На каком расстоянии от дороги можно строить дом: норматив СНиП для жилых построек

Здания и дороги в пределах города растут с каждым годом. В процессе строительства и проектирования необходимо узнать допустимое расстояние от жилого дома до дороги (нормы описаны в СНиП). Забор необходим каждому дому для создания комфортных условий внутри двора. При его установке рядом с дорогой следует придерживаться строгих норм и правил.

Расстояние от дороги

Основные требования

Расстояние от дома до дороги должно соответствовать правилам в городах, поселках и в сельских поселениях. Во внимание берутся социальные нормативы, необходимые для обеспечения комфортного передвижения в СНТ и ИЖС.

Пассажирский и грузовой транспорт не должен причинять неудобств жителям домов.

Современное село

При проектировании рассчитывается минимальное расстояние с учетом обеспечения путей для пешеходов и возможности беспрепятственного передвижения пожарных машин к любому из зданий. Учитываются также пристроенные помещения. Пожарная автолестница или подъемник должны давать сотрудникам доступ к любой из квартир или помещений другого типа как в городе, так и в сельском поселении.

Законодательством диктуются следующие нормативы расстояния от дороги до угла строения:

  • до восьми метров – здание до 10 этажей;
  • до десяти метров – для многоквартирного дома выше 10 этажей.

СНиП 30-02-97 с изменениями 2018 года и СП 53.13330.2011 также не разрешают устанавливать в данной зоне воздушные линии или сажать деревья. Дистанцию до проезжей части необходимо соблюдать, так как она необходима для тушения пожара. Однако допускается также организовать другое движение по данному участку.

Деревенская территория

Справиться с огнем можно с внутренней части двора. Дополнительно к многоквартирному дому потребуется обеспечить заезд с двух сторон. Благодаря этому удастся доказать экспертизе правильность ведения застройки. В процессе строительства потребуется также соблюдать другие действующие нормы и правила.

Расстояние от дороги до дома по нормам СНиП

В утвержденных правилах законодательством диктуются следующие нормативы расстояния от автодороги до угла многоквартирного дома (МКД) или частного малоэтажного строения:

  • от частного дома до дороги должно быть не менее 5 метров;
  • до переулка или проезда – не менее 3 метров;
  • если проектируют многоэтажку, то расстояние от дороги потребуется увеличить до 8–10 метров.

Нормы в СНТ, ЛПХ и ИЖС согласно СНиП

От бровки трассы до дачных поселков должно быть не менее 25, а до жилых строений – 50 м. Если речь идет о трассе федерального значения, то данные показатели удваиваются.

Согласно Градостроительному кодексу должны соблюдаться следующие нормы и правила. При этом учитывается объединенная ширина улиц в красных линиях:

  • обычная улица – более 15 метров по ГОСТу;
  • расстояние для передвижения любого транспорта – 9 метров;
  • поворот или разворот дороги – 6 метров согласно ГОСТу;
  • проезжая часть и улица – 7 м, только проезд – 3,5 м.

Схема расположения построек

В городе разъездная площадка должна составлять не менее 15 м. Ширина при этом фиксируется на уровне 7 м. В ее состав также входит ширина непосредственно самой проезжей части. Расстояние между такими площадками и перекрестками должно составлять не менее 200 м.

Дома в СНТ и ИЖС по разным сторонам дороги должны быть на удаленности не менее чем 5 м, по сторонам проулка – не менее чем 3 метра. Также должна быть организована тропинка для пешеходов. В процессе подсчетов учитывается только ширина дорожного полотна в метрах по ГОСТу.

Если нет возможности установки пешеходного перехода, то люди должны передвигаться с соблюдением норм ПДД.

Благодаря этому удастся организовать безопасность на дороге для обеих сторон.

Дистанция по закону

Особенности расположения многоквартирного дома

Если в доме несколько этажей, то учитывается не только расстояние от забора до стен, а также до следующих площадок:

  • игровые для детей младшего возраста – 12 м;
  • для отдыха взрослых – 10 м;
  • для спортивных занятий – 10 м;
  • постройки для хозцелей – 20 м;
  • для выгула собак – 40 м;
  • стоянка машин – 10 м.

Размещение строений на дачном участке

В требованиях прописаны также другие нормативы:

  • от проезжей части трассы до жилого сектора должно быть не менее 50 м;
  • если дополнительно вокруг трассы устанавливаются щиты с функцией защиты от шума, то расстояние можно сократить в два раза;
  • организация проезда внутри района – от 25 м;
  • 8 м от стен здания остается для проезда пожарных машин. Для них достаточно полотна в 6 м;
  • от окон первого этажа до проезжей части дороги должно быть не менее 8 метров. До внутренних проездов – 3 м.

Общественная норма также предполагает наличие пешеходного перехода возле глухой стены. Он используется и для беспрепятственного проезда пожарных машин. К жилым домам также должен иметься доступ для специального транспорта.

Постройки на участке

Нормы соседства жилого дома и железнодорожных путей

Расстояние от железной дороги до жилого дома должно проектироваться с учетом необходимости создания санитарной зоны. Ее минимум составляет 100 м. Если дополнительно возводится шумоизолирующее ограждение или полотно находится в овраге, то допускается сократить величину в два раза. Строительство зданий в СНТ и ИЖС, гаражей и других сооружений допускается выполнять сразу после того как закончилась санитарная зона.

При расчете расстояния на сортировочных станциях используется величина активности грузооборота. Анализируются также уровень шума и степень горючести используемого сырья.

Дистанции от ограждения

Какое расстояние отступать от трассы федерального значения?

Дороги относят к данному типу в том случае, если в течение суток по ним проходит минимум 1400 машин. Строительство таких трасс находится под контролем действующего законодательства.

Автодороги проектируют строго с соблюдением ГОСТ, санитарных и строительных норм (СанПиН и СНиП). Железнодорожные полотна для поездов также размещают на максимальной удаленности от городских и сельских поселений. Это требование закона. На основании его рассчитывается, на каком расстоянии от дороги можно строить частный дом.

Норма сооружения придорожной полосы не должна включать следующих объектов:

  1. Строений, используемых для обслуживания транспортных средств.
  2. Зданий, в которых будут жить люди.
  3. Общественных и других строений, которые не используются в процессе обслуживания магистрали.

Красивая природа на даче

При выборе ширины придорожной полосы потребуется учесть класс дороги:

  • 1-й – 2-й класс – от 75 м;
  • 3-й – 4-й класс – от 50 м;
  • 5-й класс – 25 м;
  • объездная трасса или дорога вокруг населенного пункта с населением до 250 человек – 100 м;
  • объездная автодорога вокруг города с более чем 250 жителями – 150 м.

Строительство зданий любого типа возможно по закону РФ только за пределами придорожной полосы. К данной группе относятся здания с общественным назначением. К примеру, здесь можно соорудить магазин или придорожное кафе.

Иные нормы

До дома должно выдерживаться нормативное расстояние в случае необходимости возведения других построек.

В деревне

Расстояние измеряется от ближайшей стены. Оно должно составлять:

  • до туалета – 12 метров;
  • до теплицы – 1 метр;
  • до ближайшего жилого дома – 6 метров;
  • до бани, которая использует наружный тип стока, – 8 метров;
  • до вольеров с домашней птицей на участке в деревне – не менее 12 м;
  • до компостной ямы для туалета – 20 м. Местоположение дополнительно согласовывается с наличием колодца или скважины. Благодаря этому удастся сохранить воду чистой и пригодной для использования;
  • от гаража до ограждения – не менее 1 м;
  • туалет не должен находиться рядом с забором. От него следует отступить не менее чем на 1 м. Допускается соприкасаться туалетам и сводить их в одну выгребную яму. Однако данный процесс предварительно согласовывается с другими собственниками.

СНиП также содержит ряд рекомендаций, которым необходимо следовать в процессе посадки кустарников. Высокие сорта могут беспрепятственно расти на расстоянии до 2 м от забора.

Для высоких насаждений (плодовых деревьев) придется отступить не менее 4 м.

Измерение необходимо производить от середины ствола. Только в таком случае удастся получить корректные данные.

Таблица удаленности построек на участках ИЖС и СНТ согласно нормативам СНиП.

Объект До забора соседей, м До границы соседнего участка, м
Туалет 1 1
Гараж 1 1

В заключение

Расстояние от дороги до забора и другие нормативы целесообразно соблюдать не только в пределах одного участка. Планировка в сельской местности или на дачном участке всегда согласовывается с соседской. Немаловажное значение имеют тип и расстояние до ограждений в сельской местности или на даче в деревне. При четком следовании нормативам удастся свести к минимуму дискомфорт и споры с соседями в коттеджном поселке или на даче в садовом товариществе.

Зимой

Правильно подобранное расстояние от жилой постройки до дороги учитывает класс последней, интенсивность движения и необходимость получения доступа к постройкам служебными машинами в частном секторе. Благодаря простым правилам удастся построить сооружение, которое будет отвечать всем нормам безопасности.

Изменение 5 ТКП 45-3.03-227-2010 ВВЕДЕНО приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17 января 2017 г. № 6.

Изменение 5 ТКП 45-3.03-227-2010

Разместил: goolybad Категория: ТКП
Размер: 288.42 KB Раздел:
Дата: 16.03.2017 Скачали: 34

Улицы населенных пунктов

Строительные нормы проектирования

дополнить строкой:

«Приложение Г (рекомендуемое) Фрагменты устройства пониженного борта проезжей части «.

Раздел 2 дополнить ссылками:

ТКП 17.08-03-2006 (02120) Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах

ТКП 17.11-10-2014 (02120) Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения со строительными отходами

ТКП 543-2014 (02190) Железнодорожные переезды. Правила проектирования, устройства и эксплуатации

ТКП 45-2.02-138-2009 (02250) Противопожарное водоснабжение. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-2.02-242-2011 (02250) Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы проектирования

ТКП 45-4.04-287-2013 (02250) Наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов. Правила проектирования».

Пункт 3.15 Исключить слово: «(уширение)».

Пункт 3.21, примечание. Исключить слова: «(жилых зон)».

Раздел 3 дополнить терминологической статьей — 3.37:

«3.37 градостроительный проект (градостроительная документация): По «.

Пункт 5.1.1 Третий абзац изложить в новой редакции:

«Расстояние между линиями регулирования застройки, а при их отсутствии — между границей наземной (подземной) части здания, сооружения и красными линиями для проектируемой застройки должно составлять, м, не менее:»;

дополнить абзацем:

«Допускается уменьшать указанные расстояния при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании, а также определении оценки воздействия на атмосферный воздух физических и химических факторов».

Пункт 5.1.6, второй абзац. Заменить слова: «шириной 3,75 м» на «шириной, равной ширине основных полос движения проезжей части».

Пункт 5.1.8 изложить в новой редакции:

«5.1.8 К рекам и водоемам следует предусматривать проезды для пожарных машин в соответствии с требованиями ТКП 45-2.02-138».

Пункты 5.3.11 и 5.3.12 изложить в новой редакции:

«5.3.11 Тупиковые проезды следует заканчивать разворотной площадкой размерами 15×15 м или кольцом с радиусом закругления по оси проезда не менее 8 м. В стесненных условиях допускается устраивать разворотные площадки размерами 12×12 м или кольца с радиусом закругления по оси проезда не менее 5 м.

5.3.12 При проектировании местных проездов, пешеходных путей (тротуаров, пешеходных дорожек и т. п.) следует предусматривать возможность проезда по ним специальных транспортных средств (пожарных, милиции, обслуживающих транспортных средств и т. п.) к жилым и общественным зданиям. Проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки следует предусматривать с учетом обеспечения возможности сквозного проезда для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта. Расстояния от края проезда (тротуаров, пешеходных дорожек и т. п.) до стены здания, как правило, следует принимать не менее 5 м — для зданий высотой до 30 м включ. и не менее 8 м — для зданий высотой более 30 м. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Минимальная ширина проезда для пожарной техники должна составлять 3,5 м. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Проезды или пригодные для проезда полосы следует предусматривать с двух продольных сторон многосекционных зданий и со всех сторон односекционных многоэтажных зданий».

Пункт 5.4.2 изложить в новой редакции:

«5.4.2 На магистральных улицах с обочинами тротуары или пешеходные дорожки допускается устраивать только вдоль границ застройки».

Пункт 5.4.6, второе предложение. Исключить слова: «или выемки».

Пункт 5.4.8 Первый абзац дополнить предложением: «Фрагменты устройства пониженного борта проезжей части приведены в приложении Г».

Пункт 5.6.3 изложить в новой редакции:

«5.6.3 Остановочные площадки маршрутных пассажирских транспортных средств на улицах с регулируемым режимом движения при отсутствии специальной полосы для маршрутных пассажирских транспортных средств следует устраивать в уширениях проезжей части в виде открытых карманов.

Глубину карманов следует принимать равной ширине основных полос движения проезжей части, длину отгонов уширения — не менее 25 м. В стесненных условиях глубину карманов допускается уменьшать до 2,5 м, длину отгонов уширения — до 10 м».

Пункт 5.6.4 дополнить предложением: «В исключительных случаях в стесненных условиях реконструкции и капитального ремонта (модернизации) допускается устройство остановочных площадок в уширениях проезжей части в виде открытых карманов глубиной, равной ширине основных полос движения проезжей части, с длиной отгонов уширения не менее 30 м без устройства переходноскоростных полос».

Пункт 5.7.5 Первый абзац изложить в новой редакции:

«5.7.5 Количество въездов (выездов) на автостоянки в одном уровне и парковки, размещенные на обособленной площадке, необходимо принимать в соответствии с требованиями ТКП 45-3.02-25».

Полный текст Изменения 5 ТКП 45-3.03-227-2010 можно скачать в pdf после регистрации

или посмотреть на следующих слайдах

Санитарный разрыв

В некоторых действующих документах можно встретить понятие санитарного разрыва. Что же это такое?

Стоит сказать, что это понятие довольно расплывчатое и устаревшее. Оно закреплено в действующей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74.

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарный разрыв определен как расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Как сказано в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Основные напрашивающиеся вопросы: по отношению к каким объектам устанавливаются санитарные разрывы и чем санитарный разрыв отличается от санитарно-защитной зоны?

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 упоминает понятие санитарных разрывов для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также территорий вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов. При этом далее по тексту СанПиН санитарные разрывы устанавливаются и для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, и для компрессорных установок, и для сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, и для воздушных линий электропередачи. Список неопределенный и разбросанный.

На практике границы санитарного разрыва не устанавливаются, это условная минимальная безопасная граница от источника химического, биологического и/или физического воздействия. В отличие от санитарных разрывов, санитарно-защитная зона (СЗЗ) – более ёмкое понятие. В ее границах уже устанавливаются ограничения по размещению или использованию объектов недвижимости или по использованию земельных участков для осуществления определенных видов деятельности.

В границах СЗЗ не допускается использования земельных участков в целях:

  • размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
  • размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями (см. п. 5 Правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222).

Решение об установлении СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы на основании заявления, проекта СЗЗ и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы по данному проекту.

В проекте СЗЗ указывается ее размер, границы (графическое описание и перечень координат поворотных точек), обоснование размеров и границ, перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ. На основании этого проекта уполномоченный орган выносит решение об установлении СЗЗ, а сведения о ее границах вносятся в ЕГРН.

В настоящее время идет подготовка заключительной редакции текста Проекта постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.____-18 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в котором понятие санитарных разрывов уходит в прошлое за ненадобностью.

Минимальное расстояние от жилого дома до дороги

Здравствуйте !

В соответствии с п. 6.9 и п. 6.19.СНиП 2.07.01-89 Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и требованиями разд. 9 настоящих норм, но не менее: до жилой застройки 100м, до садоводческих товариществ 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10м.

Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП 11-12-77, не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

Улицы и внутридворовые проезды должны быть выполнены согласно норм ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования».
Расстояние от края проездов и пешеходных путей до стены здания, как правило, следует принимать от 5 до 8 м. – для зданий высотой до 9 этажей и от 8 до 10 м. – для зданий высотой 9 этажей и более. Проезды следует предусматривать с двух продольных сторон многосекционных зданий и со всех сторон односекционных многоэтажных зданий (п. 5.3.12).

То есть, прокладка дороги на расстоянии 2 метров от Вашего дома является неправомерным.

Поэтому, Вы имеете право подать индивидуальную или коллективную жалобу в прокуратуру и в суд.
Смогу оказать услугу по составлению обоснованной жалобы и иска в суд.

С уважением Ф. Тамара

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *