормативных актов и литературы.

1.»О Прокуратуре РФ»: Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г.

2. «О гражданской государственной службе РФ»: Федеральный закон №79 от 27 июля 2004 г

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *