Статья 176. Объявление решения

1. Решение арбитражного суда объявляется председательствующим в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, после принятия решения арбитражного суда.

2. В судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле.

Изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.

3. Объявленная резолютивная часть решения должна быть подписана всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела и принятии решения, и приобщена к делу.

4. Председательствующий в судебном заседании после объявления решения разъясняет порядок его обжалования.

Комментарий к статье 176 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Рассмотрение дела по существу заканчивается вынесением судебного решения. В этом проявляется действие принципа непрерывности судебного заседания. После обсуждения в совещательной комнате всех вопросов, разрешаемых при принятии решения, суд излагает решение в письменной форме, подписывает его и выходит для оглашения решения. Решение объявляется председательствующим публично. В этом действии проявляется воспитательная функция правосудия, публичное объявление судебного решения делает правосудие открытым и доступным.

Регламентом арбитражных судов предусмотрено, что решение объявляется председательствующим стоя. Все находящиеся в зале заседания выслушивают решение арбитражного суда также стоя. В исключительных случаях (в силу болезни или иных уважительных причин) с разрешения председательствующего лицо, участвующее в деле, может выслушивать решение сидя (п. 43).

После оглашения председательствующий может по просьбе лиц, участвующих в деле, дать пояснения.

2. По общему правилу решение должно быть сразу же вынесено в полном объеме, т.е. содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части. АПК РФ, учитывая, что большинство рассматриваемых дел носит сложный характер, когда суду необходимо исследовать большой объем фактического, доказательственного и нормативного материала, предоставляет право заканчивать рассмотрение дела объявлением резолютивной части принятого решения. При объявлении резолютивной части судебного решения суд обязан изготовить вводную и резолютивную части и объявить сторонам, когда будет изготовлено решение в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения должна быть отражена в протоколе судебного заседания. Изготовление судебного решения может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней, что является исключением из принципа непрерывности судебного разбирательства. Пятидневный срок, предоставляемый суду для изготовления мотивированного решения, включается в срок судебного рассмотрения дела. При этом в силу ч. 3 ст. 113 АПК РФ в срок, исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни.

Определение даты принятия судебного решения имеет важное юридическое значение, поскольку с этим моментом связано начало течения срока вступления решения в законную силу, с этого момента возникает право на обжалование решения в суд вышестоящей инстанции.

При этом состав суда, выводы суда, изложенные как в сокращенном, так и в мотивированном судебном решении, должны полностью совпадать. Кроме того, выводы суда, изложенные в резолютивной части судебного решения, не должны противоречить мотивам принятия решения, которые приведены в окончательной форме судебного решения. Подобные нарушения влекут отмену судебных актов.

При изготовлении мотивированного решения суда во вводной части указываются и дата объявления резолютивной части, и дата изготовления решения в полном объеме. Об этом говорится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 39).

Суд сообщает дату изготовления решения суда в полном объеме и дает разъяснение порядка доведения его до сведения лиц, участвующих в деле, при объявлении резолютивной части принятого решения. Эти сведения вносятся в протокол судебного заседания. При этом полный текст судебного решения может не объявляться публично.

3. Объявленная резолютивная часть решения должна полностью быть продублирована в окончательном решении и приобщена вместе с мотивированным решением к материалам дела. Судьи подписывают как мотивированное решение, так и решение, выполненное в сокращенной форме (когда оглашена только резолютивная часть). На это обращается внимание и в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции». Так, в случаях оглашения только резолютивной части решения арбитражный суд объявляет день и час, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением. Эта дата должна быть записана в протоколе судебного заседания.

Мотивированное решение и ранее объявленная резолютивная часть решения подписываются всеми судьями, участвовавшими в его принятии.

Резолютивная часть составленного мотивированного решения должна дословно соответствовать резолютивной части решения, объявленной в день окончания разбирательства дела.

4. После объявления решения председательствующий обязан разъяснить сторонам срок и порядок обжалования судебного решения.

Другой комментарий к статье 176 АПК РФ

Правила ч. 2 ст. 176 АПК РФ применяются также и при рассмотрении дела судами апелляционной и кассационной инстанций; в случае если изготовление принятого судебного акта в полном объеме отложено судом, резолютивная часть этого судебного акта должна быть объявлена в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела, подписана всеми судьями, участвовавшими в принятии судебного акта, и приобщена к делу.

По смыслу данной статьи с момента объявления в судебном заседании резолютивной части судебного акта суд не вправе изменять изложенное в ней; резолютивная часть судебного акта, изготовленного в полном объеме, должна соответствовать объявленной резолютивной части.

Согласно ч. 2 ст. 176, ч. 1 ст. 259 АПК РФ срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется не с даты направления копии изготовленного судебного акта лицам, участвующим в деле, а с даты изготовления судом первой инстанции судебного акта в полном объеме.

См., например: п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».

51. Понятие законной силы решения арбитражного суда. Порядок вступления решения арбитражного суда в законную силу. Свойства решения арбитражного суда, вступившего в законную силу.

Решение любо­го суда, в том числе и арбитражного, специально наделено законной силой, без этого оно оставалось бы просто рекомендацией, исполне­ние которой зависело бы исключительно от желания участников пра­воотношений.

Основные свойства законной силы решения:

1. Оно является обязательным для органов государственной влас­ти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей терри­тории Российской Федерации (ст. 16 АПК).

2. Исключительность — это невозможность для лиц, участвовавших в деле, и их правопреемников обращаться в суд, а суда — невозмож­ность рассматривать тождественные требования, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК, производство по такому повторному делу под­лежит прекращению.

3. Преюдициальность состоит в том, что факты, установленные в решении, предполагаются истинными, не подлежащими повторному доказыванию ни в другом судебном процессе (ч. 2 ст. 69 АПК), ни вообще перед кем бы то ни было.

4. Исполнимость как свойство законной силы представляет право истца на принудительную (без учета воли обязанного лица) реализа­цию (исполнение) предписаний, содержащихся в решении.

Перечисленные свойства, составляющие в совокупности его за­конную силу, решение по общему правилу приобретает не сразу, а по истечении определенного срока вступления решения в законную силу, предоставляемого заинтересованным лицам на обжалование решения в случае несогласия с ним.

Для большинства решений арбитражного суда установлен месяч­ный срок на апелляционное обжалование (ст. 259 АПК). Соответст­венно, решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если апелляционная жалоба не подана, и в день вынесения арбитражным судом апелляционной инстанции пос­тановления, которым решение оставлено в силе полностью, в случае подачи апелляционной жалобы.

Месячный срок на вступление решения в законную силу исчисля­ется по правилам, установленным ст. 113 и 114 АПК.

Т.е. течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.

В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.

Две категории решений, принимаемых судом первой инстанции, в виде исключения, приобретают законную силу немедленно после их принятия:

— решения ВАС РФ;

— решения по делам об оспарива­нии нормативных правовых актов.

Для некоторых категорий дел АПК и другими законами установ­лены иные, как правило, сокращенные сроки вступления решения в законную силу (ч. 4 ст. 206; ч. 5 ст. 211 АПК):

— решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба;

— решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба;

— решения арбитражного суда по другим делам вступают в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены федеральным законом.

52. Немедленное вступление решений арбитражных судов в законную силу и обращение решений арбитражных судов к немедленному исполнению: понятия и различия. Примеры.

По общему правилу решение арбитражного суда подлежит исполнению после вступления его в законную силу. Исполнение судебного решения — завершающий этап, на котором права, свободы и законные интересы граждан и организаций получают реальную защиту и восстановление. Участники процесса обязаны добровольно исполнить вынесенное в отношении их судебное решение, в противном случае решение подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение судебного решения производится на основании исполнительного листа, который выдается арбитражным судом, вынесшим решение. Исполнительный лист выдается взыскателю после вступления решения суда в законную силу или по ходатайству взыскателя может быть направлен для исполнения.

Порядок исполнения решений арбитражного суда регулируются разд. VII АПК РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

АПК 2002 г. предусматривает возможность немедленного исполнения решения арбитражного суда. Немедленное исполнение решения арбитражного суда — это возможность его реализации с момента вынесения в окончательной форме до вступления в законную силу. Немедленное исполнение решения арбитражного суда возможно и в случае, когда оно немедленно вступает в законную силу (решения ВАС РФ, вынесенные им по первой инстанции, и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов). Существует два вида немедленного исполнения решения суда, не вступившего в законную силу: обязательное и факультативное.

В ч. 2 ст. 182 АПК РФ приведены решения, подлежащие обязательному немедленному исполнению. По делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению независимо от усмотрения суда и участвующих в деле лиц. По данным категориям дел суд обязан указать в резолютивной части судебного решения, что оно подлежит немедленному исполнению. При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера.

Поэтому, если заявитель предъявляет в суд требование о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, и названное требование удовлетворяется, такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 182 Кодекса, т.е. после вступления его в законную силу.

Факультативное немедленное исполнение не вступившего в законную силу решения суда допускается по усмотрению суда. Такое исполнение имеет место и в иных случаях, о которых не сказано в ч. ч. 1 и 2 ст. 182 АПК РФ.

С заявлением об обращении решения к немедленному исполнению обращается истец. В этом заявлении он должен указать причины, по которым он считает, что решение необходимо немедленно исполнить. В качестве таких причин АПК 2002 г. называет наличие особых обстоятельств, которые затягивают процесс исполнения, что может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

Например, решением от 22 ноября 2004 г. с ответчика в пользу истца взыскана сумма 100 тыс. руб. Ответчик — ООО — находится в процессе ликвидации, и на 25 ноября 2004 г. назначено последнее собрание участников, в повестке дня которого в числе прочих значится вопрос о распределении среди участников оставшихся от реализации имущества денежных сумм. Если такое решение будет принято судом, истец не сможет исполнить его, так как к моменту вступления решения в силу денег и иного имущества не будет, а само общество может быть исключено из реестра юридических лиц.

Заявление об обращении решения к немедленному исполнению подается в письменной форме в суд, который вынес решение. К заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие доводы истца. В качестве необходимого условия обращения решения суда к немедленному исполнению по заявлению истца действующее арбитражное процессуальное законодательство предусматривает правило о предоставлении взыскателем обеспечения поворота исполнения на случай отмены решения суда (встречное обеспечение). Такое обеспечение осуществляется путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере присужденной суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на такую же сумму.

Заявление истца об обращении решения суда к немедленному исполнению рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о месте и времени. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению заявления. Заявление рассматривается в том же составе суда, который вынес судебное решение. По результатам рассмотрения арбитражный суд может прийти к следующим выводам:

1) заявление истца удовлетворить и обратить решение суда, не вступившее в законную силу, к немедленному исполнению;

2) заявление истца оставить без удовлетворения, в обращении решения суда, не вступившего в законную силу, к немедленному исполнению отказать.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит судебный акт в форме определения, которое может быть обжаловано.

Арбитражный суд не позднее следующего дня после вынесения определения обязан направить его копии лицам, участвующим в деле.

Определение арбитражного суда об обращении решения суда, не вступившего в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Обжалование этого определения не приостанавливает исполнение решения суда.

Если решение не обращено к немедленному исполнению, то лица, участвующие в деле, могут просить арбитражный суд о принятии мер по обеспечению исполнения решения. Такие меры допускаются, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного решения. После вынесения судебного решения вопрос об обеспечении его исполнения разрешается по правилам гл. 8 АПК РФ (по правилам рассмотрения заявления об обеспечении иска).

53. Определения арбитражных судов и их виды.

Если решением арбитражный суд разрешает дело по существу, то определения выносятся по отдельным вопросам, возникающим в ходе арбитражного процесса. Определения арбитражного суда могут классифицироваться по различным основаниям, что позволяет лучше понять их правовые характеристики.

1. По форме вынесения и фиксации определения могут выноситься в виде отдельного акта либо без оформления в виде отдельного акта. В соответствии со ст. 184 АПК РФ арбитражный суд обязательно выносит определение в виде отдельного акта, если предусмотрена возможность обжалования такого определения отдельно от обжалования судебного акта, которым разрешается рассмотрение дела по существу, например определение об обеспечении иска. Также обязательно вынесение определения в виде отдельного судебного акта в случаях, прямо установленных АПК РФ (определение о принятии искового заявления, о подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении дела и др.), а также когда рассмотрение дела оканчивается без разрешения спора по существу (об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу).

В определении, выносимом в виде отдельного акта, должны быть указаны:

— наименование арбитражного суда, номер дела, дата вынесения определения, состав суда, предмет спора;

— наименование лиц, участвующих в деле;

— вопрос, по которому выносится определение;

— мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

— вывод по рассматриваемому вопросу;

— порядок и срок обжалования определения.

Определение, которое закон требует выносить в виде отдельного судебного акта, иногда совмещается с другим определением: например, определение о назначении экспертизы может быть изложено совместно с определением о приостановлении производства по делу или об отложении разбирательства.

Без оформления в виде отдельного акта при рассмотрении дела в судебном заседании арбитражный суд вправе вынести определение по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства (протокольные определения). Определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания. В определении указываются вопрос, по которому оно выносится, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по рассматриваемому вопросу. Ярким примером такого определения является определение об объявлении перерыва в судебном заседании или определение о приобщении к делу дополнительных доказательств.

2. По правовым последствиям можно различать определения, выносимые в ходе разбирательства дела, обеспечивающие развитие арбитражного процесса (о подготовке дела к судебному разбирательству), и определения, которыми заканчивается производство по делу без вынесения решения арбитражного суда (об оставлении иска без рассмотрения и прекращении производства по делу). Особо среди них выделяется определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения сторон (ч. 2 ст. 150 АПК РФ), поскольку указанное определение по своим последствиям также разрешает дело по существу, но на условиях, согласованных сторонами и утвержденных арбитражным судом.

3. По целям, которые обеспечиваются вынесением определений, можно выделить различные группы определений, каждая из которых разрешает конкретный круг задач. Определения, выносимые в стадии возбуждения дела и его подготовки к судебному разбирательству, позволяют разрешать задачи и осуществлять полномочия, которые стоят перед арбитражным судом на данных этапах судопроизводства, например, о принятии искового заявления, об обеспечении иска или доказательств, о направлении судебного поручения, о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, и др.

Определения в стадии судебного разбирательства позволяют разрешать вопросы, возникающие по ходу заседания, например, об истребовании новых доказательств, об отложении разбирательства дела либо приостановлении производства по делу.

Определения об оставлении иска без рассмотрения либо прекращении производства по делу, как уже отмечалось, оканчивают производство по делу без вынесения решения арбитражного суда. Определения о вынесении дополнительного решения, о разъяснении решения и исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок позволяют исправить недостатки уже вынесенного решения по окончании разбирательства дела, в том числе и в стадии исполнительного производства для целей его успешного принудительного исполнения.

4. По порядку обжалования выделяются определения, которые могут быть обжалованы отдельно от решения арбитражного суда, например определение о приостановлении производства по делу. В таких случаях в АПК РФ каждый раз специально оговаривается, что данное определение может быть обжаловано. Остальные определения отдельно от решения арбитражного суда не обжалуются, но соответствующие доводы могут быть включены заинтересованным лицом в жалобу, подаваемую в апелляционном, кассационном порядке либо в заявлении о принесении протеста в порядке надзора. Например, сторона вправе указать в кассационной жалобе, что отклонение арбитражным судом ее заявления о вызове конкретного свидетеля не позволило установить ряд фактических обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Исполнение определений арбитражных судов. АПК РФ не использует по отношению к определению понятие вступления его в законную силу. Связано это с тем, что основной целью вынесения определения является оперативное решение процедурных вопросов, установление же срока, по истечении которого определение приобретало бы свойства обязательности и исполнимости, лишает определение как особый судебный акт практического смысла. С учетом основной цели определения АПК РФ придает ему законную силу, т.е. делает обязательным для исполнения, сразу же после вынесения. В связи с изложенным определение подлежит немедленному исполнению, несмотря на то что большая часть определений, вынесение которых предусмотрено АПК РФ, может быть обжалована.

Обжалование определений, в том числе вынесенных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, производится в вышестоящую инстанцию в месячный срок со дня вынесения определения.

54. Оставление заявления без рассмотрения и прекращение производства по делу в арбитражном суде.

Окончание производства по делу без вынесения решения арбитражного суда возможно в 2 формах путем вынесения определения: — о прекращении производства по делу либо — об оставлении заявления без рассмотрения.

Указанные формы окончания производства по делу различаются, во-первых, по основаниям и, во-вторых, по последствиям.

Основания для прекращения производства по делу указаны в ст. 150 АПК РФ, а для оставления иска без рассмотрения — в ст. 148 АПК РФ. При этом указанные перечни расширительному толкованию не подлежат и не могут дополняться иными основаниями по усмотрению лиц, участвующих в деле, либо арбитражного суда.

Последствия совершения указанных процессуальных действий различаются следующим образом. В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Если иск был оставлен без рассмотрения, то после устранения обстоятельств, послуживших основанием для данного процессуального действия, истец вправе вновь обратиться в арбитражный суд с иском в общем порядке.

Арбитражный суд прекращает производство по делу в следующих случаях:

— если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Имеются в виду случаи невозможности рассмотрения дела в арбитражном суде как в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду, так и в связи с отсутствием процессуальной правосубъектности у лица, участвующего в деле;

— если имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт суда общей юрисдикции, арбитражного суда или компетентного суда иностранного государства (в последнем случае производство по делу не подлежит прекращению, если российский суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда);

— если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда;

— если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом;

— если организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована. В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам;

— если после смерти гражданина, являющегося стороной в деле, спорное правоотношение не допускает правопреемства. Примером таких отношений являются налоговые: если индивидуальный предприниматель, являющийся ответчиком по иску налогового органа о взыскании с него недоимки по налогам, умер, у его наследников не возникает обязанности по уплате налогов, не уплаченных предпринимателем;

— если судом (арбитражным или общей юрисдикции, а также уставным судом субъекта РФ) ранее уже рассматривалось дело об оспаривании нормативного правового акта (ч. 7 ст. 194 АПК РФ). Указанное обстоятельство будет являться основанием для прекращения производства по делу только в случае, если по ранее поданному заявлению об оспаривании нормативного акта было вынесено решение, вступившее в законную силу;

— если заключено мировое соглашение и оно утверждено арбитражным судом (ч. 2 ст. 150 АПК РФ). В соответствии со ст. 49, 139 АПК РФ мировое соглашение, как и отказ истца от иска, подлежит контролю со стороны арбитражного суда на предмет соответствия законам, иным нормативным правовым актам, а также правам и законным интересам других лиц.

Таким образом, основания для прекращения производства по делу можно подразделить на 2 большие группы:

1) связанные с ошибочным возбуждением дела арбитражным судом при отсутствии у истца права на предъявление иска в момент принятия заявления (п. 1-3, 7 ч. 1 ст. 150 АПК РФ);

2) связанные с невозможностью продолжения данного арбитражного процесса в связи с наступлением правопрекращающего фактического состава (п. 4-6 ч. 1, ч. 2 ст. 150 АПК РФ).

О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение. В определении арбитражного суда могут быть разрешены вопросы о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, о возврате государственной пошлины из бюджета. Определение арбитражного суда о прекращении производства по делу может быть обжаловано.

Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения в следующих случаях:

1) если в производстве суда общей юрисдикции, арбитражного суда, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

2) если истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;

3) если при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве. Например, при рассмотрении заявления об установлении факта владения заявителем недвижимым имуществом на праве собственности одно из заинтересованных лиц заявило о своем праве на это имущество;

4) если заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве. Законодательством о банкротстве предусмотрен особый порядок рассмотрения требований кредиторов, исключающий удовлетворение их в индивидуальном порядке, в том числе исковом;

5) если имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом;

6) если стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства. Иск по этому основанию подлежит оставлению без рассмотрения при наличии в совокупности 3 условий: — судебный акт (решение, постановление) еще не принят; — одна из сторон возражает против рассмотрения дела в арбитражном суде; — соглашение действительно, не утратило силу и может быть исполнено;

7) если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.

Об оставлении иска без рассмотрения арбитражный суд выносит определение. В определении арбитражного суда могут быть разрешены вопросы о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, о возврате государственной пошлины из бюджета. Определение об оставлении иска без рассмотрения может быть обжаловано.

55. Общая характеристика производства по делам, возникающим из адм. и иных публичных правоотношений.

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в рамках админи­стративного судопроизводства и введено в качестве средства судеб­ного контроля в сфере публично-правовых отношений. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникаю­щих из административных и иных публичных правоотношений, при­веден в ст. 29 АПК. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуп­равления, иной орган, организация, наделенная ФЗ отдельными го­сударственными или иными публичными полномочиями, или долж­ностное лицо. Данные субъекты наделены властными полномочиями и используют эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпр. и иной экономической деятельности.

По общему правилу, закрепленному в ст. 27, 29 АПК, споры по данной категории дел должны носить экономический характер, т.е. возникать в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности организаций, являющихся юридическими лицами, и граж­дан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 29 АПК указанные в п. 1 ч. 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, явля­ются ли заявителями организации, индивидуальные предпринимате­ли или граждане.

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов отне­сены к подведомственным арбитражным судам. В настоящее время арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании норма­тивных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регу­лирования и валютного контроля; таможенного регулирования; эк­спортного контроля; патентных прав и прав на селекционные дости­жения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов ин­теллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимо­нопольного регулирования; естественных монополий; регулирова­ния банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности и др.

По общему правилу, к нормативным относятся такие акты, кото­рые устанавливают общеобязательные правила поведения для неоп­ределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

2. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные ин­тересы заявителя в сфере предпринимательской и иной эко­номической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организа­ций, наделенных федеральным законом отдельными государ­ственными или иными публичными полномочиями, должно­стных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов.

Ненормативный правовой акт не обладает признаками, названными выше, адресован конкретному лицу.

К данной категории дел можно отнести, например, споры о при­знании недействительными решений налоговых, финансовых, тамо­женных, антимонопольных органов, органов Федеральной службы по финансовым рынкам и т.д.

3. Дела об административных правонарушениях также мно­гочисленны в практике арбитражных судов. Для отнесения этих дел к подведомственности арбитражных судов необходимо соблюдение двух правил:

— участниками споров являются органы, организации, наделенные федеральными закономи отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, юридические лица и предприниматели;

— административное правонарушение совершено при осущест­влении предпринимательской и иной экономической деятельности. Компетенция арбитражного суда по рассмотрению таких дел опреде­лена ст. 23.1 КоАП РФ.

4. Дела о взыскании с организаций и граждан-предпринима­телей обязательных платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен иной порядок их взыскания, также подведомственны арбитражному суду. Такое же правило установлено ст. 46,104 НК РФ. Внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций предусмотрен ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

5. По иным делам, отнесенным ФЗ к компетенции арбитражного суда, можно привести пример дела об обжаловании отказа или ук­лонения от государственной регистрации юридического лица (ком­мерческой организации) или индивидуального предпринимателя; о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, взыскание по которому производится в бесспорном порядке; об ос­паривании постановлений, действий (бездействия, отказа в соверше­нии действия) судебного пристава-исполнителя.

Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из админист­ративных и иных публичных правоотношений, предусмотрен разд. I и II АПК. Для данной категории дел следует учитывать следующие особен­ности:

— дела данной категории возбуждаются на основании заявления;

— в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, отно­сящиеся к подсудности ВАС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;

— ВАС РФ подсудны лишь те дела, которые указаны в ч. 2 ст. 34 АПК, остальные — арбитражным судам субъектов РФ;

— государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбит­ражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, пре­дусмотренных ФЗ (ст. 53 АПК). В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд;

— при обращении налоговых органов в арбитражный суд с иском о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении добровольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК РФ). Несоблюдение налоговой инспекцией досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. 149 АПК, т.е. оставление иска без рассмотрения;

— в соответствии со ст. 333.37 НК РФ гос. органы, органы МСУ и иные органы освобождены от уп­латы гос. пошлины;

— в отличие от общих правил доказывания обязанность доказы­вания по делам, возникающим из административных и иных пуб­личных правоотношений, возлагается на гос. органы, органы МСУ, иные органы, организации, наде­ленные ФЗ отдельными государственными или иными публичными полномочиями и должностных лиц;

— обязательными условиями для признания недействительными актов органов, организаций, наделенных ФЗ отдельными государст­венными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, незаконности их действий (бездействия) являются несоответствие их закону, иному НПА и нарушение ими прав заявителя;

Возможность примирения сторон по данной категории дел яв­ляется новеллой. Одним из

Статья 180. Вступление в законную силу решения, судебного приказа

СТ 180 АПК РФ

1. Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

2. Решения Суда по интеллектуальным правам вступают в законную силу немедленно после их принятия.

3. Решения арбитражного суда по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным федеральным законом, и по другим делам вступают в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

4. Судебный приказ, вынесенный по делам приказного производства, вступает в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены главой 29.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ

В ч. 1, 2 ст. 180 АПК РФ закреплены правила, устанавливающие момент вступления в законную силу решения арбитражного суда. Он определяется по-разному в зависимости от того, какой арбитражный суд принял решение или по какому делу оно вынесено.

Если решение было принято ВАС РФ, то оно вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Немедленно после их принятия вступают в законную силу и решения арбитражного суда субъекта Российской Федерации по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Если же решение принято арбитражным судом субъекта Российской Федерации, то момент вступления его в законную силу определяется в зависимости от того, было ли оно обжаловано в апелляционном порядке.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента, когда вынесено постановление апелляционной инстанции.

Не обжалованные решения арбитражного суда вступают в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.

В случае объявления в заседании резолютивной части решения датой принятия решения считается дата изготовления его судом в полном объеме (т.е. дата изготовления мотивированного решения).

Некоторые решения, вынесенные арбитражным судом субъекта Российской Федерации, вступают в законную силу в сокращенные сроки. Например, решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ст. 211 АПК РФ).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *