Огэ щадящий режим

Мне кажется ВГС вряд ли будет основанием для применения особого режима. Тут идут более серьезные заболевания — проблемы со зрением, слухом. Заболевания сердечной системы, опорно-двигательного аппарата, диабет. То есть любые заболевания, при которых возникает необходимость в «особых» условиях — делать перерывы к примеру, выходить для произведения медицинских манипуляций, поесть. Или если ребенок не может сидеть. Соответствующую справку дают в поликлинике и тогда школа уже принимает решение о том, как организовать ребенку сдачу экзамена в зависимости от рекомендаций врача. Щадящий режим при огэ как правило предусматривает отдельную аудиторию, более длительный период сдачи экзамена, возможность покидать кабинет, присутствие доктора и медицинский контроль на протяжении всего экзаменационного периода… Как-то так. Вам лучше поговорить со своим неврологом.
Кстати, по закону вы можете не озвучивать ваш диагноз! Так что и с дистонией можно получить заветную справку, если врач войдет в вашу ситуацию. Сделать все это вам нужно чем раньше, тем лучше, иначе можно упустить время и ребенок будет вынужден сдавать экзамен на общих основаниях. Если вам самой некогда прийти в школу, то после 14 лет школьник может написать заявление сам. Ну и самое главное подумайте, зачем вам на этом огэ щадящий режим — вы хотите дополнительное время/отдельный кабинет/возможность выходить из класса для приема лекарств или контроля состояния у медика? Может вам давление надо мерить или что-то еще. Словом, времени у вас мало. Первым делом обговорите это все с врачом, потому что его мнение и рекомендации будут первичны, школа не сможет отмахнуться от вас, если будет справка. Хотя судя по тому, что я слышала, щадящий режим ох как не люб администрациям школ и они всячески пытаются откреститься от таких вот «особых» учеников.

ОГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Сдавать выпускные экзамены трудно всем школьникам, а детям с инвалидностью или значительными проблемами со здоровьем – еще сложнее. Закон «Об образовании» и ведомственные акты Минобрнауки обязывают организаторов аттестации создавать в экзаменационных пунктах особую, максимально комфортную обстановку проведения ОГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья: устанавливать необходимое дополнительное техническое оборудование, отводить больше времени на подготовку и ответ, предоставлять участникам право выбора формы аттестации.

Категории участников ОГЭ

Действующие с осени 2016 года образовательные стандарты (ФГОС ОВЗ и УО) определяют ОВЗ как значительные медицинские проблемы:

  • со зрением или слухом (частичная или полная утрата);
  • с речью (серьезные случаи дисфункции речевого аппарата);
  • с опорно-двигательной системой;
  • с психическим развитием (в том числе и диагностированные аутистические расстройства).

Заключение о наличии проблем со здоровьем дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ, подтверждающий ОВЗ, носит рекомендательный характер: школьник может проходить аттестацию на общих основаниях или воспользоваться льготными условиями и дополнительными правами, предоставленными законом. Если выбран второй вариант, то в пункт проведения экзамена (обычно ППЭ устраиваются в образовательных организациях, где учатся участники ГИА) надо подать заявление, в котором указываются необходимые ребенку особые условия, и приложить копию заключения комиссии.

Особенности ГИА для участников с ОВЗ

В зависимости от дальнейших образовательных планов выпускники с ОВЗ и инвалидностью по желанию могут сдавать только обязательные математику и русский язык, совсем отказавшись от аттестации по дополнительным предметам или сократив их количество.

Оговоренные нормативной базой особенности проведения ГИА для участников с ОВЗ можно условно разделить на две категории:

  1. Организационно-технические – образовательное учреждение должно предоставить детям с ОВЗ комфортный доступ в учебные помещения, санузлы, лифты (если пункт приема экзаменов (ППЭ) размещен не на первом этаже). Классы оснащаются дополнительной аудиовизуальной техникой, соответствующей характеру заболевания, или же ученикам разрешено пользоваться собственными вспомогательными средствами.
  2. Методические – контрольно-измерительные экзаменационные материалы разрабатываются на основании требований ФГОС к уровню знаний выпускников, но с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий участников ОГЭ.

Формы проведения аттестации

В какой форме обучающиеся с ОВЗ могут сдавать ГИА, решают школьники, их родители или опекуны. По желанию вместо стандартной государственной итоговой аттестации можно выбрать устный экзамен с традиционными билетами или один из письменных форматов: сочинение, изложение, диктант. Главное – заранее в заявлении на сдачу ОГЭ указать, как именно выпускник намерен проходить ГИА.

Сдавать экзамены допускается как устно, так и письменно. Те, кто по состоянию здоровья не может писать от руки, выполняют работу на компьютере.

Формы проведения ОГЭ для разных категорий выпускников с ОВЗ согласно методическим рекомендациям ФИПИ.

Продолжительность

Льготный дополнительный лимит экзаменационного времени для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья составляет полтора часа. Эти 90 минут прибавляются к стандартным предметным нормативам. Например, ОГЭ для детей с ОВЗ по математике может длиться не 235 минут, а 325.

Длительность ОГЭ по предметам на выбор.

Продолжительность ОГЭ по обязательным предметам.

Кроме того, добавляется полчаса на устный ответ на экзаменах по иностранным языкам. Сдача «Говорения» обязательно записывается на звуковые носители.

Особые условия

К выпускникам, которые не могут прибыть в ППЭ, экзаменаторы с необходимым оборудованием выезжают на дом. Для тех, кто сдает ОГЭ в учебном заведении дольше 4 часов, организовывается перерыв для приема пищи, выполнения обязательных медицинских манипуляций. В остальном особенности экзаменационного процесса зависят от специфики ограничения возможностей учащихся.

Организационная специфика ОГЭ по характеру заболевания

Факторы ограничения Дополнительное оснащение/организационные меры
Слух
  • аудиоаппаратура, усиливающая звук;
  • работает сурдопереводчик;
  • при комплексных проблемах со слухом и речью работа выполняется письменно.
Зрение
  • уровень освещенности помещения не ниже 300 лк;
  • в наличии увеличительные приборы;
  • распечатки заданий делаются крупным шрифтом;
  • для слепых учеников подготавливаются задания, написанные шрифтом Брайля; экзаменующиеся пишут этим же способом на заготовленной специальной бумаге.
Опорно-двигательный аппарат или только дисфункция верхних конечностей
  • письменные ответы набираются на компьютере с соответствующим программным обеспечением;
  • зайти в класс, выйти на перерыв, сесть за парту ученику помогает ассистент.

Как и при стандартной сдаче ОГЭ, ведется видеонаблюдение без подключения к сети Интернет.

Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ

Разобраться в требованиях к тому или иному формату аттестации и отточить навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ, помогут специальные сборники тренировочных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Участники с ОВЗ выполняют задачи того же уровня сложности, что и остальные выпускники, но составленные и оформленные с учетом возможностей здоровья особенных детей.

Математика

По объему проверки изученного материала варианты ОГЭ по математике для детей с ОВЗ не отличаются от обычных. Вопросы охватывают основные разделы учебного курса 5–9 классов: арифметику, алгебру, геометрию, вероятность и статистику.

На устном экзамене ученик должен решить одно из предложенных в каждом из пяти разделов билета заданий и дать краткий или развернутый ответ, поясняя вычисления или обосновывая порядок математических действий и т. д.

На подготовку к ответу дается не менее 60 минут.

Составить представление о типе и сложности вопросов поможет спецификация контрольно-измерительных материалов для устного ОГЭ по математике.

В ЭМ (экзаменационных материалах) для письменной ГИА-9 есть задачи:

  • с выбором варианта ответа;
  • на установление соответствия;
  • для полного решения.

По уровню сложности задания устного и письменного форматов ОГЭ не отличаются:

Ознакомиться с критериями оценивания и вариантами заданий на письменном ОГЭ по математике для детей с ОВЗ можно в спецификации ЭМ.

Русский язык

Задания ОГЭ по русскому языку для детей с ОВЗ составлены с учетом специфики заболеваний или особых состояний здоровья выпускников. Для устной аттестации используются билеты с текстами и заданиями для проверки навыков логического мышления, знания грамматических, пунктуационных, орфографических правил. Письменный экзамен проводится в виде:

  • сочинения;
  • изложения с творческой частью;
  • диктанта – особая форма оценивания для детей с аутистическими расстройствами.

Экзаменационные материалы составлены с учетом различных типов заболеваний:

  • маркированные буквами «А» и «С» рассчитаны на учеников со слабым слухом, зрением, проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • литерой «К» помечаются задания для глухих детей, выпускников с тяжелыми речевыми расстройствами или задержкой психического развития.

Критерии оценивания ответов, перечень тем и правил, знание которых проверяется на ОГЭ для выпускников с ОВЗ, а также образцы ЭМ представлены в спецификациях к материалам устного и письменного экзаменов.

Сегодня делается все возможное для того, чтобы трудности, связанные с ОВЗ, не влияли на образовательные и карьерные амбиции молодых людей. Воспользовавшись на ОГЭ дополнительными правами, предоставленными законодательством, участники с ограниченными возможностями здоровья могут получить на экзамене справедливые баллы, которые не испортят аттестат.

ЕГЭ в щадящем режиме

Весенняя пора — тяжелая пора экза­менов для студентов и школьников. И если у студентов всё идет по старой обкатанной схеме «от сессии до сес­сии…», то для выпускников школ и их родителей с 26 мая начинается очеред­ной нервный марш-бросок по дорогам и тропинкам неизведанной страны ЕГЭ. Выдержать весь период выпускных экзаменов по новой форме — нелегкая задача даже для самых выносливых школьников. Как же быть тем, кто от природы не обладает крепким здоровь­ем? Есть ли в процедуре сдачи ЕГЭ пос­лабления для детей с ограниченными возможностями? С такими вопросами мы обратились в управление образова­ния и молодежной политики админист­рации УГО.

О том, как в этом году будут сдавать выпускные экзамены школьники с ог­раниченными возможностями, нам рас­сказала заместитель начальника управ­ления Татьяна Сарада.

ПИШЕМ ЗАЯВЛЕНИЕ

Если раньше детям с ограниченными воз­можностями можно было вообще не сдавать экзамены, то сегодня, согласно Закону об образовании, все выпускники, без исключе­ния, для получения аттестата должны прой­ти итоговую аттестацию. Но для отдельной категории выпускников Министерством об­разования разработаны отличные от всех правила сдачи выпускных экзаменов. Они касаются детей-инвалидов, имеющих не­достатки в физическом и (или) психическом развитии, а также выпускников, обучавших­ся по состоянию здоровья на дому и в оздо­ровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и для учащихся, на­ходившихся в лечебно-профилактических учреждениях более четырех месяцев.

Все эти ребята, написав соответствующее заявление и приложив документы, подтверж­дающие их статус, смогут проходить итого­вую аттестацию в форме ЕГЭ или в форме государственного выпускного экзамена. При этом допускается сочетание разных форм аттестации. То есть выпускник может сда­вать, например, математику по форме ЕГЭ, а русский язык — в традиционной форме.

По словам Татьяны Алексеевны, сегодня уже идет прием подобных заявлений от вы­пускников.

Выбор предметов и количества экзаме­нов остается за школьником. При необхо­димости письменные экзамены могут быть заменены на устные. Но это нужно заранее согласовать с департаментом образования и науки Приморского края — для выпускни­ков 11 классов и с местным управлением образования — для выпускников 9 классов.

СДАЕМ ЭКЗАМЕН

Экзамены для выпускников с ограни­ченными возможностями организуются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Продолжительность экзамена для них увеличивается на 1,5 часа, по сравнению со стандартно отведен­ным временем.

Непосредственно на самом экзамене ре­бенка может сопровождать ассистент, ко­торый может оказывать всю необходимую помощь. Как то: занять рабочее место, пе­редвигаться, прочитать задание. Глухим и слабослышащим детям, кроме всего проче­го, разрешено пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Кроме того, согласно последним измене­ниям в процедуре сдачи ЕГЭ, для детей- инвалидов можно организовать питание и перерывы для проведения необходимых медицинских процедур. Об этом нужно за­ранее переговорить с директором школы и написать заявление.

И ПРОДОЛЖАЕМ УЧИТЬСЯ

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без по­печения родителей;

-дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, ко­торым согласно заключению учреждения го­сударственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведе­ниях;

граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инва­лида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного мини­мума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Есть у выпускников с ограниченными воз­можностями и другие льготы. Они могут по­дать заявление о приеме в вуз (ссуз) на пер­вый курс как по результатам ЕГЭ, так и по результатам проводимых вузом вступитель­ных испытаний (при отсутствии результатов ЕГЭ). Тем, кто не сдает единый госэкзамен, нужно представить один из документов, подтверждающих ограниченные возможнос­ти здоровья:

заключение психолого-медико-педагоги- ческой комиссии;

справка об установлении инвалидности, выданная медико-социальной экспертизой;

документ (справка), выданный образо­вательным учреждением, органом образо­вания, подтверждающий, что поступающий проходил государственную (итоговую) ат­тестацию как обучающийся с ограниченны­ми возможностями здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, име­ющие право на прием в вузы и ссузы вне кон­курса, успешно прошедшие вступительные испытания, представляют справку об уста­новлении инвалидности, выданную МСЭ.

Ольга УДОВЕНКО

ЕГЭ, ОГЭ для детей-инвалидов

Экзамены всегда вызывали стресс и повышенные волнения у детей и родителей. С введением тестовых видов итоговой аттестации в формах основного и единого государственных экзаменов, напряжение только усилилось. Это негативно сказывается на результатах оценки успеваемости, особенно при проведении ЕГЭ для инвалидов. Информация по наиболее интересующим вопросам призвана смягчить это напряжение.

Как дети-инвалиды сдают ЕГЭ и ОГЭ

Рособрнадзором подготовлен пакет документов, определяющий порядок проведения экзаменов, работу пунктов (ППЭ), функции главной экзаменационной (ГЭК), предметной и апелляционной комиссий. Все акты конкретизированы положениями, принятыми на региональных уровнях (ОИВ).

Основными документами, определяющими порядок проведения, являются приказы Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, от 25.12.2013 №1394.


Вопросы количества сдаваемых предметов в 9 классе определены письмом Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146.

СМИ ежегодно в декабре публикуют перечень предметов со сроками итоговой аттестации.

Сочинение (изложение) как условие допуска

Ежегодно, начиная с 2014 года, обучающиеся 11 класса в декабре пишут обязательное выпускное сочинение (приложение 1 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875). Для участия выпускники подают заявление не позже, чем за 14 дней до даты его проведения. Для получения льгот, установленных для детей инвалидов, дополнительно прилагается копия справки об установлении инвалидности. Допускается выбор изложения вместо сочинения. Результат написания оценивается по зачетной системе. При необходимости, можно сдать сочинение в феврале или в мае.

Место проведения итогового сочинения (изложения) выбирается исходя из медицинских показаний. При необходимости, письменная работа может быть заменена на устную.

Для детей-инвалидов на полтора часа увеличивается время, необходимое для написания работы, организуются перерывы на лечебные процедуры и питание. Кроме материалов необходимых для написания сочинения, ребенок-инвалид имеет право использовать питание и лекарства.

Оборудование и технические средства для экзамена, аналогичны тем, которые используются для ЕГЭ. При отрицательной оценке обучающийся не допускается к сдаче государственного экзамена.

Льготы при сдаче ГИА

Ребенок-инвалид может выбрать срок, форму и перечень предметов для проведения экзамена, о чем он должен указать в заявлении, поданном в школу или в районный орган управления образованием до 1 февраля. Экзамен в форме ЕГЭ могут сдавать выпускники прошлых лет. Расписание экзаменов на досрочный, основной и дополнительный период утверждается Рособрнадзором в декабре.


Формы проведения ГИА для детей с ОВЗ:

  • в 9 классе:
  • ГВЭ-9;
  • ОГЭ со сдачей четырех или двух предметов;
  • в 11 классе:
  • ГВЭ-11;
  • ЕГЭ со сдачей двух обязательных (русский язык и математика). Выпускник может выбрать для сдачи на профильном уровне те предметы. которые потребуются для поступления в ВУЗ (колледж).

При сдаче ГВЭ (традиционный способ проведения экзамена) допускается замена письменных работ по русскому языку и математике на устный экзамен. На основании диагноза выпускнику с ОВЗ предоставляется право выбрать место проведения экзамена (в школе, дома, в больнице), а по русскому языку — его вид (сочинение, изложение или диктант).

При сдаче ЕГЭ (ОГЭ) экзамены проводятся на пунктах ППЭ, формируемых с учетом количества выпускников, изъявивших желание сдавать экзамен, по каждому предмету. Из-за ограниченности количества пунктов, по некоторым предметам организуется подвоз детей на ППЭ.

Возможно проведение ЕГЭ (ОГЭ) на дому. Для этого необходимое оборудование подвозят на дом выпускника.

Выпускник на пункт в день проведения ЕГЭ (ОГЭ) без паспорта и пропуска не допускается. Ребенку-инвалиду с собой необходимо иметь копию удостоверения. Он имеет право подать апелляцию руководителю пункта, если были замечены организационные нарушения.

Из опыта: если у ребенка с ограниченными возможностями здоровья плохое самочувствие (обострение заболевания, волнение, повышенная утомляемость) необходимо прекратить работу и объявить об этом организатору. Медработник составляет акт о прекращении аттестации. На бланке КИМ экзамена делается пометка. Работа не проверяется комиссией, экзамен пересдается в резервный день.

При несогласии с выставленной оценкой, в день объявления результатов подается апелляция в ГЭК (МЭК). При получении неудовлетворительной отметки, предмет можно пересдать в резервный день.

Допускается сочетание двух форм проведения итоговой аттестации.

Из опыта: если ребенок-инвалид обучался на дому (формы: семейное, очно-заочное или заочное), администрация школы будет убеждать выпускника отказаться от прохождения ЕГЭ (ОГЭ) в связи с малым объемом программы его обучения (не более 12 часов в неделю), и проходить ее в форме ГВЭ.

Особенности технического оснащения мест проведения

Техническое оснащение мест проведения ГИА приводится в соответствии с требованиями писем Рособрнадзора от 11.02. 2014 г. № 02-60 и от 23.10.2018 № 10-875:

  • для слабовидящих изготавливаются копии бланков КИМ со шрифтом 18 pt, в аудитории устанавливаются дополнительные светильники, дающие достаточное для участника освещение, подготавливаются увеличивающие устройства;
  • для слепых материалы переводятся на шрифт Брайля. Участник оформляет работу в специальной тетради для письма. В соответствии с записями выпускника тифло-переводчик оформляет бланки ЕГЭ;
  • для выпускников с тяжелыми нарушениями слуха, устанавливается звукоусиливающая аппаратура. Используется сурдопереводчик;
  • аудитории для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудуются пандусами, креслами, лежаками, компьютерами (при необходимости). Предусматривается перемещение участников в туалетные комнаты по коридорам с поручнями и расширенными проемами;
  • для сложных диагнозов помещения оборудуются на основании рекомендаций врача с учетом психофизического развития.

Льготы при поступлении в колледж или ВУЗ

Действующим законодательством для детей-инвалидов установлены льготы, при поступлении в учреждения среднего или высшего профессионального образования:

  • для подготовки к вступительным испытаниям ребенок-инвалид может бесплатно учиться на подготовительных курсах;
  • абитуриент имеет преимущественное право при рассмотрении вопросов о зачислении;
  • прием для обучения по выбранным специальностям на бюджетные места без вступительных испытаний;
  • зачисление по квоте при положительной сдаче ЕГЭ.

Для детей-инвалидов конкурс аттестатов не проводится.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида зависит не только от его личных желаний и устремлений родителей. Большую, если не главную, роль в обучении и воспитании играют образовательные организации, которые до настоящего времени испытывают большие проблемы при обучении данной категории: нет ни технической, ни психологической готовности (пример: слабовидящих на экзамены просят приезжать со своими средствами увеличения).

Учителя не заинтересованы в обучении выпускников с ограниченными возможностями здоровья на дому — почасовая оплата мала. Учебная программа в 12 часов вместо 36 часовой в 11 классе не способна подготовить выпускника к сдаче ЕГЭ по основным общеобразовательным предметам. Государством сделан первый шаг в вопросе интеграции детей-инвалидов. Но многое еще предстоит сделать.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *