Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция)

23 ноября 2009 года N 261-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 402-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 12.12.2011 N 426-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 10.07.2012 N 109-ФЗ, от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 399-ФЗ, от 28.12.2013 N 401-ФЗ, от 04.10.2014 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 339-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 23.04.2018 N 107-ФЗ, от 19.07.2018 N 221-ФЗ, от 29.07.2018 N 255-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 26.07.2019 N 241-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    • Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона
  • Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • Глава 3. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров
    • Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
    • Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд
    • Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
    • Статья 14. Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований
  • Глава 4. Энергетическое обследование. Декларирование потребления энергетических ресурсов. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования
    • Статья 15. Энергетическое обследование
    • Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов
    • Статья 17. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов
    • Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования
  • Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)
    • Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)
    • Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)
    • Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд
  • Глава 6. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
    • Статья 22. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
    • Статья 23. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • Глава 7. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности
    • Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями
    • Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности
    • Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Глава 8. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Статья 27. Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • Глава 9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и ответственность за их нарушение
    • Статья 28. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    • Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
  • Глава 10. Заключительные положения
    • Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
    • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»
    • Статья 32. Утратила силу
    • Статья 33. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
    • Статья 34. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
    • Статья 35. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
    • Статья 36. О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
    • Статья 37. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
    • Статья 38. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»
    • Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»
    • Статья 40. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    • Статья 41. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
    • Статья 42. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
    • Статья 43. Утратила силу
    • Статья 44. Утратила силу
    • Статья 45. Утратила силу
    • Статья 46. Утратила силу
    • Статья 47. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 48. Заключительные положения
    • Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 50. Обеспечение реализации настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Содержание документа (полностью или выдержки)

23 ноября 2009 года

N 261-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

11 ноября 2009 года

Одобрен

Советом Федерации

18 ноября 2009 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ,

от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 11.07.2011 N 197-ФЗ,

от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ,

от 06.12.2011 N 402-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 12.12.2011 N 426-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 10.07.2012 N 109-ФЗ, от 25.12.2012 N 270-ФЗ,

от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 399-ФЗ, от 28.12.2013 N 401-ФЗ,

от 04.10.2014 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 339-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ,

от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ,

от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ,

от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 23.04.2018 N 107-ФЗ,

от 19.07.2018 N 221-ФЗ, от 29.07.2018 N 255-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ,

от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 26.07.2019 N 241-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);

2) вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

3) энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

4) энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

5) класс энергетической эффективности — характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

6) бытовое энергопотребляющее устройство — продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;

7) энергетическое обследование — сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

8) энергосервисный договор (контракт) — договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

9) организации с участием государства или муниципального образования — юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

10) регулируемые виды деятельности — виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, — лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;

12) застройщик — лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

13) декларация о потреблении энергетических ресурсов — документ, содержащий информацию об объеме используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и об энергетической эффективности указанных органов и учреждений.

(п. 13 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

2. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

4. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;

5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;

6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

7.1) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам);

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

7.2) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов;

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

7.3) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;

(п. 7.3 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

9) установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;

11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

12.1) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования;

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 107-ФЗ)

13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;

14) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

14.1) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

14.2) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;

(п. 14.2 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Примечание.

Ст. 6.1 распространяется на полномочия, которые не переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления соответствующими федеральными законами (ФЗ от 13.07.2015 N 233-ФЗ).

Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

7) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 настоящей статьи, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут осуществляться подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, к деятельности которого относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

(часть 2 введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 255-ФЗ)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;

5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

Куда движемся? 261-ФЗ 2009–2018

В 2013 году я уже проводил анализ хода реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на страницах «Электротехнического рынка». Что же изменилось с тех пор? Удалось ли достигнуть намеченных в 2009 году результатов? Удалось ли сделать Россию энергоэффективной страной? Удалось ли изменить сознание жителей и достичь бытового энергосбережения? Сначала предлагаю вернуться к азам, к тому с чего все начиналось.

Сразу после образования нового государства, Российской Федерации, было принято ПП РФ № 371 «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов». Однако о каком-то серьезном исполнении данного документа в «лихие 90-ые» речи не шло. В середине 1990-ых, во время передела собственности и внутренних военных конфликтов Правительство РФ повторно озаботилось вопросами снижения энергоемкости отечественной экономики. 03.04.1996 году был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении».

Данный ФЗ уже был более детально проработан, в частности, там были определены такие понятия как:

  • энергосбережение;
  • энергосберегающая политика государства;
  • эффективное использование энергетических ресурсов и т.д.

Основной целью в области энергоэффективности государство определило снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.

К сожалению, в целом положения данного закона носили в основном декларативный характер. В результате, в очередной раз не случилось становления отечественной экономики на энергоэффективные рельсы.

И только в 2009 году Правительством В. В. Путина впервые была проделана серьезная работа в данном направлении.

В 2009\2010 гг. были приняты следующие основные документы:

  • Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (РП РФ от 13.11.2009).
  • 261-ФЗ «Об энергосбережении…» от 23.11.2009.
  • План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ (РП РФ от 01.12.2009 № 1830-р).
  • Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (РП РФ от 27.12.2010).

Рисунок 1. Рейтинг энергоэффективности субъектов РФ
(Источник: Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации)

В первую очередь новый закон был ориентирован на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения. По сути, впервые была создана правовая основа для полноценной работы в данной отрасли. Основной целью в области энергоэффективности государство определило снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. Причем, цель не снизить выработку энергии на 40%. Цель — снизить рост энергозатрат ниже уровня роста ВВП. Всем бюджетным учреждениям была поставлена задача снижения потребления энергоресурсов в натуральном выражении на 15% в течение пяти лет (т.е. на 3% в год от уровня потребления в 2009 г.).

Кроме этого, практически все организации были обязаны провести энергетическое обследование, составить энергетический паспорт и зарегистрировать его в СРО и, затем, в Минэнерго России. Причем бюджетные организации 100% подпадали под это требование, коммерческие структуры в подавляющем большинстве. Также, ответственные структуры должны были до 01.01.2011 на 100% оснастить здания и сооружения приборами учета энергетических ресурсов.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» каждый регион и все муниципальные образования должны были разработать региональные и муниципальные программы энергосбережения соответственно.

Стоит отметить, что в целом итоги реализации государственной политики в области энергосбережения были неоднозначными. Порой завышенные требования к бюджетным учреждениям в виде критериев энергосбережения, которых было необходимо достичь. Отсутствие в организациях, да и в органах государственной власти, специалистов, четко понимающих, за счет чего можно достичь необходимых результатов. Отсутствие на начальных этапах реализации закона необходимых подзаконных актов, и, что самое главное, внятных и прозрачных механизмов финансирования всей этой работы.

Серьезная работа по становлению отечественной экономики на энергоэффективные рельсы была проделана впервые только в 2009 году Правительством В. В. Путина.

Однако уже к концу 2010 года можно было подводить первые итоги. Разумеется, тоже неоднозначные. Так, например, к этому времени было принято боле 20 нормативно-правовых актов федерального уровня, зарегистрировано порядка 40 саморегулируемых организаций (СРО) в области энергоаудита. На рынке появилось более 800 организаций, имеющих право на проведение энергоаудита.

Таблица. Состав членов СРО

На теме энергоаудита стоит остановиться чуть подробнее. После выхода 261-ФЗ в свет, число СРО в области энергообследований и, соответственно, энергоаудиторских компаний различного масштаба стало расти как на дрожжах (см. таблицу). Причем в первые 2–3 года качество работы более 70% подобных организаций было ниже всевозможных критериев. Энергетические паспорта «рисовали» по шаблону, без выездов на объекты и т.д. К тому же, сначала Минэнерго не могло оперативно обработать уже поступившие документы. Тем не менее, к концу 2012 года ситуация выровнялась. Регистрация поступающих документов в Минэнерго стала проводиться оперативно. С рынка были выдавлены недобросовестные энергоаудиторы.

При этом, в первые год-два действия закона бюджетные учреждения (образование, здравоохранение и т.д.) сравнительно легко достигли показателей 3–5%, порой и до 9% экономии к базовому году, за счет банального снижения энергорасточительности (закрывать окна зимой, закрывать воду после использования, выключать свет и т.д.). А вот в дальнейшем начались трудности, когда стало необходимо внедрять реальные мероприятия по энергосбережению. Причем, одним из основных вопросов стала недостаточность квалифицированного персонала, а, также, недостаточность или полное отсутствие финансирования по этому направлению.

После выхода 261-ФЗ в свет, число СРО в области энергообследований и соответственно энергоаудиторских компаний различного масштаба ста-ло расти как на дрожжах.

Кроме этого, к началу 2011 года только 60 субъектов РФ разработали и приняли региональные программы энергосбережения. Около, 900 муниципальных программ вообще еще находились в стадии разработки. За 2011–2012 годы этот вопрос удалось полностью закрыть. Однако значительная часть данных программ так и осталась шаблонной, к тому же не подкрепленной реальным региональным и внебюджетным финансированием. Т.е., в программу были внесены рекомендованные Минэнерго России шаблонные энергоэффективные мероприятия с шаблонными сроками и результатами внедрения, которые по факту никогда не исполнялись. А муниципальные чиновники предпочитали реальной модернизации кардинальные «топорные» методы. Например, вместо модернизации системы освещения в целях увеличения освещенности и снижения энергопотребления, по факту система вообще отключалась, пока не достигалась необходимая экономия. Как говорится: «и овцы целы, и волки сыты».

Рисунок 2. Регионы первой категории расчетной бюджетной обеспеченности

При этом стоит отметить, что данные Программы все же позволили зафиксировать первоначальное состояние дел в регионах и послужили фундаментом для дальнейшей энергоэффективной деятельности.

Действенным инструментом для развития энергоэффективной деятельности в регионах стала реальная финансовая помощь Минэнерго России. В период с 2011 по 2014 гг. Министерство в качестве Федеральной субсидии на условиях софинансирования выделяло до 500 млн руб. на регион (всего порядка 5 млрд руб. в год направлялось на эти цели). Несмотря на множество нюансов юридического и технического характеров за эти 4 года, как минимум, половина регионов, с вменяемыми «живыми» Программами энергосбережения и видением «узких» мест, а также четким пониманием, что конкретно и каким образом нужно исправить или модернизировать, смогли закрыть часть своих проблем. Было модернизировано большое количество котельных, в бюджетных организациях (школы, детские сады и т.д.) устанавливались индивидуальные тепловые пункты с погодным регулированием. Были проведены работы по реконструкции водоканалов и насосного оборудования в них в различных регионах страны. Были освещены современным энергоэффективным оборудованием системы уличного освещения, как в крупных городах областного значения, так и в маленьких отдаленных уездных городках и селах. В целом за эти 4 года было удовлетворено 144 заявки на 21,5 млрд руб. субсидий. Эти средства позволили привлечь 119,3 млрд руб. внебюджетного финансирования, то есть, на каждый бюджетный рубль привлечено 5,5 внебюджетного рубля.

В этой части, безусловно, были достигнуты успешные результаты. Данная политика позволила вокруг государственной финансовой поддержки и контроля аккумулировать также региональные и муниципальные бюджеты, привлечь значительные объемы внебюджетных средств. Результатом стали освещенные улицы, теплые школы и кое-где, даже спокойные зимние ночи коммунальщиков.

Все же далеко не все регионы по различным причинам сумели воспользоваться данной возможностью. Где-то не было достаточной бюджетной оснащенности, где-то специалистов или идей, а где-то все было по классику: «У России есть только две проблемы…».

Рисунок 3. Регионы второй категории расчетной бюджетной обеспеченности

Что касается установки приборов учета, данная задача в основном была решена в течении прошедших 10 лет, хотя добиться 100% обеспечения приборами учета энергоресурсов до сих пор так и не удалось. В основном процесс установки приборов учета был завершен в 2013 г. К 2018 году это направление стало более понятным, но не стало более прозрачным. Кроме этого, сама установка приборов учета, как фундамента энергосбережения, не принесла существенных результатов. Массовые скандалы и суды между участниками отрасли (потребители, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации) продолжаются и по сей день. Также, оприборивание не стало основой комплексного системного подхода к учету энергопотребления. Появилось множество разнотипных и разрозненных систем учета потребления энергоресурсов, которые не дают прозрачной картины. Серьезный подход в этом вопросе проявила только Москва. В соответствии с распоряжением Правительства г. Москвы № 403-РП от 14.07.2015 года была создана автоматизированная система учета потребления ресурсов, состоящая из единого вычислительного центра обработки, анализа, хранения и распределения информационных ресурсов и подключаемого к нему оборудования, которые обеспечивают сбор, обработку, передачу и хранение данных о тепловой энергии, горячей и холодной воде, электрической энергии, газе, потребляемых в многоквартирных домах, а, также зданиях и сооружениях социальной сферы города Москвы.

За 4–5 лет активного финансирования отрасли не удалось решить всех проблем и в активных регионах. В конце 2014 года случились зарубежные санкции в адрес нашей страны, в декабре произошел внутренний экономический кризис. В итоге финансирование этого направления было оперативно сведено к нулю как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном.

Вместо модернизации системы освещения, в целях увеличения освещенности и снижения энергопотребления, по факту система вообще отключалась, пока не достигалась необходимая экономия.

Соответственно, и вся фактическая деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности достаточно быстро сошла на нет.

В конце 2017 года данное направление вновь начало активизироваться. Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев отметил, что энергоэффективность на сегодняшний день является архиважной темой для России, невзирая на главенствующие роли в добыче угля, газа, производстве нефти, выработке электроэнергии. Во многих секторах отечественной экономики сохраняется огромный потенциал повышения энергоэффективности. Причем бюджетная сфера должна стать лидером в повышении энергоэффективности. Иначе нагрузка на бюджеты различного уровня и на обычных жителей не только сохранится, но и продолжит увеличиваться.

В свою очередь, энергосбережение было определено Министром энергетики РФ А. В. Новаком пятым видом топлива и условием развития экономики. При этом темп снижения энергоемкости ВВП на 2018 год является недостаточным и не позволяет достичь поставленных целей.

Рисунок 4. Регионы третьей категории расчетной бюджетной обеспеченности

Однако, в стране на государственном уровне все же была выстроена система управления энергосбережением за счет создания центров энергоэффективности в регионах (тут стоит отметить, что в некоторых регионах данные центры так и не были созданы, а в части регионов к 2018 году за ненадобностью уже закрыты), разработки и принятия соответствующих региональных законов и нормативно-правовых актов.

Новыми целями энергоэффективной политики государства были определены:

  • Формирование системы государственного управления энергоэффективностью, в том числе системы энергоменеджмента на федеральном уровне. В рамках данной системы предусматривается переход на отраслевой принцип управления и ответственности, формирование актуальных программ, внедрение отраслевых ключевых показателей эффективности. При этом региональные программы энергосбережения должны получить соответствующие kpi.
  • Технологическое и экологическое регулирование за счет перехода на энергоэффективные стандарты при строительстве, использование Наилучших доступных технологий (НДТ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ, новых информационных технологий, таких как Smart Greed, Цифровая подстанция и т.д.
  • Формирование экономических стимулов. В экономически развитом мире такими стимулами являются: акцизы, инвестиционные надбавки, плата за выбросы и т.д. Россия пока может похвастать штрафами и новой моделью рынка теплоснабжения. Минэнерго России же предлагает вновь вернуть субсидии регионам, как действенный и уже опробованный на практике инструмент.
  • Популяризация. За предыдущие 10 лет в России так и не сформировалось энергоэффективное сознание. И начинать тут, наверное, нужно с подрастающих поколений.

Также, в конце 2017 года энергосбережение было определено межотраслевой задачей, в виду чего данная отрасль потихоньку переходит в ведомство Минэкономразвития России.

В целом, реализация перезапущенной государственной политики в области энергоэффективно-сти, по мнению Минэкономразвития России, принесет целый ряд макроэкономических эффектов:

  • рост конкурентоспособности;
  • снижение себестоимости продукции;
  • технологическую модернизацию в целом ряде секторов, особенно в сфере ЖКХ;
  • выполнение экологических задач и обязательств;
  • высвобождение топливно-энергетических ресурсов и, в следствии, экономический рост.

В середине 2018 года в 261-ФЗ в соответствии с новым вектором государственной политики был внесен ряд изменений. Из положительных и долгожданных моментов следует отметить следующее:

  • С 2019 г. энергетическое обследование перестает быть обязательным и будет проводиться в добровольном порядке. Органы государственной власти наделяются обязанностью ежегодно представлять декларации с информацией о потреблении энергоресурсов в Минэнерго России.
  • На законодательном уровне закрепляются правила обработки, систематизации, анализа и использования информации, из энергопаспортов и деклараций о потреблении энергоресурсов. Также вводится административная ответственность за нарушение этих правил.
  • Экономия средств, достигнутая бюджетным учреждением за счет внедрения энергосберегающих мероприятий, будет использоваться для обеспечения жизнедеятельности этого учреждения, в т.ч. увеличения годового фонда оплаты труда.

Если еще раз вернуться к главному вопросу, каковы же итоги 10-летнего существования 261-ФЗ и реализации государственной политики в области энергосбережения, — тут нет однозначного ответа. Много было декларативного и шаблонного, в тоже время много было сделано реального, достигнуты реальные результаты, реализованы крупные инфраструктурные проекты. При этом не стоит забывать, что на реализацию государственной политики влияли различные внешние факторы: санкции и кризисы. При этом можно с уверенностью отметить, что появление 261-ФЗ «Об энергосбережении» и дальнейшая работа с ним — это безусловный плюс, как для российской экономики, так и для обычных жителей нашей страны. Надо двигаться дальше.

В итоге на сегодняшний день мы опираемся на следующие нормативные правовые акты Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Стратегические и руководящие документы:

  • Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (РП РФ от 13.11.2009 № 1715-р).
  • Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года (РП РФ от 08.01.2009 № 1-р).
  • ПП РФ от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».
  • ПП РФ от 11.02.2013 № 109 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Федеральные законы:

  • Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
  • Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
  • Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».

В заключение обратимся к Рейтингу энергоэффективности регионов Российской Федерации за 2017 год, который показывает нам, с каким багажом пришли к новому вектору энергоэффективности наши регионы. Субъекты разделены на 3 категории уровня расчетной бюджетной обеспеченности, определяемого в соответствии с ПП РФ от 22.11.2004 г. № 670.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *