Мировые судьи: компетенция, требования, предъявляемые к кандидату в судьи, порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи и особенности прекращения или приостановления полномочий

Мировые судьи в Российской Федерации в соответствии со ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в РФ» являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «О мировых судьях в РФ» и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. Компетенция мирового судьи регламентирована ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ».

Мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции:

  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ;
    дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи

Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.
Кроме того, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В соответствии с ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» на территории городов и районов Оренбургской области созданы 112 должностей мировых судей и судебных участков.

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесённые к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в РФ» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учётом положений ФЗ «О мировых судьях в РФ». Так, в соответствии со ст. 6 Закона Оренбургской области «О мировых судьях в Оренбургской области»: мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, имеющий возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Оренбургской области.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Оренбургской области освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Мировые судьи в Оренбургской области назначаются на должность решением Законодательного собрания Оренбургской области по представлению председателя Оренбургского областного суда, согласованным с губернатором Оренбургской области. Решением Законодательного собрания Оренбургской области кандидату на должность мирового судьи может быть отказано в назначении на должность в случае его несоответствия установленным законом требованиям и ограничениям, подтверждённым конкретными доказательствами. С рок полномочий мирового судьи при назначении на должность составляет три года. По истечении этого срока при повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на десять лет в порядке, установленном для первоначального назначения, за исключением сдачи квалификационного экзамена. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ», с учётом требований ст. 8 ФЗ «О мировых судьях в РФ». Полномочия мирового судьи в Оренбургской области могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей Оренбургской области в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ». При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Аппарат мирового судьи Оренбургской области предназначен для непосредственного обеспечения деятельности мирового судьи и состоит из главного специалиста (помощника мирового судьи), ведущего специалиста (секретаря мирового судьи), специалиста первой категории (секретаря судебного заседания). В целях технического обеспечения деятельности мирового судьи в штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Структура и предельная штатная численность аппарата мирового судьи утверждается губернатором Оренбургской области.

Штатное расписание и должностные инструкции аппарата мирового судьи утверждаются приказом председателя комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области. Мировой судья по отношению к работникам аппарата наделён полномочиями руководителя, за исключением права приёма на государственную службу и увольнения с неё. Материально-техническое обеспечение, обеспечение транспортными средствами, а также организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений мировых судей осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области.

Подбор и расстановку кадров аппарата мирового судьи, непосредственно обеспечивающих судебную деятельность, приём их на государственную службу осуществляет комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области на конкурсной основе, если иное не предусмотрено федеральным законом, из числа кандидатур, представляемых мировым судьей. Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области создаётся указом губернатора Оренбургской области и действует на основании утверждённого им положения. Структура и предельная штатная численность данного комитета утверждаются губернатором Оренбургской области. Финансирование расходов по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, расходов по содержанию аппарата мирового судьи и комитета по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области предусматривается ежегодно отдельной строкой в областном бюджете Оренбургской области.

Комментарии 9

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕЙ

Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства.

Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда — единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена.

Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы

Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

комментарий к Конституции Российской Федерации — под общ. ред. Кудрявцева Ю. В.

1. Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации — Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 128 Конституции, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной власти в лице судей выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судебных органов и назначать судей иных федеральных судов в порядке, установленном законом. Это, несомненно, повышает авторитет судебной власти и ответственность самих судей.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания — Совета Федерации.

Процедура согласования главой государства кандидатур на высшие судебные должности с верхней палатой парламента существует и в других странах, например с палатой лордов (Великобритания), Сенатом (США).

Порядок образования высших судебных органов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. К кандидатам в судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда помимо требований, установленных ст. 119 Конституции, могут быть предъявлены и дополнительные требования, указанные в федеральном законе (см. комментарии к соответствующим статьям). Судьей федерального военного суда может быть лишь лицо, находящееся на военной службе, имеющее офицерское звание, сдавшее квалификационный экзамен и не допустившее порочащих его поступков.

Порядок представления кандидатур на рассмотрение Совета Федерации, их обсуждения в комитетах и комиссиях, а также процедура назначения их Советом Федерации установлены Регламентом Совета Федерации.

Палата вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, однако без нового представления Президента назначение судьи состояться не может.

Кандидатуры судей Конституционного Суда определяются Президентом самостоятельно. Часть 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447) предусматривает возможность предложения Президенту таких кандидатур членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Эти предложения могут учитываться Президентом, но не связывают его.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда рассматривается Советом Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Назначенным на должность судьи считается тот, кто получил при голосовании большинство общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место вносится Президентом Российской Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Конституционный Суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

При укомплектовании Конституционного Суда важнейшее значение приобретает эффективное взаимодействие Совета Федерации с Президентом при выдвижении и утверждении новых кандидатур на судейские посты. Между тем в конце 1994 г. на этом пути встретились серьезные помехи. После того как в июле 1994 г. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят, потребовалось провести довыборы судей, с тем чтобы доукомплектовать Суд до нового численного состава. Однако вследствие разногласий между Советом Федерации и Президентом по поводу предлагаемых кандидатур на судейские посты процесс укомплектования Суда затянулся. Даже когда Совет Федерации 24 октября 1994 г. утвердил достаточное количество членов Суда для обеспечения необходимого кворума, судьи так и не смогли приступить к работе, так как согласно переходным положениям нового Закона они были вправе избирать своего Председателя лишь после укомплектования Суда до полного состава. Это произошло лишь в конце января 1995 г. В результате Председатель Суда был избран лишь в начале февраля 1995 г., а рассмотрение первого дела новым составом состоялось лишь 23 марта 1995 г.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном Суде (ст. 17 и 18).

Председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на свои должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, равно как и другие судьи — члены этих Судов, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом может быть запрошено мнение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Наличие такого мнения необходимо также, если возникает вопрос о приостановлении или прекращении полномочий судей высших разрядов судебной иерархии.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по ее решению (ст. 8 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. — СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589).

2. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Если возникает вопрос о приостановлении или прекращении полномочий председателей либо заместителей председателей судов субъектов Российской Федерации, соответствующих арбитражных судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил, то этот вопрос рассматривается и решается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. В отношении всех других судей вопрос о приостановлении или прекращении полномочий решает соответствующая квалификационная коллегия (п. 1, 12 и 13 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г.).

3. В части 3 комментируемой статьи сказано, что полномочия, порядок образования и деятельности высших судебных органов и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, что имеет основополагающее значение для авторитета судебной власти и обеспечения ее независимого правового статуса. Такие законы приняты. Это Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (см. комментарий к ст. 125); Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. (см. комментарий к ст. 127) и Федеральный конституционный закон (проект разработан и прошел первое чтение в июле 1995 г.) «О судебной системе Российской Федерации» (см. комментарий к ч. 3 ст. 118 и к ст. 126).

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева)

1. Содержание ч. 1 и 2 комментируемой статьи повторяет предписания п. «е» ст. 83 и п. «ж» ст. 102, в которых определены полномочия Президента РФ и Совета Федерации по назначению судей. Однако в отличие от этих предписаний, которые не обозначают ни необходимость, ни формы регулирования порядка осуществления полномочий по назначению судей, комментируемая статья обязывает законодателя, во-первых, урегулировать отношения, связанные с назначением судей как высших, так и всех других судов на основе федерального закона и, во-вторых, определить полномочия, порядок образования и деятельности всех федеральных судов в федеральном конституционном законе. Последнее согласуется с ч. 3 ст. 118 Конституции, обязывающей установить судебную систему РФ — в дополнение к судам, учреждаемым самой Конституцией, — именно таким законом. Из этих конституционных положений вытекает, что в отличие от порядка назначения федеральных судей и осуществления конституционных полномочий Президента и Совета Федерации по их назначению, определяемого федеральным законом (см. Закон о статусе судей), вопросы судебной организации составляют предмет федерального конституционного закона (см. Закон о судебной системе РФ).

2. В действующем законодательстве, однако, указанное разграничение сфер регулирования, осуществляемого в федеральных законах и федеральных конституционных законах, проводится недостаточно последовательно. В Законе о судебной системе РФ закреплено, как того требуют конституционные предписания, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, высших судов общей юрисдикции в субъектах Федерации, районных судов, военных судов, Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов, а также специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Вместе с тем доконституционное законодательство об устройстве судов общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, до сих пор не обновлено, и в отношении их полномочий, порядка образования и деятельности продолжает действовать Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», т.е. эта область не урегулирована федеральным конституционным законом. Единственное исключение представляет собой Закон о военных судах. Военные суды согласно ст. 22 Закона о судебной системе РФ, являясь федеральными судами общей юрисдикции, создаются по месту дислокации вооруженных сил, т.е. по территориальному принципу. Причем данный Закон регулирует полномочия всей системы военных судов, в том числе полномочия Президиума ВС РФ по делам, подсудным военным судам, Военной коллегии ВС РФ, его председателя и заместителей, т.е. и должностных лиц, и структурных подразделений высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции. В результате в этой части их полномочия легитимированы актом уровня федерального конституционного закона, в то время как аналогичные полномочия Президиума ВС РФ и его коллегий по гражданским и уголовным делам не имеют закрепления в федеральном конституционном законе.

В то же время процедура внесения актуальных изменений в доконституционное законодательство о судоустройстве должна учитывать требования комментируемой статьи о форме актов, устанавливающих полномочия, порядок организации и деятельности федеральных судов. С момента вступления в силу Конституции внесение таких изменений, как и новое урегулирование в данной области, — предмет федеральных конституционных законов соответственно тому, как определяются в федеральном конституционном законе, например, аналогичные параметры судебной организации применительно к системе арбитражных судов*(1190). Иное противоречит как ст. 128 Конституции, так и принятому на ее основе Закону о судебной системе РФ.

3. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.01.2004 N 1-П*(1191) дал толкование требованиям комментируемой статьи о закреплении полномочий, порядка организации и деятельности судов в актах уровня федерального конституционного закона.

Конституционный Суд исходил из того, что такие законы отсутствовали в правовой системе РФ до вступления в силу Конституции 1993 г. и что согласно ее «Заключительным и переходным положениям» другие правовые акты, действовавшие ранее на территории РФ, не противоречащие Конституции, признаются действующими и применяются, а согласно ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ проверка конституционности нормативно-правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции, производится Судом только по содержанию норм, и потому Конституционный Суд не устанавливает соответствие таких актов Конституции по форме, в том числе в зависимости от того, являются ли они федеральными или федеральными конституционными законами.

Следовательно, принятые до вступления в силу Конституции акты, которыми определяются полномочия, порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции, не могут быть признаны неконституционными лишь на том основании, что по форме они не являются федеральными конституционными законами.

В то же время Конституционный Суд признал, что законодатель, не закрепив полномочия, порядок организации и деятельности судов в федеральном конституционном законе, не выполнил требования ст. 128 Конституции. Причем такая позиция была сформулирована Судом при проверке конституционности норм ГПК в части закрепления полномочий Верховного Суда РФ по осуществлению нормоконтроля, т.е. при определении предметной подсудности дел. Отсюда следует, что Конституционный Суд достаточно широко толкует понятия «полномочия» и «порядок деятельности» судов: ими охватываются не только данная в Законе о судебной системе РФ общая характеристика различных судов общей юрисдикции как судов определенной инстанции и их иерархическое соотношение как вышестоящих и нижестоящих, но и подведомственность дел, которая до сих пор определяется в российском процессуальном законодательстве — УПК и ГПК.

Изменения, вносимые в доконституционные законы по предмету, указанному в ст. 128 Конституции, также требуют их принятия в форме федерального конституционного закона. Согласно приведенной правовой позиции КС РФ, он рассматривает данную форму акта как необходимую даже при регулировании полномочий судов общей юрисдикции, закрепленных в процессуальном законе. Отсюда фактически следует, что принятию процессуальных кодексов должно предшествовать определение в федеральном конституционном законе полномочий (подсудности) судов, что согласно ст. 128 составляет предмет не только процессуального, но и судоустройственного регулирования*(1192).

4. Понятие «полномочия, порядок организации и деятельности» судов не включает в себя учреждение конкретного судебного органа, который создается и упраздняется (согласно ст. 4 Закона о судебной системе РФ) федеральным законом. Акты данного уровня закрепляют образование, реорганизацию или ликвидацию конкретного суда, например, при увеличении числа судов, или их слиянии в связи с изменением административно-территориального деления или числа субъектов Федерации. В таком же федеральном законе могут быть решены вопросы дислокации, переименования, штатной численности суда.

Требование решения этих вопросов только федеральным законом, а не подзаконными актами, так же как и предписания ст. 128 Конституции о необходимости принятия актов по перечисленному в ней предмету регулирования в форме федеральных конституционных законов, является гарантией субъективного права каждого на рассмотрение его дела судом, к компетенции которого оно отнесено законом (см. комментарий к ст. 47), а также гарантией независимости и стабильности судебной власти и судебной системы.

Кто назначает судей мирового суда

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

(в ред. Федерального закона от 30.11.2004 N 142-ФЗ)

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

ЗАКОН «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 26 июня 1992 года N 3132-1

Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Мировой судья. Порядок назначения на должность, полномочия

Мировой суд – это первичное (низшее звено) судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК. Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

Мировой судья – это низшее должностное лицо судебной системы, назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Указанный Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока.

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела: 1)о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;


7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда, структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ. В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ. Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

Принцип назначаемости судей на должность

Конституция РФ в ст. 128 указывает, что судебный корпус в стране формируется путем назначения гражданина на должность судьи. Назначение на высшие судебные должности в законном порядке: Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ назначает на должность Председателя Верховного суда РФ; по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного суда РФ, Совет Федерации назначает на должность заместителей Председателя Верховного суда и других судей Верховного суда; председатели, их заместители и судьи судов субъектов РФ, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются непосредственно Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов РФ.


Ст. 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что судьей районного (городского) суда может быть гражданин РФ, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

В отличие от назначаемых судей, мировые судьи избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Судьи районных судов, военные судьи (гарнизонов, армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Судьями вышестоящей судебной инстанции могут быть граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, а судьями Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ – достигшие тридцатипятилетнего возраста и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Федеральный закон может установить дополнительные требования к кандидатам в судьи всех судов. Следует отметить, что независимо от того, каким путем происходит назначение на должность судьи, ни один из них не может быть представлен к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Все они обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Прекращение полномочий судьи допускается только по решению квалификационной коллегии судей.

Просмотров 1891

Эта страница нарушает авторские права

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *